Интегративный подход к преподаванию литературы в школе
методическая разработка по литературе по теме

 

Процесс интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла выдвигает требования гармонизировать профессиональную сторону деятельности учителя и его личностные особенности. Создание подлинно демократического общества предполагает необходимость формирования высоконравственной, образованной, гармонично развитой личности, способной к творческим преобразованиям  жизни. Поэтому одним из основных требований к содержанию образования является интеграция личности в мировую и национальную культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrativnyy_podhod_k_prepodavaniyu_literatury.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративный подход к преподаванию литературы в школе

        Процесс интеграции в преподавании дисциплин гуманитарного цикла выдвигает требования гармонизировать профессиональную сторону деятельности учителя и его личностные особенности.

        Создание подлинно демократического общества предполагает необходимость формирования высоконравственной, образованной, гармонично развитой личности, способной к творческим преобразованиям  жизни. Поэтому одним из основных требований к содержанию образования является интеграция личности в мировую и национальную культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

        Интеграция личности предполагает гуманизацию образования, которая базируется на стремлении к обогащению духовного мира школьника, формированию нравственной и гражданской позиции, цельности духовного облика, осознанности суждений и поступков и включает в себя погружение ученика в систему связей предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

        Интеграцию принято определять как объединение в целое каких-то частей. Задача интеграции – восстановить некогда нарушенное единство и целостность в восприятии окружающего мира.

        Основные гуманитарные дисциплины представляют собой достаточно сложноорганизованные системы, в пределах которых интегрируются особые культурные области. Интеграция представляется одним из перспективных инновационных приемов, способных решить многие из проблем современного образования. Объединение знаний в точках соприкосновения традиционных учебных дисциплин – уровень внутрипредметной интеграции. Естественной представляется интеграция учебного материала литературы, истории, русского языка. Интегративный подход к преподаванию литературы в школе позволит в какой-то мере преодолеть искусственную обособленность учебных предметов и достичь более целостного восприятия материала. Результатом работы в этом направлении является развитие  детей абстрактного, понятийного мышления.

        Направление и объем интегрируемых предметов может выражаться в создании единичных интегрированных уроков, цикла периодически повторяемых уроков, нового учебного предмета, нового спецкурса. Через циклы интегрированных уроков может быть организовано повторение пройденного материала.

        Интеграция учебных предметов эффективна на любой возрастной ступени школьного образования. Она влияет на результаты деятельности учащихся: у детей создается целостное представление о проблеме, расширяется их кругозор, повышается уровень культуры суждений, культуры речи, налицо и эмоциональная вовлеченность в проблему. Интеграция в современной школе обусловливает создание для учащихся возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать материал, но и познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

        Интегративный подход к преподаванию литературы в школе можно осуществлять при помощи активного использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»

        Начиная с 1994г., департамент Образовательных программ Международного Комитета Красного Креста(МККК) осуществляет в России совместные с Министерством общего и профессионального образования проекты, направленные на распространение знаний о Международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях. Одним из них является образовательный проект международного уровня "Вокруг тебя - Мир..."

        Комплект пособий по литературе для 5-8 классов "Вокруг тебя - мир" представляет несомненный интерес с точки зрения литературного образования, нравственного воспитания учащихся и распространения знаний о международном гуманитарном праве.

        Идея создания пособия принадлежит Международному комитету Красного Креста: одной из важнейших задач деятельности движения Красного Креста и Красного Полумесяца является распространение идей гуманности, солидарности и взаимного уважения.

        Цель этого проекта – воспитательно-образовательная: посредством поэтапного изучения УМК "Вокруг тебя - Мир..." в 5-8 классах в рамках дополнительного чтения на уроках литературы создать условия как для решения задач литературного образования, так и для формирования личности школьника в русле уважения гуманистических правил в ситуациях, связанных с применением насилия.

        Понятие "Международное гуманитарное право" впервые вошло в одобренный Министерством образования документ "О минимальном содержании образовательных программ основной общеобразовательной школы – область - обществознание".

        Поэтому в более широком смысле цель данного проекта заключается в том, чтобы подготовить учащихся 5-8 классах к осознанному восприятию этических норм и принципов Международного гуманитарного права в 9-11 классах на уроках обществознания и основ безопасности жизнедеятельности.

        УМК "Вокруг тебя - мир" дополняет основной курс литературы в 5 - 8 классах и может быть использован на уроках развития речи, внеклассного          чтения, на факультативных занятиях (как единый блок) и комбинированно; его содержание соотнесено с программой по литературе и имеет ярко выраженную гуманитарную направленность.

        Комплект состоит из "Книги для ученика" и "Методических рекомендаций для учителя". В "Книге для ученика" представлены тексты для чтения, словарь к каждой теме, задания для работы в классе и дома. В "Методических рекомендациях" предложены разработки тем, включающие:

  1. формулировки общих целей воспитывающего характера и частных
    целей, связанных с решением задач преподавания литературы;
  2. выделенные структурные компоненты каждого урока;
  3. описание хода занятий с вариантами вступительного слова учителя,
    вопросов и заданий для учащихся, выводов по каждому этапу урока;
  4. комментарии, содержащие дополнительную информацию для учителя
    и советы методического характера.

        Материалы "Книги для ученика" содержат специально подобранные для  реализации гуманитарных идей тексты (многие из них интересны и в  художественном отношении), удачно взаимодействуют с основным  курсом литературы, ориентируют учащихся на самостоятельную творческую деятельность. "Методические рекомендации для учителя" в  целом отвечают современным требованиям к преподаванию литературы, имеют четкую структуру, продуманную систему заданий для учащихся, развивающих их мышление и творчество, расширяющих кругозор, формирующих нравственную жизненную позицию. Особенно важно, что вопросы опираются на социальный опыт детей, на их видение мира, помогают ориентироваться в этом мире. Кроме того, УМК "Вокруг тебя - мир" может оказать большую помощь молодым педагогам в планировании материала и моделировании урока литературы вообще.

        Материал в УМК согласован с базовыми программами по литературе, поэтому проблематика пособия, подбор текстов, их группировка по разделам соотносится с общей проблематикой курса литературы для 5-8 классов.

        В учебной книге для ученика для чтения и анализа предлагаются тексты разных жанров из произведений русской и зарубежной литературы, которые объединяют этико-философские проблемы, связанные, в первую очередь, с темой Войны и Мира.

        Это такие проблемы, например, как уязвимость Мирного населения, в особенности детей, в условиях войны и вооруженных конфликтов, необходимость их защиты; защита культурных ценностей от разрушения и разграбления, особая роль медицинского персонала в оказании помощи жертвам вооруженных конфликтов.

Таким образом, цель данного УМК - на основе всестороннего анализа художественного текста как с традиционных точек зрения, так и с позиции этических норм Международного гуманитарного права способствовать формированию у школьников гуманистической системы нравственных ценностей, ограничивающей проявление насилия и насильственное поведение в конфликтных ситуациях. Этой цели подчиняется и проблематика УМК, и подбор литературных текстов, формулировка целей и задач в каждом разделе УМК, исторический и правовой комментарий к текстам, характер заданий для учащихся, степень преемственности между УМК на разных этапах обучения, разработка методических рекомендаций для учителя.

        Очень важно, что авторы проекта и УМК предлагают родителям оказывать поддержку школе в нравственном воспитании детей через их соучастие в реализации проекта"Вокруг тебя - Мир..." Ученикам, в связи с этим, предлагаются такие задания, которые необходимо обязательно обсудить дома с родителями, и которые действительно заставляют задуматься и детей, и взрослых над такими проблемами, как война и пленные, война и мирные жители, человек и природа, человек и будущее и т.д.

        В каждом разделе , в зависимости от темы, ученики получают дополнительную информацию о Международном гуманитарном праве, о движении Красного Креста и Красного Полумесяца, о выдающихся деятелях МККК и Российского общества Красного Креста как прошлого, так и современного времени.

        И в содержательном, и в методическом плане проект хорошо вписывается в рамки традиционного и инновационных типов, форм и методов обучения-уроки внеклассного чтения, уроки основного курса, уроки развития речи, факультативные занятия, интегрированные уроки , например, с этикой, историей, дискуссионные и проблемные методы обучения, групповые формы обучения, методы анкетирования, тестирования и т.д. Поэтому негативные последствия от реализации проекта не прогнозируются.

        Цель координационной деятельности:

через поэтапную реализацию проекта и освоение УМК "Вокруг тебя - Мир..." создать условия для :

  1. Инициирования творческой деятельности учителей-словесников, открывающих на основе данного проекта новые смыслы собственной профессиональной деятельности и самореализации.
  2. Формирования у подростков системы общечеловеческих ценностей и нравственных позиций в аспекте духовной культуры человечества, эмоциональной культуры личности, социально-значимого ценностного отношения к Миру, Человеку, основанного на понимании того, что Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные гуманитарные правила и уважение этих правил, в т.ч. и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, как обязательное условие сохранения человечества.

        Таким образом, данный комплект представляет, на мой взгляд, удачную научно-методическую разработку, которую необходимо использовать в школьной практике.

        Для оказания практической помощи в работе с данным учебным комплексом созданы материалы в виде методического комментария ко всем темам, имеющимся в пособии, которые помогут учителю выстроить каждый урок с учетом современных тенденций в преподавании литературы и внедрить УМК "Вокруг тебя - мир" в учебный процесс.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в преподавании географии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени....

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...

Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами...

Доклад "Интегративный подход в преподавании как средство активизации учебно-познавательной деятельности"

В любом уроке присутствуют элементы интеграции знаний, но учитель не всегда придает этому должное значениеИнтеграция- позволяет учителю расширить границы межпредметности, указать ученику путь поиска р...

Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В своей статье "Реализация интегративного подхода в преподавании литературы в общеобразовательной школе (на примере изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)" делюс...

Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла

Обобщение опыта по теме "Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла"...