Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в среднем звене
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Ларина Надежда Юрьевна

Презентация с примерами  форм и видов работы на уроках русского языка в 5-7 классах по формированию УУД с использованием различных элементов современных образовательных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в среднем звене

Слайд 2

Даже если и есть хороший способ, но не знаешь приёмов его осуществления, то результат будет такой же, как будто и нет ничего. Мо- цзы

Слайд 3

Ребёнок в своём развитии индивидуален. И чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика. Главная задача педагогического процесса - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность.

Слайд 4

В этом помогут « универсальные учебные действия». А какие виды УУД известны ? Личностные , познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Слайд 5

Формирование познавательных действий - умение добывать нужную и полезную информацию самостоятельно, выделять главное, логически связывать с ранее изученным, уметь объяснять свои решения, анализировать полученный результат, учиться высказывать суждения…

Слайд 6

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

Слайд 7

Личностные действия : самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Слайд 8

Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (орфографических, пунктуационных и т.д.).

Слайд 9

Как же формировать УУД на уроках русского языка? Через различные современные педагогические технологи . Приведу пример некоторых из них, которыми пользуюсь сама.

Слайд 10

Игровые технологии При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках.

Слайд 11

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Слайд 12

Игра «Продолжить ряд» . Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая за­кономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить. Пр …шить, пр …бежать, пр …школьный…..? Ответ: (даны слова со значением приставки ПРИ, не хватает ещё одного значения, нужно добавить слово с данным значением, угадав и объяснив почему) Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний, аргументируя ответ: « тебе, твой, вы, у него»

Слайд 13

Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…». Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте) «Игра с мячом». З акрепление происходит быстрее

Слайд 14

С. В. Кульневич , Т. П. Лакоценина . Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Воронеж, 2006.

Слайд 15

С. В. Кульневич , Т. П. Лакоценина . Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Воронеж, 2006.

Слайд 16

Использование и применение ИКТ Персональный компьютер может быть использован в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке: · для изучения нового материала, · организации самостоятельной работы, · повторения и обобщения знаний. Применение компьютерных технологий как « проникающих» при подготовке и проведении уроков, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в методической и воспитательной работе.

Слайд 17

Формы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении: подготовка дидактических материалов к урокам (создание мультимедийных презентаций по различным темам, обучающих программ и т.д.); использование электронных учебных пособий (программ, тренажёров - репетиторов) в обучении; использование информации, передающейся по электронной сети. Виды деятельности школьников при работе с персональным компьютером: учебная деятельность в режиме самообразования, учебная деятельность в режиме дистанционного обучения, к оммуникативная деятельность в сети ИНТЕРНЕТ.

Слайд 18

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся, самостоятельности (могут сами создавать презентации, таблицы, схемы, перфокарты).

Слайд 19

Технология « ИнтеллекТ » (Ломоносовская школа. Макарова Т.Н. 5 – 8 кл . М., 2007). Задания на развитие памяти, воображения, внимания, мышления, навыков устной и письменной речи. Что позволяет выявить не только уровень интеллектуального развития детей, но и их знания, умения и навыки. Время, отведённое на выполнение задания, 1-3-5 минут (можно использовать как в начале урока, так и в конце). Самое главное: задания разного уровня (для слабых, средних, сильных учеников). Прослеживается дифференцированный подход .

Слайд 20

Дифференцированный подход на различных этапах усвоения знаний Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Условно разделяю учащихся по уровню знаний, сформированности умений и навыков, а также способам познавательной деятельности на 3 группы. Но эти группы не являются постоянными. В процессе работы время от времени делю класс на тематические группы. Это позволяет уделить внимание тем ребятам, которые не усвоили новый материал.

Слайд 21

Технология проблемного обучения Мастер-класс: Тема: «Изучение приставок при – пре» Создается проблемная ситуация. Ребята занимаются исследовательской деятельностью. Развивается творческое мышление учащихся. Они усваивают знания и умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы. На уроке проблемного обучения ребята учатся высказывать свои собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Слайд 22

Например, на доске даны слова: Безвкусный, бесшумный, прибежать, пришкольный, издавать, предобрый. Дается задание выписать слова с приставками , оканчивающимися на з-с, обозначить орфограмму, сформулировать правило. Затем я спрашиваю: «А какие слова остались? Сможем ли мы их сейчас написать? Почему?» Ребята отвечают, что нет, так как не знают правило правописания. Обращаемся к материалу наблюдения и анализа. На доске написаны слова: Приехать, прилететь приплыть.

Слайд 23

-Какие гласные «е или и» напишете в приставках? Почему? (Выслушиваю мнение ребят) Затем приглашаю ребят подумать над значением каждого слова и постараться определить это значение. В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске создается опорная таблица.

Слайд 24

при пре Приближение= близко Пре=очень Присоединение=друг к другу Пре=пере Расположение вблизи=около Неполное действие= чуть-чуть

Слайд 25

Обращаемся к учебнику, знакомимся с правилом. Таким образом, приходим к выводу правописания приставок при- пре.

Слайд 26

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, то есть познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных . А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Слайд 27

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене

Опыт реализации  принципов развивающего обучения Л.В.Занкова в среднем звене на уроках русского языка в 5-7 классах...

Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в 6 классе

Статья о том, как  сформировать УУД на уроках русского языка. Приводятся примеры различных современных  педагогических технологий....

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...

Активные приёмы работы, способствующие повышению мотивации, при обучении русскому языку в средней школе.

В данной работе предложены приемы, способствующие повышению мотивации при обучении русскому языку в средней школе....

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка

Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами...