ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )
статья по литературе по теме

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась сама.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

                                        Т.П.Косенкова

учитель МОУ «Шелаевская средняя

 общеобразовательная школа»                                               

        Ещё несколько десятилетий назад заговорили о том, что в обществе выросло поколение, не интересующееся языком и литературой, обычаями и культурой народа, не осознающее свою национальную принадлежность. Это привело к упадку духовности общества. Но в последнее время ситуация существенно изменилась: происходит духовно-нравственное возрождение России, повысился интерес к изучению родного языка, а вместе с тем усиливается социальная значимость изучения родного языка в контексте национальной культуры. Это обусловлено новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на формирование творческой, языковой личности.  В связи с этим появился новый аспект в преподавании всех школьных предметов – социокультурное образование, что означает необходимость формирования социальной компетенции. Социокультурная компетенция предполагает знание истории, обычаев своего народа, осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, отражение культуры народа.  

         Современные программы русского языка отражают новые концепции обучения, имеющие целью формирование языковой личности, но еще большими возможностями в этом плане обладает школьный предмет литература и, как мне кажется, авторская программа преподавания литературы Б.С.Дыхановой.

          В данной Программе составитель вернулся к «горизонтальному» (хронологическому) изучению литературного процесса (фольклор, мифология, древнерусская литература, русская литература XVIII – XX вв.), одновременно поместив каждое названное художественное явление в научно обоснованный контекст из типологически родственных произведений. Такое спиралеобразное изучение материала обеспечивает системность обучения и его непрерывность: полученные на одной образовательной ступени знания оказываются востребованы на каждой из последующих.

           Не вдаваясь в подробности данной технологии, скажем лишь, что одно из главных ее достоинств в том, что она направлена в первую очередь на ликвидацию дискретного (механического) чтения, когда ухватывается лишь первый смысловой слой прочитанного, и формирование навыков устойчивого, постоянного внимания к семантике и этимологии слова в художественном тексте. Достигается это словарной работой. Словарная работа, таким образом, включает в себя домашнее чтение текста (небольшими фрагментами) и подчёркивание всех новых, неясных или просто заинтересовавших самого читателя слов, попытку определить их словарное и контекстуальное значение (кстати, словарями учащиеся пользуются уже с 5 класса). На уроке происходит чтение и истолкование подчёркнутых каждым слов. Для определения точного и полного смысла слов подбираются синонимы и антонимы, анализируется состав слова, выясняется его этимология. Такая постоянная обязательная работа способствует языковому и литературному образованию школьников: обогащается активный словарь учащихся, происходит формирование представлений об исторической эпохе, которой принадлежит или с которой перекликается художественное произведении, о её бытовых реалиях. Ознакомление с ушедшей культурой происходит  благодаря каждодневному вниманию к семантике художественных деталей текста. И здесь очень к месту будет включение в ткань уроков этнокультурного (краеведческого) материала с целью воспитания бережного отношения к родному языку, национального самосознания, чувства достоинства, любви и интереса к «малой» родине. Продемонстрируем это на примерах.

        Так, в 5 классе изучение фольклора начинается с изучения народных сказок «Царевна-лягушка» и «Василиса Прекрасная». Помимо традиционных на уроке знаний о жанре, сюжете, героях произведения учащиеся осваивают и теорию литературы: стиль произведения, сказочные формулы, постоянные эпитеты и т. д. Но главный итог – освоение понятия «национальный», которое происходит с опорой на личный опыт детей. Изучив сказки, учащиеся делают выводы о национальном быте, мышлении русского народа, узнают о семейном укладе, обряде сватовства и свадьбе, праздничном обеденном чине, о блюдах и винах, подаваемых к праздничному столу, о видах рукоделия, которыми занимались в старину, в каких жилищах обитали. Учащиеся обогащают свой словарь лексемами «сватовство», «каравай», «рукоделие», «пир», «кубок», «горница», «терем». Далее при изучении «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина происходит углубление понятий «национальная одежда», «национальная архитектура», «детали национального быта», а в словаре появляются слова «землянка», «дворец», «корыто», «изба со светёлкою», «тесовые ворота», «душегрейка», «кичка», «жемчуга». Нет сомнений в том, что учащиеся усваивают данные представления, потому что следующий этап -  изучение сказок зарубежных писателей и сравнение их с русскими. Более полное представление о свадебном обряде учащиеся получат на этой же образовательной ступени, познакомившись с разновидностью семейных лирических песен – плачами. Логичным завершение темы является обсуждение местного свадебного обряда: какие черты древнего обычая сохранились? Изменилась ли национальная одежда? Причём к такому разговору обычно приглашают сами учащиеся.

