Интегрированный урок по физике и биологии с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему

Заремская Наталья Витальевна

Занятие выстроено в русле системно - деятельностного подхода, реализация которого осуществляется через технологию развития критического мышления, в частности через приёмы: «Кластер»,  прием «Таблица З-Х-У», прием «Опрос-итог».

 Выбор технологии и приемов обусловлен тем, что развитие критического мышления  подразумевает формирование умения решать проблемы. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной (познавательной) деятельности.

Форма организации учебной деятельности: групповая работа, т.к. неотъемлемой частью проблемного подхода в обучении является совместная деятельность школьников. На данном уроке группы были сформированы  с учетом психологической совместимости и личностных предпочтений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx20.63 КБ
Файл samoanaliz_na_luchshiy_urok.docx47.7 КБ
Office presentation icon predstavlenie_uroka.ppt635.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к интегрированному  уроку по учебному предмету физика, учебнику А.В. Перышкин, 8кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В.Перышкин. – 14-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2010 (2 часа в неделю).

    Урок по теме «Электрический ток»  был проведен с учащимися  8 М класса (класс с углубленным изучением математики).  В классе обучается 22 ученика.

    Урок был проведен согласно календарно – тематическому  планированию (Программа: Примерные программы (по новым госстан. И пр. №1312 (БУП-2004)) – по письму ДоиН №4332 от 26.09.05г.  

  Это двадцать восьмой урок по теме «Электрические явления». На изучение темы «Электрические явления» согласно  календарно – тематическому  планированию отводится  29 часов.

   Интегрируется с ранее изученной темой «Нервная система» учебника биологии Любимовой З.В., Мариновой К.В. Биология. Человек и его здоровье. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 и  разделом «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы» учебника Никеишова А.И., Шаровой И.Х. Биология. Животные. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.

Цель: обобщить знания по теме «Электрический ток», выяснить сходство (единство) природы возникновения и условий существования электрического тока.

Задачи урока:

образовательная:

  • систематизировать знания учащихся по теме «Электрический ток».

развивающая:

  • овладеть  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов

своей деятельности;

  • сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности

учащихся.

  • знать  и уметь работать с текстом,  находить ключевые слова, формулировать проблемный вопрос.

воспитательная:

  • воспитать  умения работать в группах и парах ,слушать и быть услышанным.

Тип урока:  урок систематизации обобщение знаний и умений  (урок обобщения), интегрированный урок физики и биологии.

Форма урока: обобщение изученного материала с использованием деятельностных методов обучения, технологии критического мышления через чтение и письмо.

Формы работы учащихся : групповая, работа в парах.

Оборудование: ТСО и ИКТ (компьютер, принтер, проектор, интерактивная доска), презентация «Электрический ток», видеоролики «Гальванический элемент», «Электрический скат».

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны:

  1. Знать понятие «электрический ток»,  «гальванический элемент», «условия существования электрического тока», «нервный импульс», «биоэлектричество», «принцип работы нервной системы».
  2. Знать  и уметь работать с текстом,  находить ключевые слова, формулировать проблемный вопрос,
  3. Уметь работать в группах, иметь навыки  участия в дебатах.
  4. Овладеть навыками применения полученных знаний, предметных  компетенций в нестандартных ситуациях.

Используемая литература:

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 255 с.
  3. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики.-М.:Просвещение,1988.-158с.

   Интегрированный урок выстроен  в русле системно-деятельностного подхода, реализация которого осуществляется через технологию развития критического мышления,

Выбор технологии и приемов обусловлен тем, что развитие критического мышления  подразумевает формирование умения решать проблемы. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной (познавательной) деятельности: выделяется результат деятельности, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная связь), учитываются психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

   При выборе технологии, методов, форм, типа занятия учтены психолого – педагогические особенности учащихся 8м класса. Уровень развития познавательных процессов соответствует возрасту. У 50% учащихся высокий и у 41% средний уровень развития переключения и концентрации внимания. Что говорит о сформированности у учеников  легко и быстро переключать внимание с одного объекта деятельности на другой, глубоко вникать в суть работы. Эти способности учащихся дают возможности учителю работать в быстром темпе, по необходимости, часто менять виды деятельности.

   Многие учащиеся класса имеют опыт участия в интеллектуальных конкурсах разного уровня по разным предметам, являются победителями школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию,  математики, биологии, истории, географии, физики, русскому языку, литературе, а также участниками  и призерами городских олимпиад по данным предметам.  Ребята в своей деятельности испытывают постоянную потребность новых ощущений, поэтому предусмотрены различные формы организации учебной деятельности. Они быстро и качественно выполняют задания, но тем не менее   нуждаются в  контроле. Психологический климат в коллективе благоприятный. В классе имеются как формальные, так и неформальные лидеры. В классе отсутствуют  ситуации конфликта.



Предварительный просмотр:

Самоанализ  интегрированного урока по физике и биологии «Электрический ток»

учителей физики и биологии  МАОУ «Средняя школа № 8 с углублённым изучением отдельных предметов»

Заремской Натальи Витальевны и Будариной Евгении Николаевны

Предмет: физика - биология

Класс: 8

Дата проведения:    9.04.2013

Место занятия: согласно календарно – тематическому  планированию  это двадцать восьмой урок по теме «Электрические явления», по типу учебного занятия – урок систематизации и  обобщения знаний и умений  (урок обобщения).

 Занятие выстроено в русле системно - деятельностного подхода, реализация которого осуществляется через технологию развития критического мышления, в частности через приёмы: «Кластер»,  прием «Таблица З-Х-У», прием «Опрос-итог».

 Выбор технологии и приемов обусловлен тем, что развитие критического мышления  подразумевает формирование умения решать проблемы. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной (познавательной) деятельности.

Форма организации учебной деятельности: групповая работа, т.к. неотъемлемой частью проблемного подхода в обучении является совместная деятельность школьников. На данном уроке группы были сформированы  с учетом психологической совместимости и личностных предпочтений учащихся.

При выборе технологии, методов, форм, типа занятия учитывались психолого – педагогические особенности учащихся   8 М класса. Уровень развития познавательных процессов соответствует возрасту. Уровень интеллектуальной лабильности высокий и средний – у большинства ребят хорошая переключаемость с одного вида деятельности на другой. Некоторые учащиеся класса имеют опыт участия в интеллектуальных конкурсах разного уровня по предметам естественнонаучного цикла, являются победителями школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по физике и биологии, а также участниками городских олимпиад по данным предметам.  Ребята в своей деятельности испытывают постоянную потребность в смене ощущений, поэтому предусмотрены различные формы организации учебной деятельности (проигрывание ситуации, беседа, групповая работа, индивидуальные ответы, прием «Метод ключевых понятий» ) Они быстро и качественно выполняют задания, но тем не менее   нуждаются в  контроле. Психологический климат в коллективе благоприятный. В классе имеются как формальные, так и неформальные лидеры. В классе отсутствуют  ситуации конфликта.

Цели урока:

1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у школьников различных видов УУД:

1) познавательных – умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей при выполнение основного задания занятия, давать определение понятиям;

2) личностных – потребность в самореализации через выполнение предложенных дифференцированных заданий во время групповой работы, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

3) регулятивных целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

4) коммуникативных умение работать в группе: устанавливать рабочие отношения, умение эффективно сотрудничать.

2. Следующая цель: обеспечить достижение следующих образовательных результатов:

  1.  Знать понятие «электрический ток»,  «гальванический элемент», «условия существования электрического тока», «нервный импульс», «биоэлектричество», «принцип работы нервной системы».
  2. Знать  и уметь работать с текстом,  находить ключевые слова, формулировать проблемный вопрос,
  3. Уметь работать в группах, иметь навыки  участия в дебатах.

4. Овладеть навыками применения полученных знаний, предметных  компетенций в нестандартных ситуациях.

Технология деятельностного  обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов. Урок построен на следующих дидактических принципах:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Цели урока определены исходя из программ по физике и биологии   и требований стандартов второго поколения, где главное -развитие личности ребенка, формирования его компетенций на основе УУД.

Важнейшей задачей урока является формирование  понятия о единой природе электрического тока и его применении в повседневеой практической деятельности.

Структура урока определена в соответствии с этапами технологии развития критического мышления и реализации требований деятельностного подхода.

Стадия (фаза)

Деятельность учителя и

использование мультимедийной презентации

Деятельность учащихся

Методические приемы

1.Стадия вызова

Мотивация, актуализация знаний, выявление места и причин затруднений,

Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает учащимся разделиться на две группы: «физики» и «биологи», посмотреть на экран  на изображение электрического ската и карманного фонарика, угря и электрической розетки  (слайд 2 и 3).

Учитель просит учащихся ответить на вопрос:

 « «Как вы думаете, что между ними общего?»  

«Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем обсуждать на уроке?»

Учитель обобщает ответы учащихся

и называет тему урока (слайд 4).

На следующем этапе обучающиеся по просьбе учителя заполняют 2 первых столбца  таблицы,

 (слайд 5),

учитель спрашивает учащихся о том, что им известно по теме урока и фиксирует ответы учащихся.

Исходя из ответов,  учащиеся формулируют цель урока: выяснить сходство (единство) природы возникновения и условий существования электрического тока.

Делятся на две группы, просматривают слайды презентации, отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу «З – Х – У».

Записывают в тетради тему урока.

На следующем этапе учащиеся говорят о том, что им известно по теме «Электрический ток», что бы они хотели узнать в ходе урока.

Просмотр слайдов презентации, составление списка известной информации, систематизация материала (таблица).

2. Осмысление содержания

Получение новой информации по теме. Структурирование необходимой информации.

Включение в систему знаний и повторение

Учитель предлагает вспомнить,  с чего же начиналось изучение электрического тока и познакомиться с текстом « От лягушачьих лапок к Вольтову столбу» (задание 1).

Учитель задаёт вопросы по содержанию текста, предлагает выделить большие и малые смысловые единицы и заполнить кластер.

     

Учащиеся знакомятся с текстом и обсуждают в парах («физик» - «биолог»)  возможные ответы на вопрос, заданный в тексте.

«Физики» поддерживают мнение А.Вольта, заполняя «веточку» о несуществовании животного электричества, «биологи»

Метод активного чтения (поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы),

записи в тетради,

ответы на вопросы, кластер.

Учитель поддерживает дебаты и показывает «веточки» кластера каждой из групп.

После обсуждения в парах учитель демонстрирует ролики «Гальванический элемент» и «Электрический скат».

Учитель подводит итоги деятельности  учащихся и спрашивает: «Кто же из учёных был прав?»

Закрепление знаний происходит путём поиска ответа на вопрос: «Может ли человек использовать в повседневной жизни биоэлектричество?»

согласны с мнением Гальвани – «веточка» о существовании.

Учащиеся вступают в дебаты по вопросу «два взгляда на существование биоэлектричества» . Анализируют  полученную информацию и знакомятся с информацией слайда о возникновении электрического тока в гальваническом элементе и природе электрического заряда скатов. Обосновывают свою точку зрения в споре двух учёных.

Делают вывод об историческом парадоксе: основываясь на неверном утверждении о невозможности существования «животного» электричества Вольта создал первый гальванический элемент, а Гальвани, исходивший из верного предположения, не сделал такого значительного открытия. Приходят к выводу о единстве возникновения и условиях существования любого электрического тока.

Вспоминают из курса анатомии человека, что нервный импульс – это ток, что каждая живая клетка имеет свой электрический  потенциал. В медицине широко используются такие методы обследования как электроэнцефалограмма и электрокардиограмма.

Записи в тетради, дебаты, эвристическая беседа.

Ответы на вопросы;

Подбирают примеры из собственной практики

  1. Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности

Учитель возвращает учащихся к таблице «З – Х – У», просит заполнить последнюю  колонку и внести дополнения в первые две колонки. Просит учащихся  высказаться о своих впечатлениях после заполнения таблицы.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Высказывают своё мнение об уроке. 

Заполнение таблицы, ответы на поставленные вопросы, обмен мнениями. Приём «Опрос-итог»

  1. Домашнее задание

Листья насекомоядных растений, как и ткани животных, производят, оказывается, электричество. Если замкнуть между контактами гальванометра лист мухоловки, то стрелка прибора отклонится: прибор зарегистрирует ток! От основания к вершине листа течет биоток положительного знака, а по черешку - отрицательного. Предложите несколько способов использования биотоков растений.

Записывают задачу в тетрадь.

Записи в тетради.

Урок построен с учетом материалов пособия «Развитие критического мышления на уроке» авторов Заир-Бека и Муштавинской и с использованием конструктора приемов педагогической техники, формирующих УУД, размещенного в журнале «Справочник заместителя директора школы» №9, 2012 г.  Здоровьесбережение   учащихся обеспечено созданием ситуации успеха, дифференциацией заданий, использованием групповой формы работы, переключением  на различные виды деятельности.

Полагаем, что поставленные  цели урока  по созданию условий по формированию обозначенных УУД, работа над которыми будет продолжена на последующих  занятиях,  достигнуты в полной мере .

Качество достижения образовательных результатов представлено в оценках за работу в группах по выполнению познавательных заданий. Для  данного класса – это оптимальный уровень. Считаем, что выбранная технология, ее приёмы, групповая форма  организации  учебной деятельности позволили  создать  продуктивную  образовательную среду занятия, учесть индивидуальные   возможности учащихся,  вовлечь всех в активную познавательную деятельность.

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по физике и биологии Авторы: Заремская Наталья Витальевна , учитель физики МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма Бударина Евгения Николаевна Предметы: физика и биология Класс: 8 класс Тема : Электрический ток учитель биологии МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма

Слайд 3

Место занятия в изучаемом разделе Тема: « Электрические явления » - 29часов Занятие 27. Нагревание проводников электрическим током. Занятие 28. Обобщающий урок по теме « Электрический ток» Занятие 29 . Контрольная работа по теме « Электрический ток»

Слайд 4

Цели урока: 1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у школьников различных видов УУД: познавательных; личностных; регулятивных; коммуникативных .

Слайд 5

знать: определение таких понятий как «электрический ток», «гальванический элемент», «условия существования электрического тока»; «нервный импульс», «биоэлектричество», «принцип работы нервной системы»; уметь: работать в группах, иметь навыки участия в дебатах; работать с текстом, находить ключевые слова, формулировать проблемный вопрос; овладеть: навыками применения полученных знаний , предметных компетенций в нестандартных ситуациях. 2.Обеспечить достижение следующих образовательных результатов:

Слайд 6

Задачи урока : Образовательные: систематизировать знания учащихся по теме «Электрический ток». Развивающие: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся; знать и уметь работать с текстом, находить ключевые слова, формулировать проблемный вопрос . Воспитательные: воспитать умения работать в группах и парах, слушать и быть услышанным.

Слайд 7

Тип урока: Тип урока: урок систематизации обобщение знаний и умений (урок обобщения); интегрированный урок физики и биологии. Методы обучения: эвристическая беседа; проблемное изложение; дебаты. Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо». Приемы: «Кластер» Таблица «З-Х-У» «Опрос-итог»

Слайд 8

I . Стадия вызова (10 мин) Задача этапа: активизация учащихся, систематизация знаний по теме «Электрический ток» Деятельность учителя: Предлагает учащимся посмотреть на экран и ответить на вопрос : «Как вы думаете, что между ними общего?» Беседует с учениками. Предлагает заполнить первые две колонки таблицы «З-Х-У» Помогает ученикам сформулировать тему и цель урока Деятельность ученика: Участие во фронтальной беседе Высказывают свои предположения Заполняют таблицу Формулируют тему и цель урока Записывают тему урока в тетрадь Планируемый результат: Систематизация знаний по теме «Электрический ток» Формулирование учениками темы и цели урока Методы обучения: систематизация материала эвристическая беседа

Слайд 9

II . Осмысление содержания ( 20 мин) Задача этапа: знакомство с новой информацией, выявление противоречий и затруднений Деятельность учителя : предлагает прочитать текст « От лягушачьих лапок к Вольтову столбу» и ответить на вопрос: « Кто, по Вашему мнению, был прав: Вольта или Гальвани?» поддерживает дебаты и предлагает заполнить кластер демонстрирует ролики «Гальванический элемент» и «Электрический скат» подводит итоги деятельности учащихся и спрашивает: « Кто же из учёных был прав?» задает вопрос: на закрепление полученных знаний вступают в дебаты по вопросу «два взгляда на существование «биоэлектричества»» анализируют полученную информацию заполняют «кластер» приходят к выводу о единстве возникновения и условиях существования любого электрического тока. Деятельность ученика: Планируемый результат: формулирование учениками вывода о единстве возникновения и условиях существования любого электрического тока. Методы обучения: проблемное изложение дебаты

Слайд 10

Может ли человек использовать в повседневной жизни «биоэлектричество»?

Слайд 11

Рефлексия: (10 мин) Задача этапа: систематизация новой информации по отношению к уже имеющейся Деятельность учителя: предлагает заполнить последнюю колонку таблицы и внести дополнения в первые две колонки просит учащихся высказаться о своих впечатлениях после заполнения таблицы предлагает учащимся обменяться мнениями об уроке . Деятельность ученика: заполняют последнюю колонку таблицы «З – Х – У» соотносят «новую» информацию со старой отвечают на вопросы обмениваются мнениями Методы обучения: индивидуальная работа эвристическая беседа Планируемый результат: осознание собственных действий применение полученных знаний , предметных компетенций в нестандартных ситуациях

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что…

Слайд 13

Домашнее задание Листья насекомоядных растений, как и ткани животных, производят, оказывается, электричество. Если замкнуть между контактами гальванометра лист мухоловки, то стрелка прибора отклонится: прибор зарегистрирует ток! От основания к вершине листа течет биоток положительного знака, а по черешку - отрицательного. Предложите несколько способов использования биотоков растений.

Слайд 14

«Изучите азы науки, прежде чем взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не повторив предыдущее» И.П. Павлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии

Представляю вашему вниманию разработки конспектов уроков с использованием    современной  открытой  образовательной  технологии –    технологии...

Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Японское хокку. Своеобразие, идеи"

Представлен подробный конспект урока литературы  с использованием инновационной технологии РКМЧП. Урок был дан в рамках Фестиваля педагогического мастерства на III городской ярмарке-выставке инно...

Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель урока:1.         Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2.         Фор...

Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...

Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»

Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....