Совершенствование преподавания русского языка в старших классах. Профильная подготовка учащихся. Элективные курсы
статья на тему

Выступление на секции учителей русского языка и литературы РМО, 2011 г.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_elektivy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Современная методика преподавания  русского языка в  старших классах невозможна без профильной подготовки учащихся, а значит и ведения элективных курсов.

По итогам конкурса учебных материалов для обеспечения занятий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе, проведенного Минобразованием России, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) издал сборник «Элективные курсы в профильном обучении» под общей редакцией А.Г. Каспржака.

Элективные курсы — курсы по выбору для учащихся старших классов. Но выбирать им придется из числа тех курсов, которые предложит учитель. Поэтому сначала предстоит сделать свой выбор учителю. На элективные курсы учебный план выделяет специальное время — примерно 70 часов на курс  (у нас 35 часов в год). В связи с этим неизбежно возникает вопрос: стоит ли тратить драгоценное учебное время на элективный курс, изучение которого вряд ли непосредственно повлияет на подготовку к Единому государственному экзамену? Не лучше ли использовать эти часы на нормативные курсы?

Учителя всех предметов, включая и тех, кто преподает филологические дисциплины, как правило, жалуются на нехватку учебного времени. Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету и временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. И все же попытаемся уточнить, на что именно может не хватать времени при изучении в старших классах русского языка, иностранного языка, литературы?

Можно полагать, что в языковых курсах ощущается нехватка времени для формирования практических умений. Но такие умения могут формироваться при различном содержании, в том числе и том, которое предлагается программами элективных курсов.

Один известный кинорежиссер как-то заметил, что любой художественный кинофильм имеет несколько «этажей смысла»: для одних зрителей важен только сюжет, для других — нравственные проблемы, которые стоят за сюжетом фильма, для третьих — философские, проблемы, которые поднимает фильм, для четвертых - эстетические проблемы и средства их решения. Выход учащихся на «верхние этажи» не слишком зависит от числа учебных занятий.

Чем ближе проблематика  элективных занятий к проблемам, которые являются значимыми для учащихся, тем больше шансов на успех в учебной деятельности. Хорошо известна пословица: «Можно привести лошадь к водопою, нельзя заставить ее пить». Школа — источник познания, но пользуются этим источником наши ученики только тогда, когда школьные уроки соответствуют их потребностям, интересам, запросам.

Могут заметить: дети разные, у старшеклассников складываются разные образовательные планы, у них различные интересы и различные возможности для занятий учебным предметом. Но преимущества элективных курсов в том и состоят, что они дают возможность учитывать различия между учащимися.  Ведь, в конечном счете, выбор делают ученики: каждый из них должен иметь возможность выбрать тот курс, который поможет ему решить его собственные проблемы.

В связи с этим надо сразу же заметить, что польза от занятий по элективным курсам будет только в том случае, когда у учеников появится реальная возможность их выбирать. Если учащихся будут заставлять выбирать тот или иной курс, то никакого толка от его изучения не будет.

Говоря о свободе выбора, надо иметь в виду, что обеспечить такую свободу непросто, ибо выбор должен быть не случайным, а обоснованным. Для обоснованного выбора нужны, по крайней мере, три условия.

Во-первых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с программой курса - по одному названию о содержании курса судить трудно.

Во-вторых, старшеклассники должны иметь представление о разных возможностях предлагаемого курса — для одной части учащихся существенное значение могут иметь непосредственные образовательные результаты, для другой — возможность самореализации, удовлетворения познавательных интересов, для третьих привлекательность курса может быть связана с предлагаемой образовательной технологией.

        В-третъих, учащиеся должны более или менее ясно сознавать свои интересы, планы и проблемы. Прояснение запросов учащихся должно стать одним из основных аспектов предпрофильной подготовки в 9-м классе.

Свобода выбора курса, его соответствие актуальным потребностям учащихся создают предпосылки для успешного освоения курса, для достижения результатов, которые будут радовать и учащихся, и учителя. Но реализация этих предпосылок станет возможной, если элективный курс будет интересен и для самого учителя, если он позволит ему полнее проявить себя, реализовать свой творческий потенциал.

Традиционные учебные программы являются в основе своей стандартными. По Закону «Об образовании» школы самостоятельно разрабатывают программы по учебным курсам, но на практике эта самостоятельность невелика. Программы должны соответствовать действующим образовательным стандартам. Современные стандарты достаточно детально раскрывают содержание предмета. Это вполне объяснимо: стандарты должны обеспечить формирование единого образовательного пространства и одновременно точно определить, изучение каких вопросов недопустимо рассматривать как дополнительные образовательные услуги. Поэтому от содержания стандартов ничего нельзя убавить, да и что-то добавить к ним не так просто. Конечно, авторские версии образовательных стандартов возможны, но их создание предполагает немалый опыт учителя.

Программы элективных курсов носят примерный характер. Поскольку элективные курсы ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, то можно сказать, что программы предполагают определенную доработку, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей состава учащихся.

Другая особенность программ элективных курсов заключается в том, что они не определяют жестко обязательный для изучения объем учебного материала, поскольку содержание итогового контроля по курсу разрабатывает сам учитель. При этом учителю нет необходимости ориентироваться на содержание контрольно- измерительных материалов для Единого государственного экзамена.

Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации — на чем-то задержались, потому что тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли трудности, какой-то материал был рассмотрен бегло, от какого-то элемента содержания оказалось возможным отказаться.

Третья особенность программ элективных курсов, связанная с двумя предыдущими, заключается в том, что рабочую версию программы сравнительно легко построить на основе деятельностного подхода к планированию учебных занятий. Программы по нормативным учебным предметам раскрывают последовательность изучения содержания учебного материала — произведений, сведений, понятий, правил и т.п. При планировании занятий по элективным курсам темы занятий возможно определять таким образом, чтобы они отвечали на вопрос не о том, что ученики узнают на данном занятии, а о том, чему они смогут научиться.

Элективные курсы имеют еще одну важную особенность — они дают возможность преодолеть одну из самых главных причин трудностей, возникающих в школе при изучении нормативных предметов. Эта причина — требование обязательной успеваемости, т.е. того, чтобы разные дети, с разными возможностями за одно и то же время достигли одинаковых образовательных результатов. Как было отмечено, результаты изучения одного и того же элективного курса для разных учащихся могут быть различными (и при этом равноценными с точки зрения интересов учащихся). Учащиеся могут осваивать умения, которые формируются на материале элективных курсов, разными темпами.

Но для реализации указанной возможности индивидуализации элективных курсов надо выбрать верный подход к оценке образовательных результатов. Существуют разные варианты учета и оценки результатов образовательной деятельности: использование приемов самоанализа и самооценки, защита исследовательских микропроектов, выполнение определенного набора практических заданий, подготовка рефератов, проведение зачета и т.д. Вариантов и на самом деле может быть много. Но если строить элективный курс, исходя из интересов учащихся, а не с позиций долга («учащиеся обязаны усвоить...»), то вопрос о формах аттестации и критериях оценки должен решаться совместно с учащимися, которым вместе с учителем необходимо определить, в чем могут проявиться их успехи в освоении курса и кто мог бы выступить в роли эксперта. Заметим, что в такой роли могут выступать и сам учитель, и другие учителя по тому же предмету, и учителя других предметов, и одноклассники, не изучавшие данный курс, и... Вариантов может быть много.

Эффективность обучения по программам элективных курсов будет зависеть от того, какие именно курсы будут выбраны для изучения.

Предполагается, что учебный план для профильной школы будет включать три группы курсов: базовые общеобразовательные курсы; профильные общеобразовательные курсы; элективные курсы.

Обязательными базовыми курсами являются «Русский язык», «Литература», ««Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированный курс «Обществознание» для физико-математического, естественно-научного и технологического профилей или интегрированный курс «Естествознание» — для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей.

Профильные общеобразовательные курсы определяют специализацию каждого конкретного профиля. Предметы «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык» являются профильными для классов филологического профиля. К профильным предметам в классах филологического профиля относятся также второй иностранный язык и «История». К профильным предметам в классах гуманитарного профиля относятся «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», «Обществоведение», МХК

Элективные курсы изучаются за счет компонента образовательного учреждения. Школа должна предложить учащимся пять-шесть элективных курсов, из которых учащиеся должны выбрать три курса (за весь период обучения в старшей школе). Это значит, что на отдельный элективный курс можно отвести 35-70 ч. Изучение элективного курса может быть рассчитано на семестр, учебный год, два учебных года.

Можно предполагать, что в классах гуманитарного и филологического профилей надо будет иметь возможность предложить учащимся хотя бы по два элективных курса по русскому языку, иностранному языку, литературе. В этом случае параллельно будут идти занятия по двум-трем элективным курсам (которые в следующем семестре или учебном году смогут смениться другими элективными курсами). Следует учитывать и риск того, что какие-то курсы могут оказаться невостребованными, поэтому два курса по предмету надо рассматривать как необходимый минимум.

Конечно, освоение элективных курсов потребует немалых усилий. Но в то же время результаты занятий по элективным курсам могут дать и большое чувство удовлетворения.

Я проводила элективные курсы в старших классах по русскому языку, направленные, на  формирование коммуникативных умений учащихся

«Деловая риторика», «Мир повседневной коммуникации», а также курс «Словесные средства художественной выразительности». Не скажу, что все учащиеся сильно увлеклись занятиями, но та часть ребят, которым было интересно, радовала. Честно, говоря, в сельской школе, трудно проводить курсы по выбору из-за малого количества учащихся, поэтому ходят все. Но русский язык он является базовым предметом, поэтому и стараюсь, как и все мои коллеги, чтобы элективные занятия были интересны и полезны.

 В процессе реализации курса «Деловая риторика» я проводила занятие  «Экскурсионная речь как разновидность деловой речи». Ребята получили задание составить текст экскурсии на местном материале.

Интересны были работы, рассказывающие  о селе  Турдаково и о  Редкодубье. Много было подобрано фотоматериала.

 Работать по новым технологиям сложно, но интересно.

Однако, на мой взгляд, есть проблема, которая должна как-то решиться положительно. Нам, учителям нужна методическая помощь по организации проектно-исследовательской деятельности.

 В этом году мы представили работу, которая оказалась никому не нужной, хотя была найдена интересной. Проект «Российская глубинка. Эскурсия по селу Редкодубье» полностью соответствует работе по предмету, так как направлен на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Там не хватало,  видимо, научной объяснительной записки. Я так думаю  после изучения дополнительных материалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Методика преподавания русского языка в старшей школе

Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. ...

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах.

При анализе методов  и приемов преподавания иностранного языка в средней школе можно выделить приемов организации урока, без которых сложно добиться  качества знаний по предмету:...

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Нормативный аспект культуры речи (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших  классов и призван обеспечить более высокий уровень язы­ковой подготовки учащихся. Данный курс носит межпредмет...

Элективный курс по русскому языку для старших классов

Программа элективного курса была создана с учётом заданий ЕГЭ....