Программа курса внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Кобзева Наталья Дмитриева

Важным компонентом образования на территории  Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная рабочая программа базового уровня составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.10 и на основании авторской программы по истории и культуре  Санкт - Петербурга Ермолаевой Л.К. Программа курса "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". рассчитана на базовый уровень преподавания (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса

«История и культура Санкт-Петербурга.5 класс»

Базовый уровень

(34 часа)

Преподаватель: Кобзева Наталья Дмитриевна.

2017-2018 учебный год.

Пояснительная записка.

Важным компонентом образования на территории  Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная рабочая программа базового уровня составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.10 и на основании авторской программы по истории и культуре  Санкт - Петербурга Ермолаевой Л.К.

Содержания программы:

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя,  разрушителя или  создателя наследия.

 Место  курса «История и культура Санкт- Петербурга» в учебном плане ОУ:

В  учебном плане  школы  на изучение истории и культуры Санкт-Петербурга  в 5 классе отводится 1 час в неделю, в его вариативной части. Курс способствует формированию целостного представления учащегося  о городе, способствует осознанию метапредметных связей  с историей России, литературой,  изобразительным искусством, технологией, искусством;

Является прекрасным пособием для учителя для работы на уроке и во внеурочной  деятельности;

В процессе выполнения  внеурочной творческой работы  развиваются следующие виды  УУД:

Личностные: формирование авторского  стиля, умения использовать язык искусства для достижения творческих замыслов, способность моделировать новые образы путём трансформации известных, используя средства изобразительного язык..Происходит формирование умения определять  цель и задачи, планировать свое действие в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал (рисунок, поделка, коллаж), продумывать маршрут прогулки, оценивать результаты своего труда и труда одноклассников, планировать и распределять время.

Познавательные навыки: осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной литературы, интернет – ресурсов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в  письменной форме; ориентировка на разнообразие вариантов для выбора; структурирование знания; осуществление  следующих  умственных операций: анализ, синтез, сравнение; умение делать умозаключения, выводы, обобщения. Коммуникативные: умение планировать сотрудничество, согласовывать действия с партнером, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  

Результаты освоения курса истории и культуры Санкт - Петербурга в 5 классе:

Личностные результаты

Осознание и ощущение личностной сопричастности  к судьбе Санкт-Петербурга, его традициям и культурно-историческому  наследию.  

Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям жителей Петербурга, народов России и народов мира.

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование стремления  к реализации своих знаний и умений.  

Формирование умения выражать собственное впечатление от памятников   культурного  наследия.

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга, которое  проявляется  

в форме и содержании творческой работы;

в осознании необходимости бережного отношения к городским объектам;

в знании  правил поведения горожанина и осознании необходимости их  выполнения;

 Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу,  посещать      музеи;

Развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  

 России и мира, через творческую деятельность эстетического характера;  

Метапредметные результаты:

 Познавательные:

Продолжение формирования и развития основ читательской компетенции.

Формирование умения  извлекать необходимую информацию из  источников  

(справочников,   научно - популярной литературы, Интернета);

Формирование  умения   узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию;

«исследовать» изображение; соотносить его с реальным  городским объектом ;

Формирование  умения  работать с текстом, выделять главную мысль, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения;  

Формирование умения работать с наглядным материалом;

Овладение способами преобразования информации (составление таблиц, кластеров)

  Коммуникативные:

Формирование умения обосновывать, аргументировать, доказывать свое мнение, точку  зрения, оценку;

 Формирование умения извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им   вопросы;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на  основе согласования позиций и учёта интересов;

Построение  позитивных отношений в процессе учебной и познавательной  деятельности;

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже       известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом       конечного результата; составление плана и последовательности действий

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном      с целью обнаружения отклонений от него

 Коррекция – внесение необходимых дополнений  в случае расхождения ожидаемого     результата действия и его реального продукта.

В результате изучения программы курса  «История  и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе ученики  научатся:

Предметные результаты:  

Перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного наследия; называют конкретные экспонаты (соответственно программе курса 5 класса); узнавать их по изображению; рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в рабочей тетради);

Называть фамилии создателей памятников петербургского наследия; соотносить  фамилию скульптора и  памятник; разъяснять причины появления подлинных и стилизованных памятников,   а также причины их сохранения;

Находить изученные городские объекты на карте города по адресу, природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена, карте транспорта Санкт-Петербурга; 5. Применять полученные знания, умения на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, друзьями, другими учащимися школы, во внеклассных мероприятиях, в реальной городской среде. Сравнивать, сопоставлять реальные памятники с их изображениями;

Составлять простой план, выполнять задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников). Соотносить мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изученными городскими объектами (согласно программе 5 класса). Высказывать свое отношение к изучаемым городским объектам, аргументируя при этом свою точку зрения с помощью  краеведческих знаний.

В результате изучения программы курса  «История  и культура Санкт-Петербурга» в 5 классе ученики  получат возможность научиться:  

     Применять знания  в учебной ситуации и в реальной жизни:  в общении с другими   учащимися, родителями, гостями города;  в различных       житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Введение: пропедевтический курс

(5 часов)

Город - назначение (функция), структура. Основные этапы развития города. День рождения и место рождения города. Имя города. Крепость  Санкт - Петербург (Петропавловская). Символы Петербурга (герб, флаг, гимн) Эмблемы Санкт – Петербурга.

Река Нева: история названия, исток и устье, рукава, притоки, протоки. Мойка, Охта, Фонтанка, Карповка и др. реки. Каналы. Город на островах. Количество островов. Острова невской дельты. Васильевский остров. Петроградский остров. Заячий остров.. Троицкая площадь. Наш край на карте России. Природа края: растительный, животный мир, птицы, рыбы. Климат. Наводнения. Белые ночи.

Раздел I. Наследие Древнего Востока в Петербурге (12 часов)

  Введение. Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения.

Наследие стран Древнего Востока.

Тема 1: Петербург - центр востоковедения. Открытие Древнего Востока петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и мировую науку. Известные востоковеды.

Тема 2: «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»

Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних египтян. Пристань на Университетской набережной Петербурга. Подлинные сфинксы. Академия художеств - напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок, хранящий память об истории города, петербургских мастерах, учебном заведении. Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института. Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптура - часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни города. Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам», у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту, верстовые столбы и другие. Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское наследие. Верстовые столбы Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное убранство «египетского дома» (дом № 23 по Захарьевской улице). Дом - памятник напоминает о наследии Древнего Египта; «рассказывает» о египетском наследии.

Тема 3 «Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге». Висячие сады - «седьмое чудо света» в Петербурге напоминают о Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о мастерстве создателей. Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе. Петербургские здания, украшенные изразцами,- памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика. Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул.Марата,д. 72).Петербургские здания, украшенные рельефами, - памятники, напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев, их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62), украшенных рельефами на ассирийские мотивы. Скульптуры, созданные петербургскими мастерами, напоминают о наследии древних, «рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов около усадьбы Безбородко - Кушелева, у дома Лобанова - Ростовского, на Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту. Скульптуры быков скульптора Шарлеманя около предприятия «Самсон». Повторение и обобщение раздела «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга».

Раздел II. Античное наследие и наследие Петербурга (16 часов) Введение: наследие античного мира.

Тема 4 «Хранилища древности в Санкт- Петербурге» Научные учреждения Петербурга - центры исследования античности. Петербургские ученые - антиковеды, внесшие вклад в отечественную и мировую науку. Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

Тема 5. «Памятники античности в Санкт-Петербурге». Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и древних римлян.

Тема 6. «Отголоски» античного наследия в культуре».

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности Библиотеки- хранилища литературного наследия.  Классический стиль в литературе.  Классические произведения литературы.

Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи, напоминающие об античном наследии в экспозиции Эрмитажа и  Русского музея. К. Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада. Классический стиль в живописи, в скульптуре.

Тема 7.  «Архитектура - тоже летопись мира».  Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» - здание Биржи - уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих. Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия. Классический стиль архитектуры. Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге - бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга. Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные монументы  города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.   Триумфальные арки и колонны в Петербурге  - «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре. Нарвские триумфальные ворота. Учебные прогулки (выбор маршрута по усмотрению учеников, родителей, учителя).

Повторение и обобщение раздела «Античное наследие и наследие Петербурга».

 Повторительно – обобщающий урок – 1 час.

 

Календарно – тематическое  планирование  курса

 

Название раздела, темы

Общее количество часов

Раздел I: Введение (пропедевтический курс)

5 ч.

Раздел II: Наследие Древнего Востока

12 ч.

Введение: Наследие стран Древнего Востока

1 ч.

Тема 1: Петербург - центр востоковедения

1 ч.

Тема 2: «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы» : египетские и египтизирующие памятники Петербурга  

6 ч.

Тема 3: «Отголоски»  Древнего Вавилона в Петербурге

4 ч.

Раздел II: Античность и  Петербург  

16 ч.

Введение: Наследие цивилизаций античного мира

1 ч.

Тема 4: Хранилища древности в Санкт – Петербурге: мир образования и науки  

3 ч.

Тема 5: Подлинные памятники античности в Петербурге

2 ч.

Тема 6: «Отголоски» античного наследия в культуре

3 ч.

Тема 7: «Архитектура - тоже летопись мира».  

7 ч.

Повторительно - обобщающий урок

1 ч.

ИТОГО

34 часа.

Календарно-тематическое планирование

уро ка

Тема занятия

Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания,   деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

«Это имя, как гром и  как град: Петербург, Петроград, Ленинград...».

Символы Санкт-Петербурга.

1

Урок ознакомления с новым материалом

День рождения и место рождения города.

Имя города. Крепость. Санкт – Петербург

(Петропавловская). : символы Санкт-Петербурга(герб, флаг, гимн,) Эмблема Санкт - Петербурга

-умение указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга;

углубление и расширение знаний: - об этапах формирования культурного наследия нашего края;

о конкретных памятниках и

традициях разных эпох,

раскрывающих одну из граней   наследия нашего края;

о  представителях  различных сословий и национальностей нашего края;

формирование умения ориентироваться по карте;

- структурирование знаний  - построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

формирование стремления к    реализации своих знаний и умений.

формирование границ  собственного знания и «незнания»

формирование ценностного отношения к объектам  культурного

наследия, которое  проявляется

в словесном  выражении собственного  впечатления от объекта; - в объяснении  необходимости бережного  отношения к  объектам культурного  наследия;

2

« В начале была река…»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Река Нева: история названия, исток и устье, рукава, притоки, протоки. Мойка, Охта, Фонтанка, Карповка . Каналы.

составлять план, отвечать на вопросы;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

3

Город в дельте Невы: природные факторы, влияющие на жизнь города

1

Комбинированный

Город на островах. Количество островов. Острова Невской дельты. Васильевский остров. Петроградский остров. Заячий остров, Троицкая площадь.

-овладение умением добывать информацию из разнообразных источников;

4

Загадки городских топонимов

1

Комбинированный

Топонимика и топонимы. Наш край на карте России. Природа края: растительный, животный мир, птицы, рыбы.

Климат. Наводнения. Белые ночи.

составлять план, отвечать на вопросы;  

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

   5

Повторительно – обобщающий урок:

 «Отсель грозить

 мы будем шведу,

здесь будет

 город заложен…»

 

1

Обобщения и систематизации знаний ( урок работы в группах)

Все  ключевые моменты и основные понятия предыдущих уроков. Обсуждение изученного материала. Мультимедийная  дидактическая игра. Тестовые задания. Работа в парах, малых группах

- овладение  навыками  коллективной деятельности в    процессе совместной работы в группах  под руководством учителя;

6

Великое наследие Древнего Востока

1

Вводный

Знать названия  стран Древнего Востока, их религию (на основе знаний по истории Древнего мира),  находить их на карте. Уметь работать с лентой времени. Подлинные и стилизованные памятники.

Формирование  умений:

ориентироваться по карте;

знать, определять, грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия; указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт - Петербурга;

овладение умением добывать информацию из разнообразных источников; составлять план, отвечать на вопросы;

умение планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей;

Формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

Осознание личностной сопричастности  к судьбе Санкт-Петербурга, его традициям и культурно-историческому  наследию.  

7

«О, град Великого Петра. Великолепный,

дивно-стройный. Восточных вымыслов игра!»

1

Комбинированный

 .Центры изучения востоковедения в Петербурге. Ученые - востоковеды  и их вклад в изучение наследия Древнего Востока

 --  знать, определять, грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия

составлять план, отвечать на вопросы;  

умение планировать свои действия в соответствии с

поставленной задачей;

   

-  формирование стремления совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческую работу;

8

История     формирования египетской

коллекции Эрмитажа

1

Комбинированный

   История формирования египетской

коллекции Эрмитажа. Египетский зал и его экспонаты

  расширение знаний:

- об этапах формирования культурного наследия нашего края;  - о конкретных памятниках и  традициях разных

эпох, раскрывающих грани  

наследия нашего края;  

 

 

- развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов  России и мира;

9

«Свидетели бессчетных поколений. Немые полулюди-

полульвы»: сфинксы и грифоны на

1

Урок изучения нового

История происхождения  сфинксов. «Путешествие» сфинксов в Санкт –

  расширение знаний: - об этапах

- построение речевого высказывания в устной и

 

 

Университетской набережной

материала

Петербург.  Атрибуты сфинкса.

Университетская набережная. Архитектор К.А. Тон. Грифоны, стилизованные светильники. Скульптуры грифонов на Университетской пристани, на Банковском мосту.

формирования культурного наследия нашего края;  - о конкретных памятниках и  традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней   наследия нашего края

письменной форме;

 

 

 

 

 

Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям жителей Петербурга, народов России и народов мира.

 

10

Египетские и египтизирующие памятники  Петербурга

1

Комбинирова нный

«Братья» и «сестры» фиванских сфинксов: Сфинксы Египетского моста, Свердловской набережная,

,набережная Робеспьера.

  расширение знаний:

- об этапах формирования культурного наследия нашего края;  - о конкретных памятниках и  традициях разных

эпох, раскрывающих грани  

наследия нашего края

структурирование знаний - овладение умением добывать информацию из разнообразных источников;

умение использовать знаково - символические

средства  для преобразования информации;

11

Стелы и обелиски Санкт-Петербурга

1

Урок изучения нового материала

Румянцевский обелиск. Обелиск у

Никольского собора. Обелиск на пл. Восстания. Верстовые столбы Петергофской дороги

 - называть важнейшие для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия.

 

умение работать с текстом выделять главную мысль, составлять план, отвечать на вопросы; готовить сообщения;

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

12

«Северный Мемфис»: египетские мотивы в архитектуре Петербурга

1

Урок изучения нового материала

        История Египетского дома» на Захарьевской,23. Скульптурное оформление.

- знать, определять, грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  Программе -  указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт  - Петербурга;

структурирование знаний - овладение умением добывать информацию из разнообразных источников;

умение использовать знаково - символические

средства  для преобразования

информации;

-  осознание необходимости выполнения  правил поведения горожанина;  - применение знаний в учебной  и бытовой ситуации; -  формирование желания совершать

13

Повторительно  - обобщающий

урок: « От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы…»

1

Обобщения и  систематизации  материала

Повторение  изученного материала.  

Образ города в поэзии, живописи, в восприятии современников  

Мультимедийная  дидактическая игра.

Тестовые задания.

- знать, определять, грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  Программе. --  указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт - Петербурга;

структурирование знаний - овладение умением добывать информацию из разнообразных источников;

умение использовать знаково - символические

средства  для преобразования

информации;

 

познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять

творческие работы;

 

14

Таинственный Восток и Северная Пальмира.

Висячие сады – «отзвуки»  Вавилона в

 Санкт - Петербурге

1  

Урок изучения нового материала

Висячий сад в Вавилоне – одно из семи «чудес света». История создания Малого Эрмитажа. Архитекторы  Ю. Фельтен и Ж.Б. Валлен – Деламот. Висячий сад – место отдыха императорской семьи. Висячий сад  Камероновой галереи. Современное состояние.

- знать, определять, грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в  Программе.   указывать хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга;

структурирование знаний - овладение умением добывать информацию из разнообразных источников;

умение использовать знаково - символические

средства  для преобразования

информации;

 

осознание необходимости выполнения  правил поведения горожанина; формирование желания совершать познавательные прогулки по городу,

в музеи;

15

Наследие Древней Ассирии в Санкт - Петербурге: ассирийские рельефы Эрмитажа

1

Урок изучения нового материала

Майолика. Изразец. Петербургские изразцы. Кооперативный дом – комплекс на улице Некрасова.  

Летний дворец Петра I. Дворец А.Д. Меншикова. Камины дома Бажанова.  

- формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды.

 

структурирование знаний - овладение умением добывать информацию из разнообразных источников;

продолжать формирование

читательской компетенции;

 

-  формирование желания совершать познавательные прогулки по городу,

 в музеи, выполнять творческие работы;

16

Северная Пальмира и  Екатерина II – «Семирамида Севера»

 

1

Комбинирова нный урок

Экспонаты Эрмитажа. «Ассирийские рельефы». Почему Петербург сравнивают  с Пальмирой. Ассирийские мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга Здания Бассейного кооперативного товарищества (Бассейный кооператив) Архитекторы Виррих Э. Ф. , Зазерский А. И. ,Бубырь А. Ф. , Николай Васильев. 1912 -1914 гг. Модерн.

- формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды.

- структурирование знаний; - овладение умением добывать информацию из различных источников;  

- формирование ценностного отношения к объектам  культурного  наследия;

17

«Львы стерегут город» петербургский скульптурный «зверинец»

 

1

Комбинирова нный

Львы на улицах города. Зимний дворец.Дворцовый причал, дом Лобанова – Ростовского и другие. Петербургские грифоны. Петербургские быки.

 

- умение ориентироваться по карте города; -  умение  воспринимать памятники культурного

наследия как источники

информации;

 

- структурирование знаний - овладение умением добывать информацию из разнообразных  источников;

- формирование ценностного отношения к объектам  культурного  наследия;

18

Античность и  Санкт - Петербург

1

Вводный

Хронологические рамки античности. Карта и Лента времени. Краткая история изучения античного наследия в Санкт - Петербурге. Что дала эпоха античности России и  Петербургу.

- умение ориентироваться по

карте;

-углубление и расширение знаний: - об этапах формирования  культурного наследия;  - знать, определять, грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- формирование ценностного отношения к объектам  культурного  наследия;

19

 Здесь раскрывают тайны Античного мира

1  

Комбинирова нный

Петербургские ученые – антиковеды. Куторга, Зелинский, Лурье. Их вклад в мировую науку об античности. Центры изучения античности в Петербурге с XIX  века до наших дней.

 - умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

структурирование знаний - овладение умением добывать информацию из разнообразных источников;

сравнение, сериация, классификация по

заданным критериям;

 

 - формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы;

 

20

Хранилища древности в Санкт – Петербурге: мир образования и науки  

1  

Комбинирова нный

Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре образования.

формирование представлений о ценности (значимости) объектов городской среды;

умение указывать хронологические  рамки этапов  

.- овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  - умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к текст

- формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы; у

формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия;

- структурирование знаний;

 

21

Повторительно – обобщающий

  урок: факторы, повлиявшие на формирование образа города

1

Обобщения и систематизации материала

Повторение  изученного материала.  

Образ города в поэзии, живописи, в восприятии современников  

Мультимедийная  дидактическая игра.

Тестовые задания

- умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

- овладение умением добывать информацию из разнообразных источников краеведческих знаний;  - умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к текст - структурирование знаний

формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы;

у

формирование ценностного отношения  к наследию  Санкт-

Петербурга

22

Античные мифы в камне и бронзе. Аллегории скульптуры Летнего сада.

1  

Комбинирова нный

Начало изучения античности в эпоху Петра I. Скульптуры Летнего сада. Коллекционеры античных экспонатов в Петербурге.

- умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия;

- структурирование знаний - овладение  навыками  коллективной деятельности процессе совместной творческой работы в группе одноклассников под руководством учителя - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формирование желания совершать

прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы;

23

Античные коллекции Эрмитажа

 

 

 

 

1  

Урок изучения нового материала

Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и римлян (скульптуры, геммы и другие)

- знать, определять, грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия согласно  Программе;

.- овладеть умением добывать информацию из разнообразны источников краеведческих знаний;  

- умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту - умение использовать знаково –символические

средства для преобразования информации.

 - развитие  эстетического сознания через освоение  мирового художественного наследия  

24

Произведения живописи и скульптуры  на античные сюжеты в петербургских музеях

 

1

Урок работы в группах

Классический стиль в живописи, в скульптуре. Картины и скульптуры на античные сюжеты в Эрмитаже  и Русском музее. К.П. Брюллов «Последний день Помпеи» и другие.

- умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

- умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского

наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с

памятниками наследия

 

Формирование ценностных

ориентиров и

о

смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов;

Формирование ответственного отношения к учебе;

 

25

Античные изваяния в залах Эрмитажа

 

 

1

 

Комбинированный

Интерьеры Аничкова дворца: барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада и другие интерьеры  

 

- умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия,  называть важнейшие  для каждого периода исторические события, соотносить их  с памятниками наследия

умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту;

структурирование знаний;

сравнение, сериация, классификация по заданным учителем критериям;

построение речевого

Формирование ценностных ориентиров и

 смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных мотивов;

Формирование ответственного

высказывания в устной и письменной форме;

отношения к учебе;

 

26

Петербург – Новый Рим

 

 

1

Комбинированный

Литературное наследие античности. Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. Библиотеки — хранилища литературного наследия.

Классический стиль в литературе.

Классические произведения литературы.

 

умение указывать хронологические  рамки этапов  формирования  петербургского  наследия, соотносить их  с памятниками наследия и фамилиями

авторов;

формирование  умения ориентироваться по карте города;

структурирование знаний;

умение использовать знаково –символические средства для преобразования информации

-овладение  навыками  коллективной деятельности в    процессе совместной творческой работы в группе; - умение договариваться и приходить к общему решению;

- формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы;

 

27

Античная сказка на севере Европы: античные традиции в архитектуре Петербурга XVIII- середины  XIX веков

 

 

1

Комбинированный

Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. «Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих.

 Классический стиль архитектуры.

 

знание хронологии  формирования  петербургского  наследия

умение соотносить этапы истории города с памятниками наследия и фамилиями авторов;

формирование  умения ориентироваться по

карте;

 

 

структурирование знаний

овладеть умением добывать информацию из разнообразны источников краеведческих

 знаний;  

умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту;

структурирование знаний;

построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

умение использовать знаково –символические

Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу, в музеи, выполнять творческие работы;

Умение выражать собственное впечатление от

 памятников

наследия;

28

 Влияние античности на архитектуру

 Санкт - Петербурга

1

Комбинированный

 Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях античных архитекторов (выбор объектов по усмотрению учителя). Их создатели. Уникальность этих зданий как памятников петербургского наследия.

 

средства для преобразования информации

29

Античные герои и мифологические сюжеты в скульптурном убранстве Петербурга

1

Комбинирован ный

Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном центре России . Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.

умение соотносить этапы истории города с памятниками наследия и фамилиями авторов;

формирование  умения ориентироваться по

карте;

 

умение работать с текстом,  выделять главную мысль в

тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту;

структурирование знаний;

 

 

формирование ценностного отношения к

 объектам культурного наследия;

осознание своей культурной идентичности как петербуржца;

30

Античные боги и герои  на

 улицах Петербурга

1

Комбинированный

  Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов. Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия), Аполлона и муз в Петербурге - бывшей столице, торговом и культурном центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях. Создатели скульптурного убранства Петербурга.

 

знание хронологии  формирования  петербургского  наследия

умение соотносить этапы истории города с памятниками наследия и фамилиями авторов;

формирование  умения

ориентироваться по карте;

умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту;

структурирование знаний;

сравнение, сериация, классификация по заданным  критериям

умение использовать знаково – символические средства для преобразования информации

формирование ценностного отношения к

 объектам культурного наследия;

осознание своей культурной идентичности как петербуржца

31

Петербургские памятники полководцам: история в бронзе

1

Комбинирован ный

Памятники (монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам, ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам . Конные монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их уникальность, неповторимость как памятников отечественной и петербургской истории, культуры. Создатели монументов.

знание хронологии  формирования  петербургского  наследия

умение соотносить этапы истории города с памятниками наследия и фамилиями авторов;

формирование  умения ориентироваться по карте;

умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту;

структурирование знаний;

сравнение, сериация, классификация по заданным  критериям

умение использовать знаково  – символические средства для преобразования информации;

формирование ценностного отношения к

 объектам культурного наследия;

осознание своей культурной идентичности как петербуржца;

 

32

 Городская конная скульптура

1

Комбинирован ный

33

Триумфальные арки и колонны Славы  Санкт-Петербурга

1

Урок работы в группах

Триумфальные арки и колонны в Петербурге - «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота

Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны,

Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре;

знание хронологии  формирования  петербургского  наследия

умение соотносить этапы истории города с памятниками наследия и фамилиями авторов;

формирование  умения ориентироваться по карте;

-овладение  навыками  

коллективной деятельности в    процессе совместной

творческой работы в группе;

 

- умение договариваться и приходить к общему решению;

формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

осознание своей культурной идентичности как петербуржца

34

Повторительно- – обобщающий урок: «Значение культурного наследия

Древнего мира и эпохи Античности для  формирования

Санкт – Петербурга

1

Обобщения и систематизации и материала

Итоговое повторение материала курса 5 класса. Значение культурного наследия

Древнего мира и эпохи античности для

Санкт – Петербурга;

 

 

знание хронологии  

формирования  петербургского  наследия

умение соотносить этапы истории города с памятниками наследия и фамилиями авторов;

формирование  

умения ориентироваться по карте;

структурирование знаний

овладеть умением добывать информацию из разнообразны источников краеведческих знаний;  

умение работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на вопросы к тексту;

структурирование знаний;

построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

формирование ценностного отношения к объектам культурного наследия;

осознание своей культурной идентичности как  петербуржца


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Ресурсное обеспечение:

  1. Компьютер,
  2. Мультимедийный проектор,
  3. Проекционный экран,

 

Учебно-методический комплекс:

1. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах  Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб, СМИО Пресс, 2010;

2.Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 1. Учебник для 5 класса - СПб: СМИО Пресс, 2015

 

Список учебно-методической литературы.

Справочники, словари, путеводители.

        1. Власов В. Г.  Иллюстрированный художественный словарь. – СПб, 1993.

        2..Нестеров В. В. Львы стерегут город. – СПб., 2000.

        3.Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб, 1999.

4.Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград. Энциклопедический справочник. –     М., 1992.

5.Путеводители по Русскому музею.

6.Путеводители по Эрмитажу.

 

Литература общего характера. 

  1. Антонова Л. В. Когда и как построен Эрмитаж. – Л.-М., 1965. 
  2. Библия. Любое издание.
  3. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб., 1996.
  4. Голубева О. Д. Хранители мудрости. – Л., 1988.
  5. Голубева О. Д., Гольдберг А. Л. На полках публичной библиотеки. – М., 1983.
  6. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. – СПб., 1997.
  7. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX вв. – СПб., 1998.
  8. Каминская Н. М. История костюма. – М., 1986.
  9. Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.

10.Косидовский 3. Библейские сказания. Любое издание.

11.Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.

12.Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч. I, II. – СПб., 1999. 13.Люлина Р. М., Раскин А. Г. Декоративная скульптура садов, парков,        пригородов Ленинграда XVIII-XIX вв. – Л., 1981.

        14.Мифы Древнего мира. Любое издание.

15.Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В.Плюхин, А. С. Раскин. – Л., 1991.

16.Нестеров В. В. Музей на улицах города // Белые ночи. – Л., 1973.

17.Овсянников Ю. М. Рассказы об архитектуре. – Л., 1985.

18.Памятники архитектуры Ленинграда. – Л., 1972.

19.Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1985.

Литература для учащихся к разделу  «Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга»

  1. Глазычев В. Л. Архитектура страны фараонов. – М., 1990.
  2. Годес Я. Г. Хранитель тысячи мостов // Ленинградская панорама. 1987, № 2.
  3. Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность. – Любое издание.
  4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.
  5. Ланда Н. Б., Фингарет С. И. Из лотоса рождается солнце. – Л., 1963.
  6. Лурье С. Я. Заговорившие таблички. Неугомонный. – Любое издание.
  7. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.
  8. Петровский Н., Белов А. Страна Большого Хапи. – Л., 1973.

 

Литература для учащихся к разделу «Античное наследие и наследие Петербурга» 

 

    1.Арский Ф. Н. В стране мифов. – М., 1965.

    2.Баторевич Н. И. Благодарная Россия своим героям. – СПб., 1993.

    3.Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. – М., 1967.

    4.Булакова Л. П., Аксельрод В. И. Аничков дворец. – СПб., 1992.

    5.Бунин М. С. Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова и         Университетской набережной. – Л., 1973.

    6.Буслович Д. С, Персианова О. М., Руммель Е. Б. Мифологические, литературные и         исторические сюжеты в живописи, скульптурах и шпалерах Эрмитажа. – Л., 1971.

    7.Буслович Д. С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.

    8.Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

    9.Лапис И. А., Матье М. Э. Древнегреческая скульптура в собрании Государственного        Эрмитажа. – М., 1969.

    10.Раков Ю. А. Античные стражи Петербурга. – Любое издание.

    11.Раскин Г. А. Триумфальные арки Ленинграда. – Л., 1985.

    12.Санкт-Петербург и античность. – СПб., 1993.

    13.Сашонко В. Н. Адмиралтейство. – Л., 1982.

 

Перечень интернет – ресурсов для учителя и учащихся

 

    1.Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru  

  1. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru 
  2. Живой город http://www.save-spb.ru 
  3. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga 
  4. Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru 
  5. Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history 
  6. Мосты Санкт-Петербурга  http://www.most-spb.ru  
  7. Окрестности Петербурга http://www.aroundspb.ru 
  8. Петербург в фотографиях http://www.photopeterburg.ru/ 
  9. Прогулки по Петербургу http://walkspb.ru 
  10. Фотографии Санкт-Петербурга и Ленинграда http://www.oldcapital.ru 
  11. Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/index.php 
  12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http:// schoolcollection.edu.ru/ 
  13. Государственный Русский музей    http://www.rusmuseum.ru/ 
  14. Петергоф  http://www.peterhof.ru/ 
  15. Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»           http://www.rubricon.com/spb_1.asp 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 6 класс. Базовый уровень. 204 часа

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» 6 класс. Базовый уровень. 204 часа...

Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__» _10-11_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)

Рабочая программа учебного предмета  информатика и информационно-коммуникационные технологии   10-11 класс  УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__»...

Рабочая программа по физической культуре 7 класс (базовый уровень) 3 часа в неделю

Рабочая программа разработана  в соответствии с образовательной программой  образованияМБОУ «Семеновская СОШ» и на основе федерального государственного  образовательногоcтан...

Рабочая образовательная программа по Мировой художественной культуре 10- 11 класс (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая образовательная программа составлена на основе:- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089   «Об утверждении федерального компонента го...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ИСТОРИЯ» для обучающихся 7 класса (базовый уровень) (68 часов в год, 2 часа в неделю)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенност...