Идейно-тематический анализ рассказа К. Симонова «Малышка»
план-конспект занятия по литературе (6 класс) по теме

План-конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pamyat.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: воспитывать уважение к ветеранам войны,                                                                     способность сочувствовать, сопереживать; развивать навыки анализа художественного текста, формировать коммуникативные умения.

Оборудование урока:

Книжная выставка: «Никто не забыт, ничто не забыто», сочинения учащихся о Великой Отечественной войне, фонограмма песни  «Священная война», портрет К. М. Симонова.

Эпиграф: (на доске на плакате)

           Прошла война, прошла страда,

           Но боль взывает к людям:

           Давайте, люди, никогда

           Об этом не забудем.

                            А. Твардовский

Ход урока.

  1. Звучит песня «Священная война» (1 куплет)
  2. Слово учителя.

  «Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Не дайте им забыть!»  (Альберт Лиханов).

 В этих словах призыв – никогда не забывать войну – и сохранить мир, самое дорогое и святое, не забывать тех, кто погиб во имя жизни на Земле. Они живут в наших сердцах, в нашей памяти – ветераны, солдатские вдовы, которые рядом с нами и которых осталось очень мало.

   «Об одном прошу тех, кто переживёт это время – не забудьте!.. Терпеливо собирайте свидетельства тех, кто пал за себя и за вас. Пусть эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!..» ( Юлиус Фучик).

Ребята, вы поняли, что урок у нас сегодня необычный, называется он «Память…», память о тех, чьей ценой завоевана наша мирная жизнь.

   

        Прошла война, прошла страда,

          Но боль взывает к людям:

              Давайте, люди, никогда

                Об этом не забудем.

Наш с вами урок словно отклик на эту просьбу.

 Рассказ Константина Симонова «Малышка», который вы читали дома, переносит нас к событиям Великой Отечественной войны.

Но прежде чем говорить о содержании рассказа, давайте вспомним биографию Константина Михайловича  Симонова.  

Кто желает рассказать биографию?

   II. Рассказ ученика.

Константин Симонов — литературный псевдоним Кирилла Михайловича Симонова.

Родился в Петербурге в  1915 году.

Он был одним из немногих писателей, которые одинаково хорошо работают в разных жанрах. Он писал и романы, и повести, и стихи, и драматические произведения. Это был человек высокого патриотизма.

Его перу принадлежат повести «Дни и ночи», роман «Товарищи по оружию», трилогия «Живые и мёртвые».

   Драмы «Парень из нашего города»,  «Русские люди», «Русский вопрос» и другие не оставляют равнодушными зрителей.

 Также Симонов писал сценарии для фильмов «Шёл солдат», «Солдатские мемуары». И конечно же,  незабываемы стихи «Жди меня…», «Родина», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
 Во время войны Константин Симонов был военным корреспондентом «Красной звезды», дошёл до Берлина. По воспоминаниям современников, был талантлив и смел.

    Умер в 1979 году в Москве.

III. Слово учителя:

(Спасибо, молодец.)

Ребята, надо отметить, что на протяжении всей жизни Константин  Симонов не отходил от военной темы.

Рассказ «Малышка» был одним из любимых, по признанию самого автора.  Впервые он был напечатан в 1943 году в газете «Красная звезда».   На фоне военных событий  раскрываются нравственные отношения людей: мужество, доброта, взаимовыручка,

чувство патриотизма, чувство товарищеского локтя.

IV.  Давайте вспомним содержание рассказа.

Кто хочет пересказать текст? (Пересказ текста).

(спасибо, хорошо).

 

 V. А теперь посмотрим, насколько вы сильны в истории.

     Вопросы классу:

  1. Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
  2. Против кого боролся советский народ?
  3. Какие книги вы читали об этих событиях?
  4. Какие фильмы смотрели?

VI. Идейно-тематический анализ рассказа.

Молодцы, спасибо, прежде чем начать анализ содержания рассказа ,  вспомним, что такое тема  и идея произведения.

(Тема – то, о чём говорится в произведении, идея – основная мысль произведения).

- Какова тема рассказа «Малышка»? (События военных лет)

Спасибо, хорошо, а теперь работаем по вопросам, которые я вам раздала в начале урока.

  1. Почему бойцы называли военного фельдшера Марусю Малышкой?  (Марусю так называли, потому что она была маленькая.)

Найдите в тексте, как Симонов описывает Марусю.

Из летучки вылезла её хозяйка – военфельдшер Маруся, которую, впрочем, никто в дивизии по имени и не называл, все её называли Малышкой, потому что она и в самом деле была настоящая малышка – семнадцатилетняя курносая девчонка с тонким детским голосом и такими маленькими руками и ногами, что казалось, на них во всей армии не подберёшь ни одной пары перчаток и сапог.») 

  1. Как вы думаете, почему Маруся оказалась на фронте, ведь призывной возраст был  восемнадцать лет?
  2. Что приходилось ей делать на фронте?
  3. Как обращалась Малышка с ранеными? Приведите пример из текста.

        ( Ласково.  « - Что, выгружаемся, сестрица? – спросил старый                     казак, раненный в голову и в лицо и перевязанный так, что из-под бинтов торчали только одни его лохматые седые усы.

- Нет, милый, ответила Малышка.»)

  1. Почему Малышка не села в кузов?

(Там не было места, а стеснять раненых она не хотела, им и так было тяжело.  Место в кабине она уступила последнему раненому, которого некуда было положить  в кузове, а сама поехала на подножке).

     6. Как вёл себя тяжелораненый казак и почему он предложил

   запеть песни?  

(Чтобы не слышно было стонов тяжелораненых)                                                    

     7. Какие черты характера проявились у раненых и у фельдшера

           Маруси?  

        (Мужество, выдержка, храбрость, сочувствие, доброта,

      взаимовыручка).  

  VII. Обобщение учителя.    

      «- Восемьдесят километров проехали. Ну, Малышка – ясно – она и     чёрта заставит ехать, если для раненых нужно, одним словом – сестра милосердная».

     В этих шофёра летучки выражена признательность бойцов  маленькой, хрупкой медсестре за её большой героизм, за её сердечность.

    Военный корреспондент Константин Симонов  хотел, чтобы мы  

     тоже знали и помнили о подвигах людей, благодаря которым мы живём.  Ребята, надо отметить, что рассказ – не вымысел писателя, не выдумка,  действительно была на Южном фронте военфельдшер Мария Лагунова, которая за свой подвиг была награждена орденом  Красной звезды.                                                            

     В чём же заключается основная идея рассказа?

    В доброй памяти о тех, кто защищал нашу Родину в годы войны, в                                          

 прославлении героического подвига солдат и медсестёр, воевавших                    за светлое будущее.

 VIII. Сестрам милосердия посвятил своё стихотворение военный корреспондент Иосиф Уткин.  (Ученик читает наизусть стихотворение).

СЕСТРА

Когда, упав на поле боя -
И не в стихах, а наяву,-
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..

Спасибо.

О сплочённости и героизме советских людей писал К. Симонов в стихотворении «Майор привёз мальчишку на лафете». 

(Читает ученик наизусть).

* * *

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

1941

Спасибо. Ребята,   у вас, наверное, тоже  есть родственники -  участники Великой Отечественной войны или боевых действий в Афганистане или Чечне.  Может быть, сегодня кто-то расскажет о них?

 Спасибо, мне бы хотелось, чтобы записали воспоминания своих близких, участников войны или тружеников тыла и оформили в виде сочинений.

IX. Итог урока:

Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не  осталось забытым…

Память о войне – живая боль, она велит беречь и защищать мир.

         

  Я не напрасно беспокоюсь,

  Чтоб не забылась та война!

   Ведь эта память – наша совесть,

   Она,

   Как силы, нам нужна…

                                  Ю. Воронов.

На этом наш урок заканчивается, спасибо всем за работу, надеюсь, что вам было интересно.

(Выставление оценок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Книжки-малышки на английском языке.

Собрание сказок, рассказов на английском языке с диснеевскими рисунками. Книжки можно распечатать и собрать как книжки-малышки, используя инструкцию. Некоторые книжки можно не только читать, но и сами...

Книжки-малышки с грамматикой на английском языке.

Сборник сказок и рассказов на английском языке с диснеевскими иллюстрациями, которые можно самим раскрасить, и с заданиями по грамматике. Инструкция по изготовлению книжки-малышки прилагается....

Книжки - малышки выполненные учащимися по теме "Сила трения"

Творческие работы  учащихся 7 класса по теме "Сила трения"...

Классный час к 100-летию Симонова К. «Понять трудно, а не любить невозможно». (История любви Константина Симонова и Валентины Серовой)

Классный час к 100-летию Константина Симонова "Понять трудно, а любить невозможно" История любви Константина Симонова и Валентины Серовой...

13. К 100-летию со дня рождения К.Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Литературный вечер о жизни и творчестве К. Симонова для старшеклассников

Сценарий внеклассного мероприятия "К 100-летию со дня рождения К.Симонова «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Литературный вечер о жизни и творчестве К. Симонова для ...