«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »
статья по мхк по теме

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Мировой художественной культуры как учебный предмет 1.4. Формирование гуманитарного мышления у учащихся на уроках МХК. Глава 2. Структура, содержание, направления, принципы в преподавании Мировой художественной культуры. 2.1. Анализ государственной и авторских программ, УМК. 2.2. Характеристика видов контроля качества знаний по МХК. 2.3. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании мировой художественной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_integrativny_podhod_v_prepodavanii_mhk.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «« Интегративный подход в преподавании  предмета гуманитарного цикла -  Мировая художественная культура »

Выполнил: Храмова Марина Анатольевна

                            Ф.И.О. студента,

_________________________

                                 курс, группа

Научный руководитель

К.п.н., профессор

 (ученое звание и ученая степень)

 И.Д. Митина(Ф.И.О.)

Ульяновск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК.

  1. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла.
  2. Пути становления Мировой художественной культуры как учебный предмет
  3. Формирование гуманитарного мышления у учащихся на уроках МХК.

Глава 2. Структура, содержание, направления, принципы в преподавании Мировой художественной культуры.

2.1. Анализ государственной и авторских программ, УМК.

2.2. Характеристика видов контроля качества знаний по МХК.

2.3. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании мировой художественной культуры 

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена направленностью современной школы на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ художественной культуры. Совершенствование личности тем эффективнее, чем более рационально построено обучение, в котором преподавание играет ведущую роль. Поэтому важным становится исследование условий и средств, способствующих рациональной организации познания культурного опыта в рамках средней школы. Одним из них является интегративный подход в преподавании мировой художественной культуры.

 Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в условиях средней школы определяется природой объекта изучения, гуманизацией и гуманитаризацией системы образования, системным характером обучения. Его осуществление стимулируется взаимодействием ограниченного учебного времени с расширяющимся объемом содержания образования.

Мировая художественная культура как предметная область сложилась во второй половине XX века и еще относительно новая дисциплина для образовательных учреждений. Отсюда множество подходов к ее освоению, предложено много авторских различных программ, учебно-методических комплексов.

И поэтому выработка ведущих направлений в методике преподавания этого предмета является острой и насущной потребностью. В преподавание курса МХК ставятся современные проблемы -   как пробудить интерес учащихся к миру художественной культуры и сформировать потребности в самых разных способах удовлетворения художественных интересов, выявление условий для создания образных представлений о жизни человечества в разные эпохи, в различных типах культуры, в различных регионах мира, отраженных в художественной культуре, нахождение оптимальных способов выработки навыков общения с художественными произведениями разных видов и жанров для создания художественной картины мира, определения путей формирования нравственно - эстетических установок в процессе усвоения предмета, создание критериев оценки освоения основ художественной культуры.

        Программа изучения мировой и художественной культуры предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, социальной психологией, искусствоведением, педагогикой и другими науками, то есть в контексте развития всей мировой материальной и духовной культуры. Интегративное содержание предмета требует полного пересмотра организации процесса обучения.

        Специфика предмета обучения - сложнейший мир художественной культуры и художественной деятельности людей в мировом историческом контексте - предполагает основные формы и методы обучения.

        Цель: проанализировать определение роли интегративного подхода в преподавании  предмета гуманитарного цикла МХК.

Задачи курсовой работы:

-  рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла;

-  определить пути становления Мировой художественной культуры как учебный предмет в образовательной системе;

- проанализировать средства формирование гуманитарного мышления у учащихся на уроках МХК;

- дать анализ на основании структуры, содержания, направления, принципов в преподавании МХК:

- государственную и авторские программы, УМК;

- характеристику видов контроля качества знаний по МХК;

- использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании мировой художественной культуры


Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК.

§1.1 Общая структура интегрированного гуманитарного цикла

Современная система школьного образования находится в стадии реформирования как структуры школы, так и содержания преподавания. По-настоящему серьезным достижением сегодняшней школы можно считать вариативность и альтернативность образования, возможность дифференцированного подхода к формированию образовательных стандартов и областей. Если же говорить о современных увлечениях всевозможными новациями в области форм, методов и технологий, то в основном все они основаны на традиционной методике, основами которой являются такие принципы, как урочная система, коллективно-коммуникативная деятельность на уроке, 5-балльная система оценок, позиция «учитель – ученик».

Вариативность программ и учебников, их альтернативность создают возможность адаптировать их к конкретным целям и задачам определенного образовательного учреждения. Но все-таки принцип вариативности образования кардинально повлиять на содержание  школьных программ не может. Учитывая отсутствие материальной возможности серьезных изменений в формировании образовательных стандартов и базисного учебного плана, а также учитывая необходимость изменения  самой концепции школьного образования, которая в XXI веке должна быть ориентирована на формирование у школьника целостной картины мира и на умение работать с информацией, одним из путей, приближающих нас к самой постановке такой задачи, является путь интеграции предметов, в частности, предметов гуманитарного цикла, а именно: истории, обществознания, литературы, филологии, предметов художественно-эстетического плана.

Интеграция предметов социально-гуманитарного цикла возможна только при наличии двух факторов: либо готовности руководства школ, комитетов по образованию идти на создание диалоговой системы преподавания близких по содержанию тем и предметов, либо при наличии необходимого уровня профессиональной компетентности учителя, способного создать нужный контекст на уроке. Cегодня педагогические вузы не ориентированы на подготовку специалистов широкого профиля, наоборот, границы профессиональной компетентности имеют тенденцию к сужению. Но именно культуролог является в этом смысле специалистом широкого профиля и способен на уроках МХК создавать условия для формирования у школьников целостной картины мира. Поэтому тема интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов остается по-прежнему актуальной. Академик А. Мелик-Пашаев пишет, что «интеграция искусств − перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике». Более того, ученый говорит о необходимости формирования «единого интеграционного пространства школы».

Томский ученый В.А. Доманский в своей монографии «Культурологические основы изучения литературы в школе» пишет: «Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникации предметов чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре».

Существует несколько видов интеграции:

1. Интегрированный урок, достоинствами которого являются большая содержательная емкость учебного материала, чрезвычайная лаконичность и четкость его подачи, взаимопроникновение интегрируемых предметов на всех этапах урока и огромная информативность.

2. Интегрированные предметы. На сегодняшний день таковым является Мировая художественная культура.

3. Интеграция искусств. Искусства могут интегрироваться на равноправной основе или на основе выбора доминирующего искусства.

Все виды интеграции используются учителями литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, но «находить общее в разных искусствах, прочитать что-то о музыке и извлечь пользу для преподавания изобразительного искусства или литературы – это могут очень немногие, так называемые «продвинутые» учителя... Однако, учитель, понимающий «другие» искусства, несравненно лучше преподает «свое».

        Принцип интеграции способствует созданию условий на уроках предметов гуманитарного цикла для формирования культурной парадигмы, основ мировоззрения школьника, способствует его социализации, развитию самостоятельного мышления и умения занимать и отстаивать свою позицию.

        В последнее время формируется идея создания новой школы – школы культуротворческого типа, основанной как раз на определенном приоритете такого предмета, как Мировая художественная культура, выступающего в виде своеобразной культурной матрицы,  призванной способствовать формированию у учащихся целостной картины мира.

Принцип интеграции предметов гуманитарного цикла мы не сводим к развитию межпредметных связей, где звучание двух предметов может быть сопоставимо со звучанием сольной партии и аккомпанемента. На таких уроках часто предмет второго плана выполняет роль своеобразного иллюстратора. Например, на уроках литературы часто используются музыкальные фрагменты, репродукции картин и др. Межпредметные связи хороши и необходимы, такие уроки также способствуют всестороннему погружению в изобразительно-выразительный ряд того или иного факта историко-культурной ситуации. Вместе с тем на подобных уроках не формируется представление, основанное на глубинном понимании причинно-следственных связей и отношений. К примеру, чтобы адекватно оценить и понять суть русского романтизма как литературного метода и направления, необходимо осознать сам дух революционных и свободолюбивых настроений в обществе, явившихся следствием победоносного шествия русской армии по побежденной Европе. Поэтому глубокий анализ историко-культурной и литературной ситуации возможен только в диалоге или полилоге представителей как минимум трех предметных областей: истории, литературы и культурологии.

        Предмет “ Мировая художественная культура “ является составной частью интегрированного гуманитарного цикла учебных предметов, который начинается в VI и заканчивается в XI классе.

         

§ 1.2. Пути становления Мировой художественной культуры как учебный предмет

        Идея преподавания предмета Мировая художественная культура возникла в 60-70 годы, когда школа осознала свою ущербность: увлекшись идеологическими проблемами в воспитании и образовании, педагогика оказалась оторванной от мировой культуры.

        Первым педагогом, который заговорил о необходимости приобщения учеников к истории мировой культуры, был, как известно, Дмитрий Борисович Кабалевский. Именно он смог объединить вокруг себя подлинных энтузиастов, таких, как Б.М. Неменский и Л.М. Предтеченская – авторов первых уникальных интегрированных программ по искусству. Они задумали создать цикл эстетических предметов для учащихся средней школы и таким образом создать комплекс учебных курсов, состоящий из литературы, музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Этот комплекс объединяла историческая основа. В результате, по замыслу авторов, учащиеся могут получить возможность общаться с искусством на протяжении всех лет обучения в школе: с 1 по 11 класс – литература, кроме того, с 1 по 8 класс – изобразительное искусство и музыка, а далее с 9 по 11 класс – мировая художественная культура.

        История появления предмета МХК в школах страны, то следует отметить, что в конце 80-ых – начале 90 – ых годов предмет “ Мировая художественная культура” стал вводиться в школы страны. У него появился статус факультативного курса, появилась первая программа, разработанная Лией Михайловной Предтеченской.

        Л.М. Предтеченская – педагог и кандидат исторических наук из Санкт – Петербурга – стоит у истоков этого школьного предмета. Благодаря ее усилиям, энергии, настойчивому желанию найти место урокам искусства в школе этот предмет появился в школьном расписании. Ею руководила огромная любовь к детям и искусству и желание помочь ученикам найти твердую опору под ногами и решить важные нравственные проблемы. Обращаясь к ученикам, она говорила: ” Теперь, в пору юности, когда перед вами встают сложнейшие проблемы поиска своего  жизненного пути, стремление понять себя и других людей, ваше общение с искусством приобретает новое качество. Перед решением таких же проблем в юности, да и во всей дальнейшей жизни стояли люди всех времен и народов. Вы, конечно, поняли это, читая книги, слушая музыку, рассматривая полотна великих творцов художественной культуры. Искусство хранит жизненный опыт поколений и передает его людям в художественных образах”.

        Специфика этого курса состояла в интегральном принципе построения и включала в себе общую характеристику исторического периода, идейно – художественные связи видов искусств: литературы, изобразительного искусства, музыки, архитектуры. Рассматривалось в программе Предтеченской Л.М.  искусство и жизнь эпохи, постижение человека: общие тенденции и различное, преемственность и новаторство в совершении средств художественного познания и преобразования мира.

        К числу недостатков данной программы надо отнести идеологический подход в изучении курса. Он проявлялся уже введении.

        “ Общее понятие о культуре. Ее роль в жизни людей. Особенности исторического развития. К. Маркс и Ф. Энгельс о формировании единой мировой культуры как процессе, связанном с утверждением буржуазных отношений, развитием связей между странами и континентами. Понятие “ художественная культура”. Функции художественной культуры в жизни людей, роль в духовном развитии человечества, в его освобождении от всех форм духовного и физического рабства. Общее и различное в развитии национальных культур. Их связи и взаимообогащение. В. И.Ленин о пролетарской культуре как наследнице всего, “ что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой  мысли и культуры”. Впоследствии данная программа была пересмотрена, сама суть осталась главная, был пересмотрен идеологический подход.

МХК является предметом, который имеет огромные возможности для развития личности ребенка. Цель его – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность. Предмет призван завершить систему духовного воспитания детей средствами искусства. Искусство служило и служит источником множества знаний. Оно формирует основы мировоззрения человека. Предмет МХК пополняет и углубляет знания по литературе, истории, изобразительному искусству, музыке и развивает интегративное понимание эпох, событий, культур. Предмет приобщает к достижениям мировой культуры, требует осмысления новых знаний в системе целостности, понимания филосовских, нравственных идей, постижения их логической взаимосвязи. Задача предмета – не только образование и расширение кругозора, но и развитие этической и нравственной культуры ребенка.

        Мировая художественная культура как школьная дисциплина отличается своеобразием и характеризуется рядом специфических качеств: мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, статусом предмета искусства, множеством подходов к его содержанию и методике преподавания.

        Мировоззренческая направленность предмета МХК проявляется в осознании, благодаря искусству, вечных нравственных ценностей, диалога культур, места и роли художественной культуры в жизнедеятельности человека. Восприятие произведений искусства связано с обобщениями, самостоятельными суждениями и выводами обучающихся.

        Интегрированный характер предмета обусловлен его исторической, культурологической и искусствоведческой компонентами. В историко – культурном контексте содержания предмета отражаются все эпохи развития искусства. Весьма существенна с точки зрения интегрированного характера предмета его полихудожественность. Мировая художественная культура охватывает разные виды искусства, его течения и направления. Следовательно, в данном предмете интегрируется гуманитарное и художественное направление.

        

§ 1.3. Формирование гуманитарного мышления у учащихся на уроках МХК

На протяжении многих десятилетий существования советской школы главной целью педагогического процесса было воспитание "человека образованного", освоение им "всех тех богатств, которые выработало человечество". В современном обществе, где объем информации удваивается каждые 3-4 года, такая педагогическая позиция уже не отвечает современным требованиям социума. В условиях интенсивного накопления знаний и ограниченности возможности их переработки индивидом педагогическая наука переориентировалась с идеи всестороннего развития личности на идею развития способностей личности, учитывая, что возросла потребность личности в творческой самореализации. Поэтому проблема формирования гуманитарного мышления в контексте целостного развития личности приобретает особую актуальность, когда ставится цель образования - воспитать поколение, способное преодолеть инерцию социально-экономического развития, создать условия для реализации творческого потенциала граждан, решать нравственно-этические проблемы.

«Гуманитарное мышление - это бесконечное познание мира и его оценка, включение личности в процесс мышления и извечный диалог, полилог культуры, логик, сознаний. Человек гуманитарного мышления как бы общается с людьми разных стран и эпох, разными «разумами» по «последним» вопросам бытия. Гуманитарное мышление - это умение понимать и принимать разные точки зрения, разные логики, разные типы сознания» (Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. Методическое пособие для учителей-словесников Томск – 2002).Гуманитарное мышление формируется в процессе вхождения в отечественный и мировой культурный контекст. А это возможно при развитии у учащихся различных навыков речевой и мыслительной деятельности, при формировании у них коммуникативных способностей, рефлектирующего сознания, введение школьника в мир культуры посредством создания культурной среды, различных методов и приемов "погружения" в культуру.

В современных условиях вхождение в такой контекст возможно при условии обновления не только содержания образования, но и социально-психологической среды учебного заведения, преодоления привычной авторитарности школы, установления новых отношений между учеником и учителем, основанных на партнерстве, сотрудничестве, сотворчестве. Введение в практику современной школы информационно-образовательных систем позволяет по-новому организовать учебный процесс, изменить не только содержание образования, но весь социально-психологический климат образовательного учреждения. Вместе с тем, гуманитарное знание в современных условиях информационно-образовательных систем, школьной локальной сети предполагает не только обучение детей у взрослых (учителей, родителей), но и обратный процесс, когда взрослые учатся у детей, «старшие» не только передают свой опыт «младшим», но и учатся у них.

Культуру можно рассматривать как форму одновременного бытия и общения людей разных времен, эпох. В культуре человек заново открывает мир, обретает его лично для себя. Обретение этого мира осуществляется в тексте, произведении, в общении автора и читателя. Мир как бы рождается на глазах человека другой эпохи, погруженного в наследие прошлого, он поглощает читателя с его мыслями, чувствами, ценностями, его бытием. И воспринимающий начинает жить в этом тексте, вступая в диалог с героями, авторами, другими читателями, критиками, веками, культурами. Художественный текст, представляющий собой веками застывшую форму бытия, вновь обретает начало бытия при условии установления общения автора и читателя. Именно поэтому все перечисленные проблемы стоят прежде всего перед преподавателями гуманитарного цикла, на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры формируется гуманитарное мышление учащихся. Целью изучения предметов гуманитарного цикла является не простая передача информации, а приобщение учащихся к ходу исторического процесса, к мировой художественной культуре.

II глава. Структура, содержание, направления, принципы в преподавании мировой художественной культура.

§ 2.1. Анализ государственной и авторских программ, учебников, УМК.

        Предмет “ Мировая художественная культура” является сравнительно новым в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации – неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования.

        Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения Мировой художественной культуры в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно – художественного направления. Вот почему в программе предлагается рассматривать два основных этапа изучения МХК:

        5 – 9 (10) классы ( основная школа ) – факультативный курс, представленный спецкурсами или образовательными модулями и 10 – 11 классы ( средняя полная школа ) – базовый и профильный курсы.

        Система изучения МХК на каждом этапов и в каждом классе имеет свою специфику, обусловленную психолого – педагогическими задачами данного предмета и возрастными особенностями восприятия произведения искусства. Приобщение школьников к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно – чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры ( 5-8 классы ) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства ( 9-10 классы ), к постижению целостной картины мира и собственному творчеству ( 11 класс ).

Основные дидактические принципы.

Программа предусматривает изучение Мировой художественной культуры на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

 Принцип непрерывности и преемственности  предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению предмета обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно – эстетическом аспекте, то в 10    ( 11 ) классе осознается как уникальная культурно – историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Предмет МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно – эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во – первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объеденных ключевым понятием художественного образа. Во – вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение Мировой художественной культуры – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности ( если такова есть ) класса. Поэтому в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем ( сокращать или увеличивать их количество ), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов ( особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможность выбора.

 Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников.

Содержание предмета представлено в разворотах программы. Их назначение – общая ориентация учителя в материале, позволяющая самостоятельно планировать изучение, намечать объем предстоящей работы, организовывать творческую деятельность .

        Учебный предмет включен в программы  общеобразовательных  школ,  средних

учебных заведений, вузов страны совсем недавно. И поэтому выработка хотя  бы

ведущих направлений в методике преподавания этого предмета  является  острой

и насущной потребностью. Незамедлительного  решения  требуют  проблемы:  как

пробудить интерес учащихся к миру  художественной  культуры  и  сформировать

потребности  в   самых   разных   способах   удовлетворения   художественных

интересов, выявление условий для создания  образных  представлений  о  жизни

человечества в разные эпохи, в различных типах культуры, в различных регионах мира, отраженных в  художественной  культуре, нахождение оптимальных способов выработки навыков общения с  художественными произведениями разных видов и жанров  для  создания  художественной  картины мира, определения путей формирования нравственно - эстетических установок  в процессе  усвоения  предмета,  создание   критериев   оценки   освоения   основ художественной культуры.

       Новый учебный предмет - один из интегративных  предметов.  Интегративные

предметы - это предметы новой школы, призванные на качественно новом  уровне

представить знания о мире и человеке. Нынешнее молодое поколение должно ясно сознавать,  что  всё  в  нашем  мире  взаимосвязано  и взаимозависимо.

         Программа изучения мировой и художественной культуры  предусматривает

широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры  с  историей,

философией,  эстетикой,   этикой,   социологией,   социальной   психологией,

искусствоведением, педагогикой  и  другими  науками,  то  есть  в  контексте

развития  всей  мировой  материальной  и  духовной  культуры.  

В соответствии с федеральным базисным учебным планом дисциплина «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности.

Выделение одного-двух наиболее характерных для целых эпох и культурных ареалов произведений изобразительного искусства или архитектурных комплексов гарантирует базу, без которой невозможно формирование полноценной картины мирового художественного развития и, соответственно, широкой мировоззренческой и эстетической позиции. Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость.

Сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т.д.)

На профильном уровне рассматриваются наиболее значимые культурные ареалы, представленные в трех разделах: художественная культура стран Азии (Индия, Китай, Япония), Африки (Египет), Латинской Америки (Мексика); художественная культура стран Западной Европы (Италия, Франция, Германия, Испания, Англия) и Северной Америки; художественная культура России. Отечественная (русская) культура выделена в отдельный блок, поскольку является приоритетной на территории России.

        При анализе государственной программы видим, что изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение  широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;

овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;

развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;

воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.

        Рассмотрим обязательный минимум содержания основных образовательных    программ.

Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.

Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.

Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре[1], канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.

Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.

Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).

Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство.

Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.

Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.

Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма. София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков. Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи. Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев). Освоение западноевропейских традиций. 

Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).

Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры. 

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств. 

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).

Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.). Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков. Эстетика и главные темы искусства барокко. Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).

Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.

«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Каза-кова. Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров).

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.

Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.

Художественные принципы реализма. Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и  театре (Э.Золя).  Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе).

Русский живописный реализм (А.А.Иванов, П.А.Федотов, художники-передвижники). Шедевры музыкальной культуры: М.И.Глинка, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский. Реалистические завоевания русской драматической сцены (М.С.Щепкин, театр А.Н.Островского и А.П.Чехова).

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь). Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля.

Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк).

 Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).

Основные стили и творческие направления искусства XX века (модернизм, конструктивизм, экспрессионизм, сюрреализм, неоклассицизм, социалистический реализм, авангардизм, постмодернизм) и их преломление в различных видах искусства. Становление и расцвет мирового кинематографа.

Основные тенденции развития художественной культуры конца XX века.

В процессе преподавания Мировой художественной культуры накоплен значительный опыт. Учителя, ведущие этот предмет в общеобразовательной школе несколько лет, овладели богатым фактическим историко – культурным материалом. Однако для всех учителей МХК – и для начинающих, и для опытных – важнейшей проблемой понимания своеобразия данного предмета остается постижение его центральной идеи, глубинного основания. Ю.А. Солодовников, один из создателей самой обстоятельной к настоящему времени программы школьного предмета МХК, предлагает следующий подход к решению указанной проблемы. По его мнению “ смыслообразующим стержнем, определяющим специфику мировой художественной культуры как школьного предмета, должны быть не произведения искусства, рассмотренные исторически, а человек, во всей его противоречивой целостности, который зафиксировал в этих произведениях степень осмысления этических основ собственного бытия”

Предмет “ Мировая художественная культура” объединяет в своем содержании основы нескольких гуманитарных наук: история, культурология, эстетика, искусствознание. В методическом аспекте большое значение имеет их интеграция в единый концептуальный комплекс. Рассмотрим варианты авторских программ.

Программа “ Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи возрождения”. 6-8 класс ( авт. Ю.А. Солодовников )

Программа "Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения" является частью программы "Мировая художественная культура". Она предназначена для преподавания в VI-VIII классах. Обе программы объединяет их общая цель - духовно-нравственное и эстетическое развитие подростка силой воздействия и средствами различных искусств.

Системообразующими принципами "Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения" стали принципы историзма и опоры на мифологию.

Основу программы составляют религиозные идеи, являющиеся базисом всей культуры не только древнейших цивилизаций и Средневековья, но в значительной степени определяющие всю последующую историю художественной культуры.

Мифология рассматривается в программе как система образов и представлений, в которых своеобразно воплощены сознание людей древнейших цивилизаций, их отношения с окружающим миром, с Космосом, с другими людьми как основа трех великих книг - Махабхарат, Библии, Корана, как почва античного искусства и искусства эпохи Возрождения.

Особое внимание в программе уделено проблеме синтеза искусств, без которого познание отдельных явлений культуры или ее памятников неизбежно становится односторонним.

Программа строится не как сумма эстетических фактов, она ориентирует на описание непрерывного процесса человеческого самопознания, на поиск ответа на вечные вопросы о смысле жизни.

Автор рассчитывает на творческий подход к программе учителя. В зависимости от уровня развития учащихся, их художественных предпочтений, уровня подготовки самого педагога материал, предложенный в разделах и темах программы, может быть сокращен или расширен.

ПРОГРАММА "Мировая художественная культура". 9 - 11 классы (авт.Л.М.Предтеченская).

Данный курс адресован старшеклассникам и призван завершить, наряду с литературой, систему их духовного воспитания средствами искусства в школе, интегративен по своей сути. В курсе комплексно и синхронно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусств: литература, изобразительное искусство, музыка, кино.

Программа МХК состоит из трех частей. В первой части (9 класс) изучается мировая художественная культура XVIII-50-х годов XIX века, во второй (10 класс) - рассматривается культура 60-х годов XIX века - начала XX века, в третьей (11 класс) - художественная культура новейшего времени. В программе восемь разделов, каждый - определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культуры.

В программе предусмотрена вариативность подходов в преподавании курса, а так же специальные часы для так называемых "уроков творчества".

Для реализации примерных программ по предмету «Мировая художественная культура» возможно использование следующих авторских программ и УМК, рекомендованных в Федеральном перечне учебников: 

Мировая художественная культура: 10-11 кл.: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. /Сост. Г.И. Данилова. - М.: Дрофа, 2002.

Рекомендуемый учебно – методический комплекс:

Данилова Т.Н. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 кл. - М.: Дрофа, 2005.

Данилова Т.Н. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. - М.: Дрофа, 2005

Анализ авторской программы ( учебника ):

Материал учебника разработан с учетом Государственного стандарта общего образования по предмету «Мировая художественная культура». Содержание программы соответствует новым образовательным стандартам, содержит два уровня - базовый и профильный. В дополнение к программе и УМК прилагается CD-ROM.

В учебнике представлена широкая панорама развития мировой художественной культуры различных культурно-исторических эпох. Избранный исторический путь изучения мировой художественной культуры позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания и умения, выработать целостное представление о художественных моделях мира.

Учебники хорошо иллюстрированы, в них много интересных вопросов и заданий («Задания к теме», «Творческая мастерская», «Темы рефератов, докладов и сообщений», списки рекомендуемых видео- и аудиоматериалов и книг для дополнительного        чтения).

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Программа курса: 10-11 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Рекомендуемый учебно – методический комплекс:

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; 11 кл.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 

Анализ авторской программы ( учебника ):

Материал учебника разработан с учетом Государственного стандарта общего образования по предмету «Мировая художественная культура». Содержание программы соответствует новым образовательным стандартам, содержит два уровня - базовый и профильный.

          Содержание данной программы разработано для углубленного изучения курса в 10-11-х классах в культурологическом, эстетическом, философско-религиозном контексте.

Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6—11 кл. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Рекомендуемый  учебно – методический комплекс:

Солодовников Ю.А.Мировая художественная культура: Человек в мировой художественной культуре. Учебники и методические пособия. 6, 7, 8, 9 классы. –М., «Просвещение».

Анализ авторской программы ( учебника ):

Сборник программ является доработанным (с учетом современного взгляда на проблемы художественной культуры) переизданием программ, опубликованных издательством «Просвещение» в 1994 г. Этот сборник содержит материалы по основам методики преподавания предмета, разработанным Л.М. Предтеченской.

«Мировая художественная культура»: Мировая художественная культура. 9 кл.; Эстетика жизни. 9-11 кл.: Программы для общеобразовательных школ. Гимназий. Лицеев. М.: Дрофа, 2000. (Авторы программы - Н.И. Киященко, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова).

Рекомендуемый  учебно – методический комплекс:

Мировая художественная культура: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Часть 2. - М.: Просвещение, 2003. Рабочая тетрадь и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Мировая художественная культура».

  Анализ авторской программы ( учебника ):

УМК знакомит с развитием художественной культуры в различных регионах мира.

1 часть учебника включает материал о художественной культуре Древнего мира, народов Востока, а также Центральной и Северной Америки до XX века.

2 часть учебника дает представление о формировании европейского типа культуры, рассматривая ее развитие от времени раннехристианского искусства до конца XX века. В центре внимания автора – проблема стилей.

3 часть учебника посвящена русской художественной культуре от ее истоков до XX века.

Каждая часть учебника  рабочей тетрадью и фонохрестоматией.

Учебно-методический комплекс Л.Г. Емохоновой

Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса. Базовый уровень. - М., «Академия», 2007. Учебник знакомит с художественной культурой Европы, Азии, Африки.

Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса. Базовый уровень. -  М., «Академия», 2007.  Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень) дополняет учебник и нацелена на расширение представлений о развитии мировой художественной культуры Древнего мира и Средних веков. Вопросы и иллюстрации к урокам подобраны таким образом, чтобы, с одной стороны, сделать более легким и увлекательным изучение учебного материала каждого урока, а с другой - более глубоко ощутить уникальность каждой культуры.

Мировая художественная культура. 10 класс. Базовый уровень. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. - М., «Академия», 2008. Методическое пособие составлено с учетом заложенного в Государственном стандарте общего образования принципа культурных доминант. Акцент сделан на основной идее культурного развития в изучаемых культурных ареалах. Выделяются четыре типа художественно-педагогических сверхзадач - погружение, постижение, сравнение, обобщение и четыре типа уроков - образ-модель, созерцание, исследование, панорама. Даются краткие конспекты уроков, сценарии наиболее важных и сложных уроков изложены подробно. Уроки снабжены ссылками на CD, тщательно подобранным дополнительным литературным и информационным материалом, схемами, рекомендациями по использованию музыкальных произведений.

Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса. Базовый уровень. - М., «Академия», 2008. Учебник знакомит с художественной культурой Европы от эпохи Ренессанса до постмодернизма. Последовательно воссоздается картина становления, развития и смены основных стилей (Ренессанс, барокко, классицизм и др.), анализируются тенденции художественного мышления (романтизм, реализм и др.). Акцент сделан на тех видах национального искусства и тех памятниках, которые наиболее полно и наглядно дают представление об этих стилях и тенденциях. Русская культура рассматривается как неотъемлемая составляющая культуры общеевропейской. Внимание уделено шедеврам отдельных мастеров, поскольку, начиная с Возрождения, личностное творчество играет в европейской культуре главную роль. DVD-приложение содержит дополнительные материалы к учебнику - иллюстрации и музыкальные фрагменты.