         При изучении былин учащиеся приобретают знания о государственном устройстве, верованиях русского народа, ориентируются в понятиях «стольный Киев-град», «престол», «заутрена», «обедня», знают, кто такие «зятевья» и что такое «палаты белокаменны», «чара», «меды стоялые», запоминают, что пафос былин – это любовь к родной земле, а богатыри – защитники земли русской от врагов.

        В процессе изучения обрядовых песен (колядок, веснянок) в 5 классе учащиеся узнают, с какими праздниками они связаны (языческими или христианскими), а в 6 знания углубляются при изучении славянской мифологии. Непременным продолжение темы здесь является рассказ учащихся о праздновании в селе Рождества, Нового года, Крещения, приводятся образцы колядок и «щедровок», ритуалы святочных гаданий.

         Домашнее задание после изучения малых жанров фольклора (пословиц, поговорок и загадок) – придумывание собственных пословиц и поговорок, приготовление сборников загадок, бытующих в селе. Причём с обязательным привлечением для соучастия родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер.

        По мнению методистов и лингвистов, особенно эффективным является использование местной топонимии в процессе лингвокраеведческой работы. С.А.Попов отмечает, что «изучение местной топонимики и антропонимии важно начинать со школьной скамьи. В этом возрасте дети проявляют неподдельный интерес к родному слову, к местной истории, к народным легендам, связанным с происхождением того или иного географического названия…» Всего два с половиной  года работы по данной технологии показывают бесспорность данного мнения. К сожалению, высокая плотность урока литературы не позволяет часто заниматься топонимикой, а вот что касается антропонимики, то  уже к концу 6 класса практически все учащиеся попытались выяснить происхождение своих фамилий. Выводы их, конечно, спорны, но думается, что это темы для дальнейших исследований. Так, например,  при изучении славянской мифологии пришли к выводу, что фамилия Гамаюнова  произошла от Гамаюн (Гамаюс, Гамают) – вещая певчая птица, служившая Велесу. Её имя возникло от слов «гам» или «кам», означавших «шум». Гамаюн своим пением предвещала важнейшие события (например, явление новой династии русских царей);

       Сурина –1) от «сурица» - священный напиток, наименование которого происходит от индоевропейского слова «сурья» - солнце; 2) от «суровец» или «сурог, суровен» - богатырь, встречается с татарской ратью и побивает её;

        Потанин – от нар. потай – «втай, тайно, секретно»; Потайка – поползень, пролаз, тихоня, лукавый и скрытный человек;

        Тулякова и Тулинова – произв. от туло, тулить – «прятать, скрывать»

(ср. притулиться);

        Корякин – от корячить: «ломать, гнуть силою, разводить, распирать»; корячливый – несговорчивый, строптивый человек; коряка – кто корячится;

        Материал для таких выводов содержится в учебном пособии для учащихся, в словаре В.И.Даля, в этимологическом словаре,  которые становятся для учащихся настольными книгами.

        Опыт работы по данной технологии позволяет сделать вывод о том, что она способствует накапливанию этнолингвистических знаний. Осуществляется взаимосвязь общенаучного и местного материала, а в итоге – формирование языковой личности учащихся.

        Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание /В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ, 2006

2. Дыханова Б.С. Книга для учителя-словесника. 5 класс средней общеобразовательной школы. – Изд. 3-е, перераб.и доп. – Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2000

3. Дыханова Б.С. Книга для учителя-словесника. 6 класс.– Изд. 2-е, испр. и доп. – Воронеж. ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002

4. Попов С.А. Духовные национальные ценности русского народа и их отражение в Воронежской топонимии // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Воронеж, 1996

5. Ситникова А. Этимологический словарь русского языка /А.Ситникова – Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2005

6. Туранина Н.А. Формирование этнокультурно-краеведческой компетентности школьника в процессе изучения русского языка. Изд. дом «Первое сентября», 2003-2009

7. Туранина Н.А. Этноязыковые аспекты формирования личности на материале восточнославянской культуры. /Русская словесность, № 4, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....

Обобщение педагогического опыта "Игровые формы преподавания иностранного языка как путь формирования творческой личности"

Статья "Обобщение педагогического опыта по теме "Игровые формы преподавания иностранного языка как путь формирования творческой личности" м с презентацией....

Интерактивные аспекты преподавания немецкого языка как путь формирования творческой личности

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является совершенствование форм обучения иностранному языку. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, дале...

Доклад на заседании ШМО "Этнокультурный компонент в преподавании литературы и русского языка"

По моему убеждению, приобщение каждого школьника к культурному наследию родного народа должно вырабатываться с раннего возраста в семье с помощью родного языка. Это даст положительные результаты в вос...


 

Комментарии

актуально, потому что творчество - это в будущем самостоятельная личность, способная принимать нестандартные и самостоятельные решения.