Читалочка

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

Предварительный просмотр:

Как пословицы и поговорки учат читать?

Мудрость народа хранится в пословицах и поговорках.  Они делают нашу речь яркой и меткой, вносят характерные для нашего народа оттенки,  украшают речь. Использование пословиц и поговорок в общении с ребенком развивает речь ребенка,учит  читать, замечать и понимать скрытый подтекст  слов.  Но, оказывается, использовать пословицы и поговорки можно не только для развития речи. Пословицы и поговорки помогают нам развивать очень важное для быстрого чтения свойство –антиципацию или предугадывание.

В  нашей речи очень часто используются какие-то устойчивые фразы и обороты.  И мы, встречая в тексте знакомую фразу, не дочитываем ее до конца, а просто пробегаем глазами. Зачем? Мы и так знаем, что будет дальше.  Так получается благодаря уникальному свойству нашего мозга – антиципации. Что это такое?

Антиципация опирается на личный опыт человека. Если ребенок знает эти крылатые фразы, пословицы и поговорки, то встречая их при чтении, ему не надо будет вычитывать каждую букву и задумываться о смысле фразы. Все станет понятно с первых слов. Таким образом, с помощью антиципации ребенок прочтет фразу намного быстрее.

Кроме этого, упражнения на антиципацию фраз, требуют многократного прочтения текста, значит, ребенок лишний раз потренируется в чтении, незаметно для себя. Ведь у него нет установки «Читай», ему надо «найти», а это всегда интереснее, чем просто читать.

Как же можно играть с пословицами и поговорками, чтобы научить читать и повысить технику чтения?

Ремонт.

Мы берем любую знакомую ребенку пословицу и переставляем слова местами. Можно и не знакомую, но так, чтобы она была доступна для понимания ребенка. Ребенку надо отремонтировать предложение, переставить слова местами, чтобы получилась правильное предложение.

Например:  Болото, всяк, своё, хвалит, кулик.

Нам, конечно, понятно, что это «Всяк кулик своё болото хвалит». А ребенку очень трудно составить предложение из разрозненных слов. Значит, надо научить, как это делается. Переставляем слова местами и читаем вслух до тех пор, пока не получится правильная фраза. Затем обязательно надо уточнить, как ребенок понимает эту фразу, и объяснить непонятные  незнакомые слова.

Склей половинки.

Берем несколько пословиц  и пишем их на отдельных листочках. А затем просто разрезаем пополам и перемешиваем половинки. Все игра готова.  На один раз достаточно 4-6 пословиц.  Ребенку объясняем, что кто-то перепутал половинки пословиц и надо их отремонтировать.  Стоит обратить внимание, что начало пословиц написано с большой буквы. Значит, берем любую первую часть и подбираем к ней все «хвостики»  по очереди.  Ребенок прочитывает одно начало и все продолжения до тех пор, пока не получится правильная пословица. Получилась? Отложили ее в сторону.  Теперь берем следующее начало пословицы (ориентируясь по большой букве) и подбираем продолжение к нему. Таким образом, мы восстанавливаем все предложения и выясняем смысл всех пословиц.

Можно просто напечатать или написать части в 2 столбика. Тогда ребенку надо соединить половинки линией.

Эти упражнения не требуют много времени, дети очень любят такие задания, ведь они интересны и часто получается очень весело,  и в то же время, они  очень полезны для развития быстрого чтения ребенка.



Предварительный просмотр:

Игры со словами. Учим читать в игре.

 Хотите, чтобы ребенок научился читать?  Учите читать  в игре. Это не так трудно, как кажется, тем более, что благодаря компьютеру, сделать игры не так трудно. Надо только знать, что делать.

Предлагаю для знакомства несколько игр со словами.

«Посели слово в домик».

Когда ребенок только начинает читать, ему трудно понять смысл слова. Но  мы не всегда замечаем, что ребенок не понимает прочитанное и чтение становится для малыша чисто механическим процессом без понимания смысла слова. Выявить эту проблему и помочь ребенку могут картинки.

Вы подбираете несколько  предметных картинок и пишете или набираете на компьютере  слова к этим картинкам. Причем,   на каждую картинку надо сделать по 2 слова – в единственном и во множественном числе. Малышу надо положить слово на нужную картинку, а для этого ему надо прочитать его и понять. Если ребенок берет неподходящую картинку, то  не надо торопиться исправлять ошибку. Задайте вопрос: Что тут написано?  Это сколько – один или много? Что нарисовано? Правильно ты нашел слово?

«Ремонт слов»

Для этой игры тоже желательно иметь предметные картинки, особенно, если ребенок дошкольник. Можно воспользоваться буквами магнитными или пластиковыми, если они у Вас есть.

Вы берете любую предметную картинку и составляете из букв это слово, но буквы ставить в беспорядке. Ребенку надо отремонтировать слово, поставить буквы так, чтобы слово стало правильным. Можно предложить ребенку напечатать буквы в правильном порядке. Вот здесь магнитные или картонные буквы будут очень хороши. Переставляя буквы, ребенок будет их видеть и каждый раз прочитывать слово, пока не найдет нужный вариант. Если есть картинка, это сделать просто, а вот если ее нет, то тут приходится перебирать множество вариантов, пока найдется нужный. Первое время будет не очень легко, а потом ребенок научится  и будет достаточно быстро находить нужный вариант.

Если эта игра стала уже легкой, можно ее усложнить, добавив лишние буквы. Только надо ребенка предупредить, что тут могут быть лишние буквы, будь внимательнее. Лишнюю букву желательно подбирать так, чтобы она была похожа на одну из букв слова. Так на этой картинке,  лишняя буква "С" похожа на "О" по написанию и на "З" по произношению. 



Предварительный просмотр:

Читаем играя. Игры на развитие внимания

 

Одной из причин медленного чтенияспециалисты выделяют отсутствие внимания. Кроме того, что невнимательность замедляет чтение, она еще и ухудшает понимание текста, способствует неправильному запоминанию.

К счастью, внимательность при чтении очень хорошо поддается тренировке. В процессе выполнения специальных упражнений мы развиваем внимательность при чтении. Это позволяет лучше понимать и быстрее  запоминать материал. А  роль понимания и запоминания в обучении переоценить сложно. Все обучение держится на этих способностях и зависит от уровня их развития.

Предлагаю Вам несколько упражнений, которые помогают развивать внимательность  при чтении. Их  легко выполнять  даже дома без специальной подготовки.

                             Игры на развитие внимания  

1. «Найди и посчитай» Вы даете любой текст, который не очень жалко испортить карандашом. И предлагаете ребенку за 1 минуту найти, зачеркнуть и посчитать все буквы Р (С, А, Е, Д)  Чуть позже, можно усложнить, предложив найти и отметить сразу 2 буквы, например, Н - зачеркнуть, а И - подчеркнуть.  Буквы выбираются произвольно. В конце выполнения надо проверить правильность, т.е. посчитать самому и сверить результат.

Можно просто набрать несколько строк букв на компьютере и распечатать. Тогда не придется портить книгу.

 

2«Сыщик».  Ребенок прочитал текст самостоятельно. Это может быть и текст домашнего задания по чтению. А затем вы читаете этот же текст,  заменяя некоторые слова синонимами или другими словами, подходящими по смыслу. Ребенку дается задание: слушай внимательно, а если я ошибусь, хлопни в ладоши.

Все знают текст сказки «Курочка Ряба», поэтому первоначальный текст приводить не буду. А вот при чтении взрослого, он может выглядеть так: «Жили- были дедушка ибабушка и жила у них курица Ряба. Снесла курочка яйцо. Не простое, а драгоценное...»

В процессе чтения, ребенок должен услышать ошибку, хлопнуть и исправить ее. Если он не услышал ошибку, прочитайте еще раз, выделив это слово голосом. Таким образом, Вы приучаете ребенка внимательно вчитываться в текст, обращать внимание на отдельные слова.

 

 3. «Прятки» Для этого упражнения удобнее и легче для ребенка, когда слова написаны в столбик. Можно взять словарь, напечатать слова в несколько столбиков или любой текст.

Задание: найди слово, которое я назову. Вы говорите любое слово из текста, а ребенок должен его найти и показать.  Называть надо не только слова-предметы, но и прилагательные, глаголы и другие. Желательно ограничить поле поиска, сказав, что слова спрятались в этих 7 строчках, или в этом абзаце.

Сначала  стоит показать ребенку алгоритм поиска. Здесь не надо прочитывать все слова, что делают дети, не надо метаться по всему тексту. Удобно следовать этому алгоритму:

  1.    Определи первую букву слова.
  2.    Пробегай глазами по строке и ищи эту букву.
  3.    Встретив нужную букву, прочитай слово.
  4.    Если слово не подошло, продолжи поиск дальше.

Стоит отметить, что для этого упражнения надо брать знакомый текст. Удобно брать  текст домашнего задания по чтению, потому, что в процессе этого упражнения, ребенок прочитает его еще не один раз, а значит, запомнит и научится читать намного лучше.



Предварительный просмотр:

Независимо от того какой методикой обучения чтению  Вы пользуетесь, учите сами или отдали ребенка на курсы, Вам надо знать  правила обучения чтению, чтобы не навредить своему ребенку. В развитии ребенка нет мелочей. И то, что мы когда-то сделали неправильно, нельзя стереть или удалить без следа. Наши ошибки оставляют неизгладимый след  и часто тормозят все остальное развитие ребенка долгие годы.

Именно поэтому хочу обратить внимание родителей на важные правила, которые надо знать и соблюдать, чтобы  научить ребенка читать.

 

Важные правила обучения чтению.

http://chitalochka-ru.ru/wp-content/uploads/2012/05/bullet31.gifНазываем звук! При обучении чтению мы можем говорить «буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только «Р»!

http://chitalochka-ru.ru/wp-content/uploads/2012/05/bullet31.gifКак пишется, так и читается! В русском языке многие буквы могут произноситься по-разному, в зависимости от размещения буквы в слове и соседних букв.  Взрослые читают орфоэпически – так, как произносится.  Ребенок, когда учится читать,  читает  только орфографически, т.е. так, как написано. Значит, и взрослые читают при обучающем чтении орфографически.  Читаем не «кАрова», а «кОрова», не «леФ», а «леВ».  Так необходимо читать, когда ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге. Если Вы просто читаете  ребенку книгу, тогда читаете обычным способом.

http://chitalochka-ru.ru/wp-content/uploads/2012/05/bullet31.gifУчим читать по складам! При обучении чтению любым способом, приходит время, когда ребенок начинает читать по слогам. Большие и трудные для чтения слоги замедляют и усложняют процесс обучения чтению. Поэтому  лучше читать не по слогам, а по складам. Есть много книг серии «Читаем по слогам», которые очень любят и дети, и родители. Вы можете использовать их, разделив слова на склады. Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом дополнительно разделяете слова на склады «Ло/сь ес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так ребенку прочитать легче.

http://chitalochka-ru.ru/wp-content/uploads/2012/05/bullet31.gifУчим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и легкости произношения. В первую очередь  учим читать те буквы, которые нужны для написания знакомых ребенку слов. Это могут быть имя ребенка, имена родителей , любимая игрушка – все то, что имеет эмоциональную окраску для ребенка и приятно ему.

http://chitalochka-ru.ru/wp-content/uploads/2012/05/bullet31.gifУчим слышать! Обучение чтению заключается не только в прочтении букв. Необходимым умением является развитый фонематический слух. Вот его и надо развивать, учить ребенка слышать отдельные звуки в речи.

http://chitalochka-ru.ru/wp-content/uploads/2012/05/bullet31.gifУчим читать только в игре! Конечно, очень удобно посадить ребенка за стол и сказать: «Читай». Но таким образом Вы можете получить совершенно другой результат – стойкое отвращение к чтению. Разве этого Вы хотите? Для обучения чтению используем различные игры с буквами и словами, которые нетрудно придумать и самим.

http://chitalochka-ru.ru/wp-content/uploads/2012/05/bullet31.gifВремя чтения очень ограничено!  Если Вы занимаетесь с ребенком, и он читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10 минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.

Многие родители считают, что заставляя читать или заниматься ребенка перед школой 30-40 минут, они подготавливают его к школе, ведь в школе уроки 35-40 минут. На деле все совсем не так. Несмотря на то, что длительность урока в 1 классе 35 минут, но это не означает, что все 35 минут дети занимаются  каким-то одним делом. На протяжении урока сменяются разные виды деятельности, проходят игры и физминутки, чего не делают родители дома. Даже на уроках одним видом деятельности дети занимаются 5-10 минут. Соответственно, и дома надо делать так же.

http://chitalochka-ru.ru/wp-content/uploads/2012/05/bullet31.gifГлавный принцип при обучении чтению – «Не навреди»!Переучивать всегда труднее, а привить  любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически невозможно. Поэтому при обучении чтению «лучше меньше, да лучше». Исходим всегда из возможностей и интересов ребенка.

Если Вы хотите научить ребенка читать, соблюдайте эти несложные правила и результаты Вас обязательно порадуют. 



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку перейти к быстрому чтению? Упражнение «Карусель»

http://chitalochka-ru.ru/wp-content/uploads/2011/11/i-57.jpg Существует много различных приемов обучения быстрому чтению. Среди традиционных заданий  встречаются совершенно неожиданные упражнения, которые  успешно формируют навык чтения. И к таким упражнениям можно отнести  чтение перевернутого текста.

Это упражнение очень интересно для детей, поскольку приходится читать, как "на карусели" и, в то же время, достаточно трудно. Попробуйте сами почитать текст, когда он расположен вверх ногами или боком. Кстати, вверх ногами читать легче, чем боком. Даже взрослым это задание выполнять нелегко.

Вы спросите, зачем это нужно? С помощью этого упражнения у ребенка формируется графический эталон буквы, умение сочетать побуквенный анализ со смысловым осознанием,  полезно для совершенствования координации глаз и  улучшения переработки информации в нужном отделе мозга.

А в принципе, не столь важно, как это упражнение работает, как важно то, что оно, в самом деле, эффективно работает.

Как выполнять упражнение "Карусель"? Очень просто.

Берете любой текст и предлагаете ребенку почитать его на карусели. Только на карусели будет кататься книга, а ребенок  - сидеть за столом. Сначала ребенок читает книгу в правильном положении и прочитывает 1-2 предложения.  Ему надо вчитаться, т.е. войти в процесс чтения.

Затем по команде (это может быть щелчок, стук, хлопок или слово «Поворот») ребенок поворачивает книгу на 90 градусов. Книга лежит боком, а ребенок читает дальше. Чтобы он не потерял место остановки, когда поворачивал, можно отметить это место чертой с помощью простого карандаша.

Читает дальше примерно столько же времени, а затем снова команда и поворот книги еще на 90 градусов. Теперь книга лежит вверх ногами. Читаем дальше столько же времени, только теперь глаза движутся не слева направо, а справа налево.

По команде снова поворачиваем книгу на 90 градусов и получается, что книга крутится по кругу. Читаем боком, а затем правильное чтение.

Достаточно одного полного оборота книги. После этого даем ребенку отдых или другой вид работы. Желательно, чтобы ребенок следил по тексту указкой, иначе он будет терять строку. Особенно первое время. Когда научится выполнять это упражнение легко, тогда от указки можно отказаться.

Хочу отметить, что такое упражнение можно выполнять тогда, когда ребенок уже читает хотя бы по слогам, а лучше словами. При выполнении  надо следить, чтобы ребенок не наклонял голову.  Поворачивается только книга, а читатель сидит прямо и читает слова в непривычном положении. 

Это упражнение относится к малоизвестным. Обычно, его используют на курсах скорочтения.  А что мешает использовать его дома? Выполняя  это упражнение,  Ваш ребенок постепенно перейдет к  быстрому чтению