ПРОГРАММА элективного курса по литературе «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» для учащихся 9-11 классов
элективный курс по литературе (9 класс) на тему

Уторова Екатерина Анатольевна

Актуальность. Особый интерес  в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности.  В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального не только в литературе , но в жизни в целом.   Идеал, как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные оценки, сквозь призму вкусов и мировоззрение людей. Важной задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности осознания подлинной ценности идеала. Таким образом, через идеальное человек материально и духовно утверждает себя в мире. В исследуемой эстетической категории  современной русской литературы Мордовии сливаются личные и общественные интересы, соответствующие эстетическим и нравственным ценностям эпохи. 

Воспитательная и гедонистическая функции литературы реализуются в художественном произведении только в том случае, если писатель точно передает идеал эпохи и раскрывает наиболее острые проблемы современности. Понятие о совершенстве должно быть доступно восприятию любого человека. В русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков писатели решают проблемы бездуховности общества, что находит свое отражение в поиске эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов.

Новизна данного курса состоит в том, что работа является первым опытом внедрения в учебный процесс изучения авторского идеала  в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков. Впервые изучаются и подробно анализируются представления об идеале ряда современных прозаиков Мордовии, таких как В. Н. Косыркин,   Н. Рузанкина,                     С. Новокрещенова и др.     

Необходимость введения данного курса обусловлена прежде всего малоизученностью региональной  литературы в школе.

Программа элективного курса «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» предназначена для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учебных заведений, а также частично может быть использована в 7-8 классах. Курс рассчитан на полугодие, занятия проводятся 1 раз в неделю. Данный курс призван вызвать живой интерес учащихся национальной литературе, через осмысление историко-культурных сведений, рассмотрение нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsenzii.doc43.5 КБ
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рецензия

программы элективного курса

по литературе

«Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков»

для учащихся 9-11 классов

Автор-составитель:  Уторова Екатерина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы, I  квалификационная категория

Представленная к рецензированию программа элективного курса, изложенная на 10страницах, содержит:

 - титульный лист;

- пояснительную записку, где изложены актуальность предлагаемой программы, цели курса;

- структуру курса;

-содержание разделов курса;

- средства обеспечения дисциплины;

- материально-техническое обеспечение курса;

- список использованных источников.

Программа «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков», рассчитанная на 17 часов, относится к предметно-ориентированному виду программ.

Данный курс позволяет более углубленно изучить региональную  литературу, узнать способы выражения авторского идеала, а также получить навык работы с художественными текстами.

Курс направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, на увеличение количества знаний творческого характера и приобретение навыков. По окончании курса учащиеся должны написать рецензию на понравившийся текст, что позволит получить навык публичного выступления и навык филологисческого анализа текста. Содержание программы соотносится с целями образования на современном этапе.

Предлагаемый курс не дублирует базовый курс  «Литература».

Программа «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» отвечает требованиям, предъявляемым к программам элективных курсов в 9-11-х классах и может быть рекомендована к реализации.

 

Учитель русского языка и литературы,                                 Астайкина Н. В.

Кандидат филологических наук,

МОУ «Лицей №43»

Рецензия

программы элективного курса

по литературе

«Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков»

для учащихся 9-11 классов

Автор-составитель:  Уторова Екатерина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы, I  квалификационная категория

Программа посвящена проблеме, которая указывает па актуальность данного направления в расширенном и углубленном изучении литературного героя и литературного типа. Данный курс помогает учащимся разобраться в принципах отображения действительности в русскоязычной прозе Мордовии, ознакомить ученика со спецификой воплощения авторского идеала. В курсе осуществляется связь с такими школьными предметами, как русский язык, история, риторика.

В программе определена последовательность изучения учебного материала, которая соответствует целям обучения.

Автором программы разработан подробный план изучения учебного материала.

Программа элективного курса  «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков»  углубить содержание базового учебного предмета, совершенствует важнейшие практические умения и навыки. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у учащихся практические навыки эффективного речевого поведения, речевого самоконтроля.

Изучаемый материал способствует развитию грамотного письма, грамотной речи, изложению мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормами требования к речевому высказыванию, созданию связного текста.

Данная программа элективного курса позволяет совершенствовать коммуникативную компетентность учащихся, формированность коммуникативных умений.

В результате изучаемого материала учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Программа способствует развитию умственной деятельности, умению оперировать знаниями, добиваться высокого интеллектуального уровня.

В программе осуществляется единый подход к изучению предмета в определённой системе и в соответствии с возможностями учащихся 9-11 классов, прослеживается обязательная соотнесённость с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету.

