Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в 6 классе
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Ларина Надежда Юрьевна

Статья о том, как  сформировать УУД на уроках русского языка. Приводятся примеры различных современных  педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_urok.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

городского округа Самара

(МБОУ СОШ № 22 г.о. Самара)

443045, г. Самара, ул. Артемовская, 50, тел./факс (846)262-14-46, тел. (846)262-14-45,

Е-mail: scn22@yandex.ru

Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в 6 классе

Ребёнок в своём развитии индивидуален. И чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика.

Главная задача педагогического процесса - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность.

В этом помогут «универсальные учебные действия».
А какие виды УУД известны? Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Формирование познавательных действий - умение добывать нужную и полезную информацию самостоятельно, выделять главное, логически связывать с ранее изученным, уметь объяснять свои решения, анализировать полученный результат, учиться высказывать суждения…

Коммуникативные действия  обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (орфографических, пунктуационных и т.д.).

Как же формировать УУД на уроках русского языка?  Через различные современные педагогические технологи. Приведу пример некоторых из них, которыми пользуюсь сама.

Игровые технологии

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

  • Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Пр…шить, пр…бежать, пр…школьный…..? Ответ: (даны слова со значением приставки ПРИ, не хватает ещё одного значения, нужно добавить слово с данным значением, угадав и объяснив почему)

  • Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний, аргументируя ответ: «тебе, твой, вы, у него»

Использование и применение ИКТ

Персональный компьютер может быть использован в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке:

·        для изучения нового материала,

·        организации самостоятельной работы,

·        повторения и обобщения знаний.

Я применяю компьютерные технологии как «проникающие» при подготовке и проведении уроков, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в методической и воспитательной работе.

Формы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении:

  • подготовка дидактических материалов к урокам (создание мультимедийных презентаций по различным темам, обучающих программ и т.д.);
  • использование электронных учебных пособий (программ, тренажёров - репетиторов) в обучении;
  • использование информации, передающейся по электронной сети.

Виды деятельности школьников при работе с персональным компьютером:

  • учебная деятельность в режиме самообразования,
  • учебная деятельность в режиме дистанционного обучения,
  • коммуникативная деятельность в сети ИНТЕРНЕТ.

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся, самостоятельности (могут сами создавать презентации, таблицы, схемы, перфокарты).

Технология «ИнтеллекТ» (Ломоносовская школа. Макарова Т.Н.

5 – 8 кл. М., 2007).

Задания на развитие памяти, воображения, внимания, мышления, навыков устной и письменной речи. Что позволяет выявить не только уровень интеллектуального развития детей, но и их знания, умения и навыки. Время, отведённое на выполнение задания, 1-3-5 минут (можно использовать как в начале урока, так и в конце). Самое главное: задания разного уровня (для слабых, средних, сильных учеников). Прослеживается дифференцированный подход.

Технология проблемного обучения

Мастер-класс: Тема: «Изучение   приставок при – пре»

  • Создается проблемная ситуация.
  • Ребята занимаются исследовательской деятельностью.
  • Развивается творческое мышление учащихся.
  • Они усваивают знания и умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.
  • На уроке проблемного обучения ребята учатся высказывать свои собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения.

Например, на доске даны слова: Безвкусный, бесшумный, прибежать, пришкольный, издавать, предобрый.

  •  Дается задание выписать слова с приставками, оканчивающимися на з-с, обозначить орфограмму, сформулировать правило.
  • Затем я спрашиваю: «А какие слова остались? Сможем ли мы их сейчас написать? Почему?» Ребята отвечают, что нет, так как не знают правило правописания.
  •  Обращаемся к материалу наблюдения и анализа.
  • На доске написаны слова: Приехать, прилететь приплыть.

-Какие гласные «е или и» напишете в приставках? Почему? (Выслушиваю мнение ребят)

  • Затем приглашаю ребят подумать над значением каждого слова и постараться определить  это значение.
  • В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске создается опорная таблица.

ПРИ

ПРЕ

Приближение= близко

Пре=очень

Присоединение=друг к другу

Пре=пере

Расположение вблизи=около

Неполное действие= чуть-чуть

  • Обращаемся к учебнику, знакомимся с правилом.
  • Таким образом, приходим к выводу правописания приставок при- пре.

Вывод: учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, то есть познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в среднем звене

Презентация с примерами  форм и видов работы на уроках русского языка в 5-7 классах по формированию УУД с использованием различных элементов современных образовательных технологий....

Работа по развитию речи на уроках русского языка (6 класс)

В учебниках русского языка заданий, направленных на подготовку детей к экзаменам, практически нет. Требования новые, а учебники старые.Самое сложное – это усвоение детьми речевых знаний. Уроков развит...

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Виды самостоятельных работ по формированию УУД на уроках русского языка в соответствии с программой ФГОС.

Разработки  разноуровневых самостоятельных работ для  учащихся 6 класса по русскому языку в соответствии с новыми требованиями ФГОС...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...

Система работы по формированию УУД на уроках русского языка и литературы

Согласно требованиям ФГОС нового поколения происходит переход от передачи суммы знаний к активной деятельности по решению конкретных задач. Теперь готовность школьников к обучению на новой ступени обр...

Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка

Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами...