Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Парфенова И.Г., учитель русского языка и литературы

 ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

     В условиях модернизации образования перед школой сегодня стоит важнейшая задача – воспитание личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме. 

     Однако опыт работы в школе показывает, что «больным» местом письменной речи учащихся является скованность, бедность словарного запаса, неоправданное смешение стилей, эстетическое несовершенство.

     Главное на уроке русского языка – это постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значения для науки. Когда ученики научатся чувствовать язык, понимать, почему так, а не по-другому пишут, тогда и придёт желание «погрузиться» в язык. Через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Поэтому на уроках русского языка я одним из основных направлений является работа по обогащению словарного запаса. 
   
Ведущим в уроке русского языка, несомненно, является работа со словом. В ходе такой работы будет постепенно формироваться, по словам известного лингвиста Л.Щербы «твёрдый зрительный образ» слова. 

     В методике различают словарно-семантическое, словарно-орфографическое и словарно-стилистическое направление словарной работы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и формированию навыков правописания.

     Словно рассматривается одновременно в четырёх аспектах: 

- орфоэпическом (написанное на доске слово должно прозвучать);

- лексическом (выяснение значения слова); 

- орфографическом (учимся писать это слово); 

- в контексте с другими словами (составляем словосочетания или предложения). 

Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Например, можно провести такой вид работы, как «Объясни разницу».

Даются слова: адресат – адресант, абонент - абонемент, архаический - архаичный, бережный – бережливый, безликий – безличный, будний – будничный, всякий - всяческий, высокий - высотный генеральный - генеральский, гармонический – гармоничный, динамический – динамичный, дипломатический – дипломатичный, длинный – длительный, добровольный – добровольческий, драматический – драматичный, единственный – единый, желанный – желательный, зрительный – зрительский, игривый – игристый, классный – классовый, лирический – лиричный, мороженый – морозный, невежа – невежда, одеть – надеть, прогресс - регресс, представить – предоставить, поступок — проступок, хозяйский – хозяйственный, целый – цельный, экономный - экономичный, эффектный – эффективный, явно – явственно и т.д.

     Учащиеся должны объяснить происхождение слов и дать толкование лексического значения. 

     

     Слово на уроке должно прозвучать и прозвучать правильно. Поэтому можно проводить орфоэпические диктанты.

     5 класс. КрасИвее,  пОнял,  понялА, сОздал, создалА, клАсть, клАла,  повторИшь, позвонИшь, позвонИт, обеспЕчение, жалюзИ, фОрзац, бАнт, бАнты, столЯр, каталОг,  даровАть, завИдно.

     7 класс. БаловАть, диспансЕр, досУг, занятА, звонИт, изобретЕние, каталОг, корЫсть, красИвее, медикамЕнты, намЕрение, началА, обеспЕчение, повторИшь, пОнял, прЕмия, прожилА, свЁкла, стАтуя, ходАтайство, щавЕль.

     

     Для выяснения лексического значения слова можно проводить творческие диктанты (даётся толкование слова, учащиеся записывают само слово).

Например: 
1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг); 

2. Человек, занимающийся спортом   (спортсмен); 

3. Коллективная спортивная игра на льду с шайбой  (хоккей); 

4. Объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах (афиша). 

     

     Так же с интересом учащиеся отгадывают кроссворды.

Задания:

  1. Командная  спортивная игра, цель которой забросить руками мяч в подвешенную корзину (баскетбол).
  2. Состязание между двумя или несколькими спортсменами, командами (матч).
  3.  Человек, занимающийся спортом и владеющий его высокими достижениями (спортсмен).
  4. Устный или письменный доклад предусмотренной уставами формы при обращении военнослужащих к начальникам (рапорт).
  5. Огородное растение из семейства тыквенных с продолговатым зеленым плодом, идущее в пищу (огурец).
  6. Спортивная командная игра, в которой спортсмены, используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнёрам ногами или любой др. частью тела, кроме рук, стараются забить его в ворота соперника наибольшее количество раз в установленное время (футбол).
  7. Автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров (автобус).
  8. Комплекс зданий и сооружений или одиночное здание, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения (вокзал).
  9. Торжественная форма приветствия или отдания почестей ружейными или артиллерийскими залпами, ракетами, флагами и т.п.  (салют).
  10. Спортивная командная игра с клюшками и мячом (или шайбой), содержание и цель которой — используя индивидуальное ведение и передачи мяча (шайбы) партнёром, забить его наибольшее число раз в ворота соперника (хоккей).
  11. Преподаватель физической культуры, специалист в определённом виде спорта (тренер).
  12. Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).
  13. Цвет солнца (желтый).
  14.  Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса (чувство).
  15.  Человек, совершивший (совершающей) подвиги мужества, доблести, самоотверженности (герой).

