Использование регионального компонента в образовательном процессе
статья по русскому языку

Кахужева Нафисет Султановна

Опыт работы по использованию регионального компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_regionalnogo_komponenta.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Нафисет Султановна Кахужева,

                                                             учитель русского языка и литературы

                                                             МБОУ  СОШ №3  Шовгеновский район

Использование национально-регионального компонента  

на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

                                                              (из опыта работы)

    В связи со стремлением в  XXI  веке к  гуманизации  образования главной задачей школы стало воспитание гуманной, всесторонне развитой личности. Один из путей ее решения – введение в систему образования, в том числе в уроки словесности, регионального компонента. На региональный компонент выделяется 10-15% рабочего времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

   Мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей  равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению  будущего.  Именно поэтому очень важно научить ценить, сохранить и развивать богатую историю и культуру народов России.

   Опыт моей работы по использованию национально-регионального компонента в  образовательном процессе обобщен на республиканском  семинаре «Профессиональная компетентность педагогов в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в условиях реализации ФГОС». Несмотря на разновидность культуры, речи, вероисповедания народов, проживающих в нашей республике, мы, учителя-словесники, должны дать детям возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого.

    Функция как языка межнационального общения,   единения     и   процветания народов  -   одна из  основных функций русского языка в полиэтническом регионе, каким издавна является Северный Кавказ, где представлено множество этносов, давших в древности историку Геродоту право с полным основанием утверждать, что Кавказ не только горы, но  и «гора языков»,

    Действительно, мы живем в уникальном крае, где сошлись языки народов адыгов, русских, армян, курдов и многих других национальностей. Моя школа тоже  является многонациональной. Здесь учатся адыгейцы, русские, украинцы, армяне, грузины, эстонцы.

    Обучение школьников с учетом региональных особенностей и местонахождения школы важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли.

    В последние годы издаются книги с рекомендациями использовать при изучении русского языка общекраеведческие и лингвокраеведческие материалы. К примеру, сборник изложений и сочинений для 10-11 классов   под редакцией проф. Р.Ю.Намитоковой «Кавказ и люди» стал, можно сказать, моей настольной книгой. Здесь богатый лингвокраеведческий материал с  планами изложений, заданиями творческого характера, образцы сочинений и комментарии к ним. Сборник используется  также на занятиях элективного курса по культуре речи.

   В целях воспитания чувства любви к родной природе и потребности ее защищать использую разработки элементов уроков учителя русского языка Л.В.Симоновой «Образы гор и рек в лирике адыгейских поэтов». Действительно, образы гор и рек являются основополагающими при восприятии Адыгеи и Кавказа в целом. В этом пособии систематизирован материал по данной теме.

   Региональный компонент содержания образования по словесности направлен на освоение учащимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, населяющих Республику Адыгея. Наш регион имеет ярко выраженные территориальные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому нужно учитывать эти особенности при обучении русскому языку и литературе.  

   Очень важно, чтобы богатейший и разнообразный языковой материал, рассматриваемый на уроке, представлял не только информативную, но и нравственно-эстетическую ценность. В связи с этим стараюсь шире использовать в основе текстового материала региональный компонент для возрождения лучших адыгских традиций и обычаев, многих элементов адыгского этикета.  

   Язык народа – это зеркало, которое в полной мере отражает мир людей, их быт, традиции и культуру в целом. В том числе культуру речи, являющуюся необходимым компонентом общей культуры человека. Проблемы, связанные с культурой речи, очень актуальны. На элективных курсах «Культура речи», «Искусство владеть словом» стараюсь предупредить грамматические, стилистические и логические ошибки в устной и письменной речи обучающихся. На местном материале СМИ привлекаю внимание к тому, как говорят и пишут журналисты, какие используют языковые средства. Таким образом развиваю языковое чутье, что прививает им вкус к хорошей и правильной речи.

   Несколько лет я работала  над авторской программой элективного курса «Лексика и фразеология», которая раскрывает перед учащимися возможности и значение фразеологизмов в русском и адыгейском языках, учит сравнивать, правильно понимать и  использовать устойчивые сочетания слов. Взаимосвязь языка с культурными традициями народа хорошо просматривается в сказках, легендах и во фразеологии. В пословицах и поговорках адыгов и русских содержится целостная теория о культуре речи, разработаны основные критерии определения хорошей речи.  Методическое пособие вышло отдельной брошюрой на республиканском уровне, рекомендуется преподавателям, ведущим элективные курсы. Здесь последовательное изложение   собственной методической системы.  Данный элективный курс занял первое место в районном конкурсе «Лучшая авторская программа элективного курса». Коллеги района и школы используют материалы пособия при организации элективных курсов.    По этой теме провела мастер-класс на республиканском фестивале педагогического мастерства «Созвездие – 2010».

   Для лингвистического анализа на уроках русского языка, различных видов работ  использую пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие на территории республики,   мини-тексты,   выбранных в соответствии с изучаемой темой из   произведений местных писателей.

   Анализ текстов особенно важен в VIII-XI классах. Местный  материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров,  в то же время он заставляет обучающихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский  долг, полюбить  родной край.

   Богатый языковой материал можно использовать при изучении частей речи.   Тем сочинений великое множество: «Любимый уголок природы», «Природа моего края», «Мой аул», «Моя улица», «Моя Адыгея», «За что я люблю свой аул  (село)?», «Береги родную природу». Сочинения-исследования «Из истории моей семьи», «Моя фамилия», «Почему меня так назвали?», «Топонимический словарь моей семьи» и т.д. стимулируют общение ребенка в семье, учат его ценить то, что составляет историю его жизни, историю его семьи, школы,   аула.

    В сочинении-рассуждении на тему «Что я могу рассказать об адыгах?» ученик 7 класса  Мирзов Заур пишет: «Я думаю, что такого неповторимого, красивого народа больше нигде не найдешь. И хотя каждый народ хорош по-своему, адыги для меня  самые близкие и интересные люди».

   На уроках литературы читаются стихи и проза адыгейских авторов. В связи с юбилеем республики и района проводились «Поэтические минутки» на тему: «Тихая моя родина», чтобы шире знакомиться с творчеством наших поэтов.  Лирика  обладает особой силой воздействия на душу, воспринимается  сердцем, и ученики начинают ощущать, что такое поэтический текст.

   Ежегодно в школе проводятся Недели русского языка и литературы. Мои ученики принимают самое активное участие в предметных Неделях и занимают призовые места.

   На проведенной мною научно-практической конференции «Язык, его общественная значимость, развитие и происхождение» особое внимание было уделено вопросам возникновения и развития адыгской письменности, взаимовлияния адыгейского и русского языков.

   Старшеклассники рассуждали в своих творческих проектах, исследованиях о происхождении языка, живо обсуждали важные проблемы русского языкознания, сохранения и развития двух государственных языков РА – адыгейского и русского.  

   Традиционными стали Недели литературы. Вместе с членами клуба «Вдохновение» был организован час общения «В мире прекрасного», посвященный творчеству адыгейских художников Аси Евтых и Теучежа Ката. В качестве гостя и члена жюри в день поэзии был приглашен народный писатель Адыгеи  Исхак Машбаш. Учащиеся встретили его хлебом-солью, приветствовали танцами. Вся школа была рада встрече с известным адыгским писателем, чье перо не подвластно социально-политическим бурям и способно сеять «разумное, доброе, вечное». На конкурсе прозвучали  стихи  И.Машбаша,  дети задавали  вопросы по его творчеству, идеям, планам.

   Неделя языков была посвящена проблемам взаимосвязи и взаимовлияния русского и адыгейского языков, сохранения и развития адыгейского языка. Проведено много интересных мероприятий: конкурсы чтецов, газет, рисунков и сочинений на тему «Адыгея родная моя», выставка-ярмарка изделий адыгейской и русской кухни, конкурсы лингвистических сказок, олимпиады, научно-практические конференции.

   В рамках Недели языков с учителем адыгейской литературы я провела интегрированный открытый урок «Кавказ в лирике адыгейских и русских поэтов». Прозвучали стихи С.Яхутля, А.Хаткова, В.Высоцкого, Х.Андрухаева, Д.Сухарева и др.   Урок получился очень эмоциональный. Исследуя лирические произведения, учащиеся постарались понять творческий замысел поэтов, научились сами видеть, ощущать природу и передавать свои чувства. Они приготовили также свои презентации.

   В этом учебном году круглый стол  «Язык родной – и первый, и второй», посвященный Международному дню родного языка собрал старшеклассников, учителей-словесников, представителей общественности.   Обсуждались проблемы сохранения языков, состоялся диалог культур, и это говорит об интересе к народной культуре, о ее развитии и процветании.

   Уже ряд лет являюсь муниципальным координатором по распространению знаний о  МГП  в образовательных учреждениях Шовгеновского района. Для учителей адыгейской и русской литературы, истории и ОБЖ  мною   проведен открытый урок по литературе в 6 классе с использованием информационных технологий по УМК «Вокруг тебя – Мир» (тема «Давайте поклоняться доброте!» по повести Л.Н.Толстого «Детство»). И опять пришел на помощь мудрый воспитатель – родной язык! Достаточно помочь ребенку усвоить глубокий смысл, заключенный в пословицах и поговорках (ШIу  шIэри псым хадз – Сделай добро и брось в реку, Зыгу  шIум инэгу шIу – У кого душа добрая, у того и лицо красивое), без назидательных бесед, уверяю, он станет добрым  по отношению к тем, кто его окружает, будет готов прийти на помощь в любую минуту. В словарной работе для толкования мы взяли наряду со словами милосердие, доброта, терпимость и т.д. слова адыгагъ, адыгэ хабз (дословно их можно перевести как адыгство).   Дети усвоили главное – это часть мировой культуры, которую необходимо вписать в само существо, в натуру, в поведение каждого человека. На уроке использованы произведения адыгейских и русских писателей. Урок был освещен СМИ, коллеги оценили его на высокую оценку.  

   Мои воспитанники – постоянные участники районных и республиканских конкурсов сочинений, исследовательских работ, научно-практических конференций, фестивалей, имеют публикации в детском журнале «Родничок».

   Кайтмесова Саида, ученица 11 класса, принимала активное участие в республиканской научно-практической конференции по проблемам становления и применения норм  МГП.  Ее сочинение «Из истории моей семьи» признано одним из лучших в конкурсе исследовательских работ.

    Саида считает тему памяти к своей истории, родной земле, к родословной очень актуальной, обеспокоена тем, что многие ее ровесники не знают своих корней:«О моей семье можно говорить бесконечно. Много людей, много жизней смешалось в ней. Я последнее звено той череды человеческих судеб и постараюсь  стать достойной продолжательницей своего рода».

   Интересную историю о происхождении своего рода поведала ученица 10 класса Кагазежева Марзят на республиканской научно-практической конференции «Русская словесность и культура современного общества».

   Сочинение ученицы 10 класса Гуаговой Аси в районном конкурсе творческих работ «Мой язык – мое Отечество» признано лучшим и опубликовано в районной газете «Заря».  

                                  Родной язык! Он дорог мне, он мой,

                                  Но, как родной,  люблю я русский,

                                  Он нужен мне, как небо, каждый миг – такой эпиграф красноречиво говорит о значении, роли в жизни автора двух языков, - русского и адыгейского – ставших для нее родными. Ася призывает каждого беречь и обогащать свой язык на благо и процветание нашего огромного и чудесного Отечества, которое называется Россией. Моя ученица успешно окончила отделение литературного творчества филологического факультета  АГУ.

     Мирзова Зарина, ученица 7 класса, в сочинении, представленном на Всероссийском конкурсе, рассказывает о родном ауле Джерокае, утопающем в  зелени верб и акаций, о величавой и таинственной реке детства Фарсе, о  людях, прославивших район и республику и сделавших своим участием и трудом все, чтобы родной аул процветал, хорошел, благоустраивался

   Кагазежева Бэла в конкурсном сочинении на Неделе языков называет Адыгею цветущим уголком Кавказа, жемчужиной России. Такой ее сделал народ, живущий в дружбе и взаимопонимании.  Также Кагазежева на районном этапе конкурса по чтению вслух прозаического текста «Живая классика» с отрывком из произведения Н.Ю.Куека «Мать абадзехов» заняла 1 место, а на международном конкурсе «Звездочки Адыгеи» за эмоциональное чтение она была удостоена Диплома 1 степени.

    Осадзе Тамрико  в прошлом учебном году стала победителем на первом Всероссийском конкурсе сочинений в номинации «Когда на Земле бушевала война…» и получила Диплом 1 степени. Конкурс проводился в рамках Года литературы.  Творческая  работа Тамрико, написанное в жанре письма, вошло в  сотню лучших сочинений России и опубликована в Сборнике работ победителей (издательство «Русское слово», Москва). Свою любовь к литературе  ученица подтвердила  на региональном  этапе конкурса «Живая классика». Жюри присудило  Тамрико  первенство. В МДЦ «Артек»  она  представляла Адыгею на финальном, всероссийском этапе конкурса, вошла в полуфинал.  

    Рассказы «Чудо из кувшина», «Начался ледоход» и рисунки учениц 6 класса Устовой Дарины и Шнаховой Фатимы тоже повествуют о красоте родного края, о любви к прекрасным местам, о людях, с которыми они живут. Они опубликованы в   номерах республиканского детского журнала «Родничок».

   Многие мои выпускники успешно обучаются на национальном факультете АГУ, принимают активное участие в общественной жизни факультета. Тупцокова Лариса с отличием окончила данный факультет, выпустила два сборника - «Мэзэгурыс» и «Поэзия».   Стихи Ларисы – это размышления о любви, дружбе, назначении человека на родной земле.

   Нравственные идеалы адыгов и их использование в воспитании детей - одна из проблем, над которыми я работаю. Нахожусь в постоянном контакте с родителями,   провожу   внеклассные мероприятия   по возрождению национальных традиций, организую поездки по историческим местам.

   Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное, - актуальным. Мы делаем уверенные шаги по пути возрождения культуры народов Республики Адыгея. Впереди еще больше неотложных задач, на них необходимо сосредоточить все свои усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом «La réserve d`Ilmen» (использование регионального компонента с целью создания туристического буклета)

Разработка мастер-класса по французскому языку  предусмотрена для учащихся старших классов. С целью повышения интереса к изучению французского языка  и формирования коммуникативной компетенц...

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Храмы Апшеронского района. Материал длч проведения классного часа с использованием регионального компонента.

Данныи материал может быть использован для проведения классного часа, мероприятия, общешкольной линейки ит.д....

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...