Выступление на тематическом заседании педагогического совета "Индивидуальный подход на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Представлен материал выступления по теме личного опыта с использованием дифференцированного похода в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете  по теме:

«Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе»

                                         Бородаенко Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 9

с. Толстово - Васюковского

2009 год

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе

 Исходя из 19 лет опыта педагогической работы в обучении учащихся русскому языку и литературе считаю, что индивидуальным подход в работе мы занимаемся, не задумываясь, и постоянно. Как нет одинаковых внешне детей, так и нет учащихся, которые одинаковы в обучающем уровне. До одного ребенка быстро доходит объяснение учителя. Другому потребуются сравнительные тексты и слова. А третий поймет только через несколько дней, и то при условии тщательного изучения и консультации. Отсюда, с одними ученики мы вынуждены долго толкаться на месте, чтобы обучить языковым и орфографическим стандартам. Другим же должны предоставить дополнительный материал. В качестве такового могут являться следующие:

- карточки индивидуального опроса, которым в современном мире найдена обновленная форма, а именно, ЦОРы;

-  разнотемные тексты художественных произведений для  анализовили проведения творческих  работ  и содержательной работы на уроках;

-  кроссворды для проведения орфографических, лингвистических  и творческих диктантов;

-  тексты к урокам по развитию речи ( включая « Продолжи…» обрамления и другие;

-  карточки для индивидуальной работы;

- другие.

         В методике преподавания тоже применяю дифференцированный подход. Так, некоторым детям достаточно зрительного восприятия орфограммы. Иные же требует ряда закрепительных упражнений. А есть группа людей, которым помогает параллельное ассоциативная связь, которую не все применяют. Приведу примеры некоторых параллелей:

гаЛерея- ГаЛя, стОмАтолог- с тОмАтом, вИнЕгрет- в вИнЕгрет и др.

          Например, при запоминании лиц глагола использую рисование лиц- мордочек. Такое запоминание является более эффективным. Дети впоследствии придумывают запоминание местоимений. Например, местоимения  3 лица дети стали ассоциировать со словом « зона». А в прошлом году Саид придумал «запоминалку» местоимений 2 лица: ТЫкВЫ. Это после того, как учитель предложила вспоминать местоимения 1 лица по ответу на вопрос: « Что мешает водителю на дорогах?»  Ответ не заставляет себя ждать: Я- МЫ. Вот такое запоминание, учитывающее индивидуальные особенности.

       Большее предпочтение отдаю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Ведь успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся нашей школы зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, которые обусловлены многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания. При изучении нового материала и его практическом применении для учащихся слабых даю такие задания:

-   воспроизвести учебный материал,

-  ответить на вопрос,

- выбрать правильный ответ,

- заполнить таблицу примерами из правила,

- выполнить упражнение по образцу.

Для учащихся среднего и высокого уровней развития такие:

-  вопросы, позволяющие анализировать изученный материал, сравнить его с ранее изученным, показать сходство       (например, правописания одной  и двух НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий) и различие (например, обособление распространенный определений и обстоятельств), --- составить схему, заполнить сравнительную таблицу,

- выполнить упражнение на применение изученного материала,

-  доказать, объяснить,

- придумать слово или предложение к данной схеме,

- подобрать или составить задание на орфограмму или пунктограмму,

-написать мини-сочинение на уроке и другие.         То есть, даются уже задания исследовательского уровней. Каждый ученик стремится полностью самореализоваться.        Если ранее в классе не практиковалась такая форма работы, то достаточно сложно организовать ее на первых уроках. Но когда дети поймут, что к каждому относятся как личности, что он успешен на уроке, тогда «уходит» дискомфортность у слабых учащихся, связанная с ощущением своей «неполноценности» по сравнению с другими детьми.

        На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.

Одна из проблем по русскому языку – это невыполнение домашних заданий. Если ребенок не выполнил письменное упражнение, то тогда он однозначно не изучал теоретический материал. Приходится большее время уделять на изучение правил во время уроков. И тут ярко выражен индивидуальный подход. Одни только знакомятся с новыми нормами. Другие уже придумывают и записывают слова. Третьим уже удается какая – то сравнительная работа.

Совершенствование орфографических навыков при повторении изученного.

Я думаю, что повторение — важный этап в осмыслении знаний, совершенствовании умений и навыков учащихся по русскому языку. Оно дает возможность воспроизвести в памяти ранее изученный материал, а также выполнить еще раз практические задания, основанные на использовании повторенных понятий, определений, правил. Однако задачи повторения не исчерпываются этим. Они включают в себя совершенствование приемов умственной работы (опознавание, отнесение орфограмм к определенному орфографическому правилу; определение написаний в упражнениях, построенных на трудном языковом материале), обобщение материала, отработку навыков самоконтроля.

При организации повторения важно иметь в виду, что за время, отведенное на изучение того или иного орфографического материала и дальнейшее его закрепление, не у всех учащихся вырабатываются прочные орфографические навыки. По моим данным, такие написания, как безударные гласные корня, не с частями речи, употребление н—нн в составе слова, употребление дефиса, дают высокий (30—50 % от общего числа) процент ошибок даже в старших классах. Одна из причин низкого уровня обученности школьников — отсутствие дифференцированного подхода к разным по успеваемости группам учащихся, для которых требуется неодинаковое количество упражнений (предъявлении), чтобы навык сформировался. Например, в моей, практике при изучении правописания безударных окончаний имен существительных в V классе, где у школьников формировались навыки самоконтроля (письменное грамматическое обоснование до записи существительного), ошибки исчезли после второго упражнения (группа хорошо успевающих школьников), после третьего (среднеуспевающие) и после шестого (слабоуспевающие). В другом классе, где обоснование окончаний проходило устно, такого количества предъявлений было недостаточно. Для выработки прочных орфографических навыков правописания чередующихся гласных о — а в корнях раст- — рос- с использованием самоконтроля (выделение корня, подчеркивание букв ст и щ, проведение от этих букв стрелки к гласной а в корне, подчеркивание ее) группе хорошо успевающих школьников потребовалось 48—50, группе среднеуспевающих — 65, группе слабоуспевающих учащихся 80 слов на это правило. В другом классе, где учащиеся объясняли правописание слов с данными корнями устно (сначала вслух, затем “про себя”), потребовалось проанализировать и записать большее количество слов: соответственно 90—95, 110 и 116 примеров. Разное количество предъявлении для разных по успеваемости групп учащихся необходимо при усвоении и других орфографических правил. Поэтому при повторении и обобщении изученного нужно учитывать неодинаковую степень сформированности орфографического навыка у разных групп учащихся и планировать упражнения таким образом, чтобы довести до автоматизма грамотное письмо школьников.

Организация процесса обучения на условиях дифференциации позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня обученности.

Перед собой ставлю решение многих методических проблем:

- Как предупредить отставание ребят, не усвоивших учебный материал, и добиться высокой успеваемости?

- Как активизировать деятельность учащихся?

- Как сделать процесс обучения радостным?

- Как привить желание детям узнавать больше и больше?

  Акцентирую внимание на практической направленности обучения русскому языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН ( кстати, честно, стали очень редкими), зачет, семинар, кроссворд. При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную, самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари), тестирование в старших классах . Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. 

Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.

За годы работы в школе создала определенную систему преподавания русского языка и литературы, ведущими принципами которой является: практическая направленность, тесная связь уроков русского языка и литературы, единство и взаимосвязь разделов курса.

Особенность общеобразовательной сельской школы в том, что у нас нет отбора учащихся.

         Каждый учитель постоянно работает над повышением своего профессионального уровня, чтобы добиваться высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Все постоянно совершенствуют свое мастерство и обобщают собственный педагогический опыт, успешно организуют внеурочные формы деятельности учащихся. Педагоги используют дифференцированный подход в обучении: практикуют групповые формы работы на уроках литературы, индивидуальные и парные виды работ на уроках русского языка, используют личностно-ориентированный принцип работы, занимаются пропагандой углубленного изучения русского языка и литературы.

        Каждый из педагогов считает своим долгом научить ребёнка не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства. Много внимания уделяется культуре речи. Основной принцип работы учителей – научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.

        Необходимо себе и учащимся внушить: « Дорогу осилит идущий!» Идемте, коллеги!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»

В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...

Выступление на педагогическом совете «Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету»

«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника — из любви к воспитателю, — убивает в ученике охо...

Индивидуальная работа с учащимися, требующими педагогической и психологической поддержки, на уроках русского языка и литературы

Статья Индивидуальная работа с учащимися, требующими педагогической и психологической поддержки, на уроках русского языка и литературы...

Выступление на МО "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"

Выступление на МО "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"...