Программа элективного курса по литературе для учащихся 11 класса «Футуризм в литературе и других видах искусства»
элективный курс по литературе (11 класс) на тему

Ребяга Олеся Анатольевна

 Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и мировой художественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_serebryanomu_veku_11_klass.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 пос. Нижний Куранах» Алданского района РС(Я)

Программа элективного курса  по литературе для учащихся 11 класса

«Футуризм в литературе и других видах искусства»

Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 пос. Нижний Куранах

Ребяга Олеся Анатольевна

2018г.

Объяснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и мировой художественной культуры. Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику.

Тема «Русская поэзия конца 19-начала 20 века» представлена в программе ограниченным количеством часов, не дающим возможности получить более полное представление о культуре «серебряного века», литературных течениях. Традиционной учебной программой не предусмотрены  часы на изучение авангардного течения в разных видах искусства как в России, так и в мире.

Выбор темы элективного курса «Футуризм в литературе и других видах искусства» обусловлен читательской заинтересованностью к авангардистскому течению начала 20 века.

Содержание программы предполагает не только характеристику этого направления в целом, но и отдельных групп этого течения. А также проявление футуризма как в литературе, так и в изобразительном искусстве, театре, архитектуре, скульптуре.

Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы и предоставляет возможность интеграции литературы с живописью, скульптурой, архитектурой, театром, что позволит учащимся лучше понять, в чём состоит своеобразие  футуризма в разных видах искусства, литературы Серебряного века в России.

Цель курса:  На основе соотнесения  зарубежного и русского футуризма сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении данного направления в русской литературе и художественной культуре в контексте мирового культурного процесса 19-20вв. 

Задачи:

  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития футуризма в русской литературе, культуре, живописи, выявить закономерности его эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной  культуры,  искусства; роли и  культуры современности. 
  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и литературы, осознанному формированию собственной культурной среды. 
  • стимулировать нестандартный подход к восприятию поэтического произведения учащимися;
  • способствовать повышению интереса к литературе и искусству в целом;
  • развивать самобытное мышление, поэтическую речь, артистические способности ребят;

В процессе анализа поэтического произведения учащиеся должны сформировать умения использовать литературоведческие понятия для выявления авторского отношения к изображаемому и для выражения своего собственного, личностного восприятия и оценки данного поэтического произведения.

Курс предусматривает: объяснение и закрепление материала, опрос учащихся, использование музыкальных и художественных иллюстраций, фотографий, мультимедийного проектора, ноутбука (компьютера).

Основная функция курса: развитие и углубление знаний учащихся, расширение кругозора. Часть слушателей могут связать выбор своей профессии с педагогикой,  искусством

Реализация курса представляет собою сочетание теоретического материала (лекции) и в большей части практических упражнений. На протяжении всего обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, литературы, архитектуры, музыкального искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.

Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную, урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие обучающихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы обучающимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам литературы, художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.

Программа предполагает значительную творческую самостоятельность обучающихся при изучении художественных артефактов и расширение образовательной базы путем обращения к межпредметным связям, активное использование знаний, полученных обучающимися на уроках литературы, МХК, изобразительного искусства, музыки, истории.

Актуальность и практическая значимость данного элективного курса:

Элективный курс «Футуризм в литературе и других видах искусства» является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 11 классе и рассчитан на 28 часов. Он предназначен для классов с углубленным изучением русского языка и литературы.

Результаты реализации программы элективного курса предполагают:

- овладение умениями анализа поэтической речи;

- овладение умением строить цельное высказывание, основанное на описании восприятия, истолкования и оценки лирического произведения.

- умение ориентироваться в разных видах искусства.

Методы работы: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский и др.

Виды деятельности: урок – презентация, урок-концерт, круглый стол, лекции, семинар, виртуальные экскурсии, урок-конференция, творческие работы детей, проектно - исследовательская деятельность.

Форма контроля знаний учащихся – тестирование, творческие работы, защита проекта.

Технологической базой для проведения курса является обучение в сотрудничестве.

Тематическое планирование элективного курса (28 ч.)

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Виды деятельности обучающихся

Теория

Практика

1

Футуризм как новый, революционный стиль.

1

1

Лекция. Практика.

Конспект. Работа с текстом. Конспект. Творческое чтение.

2

Итальянский футуризм  в живописи и скульптуре

1

Видеоурок

конспект

3

Абстракционизм: поиск гармонии.

1

Виртуальная экскурсия

конспект

4

Философские истоки русского футуризма.

1

Лекция.

Конспект.

5

Футуризм: будущее «без будущего».

1

1

Лекция.

Конспект. Работа со статьей «Пощечина общественному вкусу».

6

Основные группы футуризма.

1

Урок-презентация.

Эвристическая беседа. Выступление с докладами, презентациями.

7

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм».

1

Работа в группах

Сравнительный анализ

8

Кубофутуризм.

Понятие «футуризма».

Место и назначение в русской поэзии. Кубофутуристы.

1

Семинар.

Беседа. Работа с текстами.

9

Пластические поиски кубизма.

1

1

Лекция

Составление презентаций

10

В. В. Маяковский

(1893-1930).

1

1

Виртуальные экскурсия. Тестирование.

Работа с текстом. Отзыв учащихся об автобиографической книге «Я сам». Урок-концерт.

11

Эгофутуризм.

Его место и значение рубежа веков.

Манифест эгофутуризма.

1

1

Лекция.

Практика.

Исследовательская работа. Творческое чтение.

12

И.Северянин (Лотарев)

(1887-1941)

«Король поэтов».

1

1

Семинар.

Доклады. Работа с текстом.Беседа с учащимися с опорой на известное из жизни и творчества поэта. Творческое-чтение.

13

Движение «Мезонин поэзии».

1

Практика.

Беседа. Тестирование

14

Московская футуристическая группа «Центрифуга».

1

Практика.

Конспект. Работа с текстом.

15

Литературно-художественное объединение ЛЕФ.

1

Семинар.

Творческая работа.

16

Роль футуризма  в развитии русской литературы 20 века.

1

Практикум.

Исследовательская работа.

17

Европейская авангардная сцена

1

1

Просмотр  театральной постановки «Трехгрошовая опера» Б.Брехта

Сочинение-отзыв

18

Футуризм в архитектуре.

1

1

Виртуальная экскурсия

Таблица «Черты футуризма в архитектуре»

119

Итоговое занятие(мультимедийные презентации, мини-проекты, буклеты)

2

Зачёт: конкурс проектов.

Проект «Футуризм в русской литературе начала ХХ века».

Содержание элективного курса.

Тема 1. Понятие о футуризме. 

Футуризм как новый, революционный стиль — динамичный, агрессивный и воинственный. Дух экспериментаторства, зрелищности, культ движения, силы, энергии, техники. Т.Ф. Маринетти«двигателем» футуризма. Манифест футуризма. Призывность манифеста: «Плевать на алтарь искусства», «Мы разнесём вдребезги все музеи и библиотеки» «Долой мораль, трусливых соглашателей и подлых обывателей!.. Долой женщин!». Футуризм — это преобразование Вселенной: «С самой вершины мы бросаем вызов звёздам!». Основные положения футуризма. Возникновение футуризма в России. Сходство и различие итальянского и русского футуризма.

Стихотворение  поэта В.Хлебникова «Заклятие смехом» -визитная карточка русского футуризма. Первая книга «Садок судей» и «обойные» поэты:  Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, В.Хлебников, В.Каменский.

Тема 2.  Итальянский футуризм  в живописи и скульптуре.

Основоположник, идеолог и икона футуристического стиля  Итальянский художник и скульптор Уго Боччони. Яркими представителями футуризма в изобразительном искусстве Италии художники как - Джакомо Балла, Джино Северини, Карла Карра, Луижди РуссолоПервая выставка художников-футуристов состоялась в 1912 году в Париже.

Тема 3.Абстракционизм: поиск гармонии.

Художественная программа абстракционизма (В. Кандинский, П. Мондриан). Отказ от изображения форм визуально воспринимаемой действительности, ориентация на выразительные, ассоциативные, синестезические свойства цвета. Беспредметные пластические композиции В. Кандинского как поиск высшей формы духовности в искусстве.

Два основных направления: гармонизация аморфных цветовых сочетаний (ранний Кандинский, Ф. Купка) и создание геометрических абстракций (Малевич периода геометрического супрематизма, участники голландской группа «Де Стейл» во главе с Мондрианом и Т. Ван Дусбургом, поздний Кандинский).

Тема 4.Философские истоки русского футуризма. 

Поиск философских корней авангардиста. Философия А. Шопенгауэра, Макса Штирнера, Ф.Ницше. Творческое преобразование идей Ницше. Представления Ницше и футуристов о человеке. Их концепция мира и пафос. Общее для авангардизма влияние психоанализа З. Фрейда.

Тема 5. .Футуристы – «глашатаи будущего». 

Манифесты футуризм. Русские футуристы.. Эксперименты с выражением движения с помощью цвета и формы, поиск вербальных эквивалентов.

Футуризм и техника. Мобили. Футуризм и конструктивизм. «Баухауз». Русские конструктивисты

Тема 6. Основные футуристические группы: 

«Гилея», Кубофутуристы, «Будетляне»; Эгофутуристы; «Мезонин поэзии», «Центрифуга». Эксперименты в области поэтического синтаксиса, ритма и рифмы, предвосхитившие творческие поиски многих поэтов и писателей 20 века.

Тема 7. . Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм».

 Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. 

Тема 8. Декларация кубофутуристов – программа всего русского футуризма.

 Манифест русского футуризма «Пощечина общественному вкусу и «Садок судей II». «Декларация заумного языка» А.Крученых.

 Тема 9. Пластические поиски кубизма.

Кубизм и кризис рубежа XIX-XX вв. Конструирование объемов как художественная задача. Творчество П. Пикассо. «Голубой» и «розовый» период. Творчество Ж. Барка. Кубизм: «драма телесности».

Эволюция творчества М. Шагала.

«Гилея» – первая футуристическая группа. Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвёртом измерении», т.е. во времени).

Тема 10. Автобиографическая книга «Я - сам». 

Маяковский-человек и Маяковский-поэт. Отказ поэта от принципов «Манифеста».  «Я хочу быть понят моей страной…». Создание своего неповторимого стиля.

Тема 11. Эгофутуризм – другая разновидность футуризма.

 «Пролог. Эгофутуризм. Поэзаграндос. Апофеозная тетрадь третьего тома». Создание «Академии эгопоэзии». Короткая история эгофутуризма.

Тема 12. Игорь Северянин. 

     Стилистические особенности произведений Игоря Северянина. «Самоутверждение личности» — лозунг, декларативно заявленный в стихотворениях поэта. Северянин – художник «вне групп». Избрание «короля поэтов». Вынужденная эмиграция. Тема России.

Тема 13. Поэтическое объединение «Мезонин поэзии». 

Противопоставление «Гилеи». Движение, построенное на издательских интересах участников. Три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия».

Тема 14. Поэты содружества «Центрифуга». 

Эпатаж, контраст, пластика образов, гипербола. Самое длительное существование среди футуристических объединений.

Тема 15. А.В.Луначарский. 

   Газета «Искусство коммуны» от имени Наркомпроса. Литературно-художественное объединение ЛЕФ. Теория искусства как «жизнестроение», теория «социального заказа», идея «революции формы» программа «производственного искусства». Отрицание многих традиционных видов художественного творчества.

Тема 16. Эстетический бунт, штурм футуризма способствовал расширению творческих возможностей художников слова, способствовал обновлению поэтического языка, в частности, более гибкими, смелыми и разнообразными являются футуристические ритмы и рифмы. Эксперименты футуристов в области поэтического синтаксиса, ритма и рифмы предвосхитили творческие поиски многих поэтов и писателей ХХ века.

 Тема 17.Европейская авангардная сцена

Режиссерский театр на рубеже XIX–XX вв. Рождение авангардного театра. Творчество Б. Брехта. «Трехгоршовая опера» на современной сцене.

 Тема 18. Футуризм в архитектуре.

Черты архитектуры: современность, техничность. Футуризм в современной мировой архитектуре: башня в Сиэтле (штате Вашингтон, США) под названием «Космическая игла», Гостиница Бурдж-аль-Араб в Дубае, Кафедральный собор Бразилии, проект культурного центра в городе Чанша (Китай).

Тема 19. Итоговое занятие: предоставление проекта «Футуризм в русской литературе и других видах искусства начала ХХ века».

Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.

  1. Банников Н.В. Серебряный век русской поэзии. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Баранников А.В. Русская литература ХХ в. Хрестоматия для 11 класса. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Журавлева В.П. Литература в 11 классе. Методические советы. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы / Сост., подг. текста, статья, примеч. В. Н. Терёхиной и Н. И. Шубниковой-Гусевой. М.: Наука, 2004.
  5. Компанеец В.В., Степаненко К.А.Философия Фридриха Ницше и русский футуризм.  Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика ,№ 7 / 2008.
  6. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. – М.: Новая школа,1996.
  7. Крученых А. Новые пути слова (язык будущего смерть символизму) // Русский футуризм: Теория; Практика; Критика; Воспоминания / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. – М.: Наследие, 1999.
  8. Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Манифесты и программы русских футуристов. С.
  9. Лысый Ю.И. Русская литература ХХ в. Учебник-практикум. – М.: Мнемозина, 1998
  10. Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы. – М.: Прогресс, 1986. – С. 158-162
  11. Маяковский В.В. Том1. Стихотворения, поэмы, статьи 1912-1917Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Москва, Гослитиздат, 1955

  1. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. Полное собрание сочинений. Т. 17. – М.: 1913.

13.Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 812.

14. Гройс Б. По обе стороны черного квадрата. // Вопросы философии. 1990. № 5.

15.Садок Судей // Манифесты и программы русских футуристов. Мюнхен, 1967.