9.4. Притча - урок жизни

Воробьёв Денис Владимирович

 

Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

 

 

Выбор школы

В самой лучшей школе самый лучший ремонт, самая дорогая оплата, самое лучшее оборудование. Или все-таки «лучше есть» в другом?

   Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.

— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

— Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик.

— Пойдешь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу.

   Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

— Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок.

— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.

— Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребенок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель.

Дед поздоровался и сказал:

— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.

— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел.

Вечером мама мальчика спросили деда:

— Отец, Вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?

— По ученикам узнают учителей, — ответил дед.

 

Цель жизни

Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
— Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?

— Не могу, — последовал ответ.
— Тогда хотя бы скажи — в чём её смысл?
— Не могу.
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?
— Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.

 

Польза курения

 

Молодой джигит пришёл просить совета у седобородого мудреца.
- Ата,- сказал он,- я учусь курить. Как Вы думаете, полезно ли это?
- Курение полезно по трём причинам,- ответил мудрец.- Во-первых, тот, кто курит, никогда не стареет.
- Почему?
- Потому что тот, кто курит, не успевает состариться. Он умирает совсем молодым. Во-вторых, в его дом никогда не заберутся воры...
- Почему?
- Потому что тот, кто курит, всю ночь ворочается в постели и громко кашляет. Воры слышат кашель хозяина и обходят его дом стороной. Но это ещё не всё! Того, кто курит, никогда не укусит собака...
- Почему?
- Потому что курящий человек рано становится калекой и ходит, опираясь на палку. А палки, сынок, самая злая собака испугается!
Старик хитро улыбнулся, а молодой человек задумался.
Делай вывод - курить или не курить!

 

Кто оценщик?


       Как-то некая учительница на пенсии столкнулась со своим учеником на улице.... обрадовалась встрече из прошлого, а он :"Вы знаете, а я считаю, что Вы меня ничему не научили...и вообще, чего я добился в жизни, я обязан не Вам..." На что учительница ответила, что у нее трудные времена, и не мог ли бы он помочь ей.... у нее есть браслет, не мог бы ученик отнести его в ломбард и оценить его...
       Бывший ученик согласился , отнес браслет на Бруклин-стрит, там его оценили в 200 баксов.... с тем он и пришел к учительнице, та попросила ученика отнести браслет в антикварный магазин на 5 Авеню... ученик это сделал, чисто из-за былого уважения, подумав, что это каприз выжившей из ума учительницы... каково же было его удивление, когда антиквар сказал, что готов предложить за этот браслет ЛЮБЫЕ деньги, потому что это бесценное произведение искусства... когда изумленный ученик вернулся с браслетом к учительнице и рассказал ей об этом, она сказала:"Браслет ведь остался прежним, все дело в оценщике..."

       Ни одной ошибки 

       Директор предприятия подбирал кандидата на должность своего консультанта. Был объявлен конкурс, рассматривались разные анкеты. Среди множества анкет в первую очередь была забракована кандидатура юноши, который написал, что он за всё время работы не сделал ни единой ошибки.
— Почему, — спросили у директора, — вы даже не стали рассматривать эту кандидатуру внимательнее?
— Потому, что этот юноша либо ещё ничего не сделал, либо до сих пор не понял свои ошибки!

       Все люди ошибаются. Идеальных людей нет. Если человек считает себя идеальным – то это главная ошибка его жизни

 

Дверь.


       Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников.
И вот собралось множество учеников.
       Мудрец сказал им:
       — У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?
       Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.
       Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.
       Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.
       Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.
       Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:
       — Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.

 

Борьба двух влоков


       Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Трудности жизни


       Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать? 
       Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну  бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через  некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей  кастрюли.
- Что изменилось? спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри твердая  морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо  стало твердым.              Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под  воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств кипятка. Так и люди   сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные  лишь затвердеют и окрепнут...
- А кофе? спросила дочь.
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной  среде и изменили ее превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть  особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и  знания из ситуации...

 

Колодец

 
       Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
       Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
       Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
       Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

 

 

Раны, которые мы оставляем ...


       Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо.
       В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада.  В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день.  Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.  Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.
       Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения.
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
       Отец подвел сына к садовым воротам:
- Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи,  ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его. Но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья - это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.
       Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
       Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.