Главные вкладки

    Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
    план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

    Тюникова Е.А

    Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации»

    Изучение нового материала

    Цели урока:

    • познакомить с алфавитным подходом к измерению информации;
    • ввести единицы измерения информации и соотношение между ними;
    • научить вычислять информационный объём сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита и представлять его в различных единицах измерения;
    • дать представление о способе хранения текстовой информации в памяти компьютера.

    Термины

    Алфавит, мощность алфавита, единицы измерения информации, текстовая информация, кодовая таблица.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Устная работа.

    Проверка домашнего задания.

    1.3

    4) 1бит

    1.4

    1 Кбайт = 210*23=213бит

    1 Мбайт = 210*213=223бит

    1 Гбайт= 210*223=233бит

    1. Что такое код, кодирование, длина кода?

    2. Какая единица принимается за количество информации?

    Бит – минимальная единица измерения информации.

    Байт – единица измерения информации в системе СИ.

    1. Теоретически основы урока.

    Алфавитный подход к определению количества информации

    Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы.

     

    где N – мощность алфавита;

    i количество информации, которое несёт каждый символ алфавита;

    I – Количество информации в сообщении при алфавитном подходе.

    4. Объяснение нового материала.

    При алфавитном подходе рассматривается запись сообщения с помощью какой-либо знаковой системы. Пусть алфавит знаковой системы состоит из N символов. Представим, что передать нужно всего один символ (это может быть один из N символов). Опять возникает неопределённость. Значит, количество информации, которое несёт сообщение, равное одному знаку, определяется соотношением:

    С помощью этой формулы можно определить количество информации, которое несёт знак в двоичной знаковой системе:

    Пример 1:

    Пусть передаётся простое арифметическое выражение. Алфавит арифметических выражений состоит из 16 знаков:

    0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, +, -, *, /, (, ) . N=16, => 16=24 =>24 = 2I => I = 4 бит.

    Один знак арифметического выражения несёт 4 бита информации.

    Пример 2:

    Пусть сообщение записано русскими буквами. Алфавит русского языка состоит из 32 знаков(исключая ё) N=32, => 32=25 =>25 = 2I => I = 5 бит.

    Один знак русского алфавита несёт 5 бит информации.

    Пример 3:

    Алфавит двоичной знаковой системы состоит из двух знаков (0,1), поэтому N=2, =>

    2=2I => 21=2I => I = 1 бит

    Т.О. в двоичной знаковой системе знак несёт 1 бит информации.

    Информационная ёмкость знака двоичной знаковой системы составляет один бит

    Вопросы:

    Какова мощность алфавита:

     нотных знаков:N=7 (до, ре, ми, фа, соль, ля, си)

    Знаков Зодиака:N=12

    Цифр: N=10

    Латинских букв: N=26

    Сообщение состоит из последовательности знаков. Допусти, что сообщение содержит k знаков. Каждый знак несёт определённое количество информации i. Количество информации во всём сообщении: I=ik.

    Пример 4:

    Слово «ЭВМ» содержит I = 5 бит • 3 символа = 15 бит

    (Информационная ёмкость знака русского алфавита равна 5 бит, N=32, => 32=25 =>25 = 2I => I = 5 бит)

    Слово «Компьютер» содержит I = 5 бит • 9 символов = 45 бит.

    Пример 5:

    Выражение «4+5=9» содержит I = 4 бита • 5символов = 20 бит.

    Выражение «2•(4+5)=18» содержит I = 4 бита • 10 символов = 40 бит.

    Пример 6:

    Двоичный код «1000101» содержит I = 1 бит •7 символов = 7 бит.

    Двоичный код «1111111» содержит I = 1 бит •7 символов = 7 бит.

    Измерение информации

    Памятка

    Пример 1:

    Необходимо вычислить количество информации, содержащейся на одной странице набранного на компьютере текста. Текст состоит из 50 строк по 60 символов.

    Сообщение содержит: k=5060=3000 символов

    Количество информации в тексте:

    I = i*k = 1байт 3000 = 3000 байт = 3000/1024 =2.93 Кбайт

    Пример 2:

    Вычислить  количество информации на 10 страницах.

    k = 3000 символов * 10 страниц = 30000 символов.

    I = i*k = 1 байт 30000 символов = 30000 байт = 30000/1024=29.3 Кбайт

    Пример 3:

    Сколько страниц текста уместится на дискету и компакт-диск?

    Объём одной дискеты:

    1.44 Мбайт = 1.44 • 1024 = 1509949,44 байт

    k = 1509949,44 / 3000 = 500 страниц

    Объём одного компакт-диска:

    650 Мбайт = 650 • 1024 = 681574400 байт

    k = 681574400/3000 = 227190 страниц

    Кодирование текстовой информации

    Информация, выраженная в письменной форме, называется текстовой информацией.

    Достаточно 256 различных символов.

    N=2i, 256=2i, 28=2i, i=8 бит

    Для представления текста в память компьютера необходимо представить его в двоичной знаковой системе.

    Для кодирования каждого знака требуется количество информации, равное 8 битам.

    Кодовая таблица – соответствие символов и их двоичных кодов.

    Коды 0-31 соответствуют операциям (перевод строки и т.д)

    Коды 32-127 – международный алфавит (латинские буквы, цифры, знаки препинания).

    Коды 128-255 – национальный алфавит. В настоящее время существует 5 кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Mac, ISO), поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.

    Код

    Windows

    MS-DOS

    КОИ-8

    Mac

    ISO

    Unicode

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    150

    Ц

     

    ж

    ж

    151

    Ч

    в

    з

    152

    Ш

    ь

    и

    153

    Щ

    ы

    й

    154

    Ъ

    з

    к

    Стандарт кодирования Unicode отводит под каждый символ 2 байта, что позволило закодировать многое алфавиты в одной таблице.

    N = 2i, 2i = 216 =65536, N=65536 символов в кодовой таблице Unicode.

    Домашнее задание: Приложение 1



    Предварительный просмотр:

    Домашнее задание

    Памятка

    Учебник: §1.3.1-1.3.3., § 3.1

    Письменно в тетради:

    №№1.8-1.10, 3.1, 3.2

    Задание 1:

    Переведи в байты.

    1. 15 Кбайт, 256 Кбайт, 2500 Кбайт.
    2. 72 Кбайт, 340 Мбайт, 7 Гбайт.

    Задание 2:

    Переведи в килобайты.

    1. 7168 байт, 7680 байт, 75776 байт, 700000байт, 2Мбайт, 400 Мбайт, 5 Гбайт, 300 Гбайт.
    2. 2560 байт, 257 Мбайт, 30 Гбайт.

    Задание 3:

    Переведи в мегабайты.

    1. 50331648 байт, 56320 байт, 90 Гбайт.
    2. 26214400 байт, 460800 Кбайт, 12 Гбайт.

    Задание 4:

    Определи количество информации в книге, набранной на компьютере. Книга содержит 1500 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Запиши ответ в наиболее подходящих единицах.

    Домашнее задание

    Памятка

    Учебник: §1.3.1-1.3.3., § 3.1

    Письменно в тетради:

    №№1.8-1.10, 3.1, 3.2

    Задание 1:

    Переведи в байты.

    1. 15 Кбайт, 256 Кбайт, 2500 Кбайт.
    2. 72 Кбайт, 340 Мбайт, 7 Гбайт.

    Задание 2:

    Переведи в килобайты.

    1. 7168 байт, 7680 байт, 75776 байт, 700000байт, 2Мбайт, 400 Мбайт, 5 Гбайт, 300 Гбайт.
    2. 2560 байт, 257 Мбайт, 30 Гбайт.

    Задание 3:

    Переведи в мегабайты.

    1. 50331648 байт, 56320 байт, 90 Гбайт.
    2. 26214400 байт, 460800 Кбайт, 12 Гбайт.

    Задание 4:

    Определи количество информации в книге, набранной на компьютере. Книга содержит 1500 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Запиши ответ в наиболее подходящих единицах.


    Домашнее задание

    Памятка

    Учебник: §1.3.1-1.3.3., § 3.1

    Письменно в тетради:

    №№1.8-1.10, 3.1, 3.2

    Задание 1:

    Переведи в байты.

    1. 15 Кбайт, 256 Кбайт, 2500 Кбайт.
    2. 72 Кбайт, 340 Мбайт, 7 Гбайт.

    Задание 2:

    Переведи в килобайты.

    1. 7168 байт, 7680 байт, 75776 байт, 700000байт, 2Мбайт, 400 Мбайт, 5 Гбайт, 300 Гбайт.
    2. 2560 байт, 257 Мбайт, 30 Гбайт.

    Задание 3:

    Переведи в мегабайты.

    1. 50331648 байт, 56320 байт, 90 Гбайт.
    2. 26214400 байт, 460800 Кбайт, 12 Гбайт.

    Задание 4:

    Определи количество информации в книге, набранной на компьютере. Книга содержит 1500 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Запиши ответ в наиболее подходящих единицах.

    Домашнее задание

    Памятка

    Учебник: §1.3.1-1.3.3., § 3.1

    Письменно в тетради:

    №№1.8-1.10, 3.1, 3.2

    Задание 1:

    Переведи в байты.

    1. 15 Кбайт, 256 Кбайт, 2500 Кбайт.
    2. 72 Кбайт, 340 Мбайт, 7 Гбайт.

    Задание 2:

    Переведи в килобайты.

    1. 7168 байт, 7680 байт, 75776 байт, 700000байт, 2Мбайт, 400 Мбайт, 5 Гбайт, 300 Гбайт.
    2. 2560 байт, 257 Мбайт, 30 Гбайт.

    Задание 3:

    Переведи в мегабайты.

    1. 50331648 байт, 56320 байт, 90 Гбайт.
    2. 26214400 байт, 460800 Кбайт, 12 Гбайт.

    Задание 4:

    Определи количество информации в книге, набранной на компьютере. Книга содержит 1500 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Запиши ответ в наиболее подходящих единицах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация:" Вероятностный и алфавитный подход к измерению количества информации. Единица измерения"

    Данная презентация создана для урока  информатики в 10 классе.  В данной презентации ярко  и наглядно выраженны примеры различных подходов измерения количества информации. Рассмотренны ...

    алфавитный подход к определению количества информации

    конспект урока для 8 класса по учебнику Угриновича...

    Алфавитный подход к определению количества информации

    Уч. Н. Угриновича В комплект входит презентация и конспект урока. А также интерактивные слайды с сайта school-collectio...

    Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

    Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...