Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка
опыты и эксперименты по русскому языку (5, 6, 7 класс)
Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistematizatsiya_metodov_raboty_so_slovarnymi_slovami.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами
на уроках русского языка
Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.
Первоначальные сведения о непроверяемых орфограммах дети получают уже в первом классе. Списки слов (словари для справок) с непроверяемым написанием даны в учебниках русского языка. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить вынесены на поля учебника. Для более успешного усвоения слова включены смысловыми группами, используются в текстах упражнений, имеются ссылки на толковый словарь.
Навыки написания словарных слов с одной стороны во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Усвоение «словарных» слов дается детям очень трудно. Одна причина заключается в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаружить гласный в слабой позиции, то есть в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидностей орфограммы.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся лишь предлагается списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.
Установлено, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторяться после первого изучения: через 2 недели, ещё через 2 недели, затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 1-2 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверять их усвоение и работать над индивидуальными ошибками.
Практика также показала, что работа над непроверяемыми написаниями ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
«Память – это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча» Грей Уолтер
Память
Произвольная Непроизвольная
Я запоминаю. Мне запоминается
Для более успешного усвоения непроверяемых орфограмм необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.
Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Поэтому для большей эффективности можно использовать в своей работе весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес и желание узнать новое. Ребята с большим удовольствием принимают участие в игре.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
Итак, чтобы работа учителя над правописанием словарных слов была эффективной, чтобы добиться грамотного письма, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, направленные на прочное запоминание и грамотного написание словарных слов.
Систематизация работы со словарными словами.
Цель работы:формирование навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами через использование нестандартных методов и приёмов словарной работы.
Задачи:
- развитие навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие и обогащение лексического запаса;
- развитие познавательной активности детей;
- развитие умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать интерес к родному языку.
Методы работы:
1. Словесный метод (рассказы, беседы).
2. Метод самостоятельных и практических работ (деятельность с раздаточным дидактическим материалом; работа по индивидуальным карточкам и т. д.).
3. Наглядный метод (схемы– рисунки, таблицы, картинки, карточки, индивидуальные словарики).
4. Игровой метод (кроссворды, ребусы, дидактические игры, игровые задания и т. д.).
5. Метод ИКТ ( ЭОР, презентации, аудио и видеозаписи).
6. Частично–поисковый метод (самостоятельная лексическая работа ).
Приемы и формы работы.
Работа над каждым словом из «словаря обучающихся» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить написать детям нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами
Виды словарных диктантов.
1.Зрительный диктантс предварительной подготовкой: учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной непроверяемой безударной гласной и записывают его по
2. Картинный диктант
§ -учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание непроверяемой безударной гласной в слове и записывают его;
§ -учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяют в нем безударную гласную и ставят знак ударения;
§ - учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют в нем безударную гласную и ставят знак ударения.
3. Диктант с использованием загадок: учитель читает загадку, дети отгадывают ее, записывают слово – отгадку, выделяют непроверяемую орфограмму.
4. Диктант по памяти:
§ -записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов и т.д.;
§ -записать по памяти слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную «а» и т.д.
5. Диктант с комментированием: учитель называет слово из словаря, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают это слово в тетрадь.
6. Творческий диктант: заменить развернутое понятие одним словом.
Лиственное дерево с белой корой - …
Командная игра на льду на коньках - …
7. Диктант «Проверь себя».
8. Контрольный диктант.
При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски (таблицы), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание слова вслух, письмо слова в тетрадях или словариках, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данным словом словосочетания, предложения.
Рассмотрим традиционные методики:
Метод систематической работы со словарными словами И.Г.Леоновой
И.Г.Леонова организовывает свою работу в три этапа.
Первый этап: в конце каждой недели она дает ученикам пять новых словарных слов.
Например, новые словарные слова: команда, хоккей, стадион, тренер.
Второй этап: всю последующую неделю на каждом уроке она проводит орфографические минутки, в которые вводит новые словарные слова. На этом этапе проводится также повторение уже изученных орфограмм. Учитель ежедневно использует орфографические диктовки, содержащие не только словарные слова, но и различные задания для повторения пройденных орфограмм.
Эти задания хороши и тем, что выполняя их дети не только усваивают написание словарных слов, но и учатся их склонять, сочетать с другими словами, также они повторяют орфографические правила.
Третий этап: в конце недели проводится словарный диктант, и опять даются следующие пять словарных слов. После каждого словарного диктанта проводится анализ работ, что дает материал для составления новых орфографических минуток и словарных диктантов.
Этот прием хорошо тем, что в течение нескольких уроков идет систематическая работа со словами, в результате которой дети не только запоминают слова, но и вырабатывают навыки использования слов в устной речи и письменной речи.
Но имеется и недостаток этого приема. Леонова не дает объяснения словам. А можно было бы поработать со словарем, в результате чего у детей возникло бы представление о значении этого слова. Ведь как раз одной из причин частности ошибок в словах с нерегулируемыми написаниями является непонимание их лексического значения, т.е. учащиеся не могут соотносить графический образ слова с его смыслом. Кроме того эта методика опирается только на механическое запоминание.
Метод орфографического чтения Д.Н. Богоявленского.
Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти.
О роли проговаривания как одного из важнейших средств обучения орфографии писали П.С. Тоцкий, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и другие.
Например, Т.Г. Рамзаева отмечает: "Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами".
А вот расчет П.С.Тоцкого таков: «Четко произнесенное несколько раз слово по буквам будет написано правильно».[ Также Тоцкий делает важное замечание о необходимости в изучении словосочетаний, а не отдельных словарных слов, поскольку в русском языке плавающее ударение и оно может влиять на произношение и написание слов.
Н.С. Рождественский предлагает для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов:
|
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке, но обязательно ребенок должен понимать смысл, лексическое значение слова. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение не только на уроках русского языка, но и на всех остальных предметах.
Но орфографическое чтение имеет свои недостатки. Оно также ориентированно на механическое запоминания правописании слов, и при орфографическом чтение отсутствует сознательная работа со стороны ребёнка, что приводит к формированию у него привычки не вникать в смысл прочитанных слов.
Нетрадиционные методики
Применение традиционных приемов требует поэтапного осуществления и подготовки, а также приемы ориентированы на механическое запоминания правописании слов, что утомляет учеников и делает урок скучным. А вот, например, ассоциативная методика запоминания слов или этимология слов, очень интересны, увлекательны и могут быть использована на любом этапе работы даже без предварительной подготовки.
Существует так называемая «Школа эйдетики» Матюгина, где как раз и рассматриваются нетрадиционные методы запоминания (эйдетика и мнемотехника)
Суть этих методов в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения в форме игр: «На что похожа буква», «Расшифруй эти жесты», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву», «Измени одну букву – изменится слово», загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Таким образом, они знакомятся с самыми простыми приемами эйдетики и мнемотехники, а самое главное учатся творчески мыслить, то есть нестандартно, нешаблонно, что и необходимо для развития эйдетизма.
Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В это предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.
На уроках русского языка часто использую такой метод мнемоники как акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово), которая основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например, глаголы исключения легче усвоить в стихотворной форме:
Слышать видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Этот прием работает и при запоминании правил: «Если есть за корнем а, в корне пишем И всегда» (при изучении темы «Корни с чередованием»
Мышление пятиклассников носит наглядно-образный характер, то есть опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. А значит нужно использовать любую возможность, чтобы около слова «зажечь звездочку»: связать со словом какие-то яркие образы, что-то необычное, удивительное, найти неожиданный поворот в толковании слова или какую-то ассоциацию, не связанную с лингвистикой.
Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, надо " оживить " букву, создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
В статье М. Гафитулина и Т. Поповой "Слово о словарном слове" предлагается обучить детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке. Авторы выдвигают требования к ассоциативному образу:
а) «Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству» и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове".
Например: Словарное слово - берёза. Ассоциативный образ - берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: бЕрёза – бЕлая – грЕбЕнь (Е)
Дети могут путать слова-подсказки с проверочными словами, например, думая, что белая и берёза – это родственные слова. В таких случаях необходимо объяснять детям, что это просто подходящее к данному слову слово-образ.
Есть также еще важное правило, которого следует придерживаться: Нельзя навязывать ученику свои ассоциации. У каждого должны быть свои ассоциации, в этом и есть вся ценность этого приемаВот несколько примеров словарных слов и ассоциативных образов:
гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт инЕй – бЕлый, снЕг
сОбака – хвОст кАрман – дырА кАпуста – зАяц лАдонь - лАпа
Придумать можно много ассоциаций, и детям это очень нравится. Также есть большой плюс подобного урока – даже если дети забудут ассоциации – на уроке идет работа со словом, что уже помогает запомнить орфограммы.
Вот, например, в 6 классе столкнулись со словом ЦИРЮЛЬНИК. Сначала возник у ребят вопрос в лексическом значении этого слова, затем в написании. Учащиеся сразу же начали поисковую работу, выяснили значение слова, нашли синоним, придумали свои ассоциации. Вот одна из работ, что получилось.
Этим приемом нужно предложить детям пользоваться не только на данном уроке, но всегда при изучении дома новых словарных слов. Способ ассоциаций может помочь и при заучивании иностранных слов.
Также в мнемонике выделяют метод графических ассоциаций, фонетических ассоциаций и комбинированный метод.
Метод графических ассоциаций
Этот метод просто не может не понравиться детям. Для того чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.
Еще один прием основан на мнемосистемных «связях». Суть его заключается в следующем:
1. запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2. объединенные в группы слова должны «оживать», «двигаться».
Например:
КЛАСС СУББОТА РУССКИЙ
У нашего класса в субботу был русский язык.
Либо составить текст, используя словарные слова. Например, при изучении темы «Буквы О и Ё после шипящих» ребята придумывали тексты. Вот один из них
«Шофер ехал по шоссе и жевал шоколад «Жокей». Вдруг справа увидел заросли крыжовника, остановился. Когда начал доставать ягоды, зацепился капюшоном за ветку, а тут еще услышал какой-то шорох. От страха дернулся и порвал капюшон. Шофер быстро сел в машину и поехал домой. Дома, пребывая еще в шоковом состоянии (т.к. испугался), он зашил капюшон, шов получился кривым, и стал в капюшоне шофер смешон.»
Все эти методы и приемы мы используем на занятиях второй половины дня.
По мнению Д.Н. Богоявленского, "учащиеся должны осмыслить не только "как" пишется слово, но и "почему". Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным"
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, что помогает «прояснить» исторический состав слова и тем самым найти опору для запоминания их современного графического облика.
Оказывается, многие слов, которые мы постоянно употребляем, пришли к нам из греческого, латинского, немецкого, французского языков. Мы маленькая часть огромного мира, и от слов, родных наших слов, тянуться нити ко всем мировым языкам. Невольно начинаешь чувствовать какую-то неразрывную связь с миром.
Например, погода – погоду наблюдают по годам
Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог
Сегодня – сего дня (при Петре I)
Кто сказал, что слово с непроверяемой безударной гласной нельзя проверить? Оказывается ее можно проверить с помощью этимологии. Но ведь еще самое важное при таком подходе и то, что дети не просто решили орфографическую задачу, еще они удивились, и им было интересно. Такие маленькие лингвистические «открытия» позволят увидеть изумленные глаза детей.
Некоторых ребят этот метод очень увлекает. Так, например, из уроков русского языка это плавно переросло в исследовательскую работу «Как проверить непроверяемое слово», продуктом деятельности учащейся стал этимологический словарик. Работа была представлена на конференции «Шаг в будущее».
Надо заметить также, что гораздо больший интерес у учащихся вызывает словарная работа, проводимая в связи с изложениями и сочинениями. Цели такие: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной. Начинаю с того, что предлагаю учащимся назвать известные им слова, например, на тему «Природа» или «Спорт». Ставлю условие: тот, кто подберет большее количество слов на данную тему и не сделает в них ошибок, будет считаться выигравшим это соревнование и получит отметку. Предварительно это задание давалось детям на дом.
Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Такое знакомство позволит учителю показать фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте и своей речи. К числу доступных для восприятия учениками 5 – 6 класса фразеологизмов, которые можно предложить для наблюдения при изучении трудных слов, могут быть такие: одна нога здесь, другая там, преклонить колена, перевертывать вверх тормашками, как будто корова языком слизала, казанская сирота, избитая дорога, принимать за чистую монету и др. Работа со словарными словами в составе фразеологизмов вынесена у нас на занятия проектной деятельности, где ребята создают свои иллюстрированные словари.
В словарную работу мы включаем и орфоэпическую, тем более, что это отражается в заданиях ВПР. Чтобы запомнить ударение в слове ребята подбирают рифму.
Для проверки знаний учащихся можно применять различные виды контроля. После выполнения словарной работы проводится самоконтроль по словарю. Для фронтальной проверки словарной работы в классе можно использовать сигнальные карточки. Хорошие результаты даёт взаимопроверка. Дети оценивают либо свою работу, либо товарища, оценку ставят на полях карандашом.
Итак, мы рассмотрели возможные методики изучения словарных слов. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки.
Работа со словом эффективна с точки зрения расширения словарного запаса, использования словарных слов в речи. Но она быстро детям надоедает, она не объясняет значение слов.
Орфографическое чтение развивает вместе с орфографической зоркостью артикуляционный аппарат, особенно хорош для первоклассников. Но при своем изолированном использовании этот метод не объясняет слова, а так же не предусматривает работу со словами.
Этимология слов объясняет слова, дает орфографическую опору, она очень интересна для детей, но она не включает работу со словом.
Ассоциативная методика – интересна и увлекательна, она развивает ассоциативное мышление детей, она эффективна, но она не предусматривает работы со словом и не объясняет значение слов.
Учитывая, что в больших дозах механическое запоминание может привести к притуплению способностей и снижению творческого потенциала ученика, необходимо совместно с логическим мышлением постоянно задействовать и развивать на уроке эмоционально-образное мышление. Тогда уроки станут интереснее и эффективнее.
В каждой взятой в отдельности методике как бы чего-то не хватает, но если соединить хотя бы две, то вот они уже дополнили друг друга, как будто всегда должны были быть вместе.
Гармоничное соединение описанных методов можно представить следующим образом:
1. знакомство со словом (проговаривание, этимология)
2. создание ассоциативного образа
3. работа со словом
4. словарный диктант
При таком подходе дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное мышление. Кроме того, работая по этой методике. учащиеся будут получать удовлетворенность от проделанной работы. Известно, что словарных слов большое количество, и ученики запоминают их как могут, как умеют. Главный вопрос умеют ли?
Не каждый учащийся знает, как правильно овладеть приемами запоминания. Учитель русского языка в силах помочь учащимся в рамках одного – двух уроков. Достаточно на примерах словарной работы объяснить, как «работает» память, какие виды памяти выделяют психологи и как определить свой ведущий вид памяти.
У каждого человека виды памяти развиты не одинаково: у кого-то больше развита зрительная, у кого-то слуховая память. И поэтому использовать на уроках нужно как можно больше видов памяти, а значит, необходимы и комбинированные методы запоминания.
Словарные занятия на уроках русского языка в 5-6 классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В заключение сделаем общие выводы.
• Методика изучения правописанию словарных слов необходима, так как этих слов в нашей речи 10% и они трудны для запоминания.
• Необходим дифференцированный подход к изучению этих слов, так как некоторые слова трудны в произношении, другие в написании, третьи в понимании, четвертые включают в себя несколько трудностей.
• Необходимо задействовать на уроках и логическое и ассоциативно-образное мышления.
• Важным принципом работы со словарными словами является ее систематичность, то есть работа должна проводиться каждый урок, необходимо использовать каждую возможность и включать словарные слова в каждое упражнение.
• Необходимо отводить также специальное время для работы со словами с непроверяемыми орфограммами.
• Важно проводить этимологический анализ некоторых слов, но он должен быть доступен для детей.
• Нужно познакомить детей с методом ассоциаций, что поможет детям запомнить написание слов, будет тренировать память т ассоциативное мышление, которое поможет ребенку в дальнейшем.
• Самое главное, гармонично соединив различные методы, необходимо использовать их в работе над словами с непроверяемыми орфограммами практически каждый урок. Так как работа должна быть интересной для детей, так как слова имеют различную трудность, так как учащиеся разные, и надо опираться на то, что поможет им лучше запомнить слова.
Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсу родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку. В своей работе я предлагаю систему обогащения речи школьников лексическими средствами.
Основанием системы является уровневая структура языка. Методика лексической работы на уроках русского языка, на мой взгляд, должна включать в себя пять основных направлений:
- толкование конкретной лексемы;
- этимологический анализ слова;
- синонимические связи;
- антонимические связи;
- фразеологические отношения.
Положительный результат в обучении достигается при помощи соблюдения условий:
- формирование активного познавательного интереса со стороны обучающихся;
- закрепление различными приемами и формами обучения;
- нетрадиционные формы проведения урока
Перспективы и возможности использования опыта в практике обучения русскому языку.
Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современной школы не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны грамотные личности. В этой работе я раскрыла наиболее важные аспекты своей деятельности. Необходимость работы по развитию орфографической зоркости дает возможность и заставляет искать все новые приемы деятельности, методы преподавания, что предполагает творческий поиск и самообразование преподавателя.
Все рассмотренные методики могу помочь в запоминании трудных слов и в увеличении словарного запаса обучающихся 5-6 классов.
На собственном опыте я убедилась, что использование методов из «Школы эйдетики» И.Ю.Матюгина повышают грамотность учащихся. Применяя их на уроках русского языка и на занятиях кружка, накопила большое количество детских творческих работ, а также своих собственных идей по запоминанию словарных и труднозапоминаемых слов. Заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».
В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....
Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в 6 классе
Статья о том, как сформировать УУД на уроках русского языка. Приводятся примеры различных современных педагогических технологий....
Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в среднем звене
Презентация с примерами форм и видов работы на уроках русского языка в 5-7 классах по формированию УУД с использованием различных элементов современных образовательных технологий....
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка
Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка...
Коррекционные игры и упражнения в работе со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах коррекционных школ
В статье представлены игры и приемы в работе со словарными словами на уроках русского языка...
Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ключевые слова: одаренные детиАннотация: В статье представлены методы и формы работы с одарёнными детьми...