В разработанной программе учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, но и проверки овладения следующими умениями:

- умение анализировать и интерпретировать изученные произведения и отдельные эпизоды;

- умение соотносить изученные произведения с общественной и культурной жизнью региона и страны;

- умение раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- умение выявлять темы и ключевые проблемы русской и национальной литературы на примере изученных произведений;

- умение выявлять авторскую позицию;

- умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
               
Программа «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» учителя русского языка и литературы Уторовой Екатерины Анатольевны МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»  соответствует всем требованиям, может быть рекомендована к реализации. 

Доктор филологических наук,                                                  Бирюкова О. И.

профессор  кафедры литературы

и методики преподавания литературы

МордГПИ



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38»

ПРОГРАММА

        элективного курса

по литературе

«Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков»

для учащихся 9-11 классов

        

Автор -составитель:

Уторова Екатерина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория
 

2014-2015 г.

Пояснительная записка

Актуальность. Особый интерес  в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности.  В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального не только в литературе , но в жизни в целом.   Идеал, как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваивается через субъективные оценки, сквозь призму вкусов и мировоззрение людей. Важной задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способности осознания подлинной ценности идеала. Таким образом, через идеальное человек материально и духовно утверждает себя в мире. В исследуемой эстетической категории         современной русской литературы Мордовии сливаются личные и общественные интересы, соответствующие эстетическим и нравственным ценностям эпохи.  

Воспитательная и гедонистическая функции литературы реализуются в художественном произведении только в том случае, если писатель точно передает идеал эпохи и раскрывает наиболее острые проблемы современности. Понятие о совершенстве должно быть доступно восприятию любого человека. В русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков писатели решают проблемы бездуховности общества, что находит свое отражение в поиске эстетического, религиозного, риторического и женского идеалов.

Новизна данного курса состоит в том, что работа является первым опытом внедрения в учебный процесс изучения авторского идеала  в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков. Впервые изучаются и подробно анализируются представления об идеале ряда современных прозаиков Мордовии, таких как В. Н. Косыркин,   Н. Рузанкина,                     С. Новокрещенова и др.    

Необходимость введения данного курса обусловлена прежде всего малоизученностью региональной  литературы в школе.

Программа элективного курса «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» предназначена для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учебных заведений, а также частично может быть использована в 7-8 классах. Курс рассчитан на полугодие, занятия проводятся 1 раз в неделю. Данный курс призван вызвать живой интерес учащихся национальной литературе, через осмысление историко-культурных сведений, рассмотрение нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения.

Особенность данного курса заключается в том, что он включает произведения современных  прозаиков Мордовии. В изучаемых текстах заложен нравственный, познавательный и воспитательный потенциал, что позволяет успешно выполнить задачи нравственного, эстетического, этнокультурного воспитания, приобщения школьника к самостоятельному чтению  и анализу литературных произведений.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как русский язык, риторика, русская литература, история, философия.

Нами переработаны авторские материалы – диссертационное исследование «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» (Уторова Е. А.), являющиеся основанием данного курса.

Данный курс преследует цель дать представление о литературном наследии Мордовского края, а так же выявить художественно-эстетическое своеобразие авторского идеала в литературе Мордовии;

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

– формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения учащихся;

-  развивать творческое воображение учащихся, формировать умение воссоздавать и рисовать словесную картину художественного образа в литературном произведении;

-  развивать у учащихся склонность к исследовательской деятельности;

- расширять кругозор средствами литературы в области национальной проблематики, истории и культуры мордовского народа;

- совершенствовать умения филологического анализа текста;

- совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

             В   результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о современном литературном процессе Мордовии, об авторском и риторическом идеале в произведениях национальных авторов;

знает :

 - содержание изученных литературных произведений, их художественное своеобразие;

- основные факты жизни и творчества русскоязычных писателей Мордовии;

- теоретико-литературные понятия;

умеет:

- анализировать и интерпретировать изученные произведения и отдельные эпизоды;

- соотносить изученные произведения с общественной и культурной жизнью региона и страны;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- выявлять темы и ключевые проблемы русской и национальной литературы на примере изученных произведений;

- выявлять авторскую позицию;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- владеть устной и письменной речью.

Структура курса

Разделы курса

Количество часов

1

Понятие о русскоязычной литературе.  Концепция двуязычия.  Сущность художественного билингвизма.

1

2

Этапы развития русскоязычной литературы

1

3

Современный литературный  процесс Мордовии

2

4

Современное представление об авторском идеале в художественной литературе.

2

5

Особенности изображения личности через идеальное представление о человеке. Типы героев. Обзор произведений.

2

6

Авторский идеал как эквивалент мировоззрения писателя (трилогия В. Косыркина)

4

7

Риторический идеал как способ отражения позиции писателя

5

ИТОГО

17

Содержание разделов курса:

Тема

Количество часов

1

1 Понятие о русскоязычной литературе.  Концепция двуязычия.  Сущность художественного билингвизма.

1

2

Этапы развития русскоязычной литературы

1

3

Современный литературный  процесс Мордовии

2

1.Жанр рассказа в русскоязычной литературе Мордовии (Т. Багрова, Е. Батмазова, Е. Мучникова)

1

2. Повесть и ее разновидности (Н . Рузанкина, М. Фролова, Ю. Самарин)

1

4

Современное представление об авторском идеале в художественной литературе

2

5

Особенности изображения личности через идеальное представление о человеке. Типы героев. Обзор произведений.

2

6

Авторский идеал как эквивалент мировоззрения писателя (трилогия В. Косыркина)

4

1. Понятие «историческия проза». Творчество          В. Косыркина.

1

2. «Похищение орла» как опыт «художественного исследования». Владимир Леонтьев – выражение авторского «Я».

1

3.Роман «Крестьяне», «Мужики». Повелий Овчаров – образец народного характера.

1

4. Тема добра и зла в трилогии. Образ Федора Коротина.

1

7

Риторический идеал как способ отражения позиции писателя

5

  1. Понятие риторического идеала. (1 час) 

1

  1. Риторический идеал В. Косыркина (на примере образа Вл. Леонтьева «Похищение орла») (1 час) 

1

  1. Языковая личность  как способ выражения авторской системы ценностей (В. А. Юрченков «Лики»). (1 час) 

1

  1. Творчество как способ выражения авторского риторического идеала (Н. Рузанкина «Девочка и слово») (1 час) 

1

5.Семья как представление автора о совершенстве(С. Новокрещенова  «Кукла Саша»)

1

Итого:

17

        Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов.

Средства обеспечения освоения дисциплины

  1. Тексты художественных произведений.
  2. Труды по проблемам теории и истории литературы в национальном литературоведении.

Материально-техническое обеспечение курса

Для обеспечения данной дисциплины необходимы

оборудованные кабинеты;

технические средства обучения;

аудио- и видеоаппаратура;

наглядные пособия;

укомплектованная современной литературой библиотека.

       Изучение курса заканчивается написанием рецензии и отзыва  на понравившееся произведение

Список использованной литературы:

