Тематические экскурсии как средство реализации регионального компонента во внеурочной работе по истории (на примере экскурсии по г. Ельцу)
статья по краеведению на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st4.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Полосина Л.В.

учитель истории и обществознания

МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина г. Ельца

Тематические экскурсии как средство реализации регионального компонента во внеурочной работе по истории

(на примере экскурсии по г. Ельцу)

Несмотря на значительные изменения, происходящие сегодня в области образования и переходу на новый образовательный стандарт, региональный компонент остается важной составляющей частью в работе учителя истории. Это связанно с целым комплексом причин, среди которых можно выделить необходимость изучения истории родного края в патриотических целях, очевидную научно-исследовательскую составляющую регионального компонента, наконец, большие возможности, которые предоставляет местная культурно-образовательная среда.

Актуальность и значимость регионального компонента на уроке истории всегда отмечалось в научно-методической литературе. Особенное значение эта тема приобрела в последние годы, когда речь стала идти о региональном компоненте в контексте научно-исследовательской работы. Реализация данного компонента, в этой связи, тесно связано с проблемой насыщения внеурочной работы по истории. По своей сути, это две составляющих единого алгоритма деятельности школьного учителя, направленной на повышение качества процесса образования через вовлечение учащегося в новые формы обучения.

Цель нашей статьи показать возможности тематических экскурсий как средства реализации регионального компонента во внеурочной работе по истории на примере экскурсии по городу Ельцу. Прежде всего, следует сказать, что Елец имеет богатое историко-культурное наследие, с историей города связано много выдающихся имен, имеющих всероссийскую славу и известность. Однако, по сути, каждый город, или  крупный населенный пункт, в котором ведется систематическая краеведческая работа, может использовать приемы, которые мы предлагаем ниже, поскольку они имеют универсальный характер.

Несомненно, что тематические экскурсии как средство реализации регионального компонента во внеурочной работе, имеют массу преимуществ, уже на том основании, что являются нестандартным средством подачи информации и вызывают особый интерес у учащихся. Экскурсии сопряжены с новыми впечатлениями, повышенным эмоционально-чувствительным фоном ребенка, и, при правильном использовании, могут дать значительный образовательный эффект.

Тематические экскурсии могут быть различных видов и направлений, но прежде всего, они должны иметь ярко выраженный краеведческий характер. Кроме того, экскурсии должны рассматриваться как часть научно-исследовательской работы учащихся. Мы предлагаем условно выделить следующие направления экскурсионной работы в рамках реализации регионального компонента во внеурочной работе по истории.

  1. По видам месторасположения. Здесь в основе лежит простой географический принцип. Экскурсия должна быть связана с тем местом, где расположена,например, школа (улица, район, квартал). Как правило, для большинства учащихся этот район является еще и местом, где проживают они сами. Каждый район города Ельца имеет свою уникальную и интересную историю.

Например, филиал местной школы № 1 им. М.М. Пришвина,  расположенный в районе Аргамач, находится в одном из самых старых мест города. Здесь детей следует познакомить с местными легендами и преданиями (в этом месте появилась самая известная  елецкая легенда – о Тамерлане), обычаями и традициями. С этим районом связаны имена таких выдающихся людей, как писатели М.М. Пришвин и Д.Г. Булгаковский, местночтимая святая Мелания. Здесь учителю можно легко добавить научно-исследовательский компонент, дав задание детям опросить местных старожилов с целью сбора сведений по истории их района.  

С другой стороны, экскурсия по виду месторасположения может быть связана с любым районом города. Учащимся это будет полезно для расширения собственной географии, кроме того, поход в новый для них район всегда вызовет оживленный интерес. Важно также заранее подготовить мероприятие, дать ученикам вопросы и задания по истории данного района.

  1. По принципу памятной даты. Такие экскурсии должны быть связаны с той ли иной датой, особенно с юбилейным событием. Это может быть день рождения или смерти выдающегося человека, либо то или иное памятное событие. В Ельце это могут быть памятники и объекты мемориального значения, например, можно посетить «сквер Афганцам» 15 мая (15 мая 1989 г. начался вывод советских войск из республики Афганистан), а 29 октября (в день рождения комсомола) комсомольский сквер города, где расположены памятные стенды погибших юным ельчанам в годы гражданской войны. Выбор той или иной даты  остается на усмотрение учителя и зависит от конкретных обстоятельств. Важно, чтобы в этой работе присутствовал научно-исследовательский компонент. Экскурсию можно предварить тематическим мероприятием, на котором ученики выступят с докладами и презентациями.
  2.  Экскурсии, связанные с выдающимися личностями.  Такого рода экскурсии можно выделить отдельно от тех, что связаны с памятными датами. Они могут быть не обязательно связаны с конкретным именем, а охватывать несколько известных представителей одной профессии или призвания. Например, «Елец литературный», или «Духовные подвижники Ельца». Главное в этом случае тщательно продумать маршрут, чтобы места, которые важно посетить, находились на достаточно близком расстоянии.  
  3. Экскурсии в учреждения и на предприятия. Эти предприятия могут быть как работающими, и тогда необходимо только согласовать с руководством, так и не работающими или поменявшими свою квалификацию. В последнем случае экскурсия приобретает особенно яркое историческое звучание. В Ельце это может быть посещение бывшего здания завода «Эльта», а также расположенного рядом «Сквера имени Харченко».

Итак, мы выделили несколько условных направлений экскурсионной работы в рамках реализации регионального компонента во внеурочной работе по истории на примере города Ельца. Конечно, к нашему списку можно добавить еще несколько разновидностей, однако, на наш взгляд, вполне достаточно и этих четырех, чтобы в их рамках продумать и разработать оригинальную и интересную экскурсионную прогулку. При этом следует помнить, что экскурсионная работа должна не только иметь развлекательный аспект, но нести важную научно-методическую задачу, связанную с принципами учебно-исследовательской деятельности.

Список литературы

Вагин А.А. Методика обучения истории. М., 1972.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999

Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик. Практическое пособие для педагогов, М.В. Китаева. Ростов н/ Д., 2003.

Ляпин Д.А. НИР в школе: памятка учителю. Издание второе. Елец, 2011.

Ляпин Д.А. Организация НИР учащихся – составная часть обучения и воспитания школьников //Организация и развитие НИРШ – одна из основных форм творческой работы с детьми: материалы конференции. Елец, 2010. С. 9-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках регионального компонента на примере преподавания курса ИСТОРИЯ КАРЕЛИИ 10-11 кл. Обобщение опыта

Выступление на Муниципальной педагогической конференции «Региональный компонент содержания образования: нормативная база, опыт, творчество»...

Реализация регионального компонента как одного из направлений духовно-нравственного воспитания во внеклассной работе по английскому языку.

Сегодня регионоведческий компонент при преподавании английского языка играет важную роль в духовно- нравственном воспитании. этому способствует коммуникативная направленность предмета....

Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Огромную роль в патриотическом становлении  человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...

Программа курса внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".

Важным компонентом образования на территории  Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная р...

Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования

   За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...

Мастер-класс "Реализация регионального компонента при организации учебной и внеурочной деятельности

Реализация регионального компонента при организации учебной и внеурочной деятельности учителем биологии...

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ «КАК РОЖДАЮТСЯ ТКАНИ?»

В статье представлены особенности включения национально-регионального компонента в программу занятий биологического кружка. Автор выявляет роль интегрированных занятий в процессе гражданско-патриотиче...