Поговорим о родном, исконном
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pogovorim_o_rodnom_iskonnom.ppt478 КБ
Файл pogovorim_o_rodnom_iskonnom.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Цели урока:

повторить и углубить сведения о старославянизмах, продемонстрировать связь между русским языком и литературой, развивать интерес к этимологии русского языка.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Вступительная беседа учителя

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.        (Слайд 1)               

Сегодня у нас необычный урок, обратите внимание   на тему: «Поговорим о родном,  исконном…».  Родное – это наша история, история нашего языка, и наше обращение к ней не случайно. Запишите, пожалуйста, число и тему в тетради.

Этимология – это один из сложных  и важных разделов русского языка, (Слайд 2)

поэтому мы сегодня постараемся повторить и углубить знания старославянизмах.                                              

   3.Ученик читает стихотворение С. Островского «Первородство»:

К словам привыкаешь день ото дня,               (Слайд 3)

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

- Извини меня! –

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Свое первородство. Свои рубежи.

И  когда я слышу:

- Обереги меня! –

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня!

Это значит:

- Укрой меня за щитом!                                

 Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит  добро.

4. Вопросы классу:                    

- этимология каких слов  объясняется в стихотворении?

- В каком объяснении допущена ошибка? ( Обереги меня. Слово беречь этимологически не связано  со словом берег. Корни в этих словах являются омонимичными.)

- Как вы думаете, ребята, зачем нужно знать смысл устаревших слов, которые почти исчезли из нашей речи?       (Слайд 4)

Давайте обратимся за помощью к  современному ученому-языковеду Виталию Григорьевичу Костомарову.

5. Сообщение ученика на тему «Как формировался наш язык»

Русские происходят от славян, которые когда-то говорили на одном языке. Относительно одном, потому этот праславянский язык был внутренне неоднородным. С расселением славян на больших территориях единство вообще разрушилось. Новые условия обитания рождали новые слова, произношение подпадало под влияние разноязычных соседей, географическая разобщенность направляла славянские народы по неодинаковым путям. Древний язык существовал только в устной форме: первобытные славяне не знали письменности. Различия в словаре, грамматике, фонетике стали такими, что славяне перестали понимать друг друга: праславянский язык умер, расколовшись на новые языки.

          (Слайд  5)

   С принятием христианства в Восточной Европе встала задача  объединить славянские языки, чтобы всем славянам рассказать о Христе. 24 мая 863 года в граде Плиске,   тогдашней Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. Замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претерпев ряд изменений, кириллица живет и по сей день у нас, у болгар, сербов и других народов.

  Детище мудрецов, этот книжный старославянский язык является одним из прекраснейших языков. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие слова» у разных славянских народов, по возможности понятные всем славянам. Язык приспосабливался к отвлеченным рассуждениям, выразительным описаниям, повествованиям. Успех старославянского языка не столько в возрождении общих черт, сколько именно в «устроении», ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчивости.

(Учитель: спасибо.)

6. Рассказ учителя о развитии письменности в Древней Руси  

Как вы знаете,  с принятием христианства на Руси в 988 году появилась необходимость переводить  и переписывать религиозные книги. Их переводили с греческого и со старославянского языков на русский язык. Так появилась на Руси грамотность. Перевод Библии  на старославянский язык был сделан в IX веке Кириллом и Мефодием . Частично переводы Библии на русский язык существовали с XI века. Два «Изборника» - избранные переводы с греческого были переписаны для князя Святослава в 1073 и 1076 годах. Старославянский язык, таким образом, оказал влияние на русский язык.

(Слайд 6)

Вопрос:

- Почему для обозначения единого литературного языка славян существовало два термина: «старославянский язык » и «церковнославянский язык»    

  7. Сообщение одного из учащихся:

Старославянским языком следует называть более древнюю языковую систему без местных особенностей ее применения на той или иной славянской территории.

Термин «церковнославянский язык»     указывает на основную сферу применения данного языка. Церковнославянский язык  в каждой стране по-разному взаимодействовал с живой славянской речью, поэтому уже в древние времена на Руси он отличался от сербского или болгарского.    

На Руси церковнославянский язык не только обслуживал нужды церкви, но и повлиял на древнерусский литературный язык. Древнерусский литературный язык вобрал в себя элементы живой  восточнославянской  речи и церковнославянского языка.

      (учитель: спасибо)  

  8. Ребята, обратите внимание на признаки старославянизмов,
 некоторые из них вы знаете, а некоторые окажутся для вас новыми.

(Слайд 7)

«Признаки старославянизмов»

             1) Неполногласные  сочетания  - ла-, - ра- , - ле-, - ре- (брег, хлад).

              2) Начальное ра- или ла- (ладия).

              3) Начальное е- (езеро).              

              4) Начальное ю- (юноша).

              5) Сочетание -жд- (надежда).

              6) Наличие щ  (свеща).

              7) Суффиксы -знь-, -есн-, -чий-, -тель- , -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-),                                                                        

                 -ств-, -арь-, -ени- (жизнь, хранитель).   

               8) Приставки пре-, воз-, из-, низ-, чрез- (восстановить,  

                  низвергнуть).

         ( у ребят памятки на столах)

А теперь посмотрим, как вы ориентируетесь в языке

9. Работа с карточками.  На каждый стол  раздаю по карточке с                               вопросами и  заданиями:

  1. Фамилия какого русского поэта  имеет старославянский корень?

                                                                                                      (Есенин)

         Назовите старославянский вариант слова РЫБАК.  (Рыбарь)

  1. Назовите старославянский аналог  слова ЦИРЮЛЬНИК.

                                                                                              (Брадобрей)

         Переведите на русский язык старославянизмы ВЫЯ, ЛАНИТЫ,  

         ДЕСНИЦА .                                      

           (Шея, щеки, правая рука.)

  1. Назовите аналог старославянского слова БЛАГО. Название какого населенного пункта к нему восходит?    (Бологое).

         Какой старославянский суффикс «меняет» склонение
        существительного со 2-го на особый тип склонения ?    (-ениj-

          творенье -  творение)

         

 9. После 2-х минут обдумывания  ребята по очереди отвечают на  

        вопросы.

                                                                                                       (Слайд 8)

  10 «Судьба старославянизмов  в  современном русском  
                                                               языке»
:

         1) Старославянизмы вытеснили русский вариант и стали
         единственно  возможным обозначением каких-либо предметов,
           явлений
(пламя, плен).

       

        2) Старославянизмы закрепились наряду с русскими словами, хотя и
         разошлись в значениях
(страж, ограждать)

                 

  1. Произошла утрата слов (ладия, лобзание).
             
  2. Стали частью некоторых слов (Калининград, хладнокровный)

         

    11. После ознакомления с текстом на слайде ребята выполняют задание с  карточек:

         

Карточка №1

 (устно с места)          (Слайд  9)

  Определите судьбу старославянских слов в современном русском языке.

  Невежда, шлем, нощь, разница, градостроитель, рамена  (плечи),
  млекопитающее, сладкий, оградить.

Карточка №2    

у доски и в тетрадях    (Слайд 10)

Подберите к словам старославянизмы.  (В древнерусском языке были полногласные
сочетания –оро-, -оло-, в старославянском неполногласия –ра-, -ла-)

           

           1) Ворота, голос, голова, волость.

           2) Сторона, город,  дорогой.

           3)  Володя, борозды,  короткий, молодой.

           

Карточка №3  (Слайд 11)

    (у доски и в тетрадях)

  Выписать слова с пропущенными буквами. Подчеркнуть слова со
 значением «ровный». Назовите старославянизмы или слова, имеющие их черты.

            1) Г..рит восток з..рею новой. Уж на р..внине по холмам грохочут пушки.    (А. С. Пушкин). 2)  Пор..внявшись с нами, кореянка не посторонилась и, не поднимая глаз,  прошла мимо. (Арсеньев). 3)Все р..вно, латыш я или чувашин, крест мой,  как у всех. (Есенин). 4) Молодая береза в лесу поднялась  и р..вна и  бела. (Твардовский). 5) Повисли гирляндами облака, просветленные, р..внины туманятся. (Бальмонт). 6) Кругом далекая р..внина да толпы обг..релых пней. (Блок). 7) «Р..вняйсь!» - прозвучала команда. (Бондарев). 8) Если в самом раннем свете поглядеть на белую березу, то белая кора, береста, в ср..внении с белизной снега покажется  чуть-чуть розовой. (Пришвин).

           

Проверка задания. Старославянизмы: равнина, в сравнении, равняйсь

12.А  теперь поговорим  о роли старославянизмов в поэтической речи.