  1. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. – М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – 464 с.
  2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества  / М. М. Бахтин − М. : Искусство, 1986. – 445 с.
  3. Бахтин, М. М. К методологии литературоведения / М. М. Бахтин. // Контекст. 1974. – М. : Наука, 1976. – С. 203-212.
  4. Большая литературная энциклопедия / В. Е. Красовский и др. – М. : Филол. о-во «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. – 845 с.
  5.  Бондалетов, В. Д. Русская ономастика : учеб. пособие для студ. пед. институтов / В. Д. Бондалетов. – М. : Просвещение, 1983. –  224 с.
  6. Бочаров, С. Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер /                В. Д. Бондалетов. – М. : Изд-во Аккад. наук СССР, 1962. − 452 с.
  7.  Брыжинский, А. И. Современная мордовская проза / А. И. Брыжинский. − Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. − 229 с.
  8.   Верли, М. Общее литературоведение / М. Верли. –  М. : Изд-во иностранной литературы, 1957. − 243 с.
  9.  Веселовский, А. Н.  Историческая поэтика /А. Н. Веселовский. – М. : Высшая школа, 1989. – 406 с.
  10.  Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования /         И. Р. Гальперин. − М. : Наука, 1981. – 139 с.
  11.   Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. – Л. : Советский писатель, 1979. – 222 с.
  12.  Голубков, М. М. Русская литература ХХ в. : после раскола : учеб. пособие для студентов вузов. / М. М. Голубков. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 267 с.
  13.   Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. − М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. − 556 с.
  14.   Дремов, А. Действительность – идеал – идеализация / А. Дремов // Октябрь. – № 1. – 1964. – С. 190-207.
  15.  Дремов, А. Действительность – идеал – идеализация / А. Дремов // Октябрь. – № 2. – 1964. – С. 192-206.
  16.  Жиндеева, Е. А. По координатам жизни / Е. А. Жиндеева. – Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. ин-т, 2006. – 160 с.
  17.     История мордовской литературы : учеб. для вузов / Н. И. Черапкин,       Б. Е. Кирюшкин, И. К. Инжеватов, П. А. Бардин и др. − Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968. – 486 с.
  18.  История мордовской литературы: Учеб.для вузов / Н. И. Черапкин,          Б. Е. Кирюшкин, И. К. Инжеватов, П. А. Бардин и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. – 382 с.
  19.   Каминский, В. Прекрасное и нравственное. Об эстетическом идеале в литературе  / В. Каминский // Нева. – 1958. − № 10. − С. 194-200.
  20.    Кирюшкин, Б. Е. Мордовский советский роман / Б. Е. Кирюшкин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1965. – 184 с.
  21.  Климов, Ю. Д. Проблема эстетического идеала в раннем творчестве        К. А. Федина (1919 – 1924): автореф. дис… к. филол. н. / Ю. Д. Климов. – Иркутск, 1966. – 25 с.
  22.  Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения: Учебное пособие / Б. О. Корман. − Изд. 3-е. − Ижевск : Издательство ИУУР, 2003. − 88 с.
  23.  Корман, Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б. О. Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма. – Куйбышев, 1981. – С. 39-54.
  24.  Косыркин, В. Крестьяне: роман / В. Косыркин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. – 400 с.
  25.  Косыркин, В. Мужики / В. Косыркин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2002. – 416 с.
  26.  Косыркин, В. Похищение орла: Роман / В. Косыркин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1996. – 356 с.
  27.   Лейдерман, Н. Л. Современная русская литература : 1950 – 1990-е годы : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2т. −  Т. 2 : 1968 – 1990 / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. – М. : Академия,  2003. – 688 с.
  28.  Лекторский, В. А.  «Гуманизм как идеал и реальность» / В. А. Лекторский // Идеал, утопия, критическая рефлексия. – М. :  РОССПЕН, 1996. –       С. 103-114.
  29.  Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – М. : Просвещение, 2003. – 1596 с.
  30.  Литературная энциклопедия : Словарь литературных терминов : в 2-х т. – М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т.1. А-П. – 1367 с.
  31.  Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2-х т. – М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П–Я.  – 1121 с.
  32.  Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. − М. : Советская энциклопедия, 1987. − 752 с.
  33. Новокрещенова, С. Кукла Саша / С. Новокрещенова // Странник. – 2008. – №3. – С. 3-35.
  34. Педагогический энциклопедический словарь / под. ред. Б. М. Бид-Бад. – М. : Большая российская энциклопедия, 2002. – 527 с.
  35. Рузанкина, Н.  Девочка и слово / Н. Рузанкина // Возраст, которого не было: повести, рассказы. – Саранск :  Мордов. кн. изд-во, 2005. – С. 33-57.
  36.  Хализев, В. Е. Теория литературы. Учеб. / В. Е. Хализев. − 2-е изд. − М. :  Высшая школа, 2000. − 398 с.
  37. Уторова Е. А. Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков / Е. А. Уторова. – Саранск, 2009. – 193 с.
  38. Хигир, А. Имя и день Ангела / А. Хигир. – М. : Эксмо, Яуза, 2005. – 336 с.
  39. Хигир, Б. Ю. Имя. Отчество. Фамилия / Б. Ю. Хигир. – М. : Астрель, 2004. – 944 с.
  40. Хмара,  В. Н. Эстетический идеал и индивидуальный стиль художника : автореф. дис… к. филол. н. / В. Н. Хмара. − М., 1968. − 16 с.
  41. Юрченков, В. А. Лики: рассказ // Родные напевы : литературно-художественный сборник / В. А. Юрченков. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. – С. 162 – 169.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Современная литература"

Авторская программа элективного курса "Современная литература" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа знакомит выпускников с литературой последнего десятилетия 20 века и первого десяти...

Авторская программа элективного курса по литературе серебряного века.

Предметом изучения данного курса является изучение  фольклорных традиций в лирике поэтов Серебряного века,  прочтение произведений серебряного века с точки зрения   отражения...

Программа элективного курса по литературе для учащихся 11 класса «Футуризм в литературе и других видах искусства»

Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и мировой художественной культуры....

Образ гармониста в русской крестьянской общине конца 19 – начала 20 века. Этнографический очерк

В русской традиционной деревне гармонист заполнял собой основные социально значимые аспекты общинной жизни. Принимал неотъемлемое участие в свадьбах, застольях, больших церковных праздниках. Являлся п...

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»...