Шинелева Прасковья Анатольевна

сайт учителя русского языка и литературы

Все смогу!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: развитие коммуникативной деятельности, воспитание

Увлечения: журналистика

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: с. Редкодубье, Ардатовский район

Место работы: МБОУ "Редкодубская средняя общеобразовательная школа"

Звание, ученая степень: I квалификационная категория

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/praskovya-anatolevna-shineleva
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
Квинтиллиан

О себе

Родилась в небольшом селе Турдаково (в то время) Алатырского района  бывшей  Чувашской АССР. Судьба распорядилась так, что оказалась я в городе Ардатове Республики Мордовия (тогда Мордовской АССР). Окончила школу в 1981 году и поступила в МГУ им. Н.П. Огарёва на филологический факультет.

После его окончания вот уже тридцать пятый год работаю учителем в сельской школе.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В детстве моей любимой книгой была повесть А. Гайдара «Тимур и его команда», потом роман В. Каверина «Два капитана», который перечитывала несколько раз. Романтика не чужда моей душе, поэтому «Алые паруса» Грина были настольной  книгой в юные годы. Из поэзии мне больше нравятся оптимистические стихи. И Пушкин среди них один из первых, к чьему сборнику часто тянется рука. 

Мой взгляд на мир

Мир меняется. Главное - оставаться человеком.

Мир меняется. Да, действительно. И перемены эти, конечно же, откладывают свой отпечаток на каждого человека, но, прежде всего, на детей. Мы, люди, советского времени, воспитанные на пионерских и комсомольских традициях, кажется, более устойчивые и приспособленные к жизненным испытаниям. Своих собственных детей и своих учеников всегда старалась и стараюсь воспитывать в духе высоко-нравственных  принципов, хотя некоторые пытаются мне возражать.

 Сейчас, когда за плечами уже не один десяток лет, с уверенностью могу сказать, что главное в жизни – при любых условиях оставаться человеком. 

 

Мои достижения

Публичное представление собственного инновационного педагогического  опыта

Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Автор: Шинелева Прасковья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
 МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района  Республики Мордовия.

Актуальность опыта

       Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетенция. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. 

В условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта воспитание активной коммуникативной личности имеет большое значение. Это обусловлено особенностями развития общества. Основным средством речевого развития является урок, но понятие «коммуникативная компетенция» значительно шире понятия «речевое развитие», значит и средства формирования коммуникативных универсальных учебных, обеспечивающих социальную компетентность личности, должны 
выходить за рамки обычных уроков.

Ведущая идея опыта:
формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я стараюсь учить детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения,  развивать у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение технологий проблемного обучения на уроках и во внеурочной деятельности урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, способствует воспитанию активной коммуникативной личности.

Технология опыта
Я работаю в школе более тридцати лет. Несколько лет занимаюсь проблемой формирования  коммуникативной компетенции учащихся.

Исходя из своего опыта,  опыта своих коллег, методической литературы, я пришла к выводу, что в основе формирования коммуникативной компетенции должно быть проблемное обучение. Как известно, технология проблемного обучения получила большое распространение в 20 – 30-х годах в советской и зарубежной школе. Оно основывается на теоретических положениях американского философа-прагматиста, педагога и  психолога  Дж. Дьюи, открывшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был 
заменен игровой и трудовой деятельностью, предполагал построить всё 
обучение как самостоятельное решение проблем.

В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли И. Я Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Т. М. Шамова и другие.
        Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками  и развитие мыслительных способностей.

Еще в 19-м веке немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Трудно не согласиться с этим высказыванием, хотя иногда кажется, что проще сказать самому, чем организовать достижение цели. Но только то, что дается с трудом, больше запоминается. Кроме того,  в процессе решения проблемной задачи получают развитие коммуникативные навыки учащихся, а урок становится   интересным, содержание произведения остается в памяти. По­скольку в процессе проблемного обучения складываются черты кри­тического, творческого, диалектического мышления, оно является наиболее эффективной технологией как на уроках литературы в старших, и даже средних классах.
 

Результаты опыта

Проводя уроки литературы в 7-м классе по обсуждению рассказа А. Платонова «Юшка», я ставлю перед ребятами проблемные вопросы: «Добро и зло… как они представлены в рассказе? При рождении все люди одинаковы. Почему некоторые становятся злыми и чёрствыми, неравнодушными?». Во время урока ребята обращаются к тексту, анализируя его с учетом поставленной задачи, и делают небольшие монологические высказывания с соответствующей аргументацией своего мнения, а также следят за логикой событий урока.

Или, например, с большой активностью ребят проходят  уроки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Проблемные вопросы  - «Можно ли сказать, что Онегин переживает духовный кризис? Какой красотой наделил А. Пушкин Татьяну? Была бы счастлива с Онегиным, если бы он не дал ей «отповедь?» - как правило, вызывают у девятиклассников большой интерес, и при обсуждении вопросов получается настоящая дискуссия. Конечно, в каждом классе, к сожалению, есть те, кто не любит читать, но и они подключаются к работе, 
высказывают свое мнение, подтверждая нужным отрывком из текста.

Следует заметить, что только постановка проблемных вопросов может активизировать работу обучающихся  при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Я думаю, что не делаю открытий в этом плане, и все коллеги со мной согласятся. Каждый из нас  не раз задавал десятиклассникам  вопросы: «В чем смысл жизни? Как повлияла поездка в Отрадное на дальнейшую судьбу А. Болконского?». В итоге можно было видеть, что именно такие вопросы вызывают  желание обратиться к тексту, найти внутренние монологи героя, связанные со старым дубом  до поездки  и после неё. «Истинная любовь и красота человека в понимании Л. Толстого» - данное определение проблемы в начале урока позволяет организовать урок-размышление. К тому же, это дополняется просмотром презентаций, сопровождающихся аудио- и видеозаписями. Обычно в конце урока равнодушных не остается. 

Одной их характерных черт  подобных уроков являются мини-исследования. Все мы знаем, что навыки работы с текстом играют большую роль в формировании коммуникативных универсальных учебных действий. Работает ученик, а задача учителя состоит лишь в том, чтобы помогать двигаться в нужном направлении. Собственно, об этом и писал А. Дистеверг, поэтому можно уверенно сказать, что технология проблемного обучения на уроках литературы является важным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Далее я хотела бы немного сказать о проектно-исследовательской деятельности, а точнее, о социально-творческих проектах, которые, на мой взгляд, предоставляют широкое поле деятельности как для педагога, так и для обучающихся, тем более, в их основе лежит проблемное обучение. В частности, мне хотелось бы остановиться на школьных СМИ.  Их роль в становлении личности современного школьника очень велика. В этом я убедилась на собственном опыте.

В нашей школе с 2013 года издается школьная газета «Школьный калейдоскоп». Выходит один раз в месяц, формат газеты – А-4, верстка  в программе  Microsoft Word с помощью надписей. Газета издается в печатном и электронном вариантах. Все выпуски нашей газеты можно увидеть на школьном сайте https://redkodubskaya-shkola.nubex.ru/6046/.


        В последние годы газета насчитывает около трехсот  постоянных читателей. С 2017 года  наше издание является официальным изданием школьной прессы России. Я являюсь руководителем проекта и главным редактором газеты. За годы существования газеты менялся состав редакции в связи с тем, что юные корреспонденты  оканчивали школу, но каждый из них до сих пор поддерживает связи с газетой. Некоторые с удовольствием делятся новыми впечатлениями с нашими читателями, среди которых и ученики, и родители, и бабушки с дедушками, и земляки, живущие за пределами родного села, и республики. На страницах газеты мы отражаем события школьной жизни, пишем  о судьбах выпускников,  даем информационный материал о юбилейных датах, публикуем очерки о выдающихся людях села, в лучшие школьные сочинения и воспоминания земляков, также сотрудничаем с районной газетой «Маяк» и нашим земляком, журналистом и педагогом ‑психологом, живущим в Болгарии, Геннадием Матвеевым. 

Главное, что в процессе работы над выпуском каждого номера газеты, создается уникальная творческая среда, в которой дети  с удовольствием общаются друг с другом на деловом уровне. Каждый из корреспондентов получает свое задание. Редактор следит за их выполнением, и сам  готовит материалы. Два раза в месяц проводятся редакционного совета, на который обсуждается содержание очередного номера.  Приходилось брать и выездные интервью (например, у первого директора Редкодубской средней школы, находящегося на заслуженном отдыхе и проживающего в г. Ардатове).

Надо отметить,  что в  ходе подготовки и реализации  проекта получают развитие  и творческие, и коммуникативные способности школьников, особенно важные в современной жизни,  что командно-проектная работа, применяемая здесь, основана на педагогике сотрудничества, одной из наиболее эффективных образовательных технологий. И очень важно, что в процессе реализации проекта «Школьная газета» решаются задачи проблемного обучения, происходит социализация личности, формируется нравственный облик современного школьника.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное обучение – одна из важнейших образовательных технологий – может быть реализовано как на уроках, так и во внеурочное время.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Булгаков В.И. Проблемное обучение – понятие и содержание//Воспитание школьников. – 1985. - №8
  2. Дудковская Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС. - https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschihsya-v-usloviyah-realizatsii-fgos
  3. Овчаренко А. В. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи и И. Лернер). -  https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-problemnogo-obucheniia-dzh-diui-i-ler.html
  4. Ухванова Г. В. Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика. - https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/11/16/rol-shkolnoy-gazety-v-protsesse-sotsializatsii
  5. Фролова С. А. применение элементов технологии проблемного обучения на уроках литературы. -  https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-elementov-tehnologii-problemnogo-obucheniya-na-urokah-literatury

 

 

 

 

Моё портфолио

Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.


 

Мои публикации:
Литература
Материалы к аттестации
Материалы методических объединений
Общепедагогические технологии
Русский язык
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: