Обобщение и распространение педагогического опыта

Слепцова Виктория Николаевна

Предварительный просмотр:

Слепцова В.Н.

Актуализация методов и технологий преподавания русского языка

и литературы в соответствии с требованием ФГОС.

На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти.

Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому…

Е.Н. Ильин

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Как же достичь этих задач?

Выбор методов и технологий образования играет весьма важную роль.

Педагогическую технологию можно представить как более или менее жёстко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели (М.И. Махмутов).

Многообразие современных технологий позволяет учителю конструировать современный урок, определять оптимальную форму взаимодействия учитель - учащийся, учащийся – учащийся, соответствующую целям и задачам каждого конкретного урока.

Остановимся на наиболее соответствующих задачам курса русского языка и литературы технологиях и методах:

Технология «Дебаты» - развитие умений говорения.

Под дебатами понимают прения, обмен мнениями. Дебаты, как правило, носят неформальный характер и ведутся без правил.

Данная технология предусматривает:

  1. участие двух команд, состоящих из трёх человек. Одна команда утверждает тезис(тему дебатов), другая – опровергает его.
  2. Команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением.
  3. Роли и регламент определены.
  4. За соблюдением регламента следит Хронос (ответственный за время учащийся), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута.
  5. Дебаты судит судейская коллегия (жюри), состоящая из 3-5 человек. По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют, чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными.
  6. Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает.
  7. Остальные учащиеся класса в период подготовки к игре помогают составлять кейс (все материалы к игре) своей команде.

Важное правило: не нужно заранее сообщать командам, какая из них будет утверждающей стороной, а какая – отрицающей (это определит жеребьёвка перед игрой): пусть участники дебатов соберут и аргументы, и контраргументы.

Проведению дебатов предшествует большая подготовительная работа. Самое важное – формулировка темы. Тема должна затрагивать значимые проблемы, быть актуальной, представлять интерес для сторон, быть пригодной для спора.

Например, «Действительно ли русский язык является языком межнационального и международного общения?», «Зависит ли развитие языка от воли, способности одного человека?», «Хорошо говорить по- русски – хорошо?», «Нуждается ли русский язык в защите?» - в старших классах, в 5-6 – «Зачем нужно изучать русский язык?».

Эти темы вписываются в курс русского языка, обсуждение может занять целый урок, а может быть включено в урок как его элемент. Для того, чтобы помочь учащимся в подборе аргументов, им предлагаются материалы упр., публикации периодических изданий, материалы сайта www.gramota.ru.

ТРКМ

Технологические приёмы: Чтение с остановками, создание кластера, «Тонкие» и «толстые» вопросы и др. Технология имеет три стадии: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Вот как может быть организована работа на этапе вызова при систематизации знаний о принципах русской пунктуации: известно, что до 15 века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы использовать возможности, которые представляет стройная система знаков препинания?

Задание

Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты» о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания: «Хватит жевать давайте читать».

Варианты расстановки знаков: Хватит! Жевать давайте, читать…

Хватит. Жевать? Давайте! Читать?

Хватит жевать – давайте читать.

Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания? Какую функцию выполняет в авторском варианте тире?

На этапе осмысления один из приёмов – приём «инсерт».

V – известно

+ - узнал что-то новое

- -  не согласен

? – хочу узнать подробнее

: - хочу обсудить

!- очень заинтересовало.

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретации изученной информации. Так при изучении темы «Фразеологизмы»,  предлагаю ученикам оценить свою работу с помощью фразеологизмов: бить баклуши (бездельничать), работать засучив рукава (хорошо), работать спустя рукава (плохо).

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением “Плюс – минус – интересно”. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Либо информацию, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы “П” и “И”, так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнении  «Комплимент»

Я дарю свой комплимент ….. за то, что…..

Большое внимание уделяется формированию навыков смыслового чтения. Для его формирования можно использовать следующие приёмы.

Клоуз-тест

Например, в 6 классе при изучении темы «Безличные глаголы», на этапе ознакомления со значениями данных глаголов, предлагается работа на карточках.

- Вставьте подходящие по смыслу безличные глаголы (клоуз-тест).

Прозвучало над ясной рекою,

….  в померкшем лугу,

…..  над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

А.Фет

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

- Что же обозначают безличные глаголы в данном стихотворении? (Явления природы).

Смеркалось. Вечерело. 
…...  Не спалось.
Дождило то и дело…
- Неуправляемость!

О. Челюканова

Смеркалось. Вечерело. 
Взгрустнулось.  Не спалось.
Дождило то и дело…
- Неуправляемость!

- Что обозначает глагол взгрустнулось? (Состояние человека)

Прогнозирование содержания по названию.

- Текст, который нам предстоит прочитать, можно было бы назвать так: «Случай на вокзале», «Два одноклассника». Спрогнозируйте, о чём пойдёт речь в тексте.

- Какие функции выполняет название «Толстый и тонкий»? Является ли союз и соединяющим, может ли он быть разделяющим? Слова какой части речи вынесены в название? Чем они являются по отношению друг к другу? Как это может быть связано  с содержанием рассказа?

  • “Скрытая ошибка” (на этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо знать и учитывать, чтобы исключить ошибку).

На повторительно-обобщающем уроке по теме “Морфемика” в 5 классе намеренно допускаю ошибку в формулировке правила: “Основу слова составляют такие значимые части слова как корень, приставка, суффикс, окончание”.

  • “Эпиграф” (учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока). Например, на уроке в 5-м классе по теме “Многозначные слова” можно записать в качестве эпиграфа строки из былины об Илье Муромце: “Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать”.

Порядок работы:

– сообщаю тему;
– обращаю внимание на то, что цитата из былины;
– объясняем смысл высказывания;
– формулируем цели урока.


Использование СОТ – это возможность:1) обучения обобщённым зунам и способам мышления, т.е. по новым стандартам обучение ууд. 2) объединения содержания отдельных дисциплин, что актуально как установление межпредметных связей. 3) реализации вариативности обучения и дифференцированного подхода.

 Конечно, из всего перечня технологических приёмов учитель выбирает те, которые кажутся ему наиболее подходящими для конкретного урока, конкретного класса, материала с которым предстоит работать. И, может быть, именно на таких уроках, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». 



Предварительный просмотр:

Слепцова В.Н.        стр.         07.07.2017

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас в этот тёплый августовский день! Поздравляю всех с началом нового учебного года!

«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».

П.Я. Гальперин

Проблема развития учебной мотивации школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Она знакома практически каждому учителю.
Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся.

       А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности».слайд

      Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации в изучении русского языка и литературы, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. Занимаясь проблемой мотивации и поиском путей её формирования, важно не допускать упрощенного её понимания. Формирование мотивации это не «перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения».

      Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

 Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации.
Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.
    Как известно, интерес как мотив, играет важную роль в обучении школьников родному языку. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки.

Одним из эффективных средств создания мотивации является создание учебных ситуаций на уроке. Задача должна неизбежно вызвать  стремление к познавательной деятельности, к самостоятельной работе над углублением и расширением своих знаний.

1. Рассмотрим пример создания учебной ситуации на уроке русского языка в 7 классе.

Тема: «Повторение изученного о причастии».

Задачи: формирование навыков грамотного письма; умений использовать причастия в речи; развитие УУД.

Организация учебной ситуации: учитель даёт всему классу задание (по учебнику или в тетради), предупредив, что некоторые учащиеся получат секретное задание и должны выполнить его чётко по инструкции.

Текст задания (его учащиеся получают в конверте).

Итак, вы – агент 007, то есть учитесь в 7-м классе. Ваша задача: понаблюдать как работают над выполнением задания ваши одноклассники, и описать действия нескольких человек вашего класса. Но! Во-первых, так, чтобы они этого не заметили. Во-вторых, в каждом вашем предложении, описывающем действия, должен быть причастный оборот. В-третьих, подписать свое сообщение выбранным вами псевдонимом, содержащим причастный оборот, например: «Николай, все знающий о тайне школьной формы».

Выполнив работу, подчеркните использованные причастные обороты – это особый сигнал для шефа разведки, которым сегодня является ваш учитель.

Пример выполнения

Считаю необходимым заявить, что:

Агент 007 Яна, вдумчиво пишущая что-то, очень занята.

Ксюша, ничего не подозревающая, спокойно выполняет задание.

Каждый ученик, узнавший о моём задании, позавидовал бы.

Максим, тоже что-то пишущий, выглядит очень забавно.

Галя, всем интересующийся агент 007

В конце урока секретные агенты «рассекречиваются» - зачитывают лучшие «донесения», обмениваются работами, оценивают работу других.

2. Урок литературы по рассказу А.П. Чехова «Тоска» строю с помощью приёмов технологии развития критического мышления – это позволяет на разных этапах урока создавать учебные ситуации. На стадии вызова применяю приём прогнозирования темы рассказа с помощью кластеров, прошу учащихся записать свои ассоциации к слову тоска. Затем дети рассуждают о чём будет этот рассказ. Ситуация создаётся с помощью столкновения житейских представлений и нового знания.

Эпиграфом к уроку становятся слова из плача Иосифа Прекрасного «Кому повем печаль мою». К этим словам обращаемся в конце урока, происходит «приращение смысла» высказывания, и учащиеся сопоставляют свои мысли, возникшие до и после прочтения текста.

По ходу чтения (приём «чтение с остановками») учащиеся заполняют таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписывают фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, во второй графе дают объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали (приём «двойной дневник»).

3. На уроках русского языка, использую прием «кластера», как способ графической организации материала. Так в 5 классе при изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» на этапе закрепления предлагаю детям   обобщить полученные сведения по теме и составить кластер.

4. Приём, в основе которого заложены различные типы вопросов, - «ромашка вопросов Блума», состоящая из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов (вопросы придумывают дети).

1) Простые: Какие предложения называются односоставными?

2) Уточняющие: Из какого члена предложения может состоять односоставное предложение?

3) Интерпретационные (объясняющие) (начинаются со слов Почему? Отчего?): Почему односоставные предложения делятся именно на такие группы?

4) Творческие (содержат частицу бы, ли): Можно ли составить текст, состоящий только из односоставных предложений?

5) Оценочные: Нужны ли односоставные предложения в речи и почему?

6) Практические  (направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой): Какие предложения в тексте являются односоставными?

5. Использую приёмы ИКТ. Чаще всего орфоэпическую разминку. Предлагаю прослушать группу слов и определить ошибку в произношении. Постепенно усложняю задание, даю предложения. Дети учатся информационной переработке прослушанного текста, оценивают чужую речь с точки зрения точного, уместного употребления.

6. Часто при создании мотивационных ситуаций опираюсь на жизненный опыт учащихся. При изучении лексики развиваем умение проводить полный лексический анализ слов, выявлять оценку в значении слова. Так предлагаю детям вспомнить рекламу о косметике.

Прочитайте рекламные тексты. Укажите слова с оценкой. Как «работает»

 эта реклама?

1. Для самой очаровательной незнакомки на свете. 2. Все в восторге от тебя, а ты от «Мейбеллин».

Ответ: самой очаровательной на свете, восторг. Реклама  характеризует не товар, а потребителя.

6. Использую лексическую разминку.

Предлагаю проанализировать заголовки статей из нашей районной газеты. С какой целью использованы средства выразительности?

Непример, Человек ищет, где лучше.

А ваш замок надёжен?

Свято место не пустует.

С чистого листа…

    Дополнительный резерв времени для успешного усвоения и поддержания интереса к русскому языку – это кружковая и проектная деятельность. Она позволяет создать речевую среду для совершенствования речевых навыков и умений учащихся, способствует улучшению качества их знаний. Участие в  данной работе развивает творчество и фантазию школьников, дает им возможность практически применить знания, полученные на уроках.

   «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф.И. Буслаев. Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные мной, помогут Вам сделать уроки русского языка и литературы интересными, направленными на повышение мотивации обучения учащихся.

Библиография

  1. Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / И.Г. Добротина. – М.: просвещение, 2014. – 192 с.
  2. Подругина И.А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / И.А. Подругина, О.В. Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
  3. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система задании. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / И.П. Цыбулько; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.


Предварительный просмотр:

Слепцова В.Н.

Технология подготовки и реализации проекта.

Учебный проект – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и другие методики.

Проектная работа – способ организации учебно-познавательной деятельности уч-ся, направленной на получение результата, который нужно представить и защитить.

Важнейшей организационной задачей для учащегося является выбор формы продукта проектной деятельности.

К наиболее известным видам продуктов проектной деятельности можно отнести следующие:

- «атлас», «карта» (например, «Карта местоимений», «Страна Глаголия»);

- выставка («История преподавания русского языка от указа Екатерины Великой до Царскосельского лицея»);

- журнал («Лингвистика и жизнь»);

- буклет

-плакаты для оформления кабинета («Сегодня на уроке», «Удивительная часть речи» «В гостях у писателя»);
- сборник лингвистических сочинений («Происхождение моей фамилии»);

- публикация в школьной газете (Рождественский рассказ «Судьба» в школьной газете «Простые истины»);

- доклад («Правила речевого этикета»);

- презентация по биографии писателя или его произведению;

- мини-словарь («Этимологический словарь названий блюд школьного меню»);

- календарь («Юбилейный календарь к 100-летию В. Тушновой», поэтический календарь «Поэты пушкинской поры»);

- создание собственного произведения по законам жанра (Баллада «Турнир», подражая В.А. Жуковскому).

Создание проекта – это всегда создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего.

Приступая к проекту, необходимо помнить об основных этапах работы над проектом. Они представлены на слайде.

Остановимся на каждом поподробнее.

1 Этап ориентирования.

На этом этапе объясняется, что такое проектная деятельность, уч-ся знакомятся с типологией проектов, особенностями работы над проектом, намечают перспективы защиты проекта, представляют примерную тематику и формы продуктов будущих проектов.

2 Этап планирования.

Проводится обсуждение разных идей проекта и осуществляется выбор одной идеи. Продумывается основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта.

Например, при выполнении проекта «Тайна женского образа в творчестве А.А. Блока»

Основополагающий вопрос можно сформулировать так: В чём тайна женского образа в творчестве А.А. Блока?

Проблемные вопросы:

- Каковы истоки формирования представления Блока о женском образе?

- Каким было влияние современников на личность и мировоззрение Блока?

Какие реальные прототипы послужили основой для создания женских образов в творчестве Блока?

Каков женский образ, воплощённый в творчестве Блока?

-Какими худ. Приёмами Блок создаёт женские образы в различные периоды творчества?

3 Этап сбора информации.

Проводится работа с разнообразными источниками информации (книги, статьи, словари, Интернет). Т.о., происходит сбор материалов по проблеме, которая является предметом исследования. Основной метод работы – аналитическое чтение.

4 Этап обработки материала.

Проводится работа с текстом худ. Произведения, на основе к-го выполняется проект. Учащиеся выполняют самостоятельную работу: ищут ответы на поставленные проблемные вопросы, составляют характеристики героев и ситуаций, сравнительные таблицы, схемы, диаграммы.

5 Этап реализации проекта (выполнение).

На этом этапе учащиеся работают самостоятельно, учитель не участвует, но консультирует уч-ся по мере необходимости, репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

6 Этап оформления результатов работы.

Создание паспорта проекта. Он состоит из следующих пунктов (на слайде).

В наполнении паспорта проекта должны принимать участие все участники группы.

7 Этап презентации результатов проекта (защита).

Презентация завершает, подытоживает работу над проектом.

8 Этап оценивания проекта.

В качестве основных критериев оценивания могут выступать:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;

- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- Коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

- привлечение знаний из других областей;

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность  и аргументированность ответов.

9 Этап рефлЕксии

Наличие этого этапа в проектной деятельности очень важно как для учащихся, так и для учителя. Рефлексия позволяет определить удачные и неудачные шаги в выполнении проекта, осознать значимость сделанной работы.

По количеству участников проекты делятся на:

- индивидуальный (1 уч.);

- парный (2 уч.);

- групповой (группа до 5 человек).

Этапы совместной работы:

Определить состав группы;

                       Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке);

                       Распределить обязанности (;

Например, групповой проект в 7 классе «Юбилейный календарь к 100-летию Вероники Тушновой». Совместная работа на этапе ориентирования, планирования, сбора информации, обработки материала (вместе выбирали вид проекта, продукт, ставили цели и задачи, вместе изучали поэзию В. Тушновой, биографию, отбирали стихотворения для календаря). Далее один ученик набирал информацию, связанную с биографией, 2 ученика набирали стихотворения для календаря, подбирали иллюстративный материал. Далее 1 ученик готовил защитную речь проекта, 2  ученик – презентацию, 3 ученик – календарь.

На этапе презентации 2 ученика защищали проект, 3 ученик листал презентацию.

Предложенный алгоритм технологии подготовки и реализации проекта поможет учащимся и их руководителям качественно подготовить проект и предусмотреть все основные моменты его реализации.

А сейчас разрешите вашему вниманию индивидуальный исследовательский проект по русскому языку «Сладкие загадки, или Почему не все конфеты нам хочется попробовать?». Представит защиту проекта ученица 7 класса Буль Марина.



Предварительный просмотр:

Слепцова В.Н.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.

Современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания учащихся будут качественными.

Если сравнить традиционную деятельность учителя  и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений 

Традиционная деятельность учителя 

Деятельность учителя, работающего по ФГОС 

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

по поиску и обработке информации;

обобщению способов действия;

постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения   должен включать  следующие   основные этапы:

  1. Орг. момент.
  • включение детей в деятельность;
  • выделение содержательной области.
  1. Постановка учебной задачи.
  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение;темы и цели урока.
  1. «Открытие» детьми нового.
  • организация самостоятельной исследовательской деятельности;
  • выведение алгоритма.
  1. Первичное закрепление
  • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
  1. Самоанализ и самоконтроль.
  2. Итог урока. Рефлексия.

При подготовке к такому уроку учителю следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.

Приведу фрагменты разных этапов урока из своего опыта.

Знаю, как начнешь занятие, так оно и продолжится. Включить ребят в работу в самом начале урока - моя важная задача. В этом мне помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.   Например, первые уроки адаптационного периода  в 5-ых классах начинаю с такого психологического настроя: «Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе. Я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Я как разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов учиться. Я учусь».

В соответствии с новыми стандартами,  прежде всего, необходимо усилить мотивацию учащихся к познанию русского языка.

Например, урок русского языка по теме “Морфемика” в 5 классе начинается чтением стихотворения П. Чеснокова:

Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.

Такой стихотворный текст является и иллюстрацией к изучаемому материалу и создает положительную мотивацию.

Обязательным этапом наших уроков является языковая разминка, которая представляет собой «Орфоэпическую разминку» и «Орфографическую минутку».

- Например: Наш урок мы начнём с того, что расставим ударение в словах. Эту работу мы делаем для того, чтобы научиться правильно говорить. Работает у доски один ученик.

Грушевый, ивовый, сливовый, пуховый, тигровый.

— Все слова какой части речи? (прилагательные)

— Для чего служат прилагательные в речи? (для украшения, чтобы речь была образной).

Только после того как выстроены взаимоотношения и включены внутренние мотивационные установки, можно рассчитывать на активное изучение и освоение учеником нового опыта, знаний, способов действия.

         Современный урок русского языка и литературы, направленный на достижение метапредметных и личностных результатов, это проблемно– диалогический урок.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Подводящий диалог. Например, в 6 классе урок русского языка по теме «Относительные местоимения.

- Заполните четвёртую строчку, исключив из каждой лишнее слово.

1. Я, вы, что.

2. Он, себя, сколько.

3. Оно, какой, они.

4. … … … (что, сколько, какой)

- Что это за группа местоимений?

- А как вы думаете, могут вопросительные местоимения относиться к другому разряду местоимений?

Сообщение темы в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников). Например, в 7 классе на уроке развития речи при написании сочинения по картине Е. Широкова «Друзья» предлагаю учащимся посмотреть видеофрагмент программы «Новости» (1 канал) о памятнике собаке «За любовь и преданность». Далее задаю вопрос: Как связан данный видеофрагмент с нашим уроком? Чем мы будем заниматься на уроке?

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

Так как на уроках литературы мы учим детей жить, через анализ различных проблемных ситуаций, поэтому активно провожу проблемные уроки.

Уроки версионного характера (по классификации Г.В. Артемьева), когда проблема решается в виде дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую версию.  Например, в 5 классе при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» перед учениками ставлю вопрос: «Представим, что Герасим не утопил Муму. Как могла сложиться их жизнь?» или предлагаю учащимся  предложить свои версии развития сюжета, отличные от авторской.

         Урок-дискуссия. Например, урок литературы в 7 классе по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Класс делю на 3 группы: «защитники» Кирибеевича,  «обвинители» и «присяжные заседатели». За собой я оставляю роль «судьи». Цель сторон: убедить «судью» и «присяжных заседателей» в своей правоте, используя текст произведения, исторический и литературоведческие комментарии, исторические и судебные прецеденты.  В ходе обсуждения слово поочередно предоставляется сторонам обвинения и защиты, «присяжные заседатели» готовят свои вопросы и делают выводы о силе и слабости позиций сторон, «судья» направляет обсуждение в нужное русло, комментируя и уточняя высказывания, иногда  помогая чётче выразить мысль.

       Урок-проблемная лекция. В название урока выношу проблемный вопрос,  над которым ученикам предстоит думать в ходе лекции учителя.

Например, в 9 классе урок по теме «Слово о полку Игореве». История открытия и изучения памятника. Проблема авторства строю как проблемную лекцию. На доске записываю вопрос «Кто же автор Слова?» Рассказываю об истории открытия Памятника, его происхождении и изучении, опираясь на воспоминания современников (Лаврентьевская и Ипатьевская летописи), на свидетельство историков, рассматриваем гипотезы литературоведов об авторстве Слова. Учащиеся в ходе рассказа, подкрепленного мультимедийной презентацией, делают необходимые записи. В конце урока ученики  формулируют ответ на проблемный вопрос, подкрепляя свои доводы аргументами из лекции учителя или собственными примерами.

Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для старшеклассников большое значение, так как именно такие умения требуются при государственной итоговой аттестации

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно:  он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя и ученика.