Доклад на заседании ШМО "Этнокультурный компонент в преподавании литературы и русского языка"
статья

Бакеева Тансылу Шарифуллиновна

По моему убеждению, приобщение каждого школьника к культурному наследию родного народа должно вырабатываться с раннего возраста в семье с помощью родного языка. Это даст положительные результаты в воспитании и формировании личности, уважающей историю, менталитет и духовную культуру не только своего народа, но и других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_etnokulturnyy_komponent.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Доклад  

                                      Этнокультурный компонент

                        в преподавании литературы и русского языка

      Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, т.к. наша Россия— многонациональное государство: рядом живут люди разных национальностей, дети разных национальностей учатся в школах..  

      Если человек не знает своих истоков, своей национальной культуры, ему будет чужда и культура другого народа, без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение к истории и традициям других народов.  

       Материал народной культуры в высшей степени обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает  в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, помогая тем самым укреплению связей между поколениями, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей.

      В связи с введением ФГОС  роль этнокультурного компонента образования сегодня стала еще более актуальной и важной.  

        Так как мы живём в многонациональной республике Башкортостан, у нас есть возможность приобщиться к культурам тех народов, с которыми мы живём бок о бок, в частности, башкирского и русского. Для башкир не является недоступной и неосознаваемой культура русского народа и наоборот. Культуры башкирского и русского народов взаимовлияют друг на друга, дополняют друг друга. Для русского ученика вполне понятны слова «катык», «кумыс», «корот»,  а для ученика-башкира – «окрошка», «уха».

       Считаю, что бережное отношение к  культурному наследию своего народа должно вырабатываться с раннего возраста, а народа другой национальности – с момента начала изучения его языка. Приобщение каждого школьника к этим ценностям даст положительные результаты в воспитании и формировании личности, уважающей историю, менталитет и духовную культуру не только того народа, чей язык изучается, но и других народов.

            Исходя из того, что Зигаза – интернациональное село, где проживают башкиры и русские, много смешанных семей, определяется задача воспитания уважения, бережного отношения к национальным традициям башкирского и русского     народов, толерантности, культуры общения.

       Школьники активно участвуют в народных праздниках Сабантуй, Масленица, Навруз, Нардуган.   Проводим народные праздники Ҡарға бутҡаһы, Кәкүк сәйе. Ведущей целью моей работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся является  создание условий для формирования культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность с использованием этнокультурного компонента.   Для этого в рабочую программу, календарно-тематические планы по литературе и по русскому языку включаю (там, где это возможно) этнокультурный русский и башкирский компонент.  

           В  духовном становлении личности ребёнка большую роль играют произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины и эпосы,  народные сказки, народные песни.  Так, при изучении раздела УНТ в 5-6 классах приводим эквиваленты русских и башкирских пословиц: «Делу – время, потехе – час» – «Эш бөткәс, уйнарға ярай”, “Пуганая ворона куста боится” – “Ҡурҡҡанға ҡуш күренә”. Примеры мож-но найти в двуязычном сборнике Ильгама Гарипова «Башҡортса-русса мәҡәлдәр һәм әйтемдәр һүҙлеге”, «Башкирско-русский словарь пословиц и поговорок» У. «Китап», 1994г.;  Фанузы Надршиной «Башҡортса-инглизсә-русса мәғәнәләш мәҡәлдәр һәм әйтемдәр һүҙлеге, “Башкирско-англо-русский словарь адекватных пословиц , поговорок”, У., Китап,2002г.            

       В календарно - тематическом планировании уроков литературы в 5 классе при изучении былин отвожу  1 час на обзорное изучение башкирского народного эпоса «Урал-батыр», слушаем сообщение об эпосах других народов (киргизский «Манас», якутский олонхо, чувашский «Нарспи», индийский «Рамаяна», шотландский «Арсабал», скандинавские саги, эпосы алтая-саянских народов )на внеклассном занятии заучиваем небольшой отрывок наизусть, выполняем рисунки.

       В 6 классе при изучении народных песен даю сведения о видах башкирских народных песен: песни о батырах, о Родине, армии и походах,  о горестной судьбе женщин, о любви,  о беглецах. Слушаем и исполняем народные песни. Охотно откликнулись на моё предложение собирать народные песни, прослушали и записали слова. Это песни в исполнении бабушек Винокуровой Тамары Ивановны, Гордеевой Ольги Ивановны, Гильмановой Сайбы Хажиахметовны.

        В школе работает музей, где собран богатый материал об истории села, школы, чугуно-литейного завода (1891-1935гг.), о бортничестве, а также изделия  декоративно- прикладного искусства. На уроке русского языка при выполнении упражнений 392, 393, (на экране задания упражнений) где требуется подготовить устное публичное выступление на тему «Народное декоративное искусство» использую возможности музея,  устанавливаю связь: учебный процесс, музей, семья. Так, мои ученики Шарафутдинов Данил, Гильманов Дим выступили с сообщениями на тему «Моя бабушка –  рукодельница». (на экране работы учащихся)

       При выполнении упражнения 162 (на экране задание упражнения) составляют словесное дерево с корнем уч-, а дома делают шежере-родословную своей семьи  

        В 5 классе провожу урок внеклассного чтения по басне  Крылова «Волк и Ягнёнок» и басне М. Гафури. «Кто съел овцу?».  Это основоположник  башкирской литературы, выдающийся писатель, поэт, драматург, фольклорист, классик башкирской литературы, автор басен «Счастье и ленивый», «Петух и Соловей», «Дурак и жемчуг» (на экране портреты Крылова и М.Гафури (20.07. 1880г.  - 28.10. 1934г. ) и названия его басен)

       В 6 классе при изучении стихотворений С.А. Есенина (03.10.1895г. – 28.12. 1925г.) делаю сообщение о башкирском поэте, классике башкирской национальной литературы Шайхзаде Бабиче (14.01.1895г. – 28.03.1919г.) Это один из членов Башкирского Правительства, деятель башкирского национально-освободительного движения. (на экране портреты поэтов).  Судьбы этих двух поэтов похожи: ровесники, прожили короткую трагическую жизнь.

        После изучения в 5 классе рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» проходит урок внеклассного чтения по рассказам «Ильяс» и «Много ли человеку земли надо». (на экране названия рассказов и портрет писателя). Совместно с учителем башкирского языка и литературы и библиотекарем  проводим внеклассное мероприятие «Русские писатели и Башкортостан». Оно посвящается пребыванию в Башкортостане и башкирских краях русских писателей А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.И. Даля и других.

       В своей работе уделяю внимание также ознакомлению обучающихся с жизнью и творчеством писателей-земляков. В прошлом (2018-2019) учебном году вела внеурочную деятельность по теме «Литературное краеведение». Знакомились с жизнью писателя Н.Ф. Шайхулова, (на экране портрет Н.Шайхулова) исполнялось 90 лет со дня рождения известного земляка. Были проведены встречи с педагогами-ветеранами из соседней деревни Бутай, в своё время работавшими с писателем в нашей школе, экскурсия к дому, где жил писатель, знакомились с материалами школьного музея, читали отрывки из произведений. Ученик 7 класса Гильманов Дим вместе с бабушкой выполнил перевод рассказа «Ҡурай моңо» на русский язык “Мелодия курая” Знакомились с произведениями писателя Сабира Шарипова, (на экране портрет С. Шарипова) уроженца д. Бакый, читали его рассказы, выполняли различные творческие работы.

        Таким образом, в течение учебного года учащиеся  получают знания не только по литературе  русской, но и знакомятся с биографией башкирских писателей и их произведениями.  

        Считаю, что этнокультурный компонент  является важнейшим средством воспитания у школьников гражданственности и патриотизма, помогает воспитать терпимость, миролюбие и уважение к людям всех национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тематическом заседании педагогического совета "Индивидуальный подход на уроках русского языка и литературы

Представлен материал выступления по теме личного опыта с использованием дифференцированного похода в обучении....

Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка как средство формирования ключевых компетенций обучающихся. Педагогический проект

Обращение к проектной теме продиктовано необходимостью совершенствования педагогического «инструментария» в условиях модернизации школьного образования, которая предполагает ориентацию образования не ...

эссе "Специфика преподавания литературы и русского языка в условиях внедрения ФГОС"

В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания предметов в образовательной области «Филология».Приоритетным становится коммуникативное развитие учащихся: каждый учитель-словесни...

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных ...

Традиции и инновации в преподавании литературы и русского языка

Презентация для учителей русского языка и литературы...

Программа и тематическое планирование по русской литературе и русскому языку с использованием национально - регионального компонента

Программа написана для учителей, работающих в Чувашии в классах с многонациональным составом учащихся. Она включает в себя тематику произведений русской литературы с учётом произведений национальной л...

Статья "Отдельные аспекты использования регионального компонента в преподавании литературы обучающимся"

Материалы подготовлены для участия  в НПК "Чивилихинские чтения"-2021.Работа подготовлена мною в соавторстве с коллегой  преподавателем Букиной Надеждой Владимировной....