Коррекционные игры и упражнения в работе со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах коррекционных школ
статья на тему

Валерия Ивановна Смирнова

В статье представлены игры и приемы в работе со словарными словами на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_statya.docx414.42 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные игры и упражнения в работе со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах коррекционных школ

Учитель начальных классов AEiz52sNmII.jpg

I квалификационной категории

МАУО «Надежда» НМР РТ

Смирнова Валерия Ивановна

Формирование навыков грамотного письма  - одна из основных задач при обучении  русскому языку на всех ступенях образования. Проблема обучения грамотному письму детей с нарушением интеллекта в начальных классах возникает при переходе к письму по правилу, когда написание расходится с произношением. Затруднения связаны с имеющимися у  детей психофизическими особенностями. Словарные слова  - это слова, которые нельзя подвести под какое-либо правило. В основе написания словарного слова лежит зрительно-моторное запоминание т.е. правописание слова, попросту, нужно запомнить.  Работа по запоминанию словарного слова трудная, кропотливая и ежедневная. На каждом уроке необходимо определенное время уделять словарной работе. Дети с ОВЗ испытывают определенные трудности в запоминании, воспроизведении и написании словарного слова. В своей работе я использую коррекционные приемы, игры и упражнения, которые служат лучшему запоминанию, усвоению и написанию словарных слов. Каждое словарное слово необходимо изучать в отдельности.                                                                                                                                                 На этапе первичного знакомство со словарным словом читаю детям небольшой описательный рассказ предмета или явления, о котором пойдет речь, либо предлагаю отгадать загадку или разгадать ребус. Например, слово «пальто»

                   Затем словарное слов, написанное черным цветом на красном фоне, вывешиваю на доску.  Например, молоко,  завод, капуста. Такое цветовое оформление слова способствует лучшему зрительному восприятию и запоминанию. Также демонстрирую ассоциативную картинку, где трудная буква представлена в виде зрительно образа. Например, слово одуванчик. Буква «О», правописание которой необходимо запомнить, представлена в виде самого одуванчика, такого же      круглого, как сама буква «О»      1463251_76378nothumb500.jpg

На этом же этапе идет работа над лексическим значением слова. Либо значение слова объясняю сама, либо дети самостоятельно ищут в толковом словаре. Затем дети слово прописывают в тетради, слово делят на слоги, выделяют ударную и безударную гласную, подчеркивают «трудную букву» зеленым цветом, записывают  словарное слово в словарик. По мере необходимости разбираем слово по составу, подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы, составляем словосочетания или предложения.

Однако одного знакомства со словарными словами  недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Обязательным условием является включение данных слов в различные задания и упражнения. С целью закрепления правильного  написания словарных слов на уроках  использую различные коррекционные приемы.  Игра «Собери слово». Детям раздаются карточки. Необходимо из правильно и неправильно написанных слогов, выбрать правильные слоги, составить   слово, записать  в тетрадь. словарные слова.jpg

        

        

Игровое упражнение «Цепочка слов». Учитель называет словарное слово, дети называют словарное слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова. Например, Москва – алфавит – товарищ и т.д. В работе над закреплением правописания словарного слова использую  «Шифровки» в разных вариантах. Например, выписать из ряда букв каждую третью букву:  Т М К У Ж А Р Т Р М О А Л М Н О Ы Д Ж Р А О Л Ш получается слово «карандаш». Следующий вариант шифровки,  из ряда букв выписать  буквы русского алфавита:  Z W П Q О G F С L У R V Д N S R А Q L – получается слово «посуда». Игра «Шифровальщик»  - из предложенных букв (слогов) собрать и записать как можно  больше словарных слов. Коррекционное упражнение «Угадайка». Из слова убежали гласные буквы, необходимо восстановить слово и записать в тетрадь. Например, ТПР, ДВЧК, МЛК, МГЗН (слова «топор», «девочка», «молоко», «магазин»).  Упражнение «Допиши пропущенные буквы». Например, -о-о-, -о-о-, -о-о- (слова  «потом», «горох», «топор»). В своей работе использую замечательное пособие О.Б. Иншаковой «Словарные слова в образах и картинках». В данном пособии словарные слова представлены в виде картинных образов.  

В наборе карточки  разных размеров. Карточки большого формата использую во время фронтальной работы на уроке. Карточки среднего и малого размера при групповой и индивидуальной работе. Если ребенок учащийся затрудняется в написании словарного слова, он в любой момент может пересмотреть карточки, где слово написано целиком. Вариаций использования данного пособия много. Маленькие карточки можно использовать и при закреплении написания словарного слова, при проверке написания.

вет.р

ё

к.ртина

е

м.дведь

а

ш.л

е

    С целью проверки запоминания и написания «трудных» слов провожу традиционные словарные диктанты. Так же в своей работе использую картинные диктанты, во время которого детям демонстрируется картинка  с изображением словарного слова, учащиеся слово записывают в тетрадь. Диктанты – ребусы. Словарное слово представлено в виде ребусов, данный вид проверочной работы с интересом  проходит на уроке.  Для проверки знаний использую различные карточки для индивидуальной работы. Например, карточка с заданием «Соедини слово и букву»     

   

     Работа со словарными словами должна включаться в содержание каждого урока русского языка как неотъемлемая часть успешного формирования навыка грамотного письма у учащихся младших классов коррекционных школ.  

Литература

  1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык -  Санкт-Петербург,: «Тригон», 1997 – 656;
  2. Волина В.В. Занимательная грамматика – М.: «Знание», 1995 – 336с;
  3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы –М.: «Школа – Пресс», 1995 – 128;
  4. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках -  М.: «Владлос», 2005;
  5. https://yandex.ru/images/search?text=словарное%20слово%20 одуванчик  словарное слово «Одуванчик»;
  6.  https://yandex.ru/images/search?text  ребус «Пальто». 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».

В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе коррекционной школы. Тема: "Родственные слова".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Родственные слова"....

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы «Мягкий знак в середине и в конце слова»

Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка

Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами...