Методы и приёмы исследовательского подхода при работе с текстовой информацией на уроках русского языка.
учебно-методическое пособие (7 класс) по теме

Публичко Валентина Алексеевна

 

Организовать работу с текстовой информацией на уроках русского языка помогает применение технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельность учащихся, но учитель может управлять процессом появления и преодоления затруднений прогнозировать их появление. Для этого необходимо развитие поисковой активности, готовности к принятию самостоятельных решений, овладение общей ориентировочной основой исследовательской деятельности, воспитания деловитости, самостоятельности и ответственности, предприимчивости и целеустремленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sbornika_ot_sosh_12.rar125.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Употребление предлогов. Нейтральные и стилистически окрашенные предлоги». 2 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100»

Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

Запись числа, темы.

- На прошлом уроке мы изучали правила использования предлогов в словосочетаниях с управлением, а сегодня продолжим разговор о стилистической характеристике предлогов.

Подготовка класса к работе.

Записывают число и тему. Настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

- Назовите стили речи русского языка. (Учащиеся повторяли материал дома.)

- Чем они отличаются?

- Прочитайте текст:  (Слайд 2)

Молодой человек увидел у калитки девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился к ней и, к моему изумлению, сказал:

- Ты по какому вопросу плачешь?

- Объясните, за счёт чего возник комизм описанной К. Чуковским ситуации?

Дают ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся работают с таблицей «Стили речи». Слайд 1.

Называют главные отличия: цель, сфера употребления, лексика.

Чтение текста со слайда.

Ответ на вопрос: неуместность употребления в разговорной речи канцелярского оборота, в состав которого входит предлог.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

Активирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию, используя приём сопоставления:

- Прочитайте и сравните два предложения:  

(Слайд 3)

Самолёт не прилетел из-за плохой погоды.

Самолёт не прилетел ввиду плохой погоды.

- В чём их сходство и различие?

- Назовите слова, особенно ярко показывающие эти различия.

- Какую проблему мы будем решать на уроке?

Самостоятельно знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и формулируют проблемный вопрос урока.

(Какие предлоги нейтральны, а какие имеют стилистическую окраску?)

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

4. Построение проекта - выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, используя приём доказательства:

- Проведите исследование и определите значение и стилистический характер выделенных предлогов.

- Замени, где это возможно, предлоги синонимами.

- Изменилось ли что-то в предложениях?

- Сделай вывод.

(Слайд 4)

Ввиду ожидаемых заморозков цветы убрали в оранжерею.

Я увидел, что благодаря разговорчивости моего соседа меня принимали за другого человека.

Старик рассказывал про старое жильё, про своих родителей.

В течение августа стояла засуха.

Я хотел бы поговорить насчёт работы.

- Сравните свои выводы с таблицей на стр. 214 учебника.

- Уместны ли предлоги официально-делового стиля в разговорной речи?

- Закончите заполнение таблицы.

Работают в группах. Проводят исследование, формулируют и записывают выводы.

(Предлоги ввиду, благодаря, в течение, насчёт имеют книжную окраску, про – разговорную. При замене синонимами предложение в целом приобретает нейтральный характер или разговорную окраску.)

Сравнивают полученные выводы с таблицей, доказывают их правильность.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации, используя приём переноса знаний в новую ситуацию:

Развитие умения стилистически оправданного употребления предлогов. Упр. 355.

- Продолжите каждое предложение  в разговорном и деловом стиле, употребляя соответствующие предлоги, используя материал для запоминания в рамке стр.214.

1) ….(разлив) реки …

2) Зимой … (сильные холода)…

3) … (помощь) специалистов …

4) … (ожидание) погода …

5) на следующей неделе…  (распоряжение)директора школы…

Работают в группах, составляют продолжение предложений  в разговорном и деловом стиле, употребляя соответствующие предлоги, используя материал для запоминания в рамке стр.214.

Руководители групп представляют полученные модели предложений.

Коллективно обсуждают допущенные ошибки, корректируют их. Оценивают друг друга.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Развитие навыков грамотного употребления предлогов в словосочетаниях с управлением. Творческое задание.

- Используя предложенные слова, составь и запиши предложения. Зависимые слова нужно употребить в указанной падежной форме с предлогами или без предлогов.

(Слайд 5)

Вера (во что?)

Уверенность (в чём?)

Достоин (чего?)

Предан (кому? чему?)

Подвести итоги (чего?)

Потребность (в чём?)

Характерен (для кого?)

Доволен (кем?)

- К какому стилю принадлежат составленные вами предложения?

- Можно ли заранее угадать стиль предложений по тем элементам, которые даны для словесного развёртывания?

Применяя знания, полученные на уроке, составляют предложения в соответствии с заданием.

Самостоятельная работа.

Устно отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия деятельности. (итог урока)

Организует рефлексию.

- Запишите ключевые слова темы урока.

- Расскажите о стилистических различиях предлогов.

- Какие свойства предлогов следует учитывать при использовании их в высказывании?

- Д.з. Напишите официально-деловую бумагу (заявление, объяснительную и т.д., используя предлоги, характерные для деловой речи.)

вопрос

Ответ(+;-)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы тему урока?

3

Теперь я имею прочные знания по данной теме

4

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя;

б) соседа по парте?

5

Оцените работу на уроке по пятибалльной системе

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

Записывают ключевые слова темы, отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

МБОУ «СОШ №12»

Автор

Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстовой информацией на уроках истории. "Методическая копилка" для молодого специалиста.

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, школьники получают доступ к любой информации и точкам ...

Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"

В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...

методика работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы

Данная работа представляет собой выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы. В работе рассматривается пошаговое обучение учеников 5-го класса анализу ...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка

Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами...