9.3. ОБЖ. Принятие решения

Воробьёв Денис Владимирович

     В соответствии со ФГОС ООО, предметными результатами изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»,  ученики ОБЖ должны уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Мы считаем, что навыки принятия решений помогут не только на уроках ОБЖ и в ЧС, но и в обычной жизни, ведь мы ежедневно принимаем сотни решений.

     "Принятие решений в чрезвычайных ситуациях" Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

Использован материал сайта "ОБЖ.РФ"http://xn--90akw.xn--p1ai/uchebnye-materialy-obzh/...

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЖ. Принятие решения

В соответствии со ФГОС ООО, предметными результатами изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»,  ученики ОБЖ должны уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Мы считаем, что навыки принятия решений помогут не только на уроках ОБЖ и в ЧС, но и в обычной жизни, ведь мы ежедневно принимаем сотни решений.

Принятие решений в чрезвычайных ситуациях

Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

Принятие решения.

         Ежедневно человек принимает множество разнообразных решений. В одних случаях принятие решения (ПР) не оказывает существенного влияния на жизнь и дальнейшую судьбу человека, а в других – наоборот. Грамотные действия, основанные на адекватной оценке ЧС и прогнозе ее возможного развития и последствий, могут значительно повысить шансы человека на выживание.

Понятие «принятие решения» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле принятие решения — это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом принимающим решение (ЛПР) с помощью определенных правил. В этой связи, например, говорят: «Руководитель принял решение». В узком плане решение можно также трактовать как результат выбора, тогда оно представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т. п.).

В широком смысле принятие решения — это процесс, протекающий во времени, осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов и стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения. Именно в таком широком смысле этот термин будет использоваться в данной книге. После принятия решения осуществляется деятельность по реализации принятого решения. Иногда этот этап также включается в понятие «принятие решения».

Вопросами подготовки и принятия решений занимаются многие науки. Представители каждого научного направления, исходя из специфики рассматриваемых задачи и используемых методов, дают различные определения понятию «принятие решения». Математики рассматривают принятие решения с позиций рекомендуемых ими методов и алгоритмов; социологи — с точки зрения процессов, протекающих в обществе; психологи пытаются «заглянуть в душу человека», определяя мотивы принятия того или иного решения. Экономическая составляющая присутствует практически в любом комплексном решении и касается вопросов рационального распределения и использования ресурсов, определения рациональных объемов производства, повышения экономической эффективности отдельных направлений производственно-хозяйственной деятельности и др. Юристы рассматривают принятие решения с точки зрения права.

         Принятие решения – процесс выбора варианта действий в имеющейся ситуации из многих возможных.

         Другими словами, принятие решения – это всегда выбор одной альтернативы из ряда имеющихся. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения. Таким образом, характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие нескольких альтернативных (взаимоисключающих) вариантов действий, из которых надо выбрать наилучший. Выбор одного из вариантов действий и представляет собой решение ЛПР. Причем варианты действий направлены как на проведение определенных изменений, так и на сохранение (поддержание) существующего положения, например высокой рыночной доли, производительности труда. Наиболее сложные решения связаны с проведением различных изменений, прежде всего стратегического характера.

Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Решение называется оптимальным, если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном ЛПР или удовлетворяет принципу согласования суждений при групповом ЛПР. В условиях неопределенности не всегда возможно нахождение оптимального решения в строго формальном виде. Во многих случаях ЛПР осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения. В этом плане понятие оптимальности будет трактоваться не так строго, как принято в математике.

Решение называется допустимым (рациональным), если оно удовлетворяет определенным ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим. Это варианты действий, эффективность которых может удовлетворить ЛПР, которое всегда стремится найти оптимальный или хотя бы рациональный вариант.

Обобщенной характеристикой решения является его эффективность. Эта характеристика включает эффект решения, определяющий степень достижения целей, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

Важной особенностью решения является целенаправленность исознательность выбора. Бесцельный выбор, импульсивное действие не рассматривается как решение.

Можно говорить, что при принятии решения используется три элемента человеческой психики: ум, чувство и воля. Ум предполагает использование знаний, логического мышления, научных методов при принятии решений (рациональный подход). На основе этого осуществляется генерация и анализ вариантов решений. Такое решение может быть получено как в результате осознанного поиска с расчетами и экспериментами, так и в результате подсознательного процесса мышления — интуиции. Характерной особенностью интуиции является скрытность логического вывода. Человек не может объяснить, как на основе интуиции логически получено решение.

Чувство характеризует субъективный характер принятия решения, то, что оно преломляется через призму характера и интересов ЛПР. Это находит свое отражение в предпочтениях ЛПР. Предпочтения ЛПР – это синтетическое сочетание рациональности вариантов решений и мотивов поведения ЛПР, его интересов. Предпочтение ЛПР отражает не только объективную рациональную характеристику решения, но и психологию мышления ЛПР, его понимание полезности решений.

ЛПР также должно использовать свою волю как при выборе решения, так и при его реализации. Необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения определяется тем, что ЛПР формирует решение через борьбу интересов и мнений. Очевидно, что чтобы принятое решение было реализовано, ЛПР должно приложить много энергии, преодолеть сопротивление отдельных лиц и организаций, найти союзников.

Любая ЧС всегда ярко эмоционально окрашена, поэтому в ней часто бывает трудно проследить причинно-следственные связи, очертить четко проблему, определить пути ее решения. Инструкции и руководства, однозначно указывающие порядок действий в ЧС, не могут учесть всех особенностей сложившейся ситуации. В таких условиях, когда известное и очевидное, на первый взгляд, решение может быть не всегда оптимальным, умение принимать решение становится особо значимым.

 

Виды решений

Организационные решения. Подобного рода решения принимаются должностными лицами для того, чтобы выполнить свои функциональные обязанности. Цель организационного решения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение задач, стоящих перед организацией.

Организационные решения подразделяются на: запрограммированные, когда должностное лицо (руководитель) в сложившейся обстановке располагает ограниченным числом альтернатив и последовательность его действий достаточно ясна, поскольку должна соответствовать заранее определенному алгоритму, тем или иным предписаниям закона; и незапрограммированные решения, которые принимаются в нестандартных, неопределенных ситуациях, допускающих большое разнообразие выбора действий (альтернатив). Считается, что чаще всего ситуации складываются таким образом, что принимаемые решения находятся между указанными выше крайними вариантами, т.е. носят смешанный характер. В зависимости от того, что побуждает должностное лицо (руководителя) отдать предпочтение тому или иному решению, они делятся на следующие виды.

Интуитивные решения принимаются на основе ощущения, интуиции, что они правильны. Принятию подобного рода решений способствует своеобразное озарение, или инсайт (от англ. insight – постижение, озарение) – «внезапное, невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы».

Решения, основанные на суждениях. В отличие от интуитивных решения, основанные на суждениях, принимаются на основе знаний, приобретенного жизненного и профессионального опыта человека. Недостаток подобного рода решений состоит в том, что из-за чрезмерной ориентации лица, принимающего решение, на свои знания, прежний опыт, из-за воздействия на его сознание смысловой установки, он может не учесть новые, вновь возникшие обстоятельства и вследствие этого упустить связанные с ними новые альтернативы.

Рациональные решения принимаются на основе объективного анализа имеющейся информации. Принятие подобного рода решений проходит несколько этапов.

 

Этапы принятия решения

К решению предъявляются ряд общих требований:

- обоснованность, т.е. ПР на базе верной и полной информации;

- своевременность, т.е. учет того, что преждевременные или запоздалые решения могут быть не эффективны, либо привести к развитию негативных тенденций (подача звуковых сигналов бедствия человеком, находящимся под обломками после землетрясения, наиболее целесообразны в «час тишины»);

-   необходимая полнота содержания, охватывающая цель, сроки, пути и способы ее достижения, средства, ресурсы, а также порядок взаимодействия между исполнителями;

-   согласованность (преемственность) с принятыми ранее решениями.

Не смотря на то, что ПР в ЧС осложняется ограниченностью времени на его разработку, оно включает в себя следующие последовательные этапы:

1) предварительная формулировка проблемы, цели и задач;

2) сбор и анализ информации;

3) уточнение цели и задач;

4) выбор критериев оценки эффективности решения;

5) поиск возможных альтернативных вариантов решений;

6) обработка вариантов решений (анализ, сравнение, обоснование);

7) оценка последствий и возможностей решений;

8) принятие решения.

Далее следует детализация решения до конкретных исполнителей, если работа выполняется группой людей, и реализация принятого решения в определенные сроки с привлечением необходимых (имеющихся) ресурсов.

Рассмотрим подробнее некоторые ключевые моменты процесса ПР.

Цель – представляемый результат деятельности человека или группы людей. Любая ЧС представляет собой комплекс проблем, для решения которого допускается разбить большую цель на более мелкие, соблюдая их иерархичность, т.е. цели нижнего уровня (более близкие, тактические, конкретные) подчиняются целям более высокого уровня (дальние, стратегические, более абстрактные). Правильно поставленная цель содержит в себе сроки ее выполнения, используемые ресурсы и критерии достижения цели. Начало может иметь следующий вид: «мы будем считать, что цель достигнута, если…». Формулировка цели должна быть конкретной, без условностей, позитивной и настраивающей на конструктивные действия.

Одним из факторов, определяющих качество и эффективность ПР является объем и ценность (полезность) информации, причем главной характеристикой информации следует считать ее ценность. Очень часто огромные массивы информации избыточны и не несут никакой пользы для процесса ПР. Увеличение объема информации может лишь усилить убежденность человека в своей правоте, никак не влияя на правильность решения. Окружающая среда, как источник информации, воздействует на все органы чувств человека и всегда содержит больше информации, чем мы способны сознательно зарегистрировать и понять. С учетом вышесказанного, в условиях с высоким уровнем неопределенности, а именно в ЧС, имеет смысл обращать внимание не только на собственные слух, зрение, осязание, обоняние, вкус, но также и на показания «внутреннего компаса» и интуицию. Неоднократные опыты показывают, что человек способен воспринимать действие магнитного поля Земли. Интуиция включает в себя не только чувства человека по отношению к принятому решению, но и чувства по поводу того, как человек пришел к этому решению. Ощущения часто предопределяют последствия решения, поэтому, принимая решение, следует четко зафиксировать свое состояние вопросом «что я чувствую?».

Информация, используемая для ПР, требует предварительной подготовки: необходимо устранить ту информацию, которая не имеет прямого отношения к проблеме и ПР. Неправильная обработка и интерпретация информации искажает ее точность и достоверность. Учитывая возможные изменения обстановки и недостаточную оснащенность населения современными, в том числе автономными, средствами связи, рассуждения о своевременности получения информации в ЧС не имеет смысла.

Критерии оценки эффективности решения следует разбить на первостепенные (ключевые) и второстепенные. Критерии соотносят достаточный уровень эффективности с целесообразной тратой сил, времени и средств. Заметим, что формулировка «максимум эффективности при минимуме затрат» внутренне противоречива, т.к. минимум затрат равен 0, тогда и эффективность тоже будет равна 0. Тщательно продуманное решение может оказаться неэффективным, если оно не может предвосхитить возможного изменения ситуации. Недооценка будущего, игнорирование событий, имеющих низкий уровень вероятности возникновения безусловно упрощают ПР, но повышают степень риска. Для повышения устойчивости принятого решения в изменяющихся условиях необходимо рассматривать проблему в целом, используя системный подход, а не «выдергивать» какую-либо ее черту.

Понять особенности ситуации помогает формулирование альтернативных решений, которые есть всегда. Альтернативные варианты действий помогают преодолеть явление группового мышления и негативные тенденции ПР, рассмотренные выше. При обработке вариантов решений и оценке их последствий и возможностей следует обратить внимание на внимательное рассмотрение всех спорных вопросов. В любой ситуации, даже самой экстремальной, следует помнить, что исправление плохих последствий займет гораздо больше времени, чем некоторое раздумье перед принятием решения.

Особенности индивидуального и группового принятия решений

В возникающих чрезвычайных ситуациях человек редко оказывается в одиночестве. Люди стремятся объединиться в группы, т.к. при этом осознанно или подсознательно они чувствуют себя в большей безопасности. Из-за высокой психологической напряженности в указанной ситуации человек порой не способен контролировать свои поступки. Еще труднее – управлять поведением другого человека, коллектива, слабо организованной группы. «Братья по несчастью» так или иначе, будут влиять на поведение друг друга. Незнание особенностей мышления и поведения группы людей в чрезвычайных ситуациях может привести к ослаблению противодействия внешним угрозам и снижению ее потенциала выживаемости.

Принятие решения – одновременно умственный, эмоциональный и волевой акт. На оценку и ПР оказывают влияние множество условий: эрудированность, темперамент, характер человека, его готовность к действиям в сложившейся ситуации, мотивация достижения цели, а также человеческие эмоции, ощущения, воображение, представление, способность к абстрактному мышлению и др. Указанные факторы могут не только способствовать, но и мешать объективности ПР. Исследования в области обработки информации и ПР человеком позволили выявить ряд тенденций мышления, оказывающих значительное влияние на ПР (см. таблицу).

В случае угрозы для жизни и здоровья группы людей, в условиях ограниченного времени для принятия решения возникает явление группового мышления.

 

Таблица

Тенденции мышления, оказывающие влияние на принятие решения

ТИП

ТЕНДЕНЦИИ

ОПИСАНИЕ

ТЕНДЕНЦИИ

Поиск подтверждающих данных

Готовность собирать факты в пользу определенных умозаключений и пренебрежение данными, противоречащими им

Непоследовательность

Неспособность применять одни и те же критерии в сходных ситуациях

Консерватизм

Неспособность изменить (или постепенно менять) собственное мнение при появлении новой (-ых) информации/фактов

Новизна

Произошедшие в последний момент события доминируют над более давними

Доступность

Склонность полагаться на отдельные, легко восстанавливаемые в памяти события в ущерб другой относящейся к делу информации

Привязка

Прогнозы подвержены чрезмерному влиянию первоначальной информации, которая оценивается как наиболее весомая

Обманчивые

взаимосвязи

Убежденность в очевидности неких схем и/или причинной связи двух переменных, в действительности не связанных между собой

Избирательное восприятие

Склонность воспринимать проблему сквозь призму собственной позиции или опыта

Объяснение успеха и неудач

Успех приписывается умению, а неудача объясняется невезением или чьей-то (не своей) ошибкой, что не позволяет человеку извлекать уроки и осознавать собственные ошибки

Оптимизм, принятие желаемого за действительное

Желательный для человека исход влияет на его прогноз развития событий

Недооценка неизвестности

Излишний оптимизм, потребность снизить беспокойство приводят к недооценке будущей неизвестности

Специалисты, изучающие данное явление, выделяют пять условий, которые способствуют групповому мышлению:

1) привлекательность членства в данной группе.

2) наличие властного, авторитарного лидера, навязывающего свою точку зрения всей группе.

3) закрытость группы, ее самоизоляция.

4) решения группы не подвергаются внешней экспертизе.

5) сильное групповое давление, обусловленное взаимовлиянием членов группы друг на друга.

Групповое мышление характеризуется комплексом признаков, способных в чрезвычайной ситуации развить негативные тенденции и уменьшить эффективность действий группы:

- Упрощение ситуации, презрение к рациональным высказываниям.

- Возникновение иллюзии неуязвимости, которая приводит к чрезмерному оптимизму. Группы склонны к принятию более рискованных решений, нежели индивидуумы.

- Поляризация мнений членов группы. Разнородные взгляды приобретают однозначность. Победившая точка зрения после обсуждения становится более жесткой и однозначной, чем до обсуждения.

- Иллюзия единодушия. Если человек держит при себе свои опасения и сомнения и так поступает большинство членов группы, то создается уверенность, что все придерживаются озвученного ранее мнения и согласны с ним.

- Игнорирование одной информации и стимулирование другой. Больше приводится доводов в пользу совместно принятых решений.

- Возникновение «защитников умов», ограждающих группу от информации, которая не соответствует принятому стереотипу. Они подавляют признаки разногласий (в том числе скрытых) среди членов группы.

- Давление (прямое и косвенное) на членов группы, не подчиняющихся большинству.

Следует отметить, что под влиянием стресса группа становится более конформистской, чем обычно и соглашается на различные предложения лидера, не подвергая их необходимому анализу. Желая достичь согласия внутри группы, стать ее членом, отдельные личности присоединяются к мнению большинства вопреки собственному мнению.

Кроме указанных свойств, есть еще и другие, возникновение которых зависит от специфики сложившейся ситуации, например, вера в свою моральную непогрешимость и стереотипы в отношении «чужих».

Если для прояснения ситуации у группы есть потребность в информации, но отсутствует возможность ее получения, возникают слухи. Легкая внушаемость некоторых людей, некритичное отношение к поступающей информации, неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха превращает людей в неконтролируемую толпу и способствует появлению паники.