Применение ИКТ на уроках регионального компонента на примере преподавания курса ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ 10-11 кл. Обобщение опыта
статья по истории по теме

Выступление на Муниципальной педагогической конференции «Региональный компонент содержания образования: нормативная база, опыт, творчество»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на уроках регионального компонента

на примере преподавания курса «История Карелии» 10-11 кл.

Алексахина Е.Л.учитель истории МБОУ СОШ №1

        Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии требуют от современной школы внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. В настоящее время создано большое количество разнообразных информационных ресурсов, которые существенно повысили качество учебной и научной деятельности. Использование различных способов подачи информации (изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных) позволяет сделать цифровой продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.

        В преподавании предмета НКР «История Карелии» в 10-11-х классах учитель сталкивается с серьезной проблемой отсутствия методической базы: нет методического пособия к учебнику, карт, тематических картин, практикум «Край, в котором мы живем» составлен для экспериментального учебника, имеет ряд недостатков. В таких условиях на помощь учителю в преподавании могут придти компьютерные технологии.         Использование ИКТ в обучении реализует несколько основных методов педагогической деятельности, которые традиционно делятся на активные и пассивные. Активные – это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль каждого ученика, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках темы, определяя последовательность их изучения. Примерами таких цифровых объектов могут быть:

- мультимедийный диск «Карельские каникулы» Карельского Центра культурных инициатив 2005 г., который дает возможность совершить виртуальное путешествие по 7 районам Карелии, посетив музеи, достопримечательности;

- «Кижи: музей- заповедник» (путеводитель, мультимедийная экскурсия, слайд-шоу), электронное издание. Петрозаводск, 2002 г.;

- моно-опера по мотивам «Калевалы» «Струн волшебных звон», аудиодиск, Петрозаводск, 2007 г.;

- DVD-диск «Карелия. Взгляд с высоты птичьего полета»- фотопутешествие по заповедным местам Карелии, дикторский текст  на  русском и английском языках, 2010 г.;

- «Карелия в прошлом и настоящем» (CD-диск с презентациями к экспериментальному учебнику).

        Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы). Презентация охватывает весь необходимый наглядный материал урока от схем, картин, тематических карт до выводов и сохраняет возможность для любого варьирования материала в зависимости от особенностей класса, его подготовленности и настроя.

        Мной разработаны презентации к курсу «История Карелии» 10 кл.:

- Археологические памятки каменного века на территории Кеми и Кемского района (на базе экспонатов музея «Поморье»);

- Корельская земля и ее соседи (п.3);

- Хозяйственное освоение Карелии (п.4);

- Присоединение Карелии к Новгородской республике (п.5);

- Военные действия на территории Карелии в XVII веке;

- Культура Карелии 16-17 вв.;

- Карелия в годы Северной войны (п.13);

- Карелия в середине и второй половине 18 века (п.14);

- Карелия в первой половине 19 века (п.15);

- Реформы 1860-1870-х гг. в Карелии (п. 18);

- Социально-экономическое развитие Карелии в пореформенный период (п.19);

- Поморские села (на основе исследовательских работ об истории села Подужемье «Кемский Китеж» А.Тури 2005 г. и об истории села Шуерецкое «Где Шуя серебро несет в залив» Т. Богдановой 2008 г.);

11 класс:

- Революционное движение в Карелии в 1905-1907 годах (п. 20);

- Наш край в условиях думской монархии (п. 21);

- Карелия в годы Первой мировой войны;

- Карелия: февраль 1917;

- Утверждение советской власти в Карелии (п. 25);

- Иностранная интервенция и гражданская война в Карелии (26-27);

- Социально-экономическая перестройка 1930-х годов (п. 30.);

- Освобождение Карелии (п. 38);

- Повседневная жизнь людей после войны (п. 42);

        Также я пользуюсь электронными материалами юных исследователей начальной школы о Кемском остроге и городке, Лепострове, об улицах нашего города, ресурсами,  размещенными на образовательных сайтах и распространяемых в рамках курсов по НРК, соблюдая право интеллектуальной собственности.

        В ходе преподавания курса мной осуществляются мини-проекты:

- учебные: по созданию коллекции ученических презентаций «Монастыри Карелии», «Культура Карелии XVIII века», «Культура Карелии XIX – XX вв.»,

- исследовательские: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и «Моя семья в 60-80-х гг. XX века».

        Знания, представленные в определенном контексте (фотографии, плакаты, рисунки, звуковые вставки, анимация, портреты и пр.), раскрывают предмет с разных сторон. Дидактический принцип наглядности позволяет, воздействуя на органы чувств, обеспечить более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала, развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерно для современного этапа развития цивилизации и приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым.

        Наглядные материалы отвечающие общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, способствуют скорости восприятия учебной информации, ее пониманию, усвоению и закреплению полученных знаний. Но существуют и определенные проблемы: чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи.

        Можно выделить некоторые преимущества проведения уроков НРК с ИКТ:

1. Решается вопрос с созданием, дополнением, расширением материальной базы наглядности.

2. Подбор материала для презентации урока можно осуществить непосредственно в соответствии с программой.

3. Самостоятельная работа учащихся над поиском и оформлением цифрового материала стимулирует их познавательный интерес к урокам истории Карелии.

4. Через образное восприятие, «погружение» в изучаемую эпоху достигается более глубокое запоминание исторического материала.

Использованная литература:

  1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  2. Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. 300 с.
  3. Шлыкова О.В. Культурный феномен мультимедиа и его возможности для учебного курса в гуманитарном вузе // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. М. 2003. C. 144-152
  4. Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. М., 3-6 ноября 1999.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ: Использование ИКТ на уроках регионального компонента (на примере преподавания курса «История Карелии» 10-11 кл.) Алексахина Елена Леонидовна учитель истории МБОУ СОШ №1г. Кемь

Слайд 2

Способы подачи информации: изобразительные, звуковые, условно-графические, видео, анимационные

Слайд 3

Практикум для самостоятельной работы учащихся УО РК, 2004 г. Карелия в прошлом и настоящем: пробное учеб. пособие для УО РК, 2005 г.

Слайд 4

мультимедийный диск «Карельские каникулы» Карельского Центра культурных инициатив 2005 г.

Слайд 5

«Кижи: музей- заповедник» (путеводитель, мультимедийная экскурсия, слайд-шоу), электронное издание. Петрозаводск, 2002 г

Слайд 6

«Струн волшебных звон» (аудиодиск, моно-опера по мотивам «Калевалы») Петрозаводск, 2007 г.

Слайд 7

«Карелия. Взгляд с высоты птичьего полета» (DVD-диск, фотопутешествие по заповедным местам Карелии, дикторский текст на русском и английском языках, 2010 г.

Слайд 8

Презентации к курсу «История Карелии» 10 кл.: Археологические памятки каменного века на территории Кеми и Кемского района (на базе экспонатов музея «Поморье»); Корельская земля и ее соседи (п.3); Хозяйственное освоение Карелии (п.4); Присоединение Карелии к Новгородской республике (п.5); Военные действия на территории Карелии в XVII веке; Культура Карелии 16-17 вв.; Карелия в годы Северной войны (п.13); Карелия в середине и второй половине 18 века (п.14); Карелия в первой половине 19 века (п.15); Реформы 1860-1870-х гг. в Карелии (п. 18); Социально-экономическое развитие Карелии в пореформенный период (п.19); Поморские села (на основе исследовательских работ об истории села Подужемье «Кемский Китеж» А.Тури 2005 г. и об истории села Шуерецкое «Где Шуя серебро несет в залив» Т. Богдановой 2008 г.);

Слайд 9

Презентации к курсу «История Карелии» 11 кл.: Революционное движение в Карелии в 1905-1907 годах (п. 20); Наш край в условиях думской монархии (п. 21); Карелия в годы Первой мировой войны; Карелия: февраль 1917; Утверждение советской власти в Карелии (п. 25); Иностранная интервенция и гражданская война в Карелии (п. 26-27); Социально-экономическая перестройка 1930-х годов (п. 30.); Освобождение Карелии (п. 38); Повседневная жизнь людей после войны (п. 42);

Слайд 10

Творческий коллектив клуба «Юный краевед» 3-б класса « С чего начинается Кемь ? » Районный фестиваль исследовательских работ и проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества г. Кеми Направление: науки об обществе (окружающий мир, история, краеведение) Исследовательская работа: Кемская крепость – уголок старого города Кемь, 2009-2010 уч. год Авторы: творческий коллектив учащихся объединения «Самоделкины» МОУ ДОД ДДиЮ г. Кеми Руководители: Знаменская О.Ф., педагог дополнительного образования МОУ ДОД ДДиЮ г. Кеми Гужиева Р.В., воспитатель ГПД, МОУ СОШ №1 по Пролетарскому проспекту. Путешествие

Слайд 11

Мини-проекты: Учебные - коллекции ученических презентаций: «Монастыри Карелии», «Культура Карелии XVIII века», «Культура Карелии XIX – XX вв.» Исследовательские: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» «Моя семья в 60-80-х гг. XX века».

Слайд 12

Преимущества проведения уроков НРК с ИКТ: 1. Решается вопрос с созданием, дополнением, расширением материальной базы наглядности. 2. Подбор материала для презентации урока можно осуществить непосредственно в соответствии с программой. 3. Самостоятельная работа учащихся над поиском и оформлением цифрового материала стимулирует их познавательный интерес к урокам истории Карелии. 4. Через образное восприятие, «погружение» в изучаемую эпоху достигается более глубокое запоминание исторического материала.

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование регионального компонента в процессе преподавания темы «Пейзаж» на уроках ИЗО в общеобразовательной школе (пейзаж с рекой Колокша)».

Представляю  фрагмент методической разработки, занявшей 1место в областном конкурсе методических материалов «Я – профессионал»Разработка содержит методические рекомендации по написанию учащимися ...

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ

Моя курсовая работа в МИОО  по использованию цифровых разработак при обучении физике в общеобразовательной школе...

Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса английского языка.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока, включая и урок английского языка. В отличие...

Программа курса внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".

Важным компонентом образования на территории  Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная р...

Доклад «Критическое мышление и основы обучения: характеристика стадий на примере преподавания курса «История»

Рассматриваются достоинства технологии критического мышления . Рассказывается, какие используются приёмы и разработки в других технологиях....