Главные вкладки

    Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
    классный час по литературе на тему

    Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

    Тема: И. Василенко «Мостик».

    Цель: работать над развитием духовного здоровья учащихся, создавая благоприятные условия для общения.

    Задачи: познакомиться с произведением И. Василенко «Мостик»; развивать воображение; внимание; умение общаться, выражать своё мнение; воспитывать чувство доброты, отзывчивости, сострадания.

    Оборудование: карточки с качествами; текст, разделенный на части у каждого ребенка.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания.

    -Улыбнитесь друг другу. 

    Подарите  улыбку присутствующим в зале.  

    Подарите   всем

    По  частичке солнышка,

    Пусть душа до краешек добротой наполнилась

     

    II. Вызов

     (Слайд     )

    Сегодня мы познакомимся с   произведением русского советского писателя И. Василенко «Мостик».

    - Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?  

    (Текст разделенный на части у каждого ребенка).

    III. Осмысление

    Чтение первой части учителем

    - Верны ли наши предположения о названии?

    - Что  узнали о мальчиках? Как они друг друга обзывали?

    Как понимаете фразу – А сколько вас, жуков, на кило идет? кило-это сколько?

    Что могло послужить их ссоре?

    Переносное значение слово жук (посмотреть в словаре)

    (Жук - хитрый и ловкий обманщик, мошенник 
     человек, который любит хитритьлукавить )

    - А что произойдет потом? Ваши предположения…

     

    Чтение второй части.

    - Верны ли наши предположения?

    -Что нового узнали о мальчиках?

    Можем объяснить название рассказа?

    - А как вы думаете, что произойдет дальше? Почему?

     

    Чтение третьей части.

    - Верны ли были наши предположения о том, как будут развиваться события, действия в дальнейшем?

     Что ждали люди?

    - Что стали делать ребята? Для чего?

    - Чем закончится вся эта история про Гришу и Диму? Почему?

     

    Чтение четвёртой части.

    - Верны ли предположения?

    Ребята оказались друг перед другом… А что дальше?

    - Как вы думаете, помирятся ли мальчики? Почему вы так думаете?

     

    Чтение  пятой части

     -Что будет дальше? Придумайте продолжение.

    Помирятся ребята? Что их сблизило?

    - Так почему рассказ назван «Мостик»? Наводить мосты: завязывать хорошие отношения.  Завязывать контакты, обзаводиться новыми связями. 

    Как завязывались отношения? друг против друга, друг в друга, друг к  другу, друг перед другом, друг другу = дружба  Легко устанавливать дружеские отношения? 

    IV. Рефлексия

    -Какими качествами должен обладать друг?  Как поступать, чтобы сохранить дружбу?

      Распределите действия и поступки ребят в два столбика.

    1.То, чего настоящие друзья никогда не должны делать (эти карточки оставьте на столе),

    2.–а карточки с  поступками настоящих  друзей прикрепите на доску;

    (У каждого ребенка карточка с действием или поступком.  Прикрепляется на доску.)

    V- Составить синквейн со словом друг

    V. Домашнее задание

    1.Написать мини-сочинение (эссе) это размышление ученика по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного по изучаемой теме.   

    2.Используя слова составить связный текст.

    Мостик через лужу

    Дождь,  малыши, школа, вход, большая лужа, не пройти, старшеклассник, доска, мостик, перешли.

     

    - Да, как здорово, если у тебя есть настоящий друг. Тогда ты можешь почувствовать себя уверенно, спокойно в любой ситуации, зная, что в любую минуту твой друг придет обязательно тебе на помощь. Ты всегда спокоен, а это залог нашего духовного здоровья. Я желаю всем иметь верного друга с которым хочется делать добрые дела на благо людей. Спасибо за урок!

     

     

     После окончания работы с текстом  предлагаю учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета.  «Друг познается в беде», «Упорство и труд все перетрут»,     Какая, на ваш взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор.

     

    Друг.
    Верный, настоящий.
    Выручает, помогает, понимает.
    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    Дружба.

     

     

    Второй пример:

    Друг.
    Хороший, близкий.
    Дружит, доверяет, уважает.
    Друг — это одна душа, живущая в двух телах.
    Доверие.

     

    Гриша и Дима учились в третьем классе и жили на одной улице друг против друга.

     

     

     

    Раньше они дружили, потом из-за чего-то поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот дома своего двора и кричит через улицу:

     – Эй, конопатый, ты это видел?

    И покажет Диме кулак.

    А Дима в ответ:

     – А сколько вас, жуков, на кило идет? – и тоже кулаком грозится.

    Много раз пробовали школьные товарищи помирить их, но все напрасно: очень уж упрямые были оба. Под конец даже стали они швырять друг в друга через улицу комья грязи.

     

     

     

    Однажды полил сильный дождь. Тучи вскоре рассеялись, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой. Людям, которым надо был пройти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ноги, но шагнуть дальше не решались.

    Гриша вышел на улицу и стал у ворот, любуясь, каким все стало чистым и свежим после дождя и как все блестело под солнцем.

    Вдруг видит: из ворот выходит Дима и держит в руке большой камень.

     

     

     

    «Ага, – подумал Гриша, – ты – камнем?! Хо-ро-шо!» Он быстро юркнул в ворота, схватил во дворе кирпич и опять побежал на улицу, готовый к отпору. Но Дима камень не бросил, а сидел на корточках у обочины и укладывал его на мостовой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушел. А камень остался лежать, как маленький островок. «Что же, – подумал Гриша, – и я могу так сделать». И опустил свой кирпич в воду.

    А Дима уже нес другой камень. Он осторожно ступил ногой на первый, а второй уложил в воде, на одной линии с Гришиным кирпичом.

    Тогда Гриша вынес сразу три кирпича.

    Так они строили переход через улицу, подходя все ближе друг к  другу, а люди стояли по ту  эту сторону, смотрели на них и ждали.

    И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Ребята оказались друг перед другом.

     

    Тогда они впервые за долгое время посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал:

     – А я черепаху поймал. У нас во дворе живет. Хочешь, покажу?

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ivanshina_urok_chteniya.pptx868.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Василенко И ван Дмитриевич 1895-1966 Русский советский писатель «Мостик»

    Слайд 2

    Гриша и Дима учились в третьем классе и жили на одной улице друг против друга. Раньше они дружили, потом из-за чего-то поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот дома своего двора и кричит через улицу: – Эй, конопатый, ты это видел? И покажет Диме кулак. А Дима в ответ: – А сколько вас, жуков, на кило идет? – и тоже кулаком грозится. Много раз пробовали школьные товарищи помирить их, но все напрасно: очень уж упрямые были оба. Под конец даже стали они швырять друг в друга через улицу комья грязи.

    Слайд 3

    Однажды полил сильный дождь. Тучи вскоре рассеялись, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой. Людям, которым надо было пройти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ноги, но шагнуть дальше не решались. Гриша вышел на улицу и стал у ворот, любуясь, каким все стало чистым и свежим после дождя и как все блестело под солнцем. Вдруг видит: из ворот выходит Дима и держит в руке большой камень.

    Слайд 4

    «Ага, – подумал Гриша, – ты – камнем?! Хо- ро-шо ! » Он быстро юркнул в ворота, схватил во дворе кирпич и опять побежал на улицу, готовый к отпору. Но Дима камень не бросил, а сидел на корточках у обочины и укладывал его на мостовой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушел. А камень остался лежать, как маленький островок. «Что же, – подумал Гриша, – и я могу так сделать». И опустил свой кирпич в воду. А Дима уже нес другой камень. Он осторожно ступил ногой на первый, а второй уложил в воде, на одной линии с Гришиным кирпичом. Тогда Гриша вынес сразу три кирпича. Так они строили переход через улицу, подходя все ближе друг к другу, а люди стояли по ту эту сторону, смотрели на них и ждали. И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Ребята оказались друг перед другом.

    Слайд 5

    Тогда они впервые за долгое время посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал: – А я черепаху поймал. У нас во дворе живет. Хочешь, покажу?

    Слайд 6

    мостик

    Слайд 7

    друг против друга друг к другу друг другу Друг в друга друг перед другом

    Слайд 8

    ассоциация с первым словом Какой? Фраза, несущая определенный смысл. Что делает? Какой? Что делает? Что делает? друг

    Слайд 9

    Дружба внимательный Общее дело сближает сочувствует верный поддерживает верит Друг


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

    Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

    Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

    Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

    Интегрированный урок по физике и биологии с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

    Занятие выстроено в русле системно - деятельностного подхода, реализация которого осуществляется через технологию развития критического мышления, в частности через приёмы: «Кластер»,  прием «Табл...

    Статья: «Из опыта применения на уроках информатики в 5 и 9 классах технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

    В статье представлен мой опят работы с технологией развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в 5 и 9 классах.Приведены  фрагменты уроков. Дан анализ результатов использования...

    Технологическая карта урока литературы в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)» (класс-комплект 8-9)

    Тема урока: Мастерство Ги де Мопассана в создании сюжета и выборе средств художественной выразительности в новелле «Исповедь».Тип урока:   Урок внеклассного чтения...

    Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

    В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

    Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

    Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...