     Еще один вид словарной работы - зрительные диктанты. Особенно они полезны при работе с непроверяемыми написаниями, т.к. на помощь слуху учащихся и их знаниям по грамматике приходит как серьезный фактор зрение, что способствует запоминанию нужных орфограмм и выработке навыка правописания.

     Работа с орфографическим словарем опирается также на зрительную память. Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке. Хорошее знание алфавита, быстрота реакции, сноровка, любознательность – подспорье в этой работе. Кроме орфографического, необходимы также словари толковый и орфоэпический. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект словарей для всего класса.

     

     Проверку усвоения словарных слов можно проводить в виде тестов.

     Тесты могут быть двух видов: можно проверять только усвоение правописания слов или еще и знание их лексического значения.

Тест № 1. Укажите номера слов, в которых нет пропущенных букв.

1. дил…ер

4. драм…а

7. конъю…ктура

10. интриган…ка

2. юрис…консульт

5. дерма…тин

8. э..скорт

11. искус…ный

3. эл…егия

6. ил…юзия

9. эм…грация

12. деф…ект

(Ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12)

Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущена буква А.

1. б…йкот

4. п…ритет

7. нафт…лин

10. б…рдюр

2. п…рхать

5. к…морка

8. к…нфорка

11. к…вычки

3. кат…клизм

6. доск…нально

9. сп…нтанный

12. ярм…рка

(Ответ: 3, 4, 5,7, 11, 12)

Тест № 3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква И.

1. пер…петии

4. д…зертир

7. д…рижер

10. д…версант

2. д…ликатес

5. реп…тиция

8. дир…жабль

11. ижд…вение

3. л…нолеум

6. инт…ллект

9. мец…нат

12. прив…легия

(Ответ: 1, 3, 7, 8, 10, 11, 12)

Тест № 4. Укажите номера слов, в написании или толковании которых есть ошибка.

1. Cпонтанный (ответ) – тщательно продуманный;
2. Индифферентный (человек) – безразличный;
3. Банальный (ответ) – обычный, заурядный;
4. Кашемир – тонкая шерстяная ткань;
5. Колосальный – огромный, громадный;
6. Компоновать-складывать в тару, убирать;
7. Беллетристика – повествовательная литература ,“легкое чтиво”;
8. Парадокс – неожиданность;
9. памфлет – злободневная сатирическая статья;
10.паритет – соглашение.

(Ответ: 1, 5, 6, 8, 10)

1. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне.
5. КолоССальный (от слова колоСС – статуя, колонна громадных размеров).
6. Компоновать – складывать из частей целое.
8. Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым.
10. Паритет – равенство, равноправие сторон.

    Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

     Но в силу того, что все в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т.е. словарная работа проводится на каждом уроке, являясь важным элементом его структуры.

Литература:

  1. Ожегов С.И.Словарь русского языка \ Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: Рус. яз, 1988
  2. Иванова Т.Ф.Русская речь в эфире. Комплексный справочник \ Т.Ф. Иванова, Т.А.Черкасова.- М.: Рус. яз., 2002
  3. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы./ Т.Ф.Иванова. – 3-е изд. – М.: Рус.яз.-Медиа, 2006
  4. Орфографический словарь русского языка \ Под ред. С.Г. Бархударова и др. – М.: Рус. яз, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».

В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....

Приемы работы с одаренными детьми на уроках русского языка

В статье представлены приемы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время.Занимательные сведения о русском языке из журнала "Русский язык в школе", проблемные задания о лингвис...

Коррекционные игры и упражнения в работе со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах коррекционных школ

В статье представлены игры и приемы в работе со словарными словами на уроках русского языка...

мастер - класс Приемы работы с новыми словами на уроках русского языка.

В работе представлены способы работы на уроках  со словарными  словами....

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка

Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами...