"Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Конспект урока «Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита» предназначен для учителей информатики, преподающих в 8-х классах.

Урок поделен на два этапа. На первом – предусмотрено изучение новой темы, где рассматриваются различные способы кодирования текстовой информации при помощи таблиц кодировок. На втором – выполняется практическая работа, для закрепления нового материала. У учащихся повышается познавательный интерес, развивается логическое мышление, внимательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya.ppt293.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc487 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc85.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc36 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

CP866 (MS DOS).

Стандартная часть кодировочной таблицы ASCII

Номер

Символ

Номер

Символ

Номер

Символ

Номер

Символ

32

56

8

80

P

104

h

33

!

57

9

81

Q

105

i

34

58

:

82

R

106

j

35

#

59

;

83

S

107

k

36

$

60

<

84

T

108

l

37

%

61

=

85

U

109

m

38

&

62

>

86

V

110

n

39

63

?

87

W

111

o

40

(

64

@

88

X

112

p

41

)

65

A

89

Y

113

q

42

*

66

B

90

Z

114

r

43

+

67

C

91

[

115

s

44

,

68

D

92

\

116

t

45

-

69

E

93

]

117

u

46

.

70

F

94

^

118

v

47

/

71

G

95

_

119

w

48

0

72

H

96

`

120

x

49

1

73

I

97

a

121

y

50

2

74

J

98

b

122

z

51

3

75

K

99

c

123

{

52

4

76

L

100

d

124

|

53

5

77

M

101

e

125

}

54

6

78

N

102

f

126

~

55

7

79

O

103

g

127

 



Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Кодирование текстовой информации»

Цель работы. Научиться определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе.

Задание: В текстовом редакторе Блокнот ввести с помощью числовых кодов последовательность символов в кодировках Windows и MS-DOS.

Ввод символов с помощью числовых кодов в текстовом редакторе Блокнот

Запустить стандартное приложение Блокнот командой [Программы-Стандартные-Блокнот].

С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести число 0224, отпустить клавишу {Alt}, в документе появится символ «а». Повторить процедуру для числовых кодов от 0225 до 0233, в документе появится последовательность из 12 символов «абвгдежзий» в кодировке Windows.

С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести число 224, в документе появится символ «р». Повторить процедуру для числовых кодов от 225 до 233, в документе появится последовательность из 12 символов «рстуфхцчшщ» в кодировке MS-DOS.

Задание №1

143  174  162  239  167  160  171  160  32  174  225   165  173  236  32  175  165  225  226  224  235  169  32  228  160  224  226  227  170

136  32  162  165  164  165  224  170  168  32  225  32  170  224  160  225  170  160  172  168  32  162  167  239  171  160  46

144  160  173  168  172  32  227  226  224  174   172  44  32  175  224  174  229  174  164  239  32  175  174  32  175  160  224  170  227  44

138  168  225  226  236  239  32  175  174  167  174  171  174  226  174  169  32  174  161  162  165  171  160  46

Задание №2

135  173  160  165  226  32  164  165  162  174  231  170  160  32  168  32  172  160  171  236  231  168  170  44

136  32  167  165  171  165  173  235  169  32  175  174  175  227  163  160  169  44

133  225  171  168  32  164  162  168  166  165  226  225  239  32  226  224  160  172  162  160  169  231  168  170

144  165  171  236  225  235  32  173  165  32  175  165  224  165  161  165  163  160  169  46

Задание №3

141  160  172  32  173  165  32  164  160  173  174  32  175  224  165  164  227  163  160  164  160  226  236  44

138  160  170  32  225  171  174  162  174  32  173  160  232  165  32  174  226  167  174  162  165  226  225  239  44  32  45

136  32  173  160  172  32  225  174  231  227  162  225  226  162  168  165  32  164  160  165  226  225  239  44

138  160  170  32  173  160  172  164  160  165  226  225  239  32  161  171  160  163  174  164  160  226  236  46  46  46



Предварительный просмотр:

Ответы к практической работе

«Кодирование текстовой информации»

Задание №1

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

143  174  162  239  167  160  171  160  32  174  225   165  173  236  32  175  165  225  226  224  235  169  32  228  160  224  226  227  170

136  32  162  165  164  165  224  170  168  32  225  32  170  224  160  225  170  160  172  168  32  162  167  239  171  160  46

144  160  173  168  172  32  227  226  224  174   172  44  32  175  224  174  229  174  164  239  32  175  174  32  175  160  224  170  227  44

138  168  225  226  236  239  32  175  174  167  174  171  174  226  174  169  32  174  161  162  165  171  160  46

Задание №2

Знает девочка и мальчик,

И зеленый попугай,

Если движется трамвайчик

Рельсы не перебегай.

135  173  160  165  226  32  164  165  162  174  231  170  160  32  168  32  172  160  171  236  231  168  170  44

136  32  167  165  171  165  173  235  169  32  175  174  175  227  163  160  169  44

133  225  171  168  32  164  162  168  166  165  226  225  239  32  226  224  160  172  162  160  169  231  168  170

144  165  171  236  225  235  32  173  165  32  175  165  224  165  161  165  163  160  169  46

Задание №3

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

141  160  172  32  173  165  32  164  160  173  174  32  175  224  165  164  227  163  160  164  160  226  236  44

138  160  170  32  225  171  174  162  174  32  173  160  232  165  32  174  226  167  174  162  165  226  225  239  44  32  45

136  32  173  160  172  32  225  174  231  227  162  225  226  162  168  165  32  164  160  165  226  225  239  44

138  160  170  32  173  160  172  164  160  165  226  225  239  32  161  171  160  163  174  164  160  226  236  46  46  46



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ - 8 КЛАСС.

Учитель: Кудильчак Галина Георгиевна, МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области.

Тема урока: "Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита". Практическая работа «Кодирование текстовой информации».

(см. Презентация, слайд 1)

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

(см. Презентация, слайд 2)

Цели урока:         

познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;

развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;

воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у обучающихся.

Задачи урока:

формировать знания учащихся по теме “кодирование текстовой информации”;

развить навыки анализа и самоанализа;

формировать умения планировать  и оценивать свою деятельность.

Оборудование:

рабочие места учеников (персональный компьютер с ОС Windows);

рабочее место учителя;

интерактивная доска;

таблицы кодировок;

мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация;

карточки с заданиями.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент. 

(см. Презентация)

Сообщение темы, целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, как представляется текстовая информация в компьютере. Научитесь кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью кодовых таблиц и ПК.

2. Ход урока

1. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами разберём понятия: текстовая информация, кодовая таблица. Будем кодировать и декодировать текстовую информацию.

Начиная с конца 60-х годов, компьютеры получили возможность работать с текстовой информацией.

Текстовая информация – это информация, выраженная в письменной форме.

(см. Презентация, слайд 3)

Определение текстовой информации записать в тетрадь.

        В процессе восприятия, передачи и хранения информации человеком и техническими устройствами происходит её кодирование.

Учитель: Ребята, давайте вспомним: Что такое кодирование?

(см. Презентация, слайд 4)

Ответ: Кодирование - это процесс преобразования информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.

Учитель: Декодирование?

Ответ: Декодирование - это процесс обратный кодированию, который заключается в том, что происходит преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

(см. Презентация, слайд 5)

Учитель:  Человек различает знаки по их начертанию. Для предоставления текста в памяти компьютера необходимо представить его в виде двоичного кода.

        Ребята, как представлен двоичный код в компьютере? (В виде каких символов?)

Ответ: в виде последовательности  из 0 и 1

Для представления текстовой информации (прописные и строчные буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки и математические символы) достаточно 256 различных знаков. По формуле можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак:

N = 2i         

256 = 28 

i = 8 бит

N – мощность алфавита

i – информационный вес символа

Записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 6)

Учитель:  При вводе в компьютер текстовой информации происходит её двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определённая последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку.

        В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.

(см. Презентация, слайд 7)

Учитель:  Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Определение таблицы кодировки записать в тетрадь.

(см. Презентация, слайд 8)

Учитель: Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена).

(см. Презентация, слайд 9)

Таблица кодов ASCII делится на:

1) Функциональные клавиши (принято называть управляющими) Символы с номерами от 0 до 31. Их функция – управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

( Приложение 1)

Символ 32 - пробел, т.е. пустая позиция в тексте.

2) Коды 32 – 127 - входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

3) Коды 128 – 255 – национальный алфавит.

Учитель: Рассмотрим кодовую таблицу MS – DOS (СР(кодовая страница)866) подробнее.  

Кодовая таблица MS – DOS (СР(кодовая страница)866) (называемая кодовой страницей) включает в себя:

прописные русские буквы:

- имеют номера со 128 по 159 — (с " А " по " Я "),

- буква " Ё " стоит особняком под номером 240 .

строчные русские буквы (чтобы сохранить символы псевдографики) разбросаны:

- буквы с " а " по " п " имеют номера со 160 по 175 ,

- с " р " по " я " занимают позиции с 224 по 239 ,

- буква " ё " снова на отшибе и имеет номер 241 .

(см. Презентация, слайд 10)

Понятие кодировки Unicode

В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать 2 байта (16 бит).

N = 2i         

2i = 216 = 65536

N = 65536

N – мощность алфавита символов в кодовой таблице Unicode.

i – информационный вес символа

(см. Презентация, слайд 11 - 12)

Для разных типов ЭВМ используютcя различные кодировки:

В настоящее время существует 5 кодовых таблиц для русских букв: Windows (СР(кодовая страница)1251), MS – DOS (СР(кодовая страница)866), KOИ – 8 (Код обмена информацией, 8-битный) (используется в OS UNIX), Mac (Macintosh), ISO (OS UNIX).

Тексты, созданные в одной кодировке не будут правильно отображаться в другой.

(см. Презентация, слайд 13)

На данном слайде вы видите сравнение кодов в различных кодировочных таблицах.

(см. Презентация, слайд 14)

Примеры:

1. Давайте с помощью кодовой таблицы ASCII (аски) декодируем текст: С помощью последовательности десятичных кодов: 99  111  109  112   117   116   101  114  (computer)

(см. Презентация, слайд 15)

Практическая работа

Цель: научиться определять числовые коды символов и вводить символы с помощью числовых кодов.

(см. Презентация, слайд 16)

Учитель: Работа в текстовом редакторе MS Word. Запустите текстовый редактор MS Word. Удерживая клавишу «ALT», наберите коды на дополнительной цифровой клавиатуре:

152   170   174   171   160

Учитель: Какое слово получили?

Ответ: Школа

Выполнение практической работы учащимися

( Приложение 2)

Проверка выполнения практической работы.

( Приложение 3)

3 Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке вы научились кодировать и декодировать текстовую  информацию при помощи кодировочной таблицы MS – DOS (СР(кодовая страница)866).

4. Домашнее задание

(см. Презентация, слайд 17)

Учебник Н.Д. Угриновича § 3.1, ответить на вопросы.  Произвести кодирование стихотворения из 4- строк (до 100 символов)

До свидания, спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Кодирование текстовой информации" 8 класс

Практическая работа, где представлены различные задания по кодированию текстовой информации...

Практическая работа: «Кодирование текстовой информации»

Практическая работа: «Кодирование текстовой информации» напрвлена на  тренировку умений:знать порядок  единиц измерения объема информации,  закодировать с помощью кодировочной таблицы A...

Практические работы "Кодирование текстовой информации" 10 класс

Практические работы "Кодирование текстовой информации" 10 класс...

ФГОС Практическая работа "Кодирование текстовой информации" 9 класс

Доброго времени суток, коллеги!!Хотелось бы поделиться с Вами своей разработкой урока. Урок подготовлен с учетом ФГОС. При проведении данного урока рекомендую предварительно рассказать учащимся о крит...

Урок информатики в 8 классе по теме: "Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита"

Конспект урока информатики в 8 классе с использованием информационных и здоровьесберегающих технологий. Целью урока является формирование понятий кодирования и декодирования информации. Урок содержит ...