Урок в технологии развития критического мышления через письмо и чтение, работу с текстовой информацией, функциональное чтение
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Герасимова Наталия Германовна

Древние греки говорили: “Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать”. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

 

Чтение многофункционально. Оно является инструментом для решения задачи, лежащей за пределами ситуации чтения, приятным досугом и средством переживания сильных эмоций. Для одних чтение — “труд и творчество” (философ В.Ф. Асмус), а для других — “блаженное мурлыканье” (писатель В.Набоков) или “интеллектуальное приключение” (философ и математик А.Н. Уайтхед). Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Чтение — посредник в диалоге с современниками и давно ушедшими поколениями. Оно помогает развитию доброты, справедливости, толерантности. Наконец, чтение — один из способов формирования общественного сознания людей и индикатор интеллектуального состояния общества.

 
 

Скачать:

Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 4.

 

Ф.И.О. учителя: Герасимова Наталия Германовна
Класс: 7
Тема: «Информационное моделирование. Электронные таблицы»
Тема урока: «Формулы в электронных таблицах»
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: урок в технологии развития критического мышления.
Цель урока: познакомить учащихся со использованием формул в табличном процессоре Excel.
Задачи урока:

Образовательные: научить чтению и анализу текстовой информации, активировать познавательную деятельность, обобщить прочитанный текстовой материал как систему знаний.

Развивающие: развитие умения классифицировать, развитие действий прогнозирования и анализа определённой деятельности с элементами планирования

Воспитательные: формировать информационную культуру ребенка.

Программно-методический комплекс: Текст «Формулы в электронных таблицах», текст задач, задания для работы с текстом, форма для заполнения, ПК.

УМК: 1. Информатика и ИКТ. Учебник 7 класс. ЛЛ. Босова. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. / Босова Л.Л.. – БИНОМ. Лаборатория знаний 2012.

 

Этапы урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Форма работы (индивидуальная, фронтальная, групповая)

ЭОР/ЦОР

Действия учителя

Действия учащегося

Организационный

2 мин

Проверка готовности обучающихся, проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет выполнение домашнего задания

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, демонстрируют тетради с выполненным домашним заданием

Постановка темы и цели урока

6 мин

Актуализация изученного материала, постановка цели и задач урока

Фронтальная

 

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого актуализирует знания учащихся, поясняет задачи урока.

Осознают тему урока, прогнозируют  свою деятельность на уроке.

Подготовка к работе с текстом

2 мин.

Распределение обучающихся на пары для дальнейшей работы на уроке

Фронтальная

Проводит распределение обучающихся на рабочие двойки, выдает пакет необходимого материала на пару

Распределяются на рабочие двойки, получают и рассматривают материал.

Изучение нового материала, выполнение заданий, заполнение печатной формы, решение задачи

27 мин

Работа обучающихся с текстом по заданию

Работа в парах

ПК

Объясняет правила работы с текстом, организует самостоятельную работу в парах обучающихся, контролирует заполнение печатной формы, проверяет решение задачи

Репродукция знаний. Читают текст, работают с картой заданий, заполняют печатную форму, решают задачу на ПК

Рефлексия

5 мин

Обсуждение результатов, полученных в парах,

Проведение рефлексии

фронтальная

 

Координирует деятельность детей, способствует объединению.

Проводит рефлексию.

Комментируют полученные результаты в парах.

Формируют эмоциональное отношение к уроку.

Определение задания на дом

3 мин

Распределение учащимся домашнего задания (в зависимости от объема выполнения задания на уроке)

Фронтальная

Поясняет домашнее задание:

1 уровень – репродуктивный – решение подобной задачи

2 уровень – частично поисковый – решение задачи с новыми условиями

3 уровень – творческий – составление задачи для решения в табличном процессоре

Записывают домашнее задание

 



Предварительный просмотр:

Формулы в электронных таблицах

Ввод формул

Содержимое ячейки воспринимается программой Excel как формула, если оно начинается со знака «=». Формула может содержать числовые константыфункции Excel и ссылки на ячейки. Ввод формулы заканчивается нажатием клавиши  или щелчком на кнопке Ввод в строке формул. В ячейке выводится результат вычисления, а при активизации ячейки в строке формул отображается введенная формула.

*Примечание. Чтобы увидеть формулы в ячейках таблицы, нужно в диалоговом окне СервисПараметры на вкладке Вид в области Параметры окна установить флажок Формулы. Для возвращения к обычному виду ячеек необходимо сбросить этот флажок.

Правило использования формул в программе Excel состоит в том, что если вычисляемое значение зависит от других ячеек таблицы, то всегда следует использовать формулу со ссылками на эти ячейки. Ссылка задается указанием адреса ячейки. На рисунке 1.1 показан пример вычисления в ячейке С2 по формуле: =A2*B2

Рис. 1.1

Ссылку на ячейку можно задать двумя способами:

  1. ввести адрес ячейки с клавиатуры;
  2. по ходу ввода формулы щелкать правой клавишей мыши на нужной ячейке.

*Второй способ является более быстрым и удобным.

Так для ввода указанной формулы, следует последовательно выполнить следующие действия:

  1. активизировать ячейку С2;
  2. ввести с клавиатуры знак "=";
  3. щелкнуть в ячейке А2;
  4. ввести с клавиатуры знак "*";
  5. щелкнуть в ячейке В2;
  6. нажать .

Ячейка, в которой выполняется щелчок, выделяется движущейся пунктирной рамкой, а ее адрес отображается в формуле. Если случайно щелчок выполнен не на той ячейке, не надо предпринимать никаких действий по отмене, достаточно щелкнуть в нужной ячейке.

Копирование формул

Копирование формулы в смежные ячейки производится методом автозаполнения, т.е. протягиванием маркера заполнения ячейки с формулой на соседние ячейки (по столбцу или по строке). Это самый удобный и быстрый способ копирования.

Другие способы копирования формул:

  1. выделить диапазон для заполнения (включая ячейку с введенной формулой) и выполнить команду меню ПравкаЗаполнитьВниз (если копирование выполняется по столбцу).
  2. протянуть маркер заполнения ячейки с формулой правой кнопкой мыши, в появившемся контекстном меню выбрать нужную команду
  • копировать ячейки;
  • заполнить только значения.

Ссылки на адреса ячеек при копировании формулы автоматически изменяются в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемых копий (рисунок 1.2).

 

A

B

С

1

Цена

Количество

Стоимость

2

12,25

23

=A2*B2

Исходная формула

3

2,45

16

=A3*B3

Формула после копирования

4

38,56

25

=A4*B4

Формула после копирования

5

4,76

35

=A5*B5

Формула после копирования

Рис. 1.2

Относительные и абсолютные ссылки

Корректировка ссылок при копировании ячеек выполняется по умолчанию. Такие ссылки называются относительными. При изменении позиции формулы изменяется и ссылка.

Если же необходимо, чтобы при копировании формулы ссылка на определенную ячейку оставалась неизменной, то такую ссылку следует определить как абсолютную. Для указания абсолютной адресации используется символ «$».

На рисунке 1.3 показан пример вычисления налога по формуле:

Налог = Стоимость * НДС

Ссылка на ячейку А2 должна оставаться неизменной при копировании формулы, то есть быть абсолютной – $A$2.

 

A

B

C

D

1

НДС

 

 

 

2

5%

 

 

 

3

Цена

Количество

Стоимость

Налог

4

12,25

23

281,75 р.

=$A$2* С4

5

38,56

16

616,96 р.

=$A$2* С5

6

4,6

25

115,00 р.

=$A$2* С6

7

4,76

35

166,60 р.

=$A$2* С7

Рис. 1.3

Чтобы определить ссылку как абсолютную, нужно после щелчка на ячейке (в данном примере это ячейка – А2) нажать клавишу <F4>. Адрес ячейки в формуле автоматически дополнится символами«$»перед именем столбца и номером строки.

Смешанные ссылки

Ссылки на ячейку могут быть смешанными, т.е. иметь абсолютную адресацию строки и относительную адресацию столбца или наоборот:

A$2 – фиксированная строка.

$A2 – фиксированный столбец;

Тип адресации (относительная, абсолютная, смешанные) меняется повторными нажатиями клавиши <F4>при вводе адреса ячейки в формулу или при редактировании формулы.



Предварительный просмотр:

Формы для заполнения:

  1. Основные части электронной таблицы:

1

9

2

10

3

11

4

12

5

13

6

14

7

15

8

16

  1. Список понятий табличного процессора Excel

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

  1. Области деятельности человека, в которых применяются таблицы:

1)

2)

3)

4)

4) Формула начинается со знака «=» потому что (для того, чтобы) ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

5) шаги по вводу в ячейку формулы:

1)

2)

3)

4)

6) формулу со ссылками на ячейки необходимо ___________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Абсолютная адресация используется __________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Схема:

9) сравнительная таблица:

Относительная ссылка

Абсолютная ссылка

10) метод автозаполнения используется:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11) свойства табличного процессора:

1)

2)

3)

4)

12) табличный процессор Excel  особенно важен для профессии _____________________________ потому что:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13) в Excel нам не понравилось:

1)

2)

3)

4)

14) Возможности использования табличного процессора в повседневной жизни:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

РЕФЛЕКСИЯ:

Отметьте, пожалуйста,  галочкой смайлик, отражающий ваше состояние в конце урока

                                  



Предварительный просмотр:

Практическая работа

В программе Excel создайте книгу rech_zadach.xls.

Задание 1. Рассчитать стоимость поездки на дачу и обратно

  1. Первому листу дайте имя "Задача 1"
  2. Создайте таблицу для решения задачи.
  3. Введите данные.
  4. Рассчитайте стоимость поездки на дачу (туда и обратно).

Задание 2. Оценки

  1. Второму листу дайте имя "Задача 2"
  2. Откройте свой школьный дневник и посчитайте все оценки, которые Вы получили в 1 и 2 четвертях. Результаты внесите в таблицу
  3. Постройте диаграмму на основе созданной таблицы
  4. Рассчитайте общее количество всех оценок
  5. Рассчитайте сумму всех оценок (=5*количество "5"+4*количество "4"+...)
  6. Рассчитайте свою среднюю оценку (Сумма всех оценок/количество)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карта памяти или кластер-один из приемов технологии развития критического мышления через письмо

один из приемов запоминания , систематизации материалов на уроках физики...

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...

Использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

В данной методической разработке описан опыт моей работы по применению на уроках биологии технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...