ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )
статья по литературе по теме
Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась сама.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )
Т.П.Косенкова
учитель МОУ «Шелаевская средняя
общеобразовательная школа»
Ещё несколько десятилетий назад заговорили о том, что в обществе выросло поколение, не интересующееся языком и литературой, обычаями и культурой народа, не осознающее свою национальную принадлежность. Это привело к упадку духовности общества. Но в последнее время ситуация существенно изменилась: происходит духовно-нравственное возрождение России, повысился интерес к изучению родного языка, а вместе с тем усиливается социальная значимость изучения родного языка в контексте национальной культуры. Это обусловлено новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на формирование творческой, языковой личности. В связи с этим появился новый аспект в преподавании всех школьных предметов – социокультурное образование, что означает необходимость формирования социальной компетенции. Социокультурная компетенция предполагает знание истории, обычаев своего народа, осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, отражение культуры народа.
Современные программы русского языка отражают новые концепции обучения, имеющие целью формирование языковой личности, но еще большими возможностями в этом плане обладает школьный предмет литература и, как мне кажется, авторская программа преподавания литературы Б.С.Дыхановой.
В данной Программе составитель вернулся к «горизонтальному» (хронологическому) изучению литературного процесса (фольклор, мифология, древнерусская литература, русская литература XVIII – XX вв.), одновременно поместив каждое названное художественное явление в научно обоснованный контекст из типологически родственных произведений. Такое спиралеобразное изучение материала обеспечивает системность обучения и его непрерывность: полученные на одной образовательной ступени знания оказываются востребованы на каждой из последующих.
Не вдаваясь в подробности данной технологии, скажем лишь, что одно из главных ее достоинств в том, что она направлена в первую очередь на ликвидацию дискретного (механического) чтения, когда ухватывается лишь первый смысловой слой прочитанного, и формирование навыков устойчивого, постоянного внимания к семантике и этимологии слова в художественном тексте. Достигается это словарной работой. Словарная работа, таким образом, включает в себя домашнее чтение текста (небольшими фрагментами) и подчёркивание всех новых, неясных или просто заинтересовавших самого читателя слов, попытку определить их словарное и контекстуальное значение (кстати, словарями учащиеся пользуются уже с 5 класса). На уроке происходит чтение и истолкование подчёркнутых каждым слов. Для определения точного и полного смысла слов подбираются синонимы и антонимы, анализируется состав слова, выясняется его этимология. Такая постоянная обязательная работа способствует языковому и литературному образованию школьников: обогащается активный словарь учащихся, происходит формирование представлений об исторической эпохе, которой принадлежит или с которой перекликается художественное произведении, о её бытовых реалиях. Ознакомление с ушедшей культурой происходит благодаря каждодневному вниманию к семантике художественных деталей текста. И здесь очень к месту будет включение в ткань уроков этнокультурного (краеведческого) материала с целью воспитания бережного отношения к родному языку, национального самосознания, чувства достоинства, любви и интереса к «малой» родине. Продемонстрируем это на примерах.
Так, в 5 классе изучение фольклора начинается с изучения народных сказок «Царевна-лягушка» и «Василиса Прекрасная». Помимо традиционных на уроке знаний о жанре, сюжете, героях произведения учащиеся осваивают и теорию литературы: стиль произведения, сказочные формулы, постоянные эпитеты и т. д. Но главный итог – освоение понятия «национальный», которое происходит с опорой на личный опыт детей. Изучив сказки, учащиеся делают выводы о национальном быте, мышлении русского народа, узнают о семейном укладе, обряде сватовства и свадьбе, праздничном обеденном чине, о блюдах и винах, подаваемых к праздничному столу, о видах рукоделия, которыми занимались в старину, в каких жилищах обитали. Учащиеся обогащают свой словарь лексемами «сватовство», «каравай», «рукоделие», «пир», «кубок», «горница», «терем». Далее при изучении «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина происходит углубление понятий «национальная одежда», «национальная архитектура», «детали национального быта», а в словаре появляются слова «землянка», «дворец», «корыто», «изба со светёлкою», «тесовые ворота», «душегрейка», «кичка», «жемчуга». Нет сомнений в том, что учащиеся усваивают данные представления, потому что следующий этап - изучение сказок зарубежных писателей и сравнение их с русскими. Более полное представление о свадебном обряде учащиеся получат на этой же образовательной ступени, познакомившись с разновидностью семейных лирических песен – плачами. Логичным завершение темы является обсуждение местного свадебного обряда: какие черты древнего обычая сохранились? Изменилась ли национальная одежда? Причём к такому разговору обычно приглашают сами учащиеся.
При изучении былин учащиеся приобретают знания о государственном устройстве, верованиях русского народа, ориентируются в понятиях «стольный Киев-град», «престол», «заутрена», «обедня», знают, кто такие «зятевья» и что такое «палаты белокаменны», «чара», «меды стоялые», запоминают, что пафос былин – это любовь к родной земле, а богатыри – защитники земли русской от врагов.
В процессе изучения обрядовых песен (колядок, веснянок) в 5 классе учащиеся узнают, с какими праздниками они связаны (языческими или христианскими), а в 6 знания углубляются при изучении славянской мифологии. Непременным продолжение темы здесь является рассказ учащихся о праздновании в селе Рождества, Нового года, Крещения, приводятся образцы колядок и «щедровок», ритуалы святочных гаданий.
Домашнее задание после изучения малых жанров фольклора (пословиц, поговорок и загадок) – придумывание собственных пословиц и поговорок, приготовление сборников загадок, бытующих в селе. Причём с обязательным привлечением для соучастия родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер.
По мнению методистов и лингвистов, особенно эффективным является использование местной топонимии в процессе лингвокраеведческой работы. С.А.Попов отмечает, что «изучение местной топонимики и антропонимии важно начинать со школьной скамьи. В этом возрасте дети проявляют неподдельный интерес к родному слову, к местной истории, к народным легендам, связанным с происхождением того или иного географического названия…» Всего два с половиной года работы по данной технологии показывают бесспорность данного мнения. К сожалению, высокая плотность урока литературы не позволяет часто заниматься топонимикой, а вот что касается антропонимики, то уже к концу 6 класса практически все учащиеся попытались выяснить происхождение своих фамилий. Выводы их, конечно, спорны, но думается, что это темы для дальнейших исследований. Так, например, при изучении славянской мифологии пришли к выводу, что фамилия Гамаюнова произошла от Гамаюн (Гамаюс, Гамают) – вещая певчая птица, служившая Велесу. Её имя возникло от слов «гам» или «кам», означавших «шум». Гамаюн своим пением предвещала важнейшие события (например, явление новой династии русских царей);
Сурина –1) от «сурица» - священный напиток, наименование которого происходит от индоевропейского слова «сурья» - солнце; 2) от «суровец» или «сурог, суровен» - богатырь, встречается с татарской ратью и побивает её;
Потанин – от нар. потай – «втай, тайно, секретно»; Потайка – поползень, пролаз, тихоня, лукавый и скрытный человек;
Тулякова и Тулинова – произв. от туло, тулить – «прятать, скрывать»
(ср. притулиться);
Корякин – от корячить: «ломать, гнуть силою, разводить, распирать»; корячливый – несговорчивый, строптивый человек; коряка – кто корячится;
Материал для таких выводов содержится в учебном пособии для учащихся, в словаре В.И.Даля, в этимологическом словаре, которые становятся для учащихся настольными книгами.
Опыт работы по данной технологии позволяет сделать вывод о том, что она способствует накапливанию этнолингвистических знаний. Осуществляется взаимосвязь общенаучного и местного материала, а в итоге – формирование языковой личности учащихся.
Литература
1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание /В.И.Даль. – М.: Астрель: АСТ, 2006
2. Дыханова Б.С. Книга для учителя-словесника. 5 класс средней общеобразовательной школы. – Изд. 3-е, перераб.и доп. – Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет, 2000
3. Дыханова Б.С. Книга для учителя-словесника. 6 класс.– Изд. 2-е, испр. и доп. – Воронеж. ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002
4. Попов С.А. Духовные национальные ценности русского народа и их отражение в Воронежской топонимии // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Воронеж, 1996
5. Ситникова А. Этимологический словарь русского языка /А.Ситникова – Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2005
6. Туранина Н.А. Формирование этнокультурно-краеведческой компетентности школьника в процессе изучения русского языка. Изд. дом «Первое сентября», 2003-2009
7. Туранина Н.А. Этноязыковые аспекты формирования личности на материале восточнославянской культуры. /Русская словесность, № 4, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....
«Интеграция истории и литературы как один из факторов формирования личности» Мутыгулина Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы, Суслова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ №4» г. Полевской.
В данной статье обобщён опыт проведения интегрированных уроков истории и литературы и показано их влияние на формирование личности современного ученика....
Обобщение педагогического опыта "Игровые формы преподавания иностранного языка как путь формирования творческой личности"
Статья "Обобщение педагогического опыта по теме "Игровые формы преподавания иностранного языка как путь формирования творческой личности" м с презентацией....
Реферат на тему: «Дифференцированный подход в обучении сочинению как один из путей формирования коммуникативной компетенции учащихся»
В помощь учителю, применяющему на уроках технологию дифференцированного подхода....
Интерактивные аспекты преподавания немецкого языка как путь формирования творческой личности
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является совершенствование форм обучения иностранному языку. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, дале...
Презентация «Дифференцированный подход в обучении сочинению как один из путей формирования коммуникативной компетенции учащихся».
Методическая разработка...
Доклад на заседании ШМО "Этнокультурный компонент в преподавании литературы и русского языка"
По моему убеждению, приобщение каждого школьника к культурному наследию родного народа должно вырабатываться с раннего возраста в семье с помощью родного языка. Это даст положительные результаты в вос...
Комментарии
Развитие творческих способностей личности на уроках русского язы