Жукова Марина Валентиновна

сайт учителя математики

Ученик это не сосуд который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь!
Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению.
В.Г.Белинский

На сегодняшний день возникла неутешительная тенденция снижения уровня математических знаний учащихся (по крайней мере, в нашем регионе), а так же снижение интереса школьников к предмету математика и вообще  к процессу обучения. Как показывает статистика, в целом по стране ситуация аналогичная. Мне очень обидно, что наша страна из самой читаемой и некогда одной и передовых в сфере науки сейчас резко сдала свои позиции, особенно в области математики и физики. В целом ситуация достаточно сложная и описывать все существующие проблемы образования можно очень долго.

Однако, кроме перечисленных мною недостатков, на мой взгляд, есть и положительные изменения в целях образования: стало главным не передать знания учащимся в готовом виде, а научить детей добывать их самостоятельно, другими словами «научить учиться». Такой подход к обучению мне лично очень нравится, другое дело, что он требует серьезных изменений  в школьной программе, т.к. нынешние программы рассчитаны только на необходимый минимум и не дают возможности (в основном  из-за малого количества часов)  для развития у детей необходимых способностей. Поэтому для себя, как для учителя, я ставлю основную задачу - развивать аналитические и творческие способности учащихся для формирования полноценной личности. Другими словами моя задача научить детей думать. А конкретно, как учитель математики, я ставлю для себя  следующие цели: в первую очередь привить у детей интерес к математике, т.к. без личной заинтересованности и желания глубже изучать предмет, школьники, как правило, не  показывают хорошие результаты и не развивают свои способности, даже если у них имеются соответствующие задатки. А так же немаловажную цель для себя я ставлю - выявлять среди основной массы детей одарённых в области математики, поддерживать их интерес к данной науке и развивать их математический талант.

   Однако, на мой взгляд,  действующая система школьного образования, традиционно ориентированная на ус­ред­нен­ный, «конвейерный» тип обучения, на так называемого «среднего ученика» не уделяет одарённым детям достаточного внима­ния. Наиболее способные учащиеся испы­тывают не­мыслимые и иррацио­наль­ные перегрузки, заучиваю наизусть огромное количество со­мнительной по значимости ин­формации по всем школьным предметам без разбора, вместо того, чтобы развивать свою ведущую способность, на которую уже, как правило, не хватает ни времени, ни сил. В такой си­туации трудно гово­рить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения. 

    Я глубоко убеждена, что для развития одаренных детей необходима соответствующая культурно-образовательная среда (т.е. способные ученики должны находиться среди равных им по возможностям детей или, что ещё лучше, среди опережающих их в развитии). Поэтому, первоочередная задача для меня - создать такие условия, при которых одарен­ные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя, учась, создадут ту неповторимую среду, в которой неизбежно будут развиваться все её участники. Поэтому, исходя из этих целей, я организовала в нашей школе, так называемый, математический клуб «Интеллект». Изначально мне выделили один час в неделю для занятий с учащимися 7-ых классов, но я решила создать целый кружок для всех детей, которые интересуются математикой с 5-го по 7-ой класс и проводить совместные занятия с такой сборной группой учащихся из разных классов. И, как показала практика, такой подход даёт свои результаты (все призовые места в нашей школьной олимпиаде, т.к., по возрасту, они ещё не могут участвовать  в городских и областных, заняли именно ученики, посещающие занятия данного кружка). Ученики общаются между параллелями именно с теми ребятами, которые интересуются предметом, выполняют совместные практические работы, соревнуются между собой, причём учащиеся   5-ых классов нередко побеждают более взрослых ребят, легко решают олимпиадные задания для 6-ых и 7-ых классов.  Таким образом, для различных групп учащихся, интересующихся разными направлениями науки, по моему мнению, нужно создавать соответствующие отдельные творческие группы по интересам, где они бы смогли раскрыть и развить свои способности.

 Кроме развития детских способностей немаловажно так же, по моему мнению, фиксирование их собственных успехов и достижений, что является дополнительным стимулом к дальнейшему самосовершенствованию учащихся. Таким инструментом и дополнительной мотивацией является проведение различного рода олимпиад, соревнований и конкурсов. В нашем регионе муниципальные и областные олимпиады проводятся, только начиная с 7-го класса, что я считаю неправильным. Детям интересно попробовать свои силы и в более младших классах, поэтому я начинаю готовить ребят к участию в олимпиадах, начиная с 5-го класса, заранее прививая у них интерес к такого рода соревнованиям. Таким образом, мои ученики к седьмому классу становятся гораздо более подготовленными к участию в различных  конкурсах, нежели те ребята, которые не занимаются в группах. Причём даже индивидуальное обучение не даёт такого эффекта, т.к. при данной форме отсутствует соревновательный момент,  и нет соответствующей среды, которая является мощной мотивацией для развития ребенка.

 По поводу роли информатизации в образовании  моё мнение таково, что, конечно, в связи с развитием науки и технологического прогресса необходимо внедрять различные технические средства в процесс обучения, но, на мой взгляд, это не является панацеей и обеспеченность учителей и учащихся различными «гаджетами», не гарантирует повышение уровня знаний.   На мой взгляд – это всего лишь инструмент, который помогает в работе и иногда упрощает её, но не может заменить способность мыслить и принимать обдуманные решения, чему я и учу детей на своих уроках.

  На счёт целесообразности изучения в школе последних достижений науки ,  мне трудно ответить однозначно - с одной стороны я считаю, что ребят нужно знакомить с различными новшествами, но с другой стороны, если это делать за счёт основной программы, которая и так перенасыщена и уже не дает глубоких знаний, то мне кажется, что от этого будет ещё больше страдать уровень общей образованности. И поэтому, если и нужно это делать в школе, то за счёт дополнительных занятий и кружков. Ведь невозможно включить все необходимые человеку знания в школьный курс, он на протяжении всей своей жизни должен научиться добывать их самостоятельно.

  Подводя итог, могу сказать что, на мой взгляд , школа должна  не загрузить человека неким набором информации (которая устаревает, теряет свою актуальность, а иногда и не используется некоторыми в дальнейшей жизни), а научить учиться и помочь развить его ведущие способности и тогда, имея навык самообразования, он сможет развиваться самостоятельно, как полноценная творческая личность, к чему и должна стремиться, как мне кажется, вся система образования.

О себе

Окончила  Ивановский Государственный Университет в 2002г. по специальности : "Математик. Преподаватель." 

2002г работала учителем математике в МБОУ СОШ №62 г. Иваново

2012-2015 учитель математики в МБОУ СОШ №9 г. Ковров Владимирской области

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Евангелие

Мой взгляд на мир

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.» (Л. Толстой)

Мои достижения

Моё портфолио

В портфолио представлены методические материалы над которыми ведется работа на протяжении всей педагогической деятельности. А так же некоторые тезисы  о собственном видении целей и задач современного образования.                  

Мои публикации:
Дополнительное образование
Естествознание
Материалы для родителей
Междисциплинарное обобщение
Общепедагогические технологии
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио