МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УУД УЧАЩИХСЯ
статья на тему

Жукова Марина Валентиновна

В статье показаны некоторые приемы работы с текстом с использованием современных метапредметных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1_metapredmetnye_priemy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Жукова

МБОУ СОШ №9, г. Ковров

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УУД УЧАЩИХСЯ

Современное образование в России осуществляет переход на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

В основу ФГОС нового поколения заложены идеи, которые предполагают воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Особенность ФГОС нового поколения: системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Основополагающим фактором для развития личности является умение самостоятельно работать с текстовой информацией, обрабатывать её и уметь применять в соответствии с поставленными задачами.

На сегодняшний день большинство учителей математики сталкиваются

с такими проблемами, как:

  • неумение  учеников правильно работать со специальной предметной текстовой информацией, правильно её обрабатывать,

     -  отсутствие  у них необходимых навыков чтения задач, понимания их                                                 смысла и выявления главного вопроса,

  • и как следствие вышеперечисленного, низкий уровень аналитических способностей и критического мышления.

 Особенно остро стоит данная проблема при работе с 5-ми классами, т.е. при переходе детей из начальной школы в среднее звено. Это в первую очередь связано с тем, что в начальной школе в учебниках по математике отсутствовала теоретическая часть и у детей просто не было возможности научиться правильно работать с текстом. Поэтому для развития у них УУД крайне необходимо обучать их различным техникам эффективного и продуктивного самостоятельного учебного чтения. Такой вид деятельности называют самостоятельной работой с учебником.

Но как же научить эффективно работать с информацией? Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке? Как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени получить максимальный результат? Разумеется, крайне неэффективно давать ученикам задание типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопросы…».

Вместо этого ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте.

 В данном случае самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело и формирует у учеников необходимые им УУД (в первую очередь познавательные). Выстраивая  урок, ориентируемый на использование техник активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей, что является важной составляющей системно-деятельностного подхода.

 Рассмотрим некоторые приёмы, которые позволяют выработать у учащихся эффективные навыки при работе с текстом.

«Заметки на полях» (активно-продуктивное чтение)

Ученикам даётся задание не просто читать, а делать пометки на полях ( «!»- знал, «+» - узнал, «?» - не понял) и затем составить табличку по числу знаков:

Знал

Узнал

Хочу узнать

При такой форме работы с текстом происходит осмысление (пометки на полях, составление таблицы), рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания),что способствует формированию необходимых УУД.

 «Отсроченная отгадка» (проблемный метод)

Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига.       В начале урока учитель задаёт загадку (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу. Поэтому данный приём является одним из ключевых в технике активно-продуктивного чтения.

«Шпаргалка» (приём сжатия информации)

Даётся задание составить шпаргалку по тексту. «На каждый абзац текста записать по два ключевых слова». Данный приём вырабатывает навык сжатия информации.

«Аббревиатура» (приём интерактивного обучения)

Даётся зашифрованная фраза, сокращённая до первых букв каждого слова и нужно найти данную аббревиатуру в тексте. Этот приём активизирует внимание учащихся и приучает их к сокращенным формам, что в дальнейшем они могут применять в жизни.

«Задай вопрос» (приём техники развития критического мышления)

Спросить, значит понять. Составить вопрос не так уж и просто. И не каждому учителю это сразу удаётся. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.Выгодскому), которые он хотел бы узнать.

«Составь задание» (активно-продуктивное чтение)

Очень важно, чтобы самостоятельная работа с учебником на уроке не превратилась в скучное и никому не нужное зазубривание. Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи.  

Библиографический список

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания.-М.:Наука,1997.  
  2. Баранников А.В. Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную. //Первое сентября,2004. №63
  3. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстовой информацией на уроках истории. "Методическая копилка" для молодого специалиста.

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам ...

"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изу...

Методы и приёмы исследовательского подхода при работе с текстовой информацией на уроках русского языка.

Организовать работу с текстовой информацией на уроках русского языка помогает применение технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельн...

Работа над грамматическими омонимами, как средство развития речи учащихся.

Явление омонимии привлекает внимание исследователей не первое десятилетие. А.А.Реформатский отмечает, что впервые внимание этому явлению уделил Аристотель, который обозначил омонимы как «предмет, у ко...

Урок в технологии развития критического мышления через письмо и чтение, работу с текстовой информацией, функциональное чтение

Древние греки говорили: “Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать”. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и...

Развитие умений работать с учебной информацией по средствам уроков физики

Доклад на пер. совет по теме: "Развитие умений работать с учебной информацией по средствам уроков физики"...