М. А. Шолохов «Судьба человека».
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Судьба человека и судьба народа в годы Великой Отечественной войны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 9 классе

Тема урока: М. А. Шолохов «Судьба человека».

Судьба человека и судьба народа в годы Великой Отечественной войны.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с творчеством М.А. Шолохова, ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе;
  • Знать содержание рассказа «Судьба человека», обучать вдумчивому чтению, уметь вести беседу и анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды;
  • Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
  • Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны.

Развивающие:

  • Развивать умение работать с художественным текстом;
  • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом;
  • Развивать навыки анализа образов.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну;
  • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся;
  • Способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию, любви к другим.

Ход урока

  1. Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.

Учитель:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

Евгений Евтушенко

Люди – хозяева своей судьбы.

Паскаль.

Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.

Ларошфуко.

Жизнь прожить, не поле перейти.

Пословица.

-Ребята, перед вами стихотворение и высказывания известных людей, а какая тема их объединяет? (Тема судьбы человека).

-Вы правы, и сегодня мы будем говорить о судьбе человека и судьбе народа в годы Великой Отечественной войны по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».

- Как вы считаете, какие перед нами могут быть поставлены цели?

Сегодня мы проведем урок литературы, и это будет не просто урок-исследование, а получение новых знаний и подготовка к предстоящему сочинению. И вся исследовательская работа должна быть отражена в маршрутных листах, которые лежат перед Вами на партах.

Вступительное слово учителя
Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой. Тема войны нашла отражение и в творчестве известного русского писателя Михаила Шолохова.
О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою». Эти слова Шолохова и будут эпиграфом к нашему уроку.

  1. Формирование новых знаний, умений, навыков
  1. Сообщение подготовленных учеников о жизни и творчестве писателя.

УчительЯ заранее предложила подготовить сообщения о жизни и творчестве писателя. Сегодня мы коснемся только некоторых эпизодов его творческого пути.

Ученик 1Взросление Шолохова началось рано. Когда началась Великая отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшим многое человеком. Еще с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, гражданская война сделали его очень быстро взрослым. В 1922-м году на Дону, в родном крае писателя, было неспокойно, банды разоряли земли. И ему пришлось на донской земле воевать с бандитами.

Звучит музыка «Священная война».

Ученик 2: К 1941-му году у писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту родной страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы. В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

Учитель. В 1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, навсегда оставшуюся у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие люди хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.

  1. Работа над содержанием.

Учитель. Вставал вопрос в любые времена

Что жизнь такое? Для чего она?

Раз есть она, то как её прожить?

Эти вопросы волнуют каждого живущего на земле. Действительно, во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Вероятно, и писателя они не оставляли равнодушным. Давайте обратимся к содержанию «Судьбы человека».

-Кому и почему Шолохов посвятил рассказ?

(Реализация индивидуального задания).

Ученик 3: Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.

Учитель литературы:

-Что вы можете сказать о композиции этого произведения? (Автор пользуется особым композиционным приёмом – рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А. Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный).

Учитель литературы. Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшей – завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

-Какие основные этапы жизни Андрея Соколова мы можем выделить? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь).

Довоенная жизнь

- Какой была довоенная жизнь А. Соколова? (Работа с текстом).

Учитель.
- Как Шолохов рисует жизнь героя до войны? 
(выделяет наиболее важное в жизни, создает обобщенные картины: «придешь с работы…», «Приходится выпивать…», «Такие кренделя выписываешь…». Отобранными штрихами и черточками рассказывает об изменениях в жизни героя: «Вскорости у нас дети пошли…», «В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой…» и так далее. Глаголы в основном, прошедшего времени).
- А почему именно так? 
(да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом. Перед нами эпический план изображения).

Уход на фронт и прощание с семьей. Война.

- Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война).

- Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический).

- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьей.

- В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? (Помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..)

- Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (Градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему).

Плен.

Учитель. Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

- Как Соколов попал в плен? (Текст).

- Как ведет себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства).

- В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа – всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

- Почему Соколов решается на побег? (Целеустремленный, мужественный человек, настоящий мужчина).

Фильм. Сцена с комендантом Мюллером.

- Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победит в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чем символическое значение этого эпизода? (Фильм. Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

- А о чем говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату).

- Какие черты характера А. Соколова мы запишем в тетради и на доске? (Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству).

Гибель семьи.

Учитель. Еще одно испытание – гибель семьи. (Работа с текстом).

- И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется каким принципом поведения? («На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), охватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне подчеркивал, что «жертвы, принесенные во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа»).

Учитель. Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нем утверждается идея органической преемственности поколений.

Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном.

Просмотр отрывка из кинофильма «Судьба человека».

- Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?

- Сможет ли Андрей вырастить из Ванюши достойного гражданина?

- Найдите в тексте слова подтверждающие данное высказывание. (Около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина).

- Как вы понимаете слово судьба?

А теперь посмотрите в электронном словаре толкование слова судьба.

Ученик 1 посмотрит в энциклопедии «Кирилла и Мефодия». (Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни).

Ученик 2 посмотрит в толковом словаре Ожегова. (Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий).

- Как судьба главного героя соотносится с судьбой всего народа? (А. Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом).

- Чем поучительна для вас история А. Соколова? (Беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования).

- Какая основная тема рассказа «Судьба человека?» (Человек на войне).

- Идея рассказа? (Пройдя через самые тяжелые испытания, он сохранил главное – свое человеческое достоинство, любовь к жизни, отзывчивую чуткую душу, человечность).

- Какую проблему поднимает автор в произведении? (Нравственного выбора человека).

Давайте вернемся к эпиграфу: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

- Как вы думаете, удалось ли М. Шолохову воспеть народ-труженик, народ-строитель, народ-герой в рассказе «Судьба человека»?

Рефлексия.
А сейчас попрошу вас написать синквейн, в котором вы сумеете выразить свое отношение к уроку.
Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Андрей Соколов -главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека»».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.А.Шолохов. Судьба человека

презентация к уроку...

Михаил Шолохов "Судьба человека"

В судьбе Андрея Соколова воплотилась жизнь, трудная и тяжёлая, всех солдат, вставших на защиту своего Отечества, но сохранивших в себе человечность....

Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека". 11 класс

Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека"...

М.А.Шолохов. «Судьба человека»

М.А.Шолохов. «Судьба человека»...

Шолохов "Судьба человека"

Урок был предназначен для помощи в подготовке к написанию итогового сочинения. Рекомендуется на уроке показать фрагменты одноименного фильма...

М.Шолохов "Судьба человека"

Презентация по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"...