Учебно-методический комплекс Л.А. Рапацкой

Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч. 1: Учебник. - М., «Владос», 2008. Задача курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира. Автор выбрал из мировой художественной культуры то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является художественным наследием современности. В учебнике 10 класса освещаются проблемы культур Древнего Востока и средневекового Востока, становление европейской культурной традиции, основы русской национальной культуры.    

2. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2 частях. Часть 2. - М., «Владос», 2006. Учебник входит в авторский комплекс, в завершенную предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания образования и федеральному компоненту стандарта, используется при организации базового и профильного уровней обучения в общеобразовательных школах и классах с углубленным изучением предмета.

3. Русская художественная культура. 10 класс. - М., «Владос», 2006. Учебник создан в соответствии с программой курса "Русская художественная культура" и знакомит учащихся с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства во всем многообразии его видов и жанров с XIX в. до 70-х годов XX в. Включает справочные и хрестоматийные материалы.
 
 

§ 2.2. Характеристика видов контроля и проверки качества знаний по Мировой Художественной культуры

Любой контроль и проверка знаний учащихся по МХК должен опираться на преподавание данной дисциплины как предмета искусства и осуществляться свойственными ему художественными способами. Пешикова Л.В. и Предтеченская Л.М. отмечали, что с помощью обычной контрольной работы и экзаменационного опроса невозможно проверить, как формируется личность учащегося, его духовное развитие, разглядеть в нем будущую творческую личность, раскрыть в нем навыки специалиста в данной области.

Существует понятие “обратная связь” в практике изучения МХК учащимися. На занятии она может осуществляться посредством анализа художественных произведений, бесед по вопросам, обсуждения видеоматериалов и визуального материала, составления схем развития культуры, докладов и сообщений по определенной теме, проведения практических занятий, презентаций, семинаров.

Самостоятельное внеурочное, факультативное изучение искусства и художественной культуры также является существенной составляющей искусствоведческого подхода к освоению МХК: посещение галерей, выставок, изучение искусствоведческой литературы (эссе, монографии, критические статьи, очерки и т.д.), овладение поисковыми и аналитическими методами, навыками исследовательской работы, участие в конференциях, Дне искусства и науки.

В практике преподавания МХК сложились следующие формы контроля и проверки знаний учащихся по данной предметной области:

высказывания учащихся на занятии

беседы по прочитанному материалу

уроки творчества, уроки – лекции с подачей опорного конспекта

турниры знатоков

викторины по изобразительным и зрелищным видам искусства

“дневник читателя, зрителя, слушателя”

реферат по заданной теме

текущий контроль

периодический контроль

итоговый контроль

фронтальный опрос

графический диктант

дидактические кроссворды – систематизация знаний

карточки с профессиональными терминами “ Установи логическую связь”

Особое значение имеют дискуссии по проблемам современной художественной культуры и работа над реферативными исследованиями. Эти две формы контроля знания следует активно использовать при глубоком изучении предметов искусства в образовательных учреждениях гуманитарного, художественно-эстетического и, особенно, искусствоведческого профиля. Дискуссии можно проводить как в течение учебного года, так и в качестве итоговой аттестации.

Они могут быть открытыми и свободными либо по заранее определенным темам в рамках выбранной программы обучения. Такая форма занятий напоминает творческий семинар или коллоквиум. Это своего рода практикум, в результате которого не только демонстрируются знания, но и обсуждаются практические навыки их использования. Каждая тема должна содержать в себе искусствоведческую проблему. По мнению Л.В. Пешиковой, сами произведения должны участвовать в процессе обсуждения: анализ живописного, музыкального произведения, анализ спектакля или пьесы, фильма, выставки и т.д.  Необходимо демонстрировать видеоматериалы, слайды, использовать мультимедийные проекты и специальные компьютерные программы по искусству и мировой художественной культуре (например, мультимедийная серия Л.Рапацкой).

В процессе дискуссии демонстрируются навыки монологической и диалогической речи, осуществления искусствоведческого анализа, формирование собственной позиции и ценностных ориентиров, умение ее отстаивать, выделение философских, историко-культурологических, художественно-эстетических проблем, заложенных в художественном произведении. Данные дискуссии свидетельствуют о духовно-нравственном развитии учащихся в области гуманитарных наук и искусствознания, формирования вкуса.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение

организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля  выделяются следующие виды: стартовый, текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). При желании обучающихся в качестве итоговой формы могут быть избраны: экзамен, защита проекта (реферата).

               Практика показала, что из 4-х возможных форм проведения экзаменов (письменное тестирование, устный экзамен, собеседование и экзаменационный реферат) чаще всего применяются устный экзамен и реферат. Устный экзамен по «Мировой художественной культуре» сегодня является одной из самых распространенных форм итогового контроля. В процессе подготовки устного экзамена по МХК необходимо учитывать следующее: материал, который выносится на экзамен, должен быть обязательно изучен в классе вместе с учителем. Очень нежелательно выносить на экзамен материал, который ученики осваивали самостоятельно (в том числе в виде докладов). В состав билета для  экзамена рекомендуется включить два-три вопроса: первый вопрос - исторический, второй вопрос - технологический, третий вопрос - практический.

              Если билеты формируются из двух вопросов, то третий вопрос, который предполагает анализ произведения искусства, входит в состав первого вопроса. Произведение искусства берется из той темы, которая указана в первом вопросе билета.

        Работа над рефератами по мировой художественной дисциплине носит, в основном, самостоятельный исследовательский характер и свидетельствует об уровне знаний по предмету, подразумевает свободное владение материалом по учебной программе и способности выйти за ее рамки или сделать более подробный анализ по одной из ранее представленных учащемуся тем. Все темы носят искусствоведческий характер. Они затрагивают разные сферы искусствознания: музыковедение, искусствоведение, киноведение, театроведение. Данная работа позволяет продемонстрировать знание искусствоведческой терминологии, умение пользоваться искусствоведческой литературой по выбранной теме, определить проблему, цели и задачи исследования, подчеркнуть актуальность и выделить новизну. Учащийся демонстрирует владение поисковыми, аналитическими методами, умение пользоваться искусствоведческой методологией, используя сравнительно-исторический, иконографический, формальный, иконологический и типологический анализ. Все темы выбираются учащимся совместно с преподавателем.

        Рефераты активизируют познавательную деятельность, формируют творческую активность, систематизируют имеющиеся знания в области искусства, помогают проследить эволюцию развития русской и западно-европейской художественной культуры и сориентироваться не только в изобразительном искусстве, театре, музыке, экранных видах искусства, но и в литературе, философии, психологии, культурологии, эстетике.

Мировая художественная культура как предметная область сложилась во второй половине XX века и еще относительно новая дисциплина для образовательных учреждений. Отсюда множество подходов к ее освоению. Учитывая, что рассматриваются художественные процессы, то искусствоведческим подход самый эффективный в этом отношении, а изучение МХК в старшем звене образовательного учреждения является результатом обучения учащихся по предметной области искусства. Сам предмет “Мировая художественная культура” предполагает интегральность и широту знаний по разным видам искусства.

§ 2.3.  Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании мировой художественной культуры

Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт. И когда найдёт, он будет потрясён.

Когда-то человек, ведомый необратимым процессом эволюции, шёл по пути создания всё новых ресурсов для обеспечения своей жизни. С течением времени ситуация в корне переменилась: теперь уже нам приходится догонять широко шагающий по Земле прогресс, соответствовать его требованиям, наращивать ряд компетенций, чтобы смело называться цивилизованным человеком. Сегодня вполне можно говорить о том, что нам приходится жить в том мире, который мы сами для себя создали – в мире цифровых технологий. Окружающая нас действительность постоянно изменяется под их воздействием. В соответствии с этим изменяется и человек. И образование – как область, в центре которой стоит личность, её развитие - одна из тех сфер, которая наиболее чутко реагирует на всё происходящее в обществе.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, на мой взгляд, следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему прочно завоёвывают внимание педагогов и детей.

Организация эффективного обучения детей возможна только при знании и умелом использовании разнообразных средств обучения в ходе педагогического процесса. Исследования в области педагогики показали, что наиболее продуктивным обучение становится в том случае, когда все средства обучения используются учителем комплексно, взаимно дополняя друг друга.

Процесс обучения сегодня невозможно построить только с использованием устной и письменной речи без привлечения средств наглядности, лабораторного оборудования, компьютерных программ и т.д. Потенциал современной техники позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это в свою очередь, оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные таким образом знания обеспечивают в дальнейшем лёгкий переход к более высокой ступени – пониманию и теоретическим выводам.

Предмет МХК ориентирован на раскрытие и развитие индивидуальных способностей детей, их личностных качеств, на создание условий для максимально успешной адаптации личности в обществе.  Этот выбор вполне обоснован: какой бы профиль не реализовывала школа, какие современные образовательные технологии не внедряла, наша задача – создать условия для развития личности каждого ребёнка, воспитать его как носителя культуры своей страны.

Решить такие задачи на уроках МХК:

Способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями.

- Развивать познавательные процессы.

- Содействовать творческому развитию каждого ученика.

- Способствовать воспитанию социально активной личности.

- Воспитывать основы ответственного отношения к культурному наследию страны.

Для реализации цели и задач в школе созданы необходимые условия: развивающаяся и постоянно пополняющаяся материально-техническая база (видео- и аудиоаппаратура, цифровые фотоаппараты, компьютеры в необходимом количестве, оборудование для использования звукового сопровождения, мультимедийный экран, мультимедиапроектор, сканер и т.д.).

Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках МХК можно подтвердить востребованностью цифровых продуктов. Дидактические материалы, используемые в непосредственной деятельности, дают возможность решать поставленные цели. Вот, например, некоторые дидактические средства обучения и необходимые для их разработки программные продукты и техническое оснащение:

Дидактические средства обучения         

Программные продукты         

Техническое оснащение для работы с материалами

Печатный раздаточный материал                

Компьютер, принтер

Иллюстративный материал        

Печатные бланковые тесты        

Мультимедийный демонстрационный материал                

Компьютер, мультимедийный экран, мультимедиапроектор

Электронные справочники, энциклопедии        

MS Power Point        

Ресурсы школьной медиатеки и творческий подход самого учителя позволяют обогатить уроки интересными заданиями, способствующими повышению интереса учащихся к изучаемой теме, например:

- учащиеся 6 класса на уроке МХК по теме «Мифологические образы в произведениях искусства» отправились в электронную экскурсию по Санкт-Петербургскому «Музею античности» в Летнем саду (презентация в программе MS Power Point - авторская разработка Галиевой Е.В.);

- в 7 классе – урок по теме «Русская иконопись» (с использованием презентации в программе MS Power Point - авторская разработка Галиевой Е.В.);

- в 8 классе – электронная экскурсия по российским городам – культурным центрам (Москва, Екатеринбург - презентации в программе MS Power Point - авторская разработка Галиевой Е.В.);

- в 9 классе – уроки с использованием музыки из отечественных и зарубежных кинофильмов и т.д.

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий – весьма интересное и творческое дело. Интерес к представленным таким образом материалам и эффективность восприятия предлагаемой ими информации намного превосходят возможности любых традиционных наглядных пособий. Кроме того, использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:

Организовать урок на качественно более высоком уровне.

Активизировать работу учащихся на уроке.

Учесть психологические, возрастные особенности детей разного возраста.

Понизить физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей.

Повысить качество знаний по предмету.

Но самый важный результат это то, что современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний

Заключение.

        Одним из первых культурологических дисциплин в школьную программу был введен предмет “ мировая художественная культура”. Разработан в лаборатории МХК института общего образования Министерства образования РФ, экспериментально проверялся в городских и сельских школах России в течение 10 лет ( 1977- 1987). В 1987 году решением Коллегии МП РСФСР включен в учебный план общеобразовательной школы.

В основе интегративного подхода в преподавании предмета гуманитарного цикла МХК лежит интенсивное использование межпредметных связей ( как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приемам работы и т.п. ). Интегративное преподавание является одновременно и целью, и средством обучения.                                                      

         Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

        Как средство обучения интеграция способствует у учащихся приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

        Главная цель преподавания МХК – развить у учащихся познавательную и духовную потребность и возможность понимать человека иного времени через культуру, силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность, в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности.

Оригинальность курса МХК состоит в выделении “ культурных эпох” со своими социокультурными, духовными и ценностными характеристиками. Каждая культурная эпоха рассматривается как отдельная саморазвивающая система.

        Новый учебный предмет – один из первых интегративных курсов, введенных за последние годы в программы наших учебных заведений, содержание которого складывается из изучения общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории, изучение ярких и разнообразных проявлений художественного гения различных народов и наций в каждую конкретно – историческую эпоху от древности до наших дней. Принцип интеграции способствует созданию условий на уроках предметов гуманитарного цикла для формирования культурной парадигмы, основ мировоззрения школьника, способствует его социализации, развитию самостоятельного мышления и умения занимать и отстаивать свою позицию.

Определены пути становления мировой художественной культуры как учебный предмет в образовательной системе. Становление культурологического образования по отдельным дисциплинам берет свое начало в середине 80-х годов XX века. Одним из первых в школьные курсы был введен предмет “ Мировая художественная культура”, утвержденный Министерством просвещения РСФСР в 1988 году, автор – старший научный сотрудник НИИ школ МП РСФСР к.п.н. Л.М. Предтеченская. Специфика курса состояла в интегральном принципе построения и включала общую характеристику исторического периода,

Проанализированы пути и средства формирования гуманитарного мышления в контексте целостного развития личности - воспитание поколения, способного преодолеть инерцию социально-экономического развития, создание условий для реализации творческого потенциала граждан, решение нравственно-этических проблемы.

Современное образование направлено на формирование человека гуманистического общества. Целью общего образования является развитая личность и формирование у нее целостного восприятия мира. Сегодня знания мировой культуры – неотъемлемая часть интеллектуального потенциала человека.

 Рассмотрены принципы преподавания МХК:

Принцип непрерывности и преемственности  предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению предмета обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции. Предмет МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно – эстетического цикла.

Принцип вариативности. Изучение Мировой художественной культуры – процесс исключительно избирательный.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов.

Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности. Содержание курса представляет собой характеристику системы художественных ценностей, созданных человечеством, в виде истории художественных стилей и приобретает преимущественно описательный и фактологический характер, применение сравнительного анализа художественных форм разных эпох, цивилизаций.

Направления на достижение следующих целей:

освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение  широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;

овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;

развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;

воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.

 Достаточно прочно предмет “ МХК” завоевывает пространство в системе профильного образования. Документы Министерства образования определили его место в Базисном учебном плане.

На основе государственной, авторских программ дан анализ на основании структуры, содержания, направления, принципов в преподавании МХК. На базовом уровне, приобщает каждого школьника к общечеловеческим ценностям, помогает раскрыть в себе возможность “ живого” отношения к миру, приобрести опыт творчества, вовлекает в “ диалог” с мастерами искусств.

Особенность курса МХК, изучаемого на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами организации довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений, навыков, личностных качеств и мотиваций, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.

Программа курса нацелена на современность: шедевры мирового искусства позволяют ученику ярче увидеть, эмоционально почувствовать, понять сегодняшнюю жизнь мира, России, свою собственную жизнь.

Программа изучения мировой художественной культуры предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, эстетикой, этикой, социологией, искусствоведением, литературой, изобразительное искусство, музыка.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а, следовательно, какой миропорядок выстраивается в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на “ межвременный диалог” различных культур и сохранение целостности культурных ареалов.

Проанализированы различные формы контроля качества знаний. Любой контроль и проверка знаний учащихся по МХК должен опираться на преподавание данной дисциплины как предмета искусства и осуществляться свойственными ему художественными способами. Модернизация системы образования предполагает существенное изменение

организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Предмет «Мировая художественная культура», развивающий, прежде всего, эрудицию учащихся, требует наглядности. На первом этапе преподавания предмета использовались в этих целях слайды (которые, не секрет, со временем выцветают), диафильмы (которые от частого употребления портятся), иллюстрации из книг (которыми трудно пользоваться при фронтальных формах работы на уроке). Обращение к электронным энциклопедиям, компьютерным мультимедийным программам, выход в Интернет позволили решить эти проблемы. Коллекция необходимого иллюстративного материала постоянно пополняется. Изображение стало качественным. Кроме того, расширились и возможности доступа к нужной учебной информации.

Внедрение в образовательный процесс информационно – коммуникационных технологий открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Литература

  1. Богданова И.Е. Методика построения обучения по интегративному предмету "Мировая художественная культура" в средней школе". Тезисы доклада // Методологические аспекты языкознания и музыкальной педагогики. Межвузовская научная конференция. - Краснодар, 1997. - 0,3 п.л. 
  2. Ламыкина Л.В. Мировая художественная культура – предмет искусства.// Искусство в школе. № 1. – 2007. – 0,53 п.л.
  3. Медкова Е.С. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Лекции 1-4.:учебно-методическое пособие. - М.: Педагогический университет “Первое сентября”,2006.
  4. Культурология. История мировой культуры; Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. А.Н.Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1995.- 224 с.
  5. Химик И.А. как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.-160с.
  6. Шкарлупина Г.Д. методика преподавания предметов культурологического цикла / Г.Д. Шкарлупина. – Ростов н\Д.: Феникс, 2005. – 252с. – ( Здравствуй школа!)
  7. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до                

      17 века. В лекциях, беседах, рассказах. - М.: Новая школа, 1996.- 266 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Роль и место гуманитарно-обществоведческих дисциплин в средней школе. Курс "Мировая художественная культура".

Важнейшие задачи образования - пересмотр содержания и повышение качества – поставили в центр внимания взаимосвязь и взаимозависимость образования и культуры. Позитивное влияние национально-культурных ...

Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла. Мировая художественная культура и изобразительное искусство.

В статье рассматриваются вопросы о значении интеграции содержания различных  предметов в современном образовании, особенностях процесса и сферах реализации, приводятся конкретные направления рабо...

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...