                          Мини-лекция учителя

 Значительная часть старославянизмов стилистически слилась  с  нейтральной русской лексикой  (сладкий, здравствуй, плен), но есть и  такие слова, которые в современном языке воспринимаются как отзвук  высокого  стиля и сохраняют свойственную ему торжественную   окраску. Стилистические старославянизмы составляли значительную часть поэтической лексики в произведениях писателей первой трети XIX   века. Поэты находили в этой лексике источник возвышенно-романтического звучания речи.

Старославянизмы, имеющие в русском языке   созвучные варианты, прежде всего неполногласные, были короче русских слов  на один слог и использовались в XVIII-XIX веках на  правах «поэтических вольностей»: поэты могли выбирать из двух слов то, которое отвечало  ритмическому строю речи ср.: Я вздохну, и глас мой томный, арфы голосу подобный, тихо в воздухе умрет.
                                                                                                     (Батюшков)

                13. Давайте посмотрим на примерах,  как это было

Выполнение заданий.

                                                 

                                                   Задание №1                      (Слайд 12)

              Вставьте слово в стихотворную строку. Назовите автора и его
              произведение
.

              1)  И вы подобно так падете,

                Как с …увядший лист падет!

               2) Что может … свиданье

               Мне в утешенье принести?

               3) … пушистые взрывая,

               Летит кибитка удалая…

         

              Ответы: 1 – древ, Г. Р. Державин, «Властителям и судьям»

                2 – краткое, М. Ю. Лермонтов « В альбом Н. Ивановой»

                3 – бразды, А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

                                                 

                                                      Задание№ 2                                    (Слайд 13)

Прочитайте выразительно стихотворение Г. Р. Державина  «Властителям и судьям». Определите тему и идею стихотворения.   Найдите  примеры старославянизмов, определите их роль в стихотворении.

                 

ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
                           И будь един царем земли!                    (1780?)

         

 Тема стихотворения – тема человека.

В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом.

    Идея: каждый человек должен отвечать за свои поступки. Все земное рано или поздно найдет своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено. Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях.  

                                       

 Задание №3                                            (Слайд 14)

Чем можно объяснить употребление старославянизмов в современной поэзии?

  1. Вид рынка в Гаграх душу веселит.

На злато дыни медный грош промотан.

  1. Лицо и речь  - души неодолимый подвиг.

В окладе хладных вод сияет день младой.

Меж утомленных век смешались полночь,  

                                                          полдень,

лад, Ладога, ладонь и сладкий сон

                                                          благой.

                                               

                                                 (Б. Ахмадулина)

(в первом отрывке передается ирония с помощью старославянизма «злато»,  а во втором - старославянизмы придают торжественность)

                         

           14. Подведение итогов. Рефлексия.

  Ребята, урок наш подходит к концу, давайте вспомним, какой вопрос мы ставили в начале урока.                                             (Вернуться к слайду 4)

«Зачем нужно знать смысл устаревших слов,  которые почти исчезли из нашей речи?  Ответили мы на него?  

           

 (ученик)

 Ответили. Старославянский язык сыграл большую роль в становлении  современного русского языка. Старославянские слова используются     не только в поэтической речи, но и часть их мы употребляем в речи  повседневной. Знание устаревших слов поможет нам лучше знать современный русский язык.

Ребята, интересно было работать на уроке?

 Выставление оценок.

15. Домашнее задание.                               (Слайд 15)    

  Напишите ответ на вопрос:  «Какова роль старославянского языка в становлении русской письменности и культуры?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова

Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....

Презентация "Исконно русские и заимствованные слова"

Материалы презентации можно использовать при подготовке к уроку в 6 классе (раздел "Лексика"), а также на факультативном занятии при подготовке к ЕГЭ....

Исконно русские и заимствованные слова

Данный развернутый план урока разработан с учетом знаний учащихся. Цель данного урока - формировать практическое умение правильного использвания в обиходной речи исконно русских и заимствованных слов....

Изучение славянской мифологии в качестве источника исконно русского словообразования как средство формирования языковой компетентности учащихся 5-7 классов во внеурочной деятельности.

Статья содержит материалы по изучению славянской мифологии, этимологии слов, связанных с именами славянских божеств, при помощи проектной деятельности учащихся на занятиях творческого объединения и на...

Классный час – мастерская «Поговорим о маме… Мама – ты одна такая, любимая, родная»

Данный классный час посвящен Дню Матери.На подготовительном этапе ребятами были написаны сочинения «Мама – ты одна такая, любимая, родная», подготовлены сувениры,  фотограф...

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"

Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...