Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Запись числа, темы. - На прошлом уроке мы изучали правила использования предлогов в словосочетаниях с управлением, а сегодня продолжим разговор о стилистической характеристике предлогов.
| Подготовка класса к работе. Записывают число и тему. Настраиваются на работу. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. | Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. - Назовите стили речи русского языка. (Учащиеся повторяли материал дома.) - Чем они отличаются? - Прочитайте текст: (Слайд 2) Молодой человек увидел у калитки девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился к ней и, к моему изумлению, сказал: - Ты по какому вопросу плачешь? - Объясните, за счёт чего возник комизм описанной К. Чуковским ситуации? | Дают ответы на поставленные вопросы. Учащиеся работают с таблицей «Стили речи». Слайд 1. Называют главные отличия: цель, сфера употребления, лексика. Чтение текста со слайда. Ответ на вопрос: неуместность употребления в разговорной речи канцелярского оборота, в состав которого входит предлог. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи. | Активирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию, используя приём сопоставления: - Прочитайте и сравните два предложения: (Слайд 3) Самолёт не прилетел из-за плохой погоды. Самолёт не прилетел ввиду плохой погоды. - В чём их сходство и различие? - Назовите слова, особенно ярко показывающие эти различия. - Какую проблему мы будем решать на уроке? | Самостоятельно знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и формулируют проблемный вопрос урока. (Какие предлоги нейтральны, а какие имеют стилистическую окраску?) | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. |
4. Построение проекта - выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, используя приём доказательства: - Проведите исследование и определите значение и стилистический характер выделенных предлогов. - Замени, где это возможно, предлоги синонимами. - Изменилось ли что-то в предложениях? - Сделай вывод. (Слайд 4) Ввиду ожидаемых заморозков цветы убрали в оранжерею. Я увидел, что благодаря разговорчивости моего соседа меня принимали за другого человека. Старик рассказывал про старое жильё, про своих родителей. В течение августа стояла засуха. Я хотел бы поговорить насчёт работы. - Сравните свои выводы с таблицей на стр. 214 учебника. - Уместны ли предлоги официально-делового стиля в разговорной речи? - Закончите заполнение таблицы. | Работают в группах. Проводят исследование, формулируют и записывают выводы. (Предлоги ввиду, благодаря, в течение, насчёт имеют книжную окраску, про – разговорную. При замене синонимами предложение в целом приобретает нейтральный характер или разговорную окраску.) Сравнивают полученные выводы с таблицей, доказывают их правильность. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации, используя приём переноса знаний в новую ситуацию: Развитие умения стилистически оправданного употребления предлогов. Упр. 355. - Продолжите каждое предложение в разговорном и деловом стиле, употребляя соответствующие предлоги, используя материал для запоминания в рамке стр.214. 1) ….(разлив) реки … 2) Зимой … (сильные холода)… 3) … (помощь) специалистов … 4) … (ожидание) погода … 5) на следующей неделе… (распоряжение)директора школы… | Работают в группах, составляют продолжение предложений в разговорном и деловом стиле, употребляя соответствующие предлоги, используя материал для запоминания в рамке стр.214. Руководители групп представляют полученные модели предложений. Коллективно обсуждают допущенные ошибки, корректируют их. Оценивают друг друга. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Развитие навыков грамотного употребления предлогов в словосочетаниях с управлением. Творческое задание. - Используя предложенные слова, составь и запиши предложения. Зависимые слова нужно употребить в указанной падежной форме с предлогами или без предлогов. (Слайд 5) Вера (во что?) Уверенность (в чём?) Достоин (чего?) Предан (кому? чему?) Подвести итоги (чего?) Потребность (в чём?) Характерен (для кого?) Доволен (кем?) - К какому стилю принадлежат составленные вами предложения? - Можно ли заранее угадать стиль предложений по тем элементам, которые даны для словесного развёртывания? | Применяя знания, полученные на уроке, составляют предложения в соответствии с заданием. Самостоятельная работа. Устно отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение.
|
7. Рефлексия деятельности. (итог урока) | Организует рефлексию. - Запишите ключевые слова темы урока. - Расскажите о стилистических различиях предлогов. - Какие свойства предлогов следует учитывать при использовании их в высказывании? - Д.з. Напишите официально-деловую бумагу (заявление, объяснительную и т.д., используя предлоги, характерные для деловой речи.) № | вопрос | Ответ(+;-) |
|
| 1 | Комфортно ли вам было на уроке? |
|
|
| 2 | Поняли ли вы тему урока? |
|
|
| 3 | Теперь я имею прочные знания по данной теме |
|
|
| 4 | Требовалась ли вам помощь на уроке: а) учителя; б) соседа по парте? |
|
|
| 5 | Оцените работу на уроке по пятибалльной системе |
|
|
|
|
| Оцени себя сам | Оценка товарища | Оценка учителя |
| Записывают ключевые слова темы, отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Записывают домашнее задание. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |