В творческой лаборатории учителя

Слепцова Виктория Николаевна

Разработки уроков, презентации, карточки

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Презентация к сочинению по картине Пластова "Летом", 5 класс797.6 КБ
Package icon Презентация к сочинению по картине Решетникова "Мальчишки", 5 класс2.33 МБ
Package icon Древнерусская литература91.97 КБ
Package icon Полтава, 7 класс335.53 КБ
Package icon Фразеологизмы, зашифрованные в рисунках98.65 КБ
Microsoft Office document icon Карточки по причастию27 КБ
Package icon Толстой627.36 КБ
Package icon Орфоэпическая разминка454.46 КБ
Package icon Орфоэпическая разминка №2420.61 КБ
Package icon Орфоэпическая разминка №31006.13 КБ
Package icon Презентация к уроку "Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского "Сирень"184.74 КБ
Package icon Презентация для интерактивной доски по теме "Ция - цыя"32.26 КБ
Файл Пословицы17.22 КБ
Microsoft Office document icon Игра по творчеству Салтыкова-Щедрина (7 класс)39.5 КБ
Package icon Презентация к уроку "Множественное число имён существительных"2.09 МБ
Microsoft Office document icon Урок русского языка "Множественное число имён существительных"84 КБ
Package icon Задания для интерактивной доски по теме "Множественное число имён существительных"183.42 КБ
Microsoft Office document icon Клоуз-тест по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"28 КБ
Microsoft Office document icon Клоуз-тест по стихотворению А.А. Фета "Ещё майская ночь"29.5 КБ
Microsoft Office document icon Карточки по русскому языку "И-Ы после приставок", 6 класс29 КБ
Microsoft Office document icon Карточки по русскому языку "Кас - кос", 6 класс29 КБ
Office presentation icon Презентация "Назывные предложения"50.5 КБ
Office presentation icon Презентация "Обобщённо-личные предложения"69.5 КБ
Office presentation icon Презентация "Определённо-личные предложения"328 КБ
Office presentation icon Синтаксический разбор предложения57.5 КБ
Microsoft Office document icon Карточки по теме "Сравнительная степень имён прилагательных"28.5 КБ
Microsoft Office document icon Карточки "Повторение изученного о местоимении!27.5 КБ
Microsoft Office document icon Урок в 6 классе по теме "Относительные местоимения"63 КБ
Microsoft Office document icon Виды рефлексии33 КБ

Подписи к слайдам:

Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». Пластов Аркадий Александрович1893-1972 «Купание коней»
«Люди колхозной деревни»


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» Чем глубже в топкую вязкую ночь погружалось окрестное предгорье, тем выше и прозрачнее становилось небо над головой. Великолепная россыпь ярко мигающих тревожных звезд – игольчатый иней на гигантском стекле – пульсировала в невыразимой, несказанной вышине. Там шла бесконечная деятельная жизнь: неподвижными белыми прожекторами жарили крупные звезды; медленно ворочались, перемещаясь, маяки поменьше; суетливо мигали и вспыхивали бисерные пригоршни мелких огней, среди которых носились облачка жемчужной звездной пыли. Все жило, все плыло и шевелилось, боролось, заикалось, требовало, вздымалось и опадало в той ужасающей, седой от звезд, бездне вверху… Там шла какая-то непрерывная контрольная по геометрии: выстраивались фигуры – окружности, углы и трапеции, а прямо в центре неба образовался квадрат – окно, довольно четко обозначенное алмазным пунктиром, и сколько бы я ни шла, то убыстряя, то замедляя шаг, это окно плыло и плыло надо мной, и мне казалось, что внутри своих границ оно содержит звезды более яркие, более устрашающие и одушевленные, и что наверняка где-то там, в другой вселенной, тоже идет по дороге одинокая и упрямая девочка, и над ней тоже плывет призывное это окно… Я придумала себе, что там вот-вот что-то произойдет, мне что-то покажут в этом космическом окне, поэтому то и дело останавливалась, задирала голову и пристально следила за знаками, каждый раз обнаруживая удивительные события: новые вспышки завихрений, новые сообщества беспокойно мигающих звезд… Иногда я принималась энергично махать руками, подавая знаки той, другой девочке: а вдруг у них такая развитая цивилизация, что она меня видит в какой-нибудь космический телескоп? «Мальчишки» 1971 год
Решетников Федор Павлович (1906 г. - 1988 г.) - советский художник
Ф. П. Решетников родился 15 (28) июля 1906 года в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи в семье иконописца. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 года).Картина Ф.П.Решетникова "Прибыл на каникулы" (1948) является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров - больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе[1].Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Награды и медали. * Сталинская премия второй степени (1949) — за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы» * Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «За мир !» (1950) * народный художник СССР (1974) * два ордена и медали «Прибыл на каникулы» 1948 год
Детские образы в творчестве Ф.П.Решетникова «Опять двойка» 1952 год
«Достали языка» 1943 год


Подписи к слайдам:

Возникновение Древнерусской литературы. Русское летописание. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Обложка «Повести временных лет»
Преподобный Нестор, Летописец Печерский (монах Киево-Печерского монастыря)


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин. «Полтава». Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских воинов. Образ Петра I Пушкин писал по преимуществу, даже главным образом, для России, но всё же его произведения проникнуты духом мировой истории.Б.И. Бурсов, литературовед А.С. Пушкин (1799-1837) Поэма (от греч. poiema, poieo – делаю, творю) – большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера; в современном понимании всякое большое или среднее по объёму стихотворное произведение.


Предварительный просмотр:

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить, строить, мыться.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить, строить, мыться.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить, строить, мыться.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить.



Подписи к слайдам:

Лев Николаевич Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910)
Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ Тулы, в дворянской семье.
Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее вижу общие законы, необходимые для моего отечества…Л.ТОЛСТОЙ, «Воспоминания В деревне»
Княжна Мария Николаевна Волконская(1790-1830).Мать Л.Толстого.
Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась… всё, что я знаю о ней, всё прекрасно…Л.Толстой «Воспоминания»
Граф Николай Ильич Толстой(1795-1837).Отец Л. Толстого.
Первое место…занимает, хотя и не по влиянию на меня, но по моему чувству к нему,… мой отец. Л.Толстой «Воспоминания»
СОФЬЯ АНДРЕЕВНА БЕРСВ 1862 году Л. Толстой женился на дочери врача.
Выбор давно сделан. Литература-искусство, педагогика и семья. Л. Толстой, Дневник, 6 октября 1863 годаОна мне серьёзный помощник. Л. Толстой- А. А. Фету. 15 мая 1863 года
В 1851 году Л.Толстой уехал на Кавказ и поступил добровольцем в артиллерию.
Наконец сегодня я получил приказ отправиться к своей батарее, я фейерверкер 4-го класса. Вы не поверите, какое это доставляет мне удовольствие. Л. Толстой- Т. А. Ергольской. 3 января 1852 года
Л. Н. Толстой на службе на Кавказе Ф. Ф. Торнау «Воспоминания кавказского офицера» Умер ТОЛСТОЙ…Но в его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему.
Демонстрация в Петербурге по поводу смерти Л. Н. Толстого. 1910 годМогила Л. Н. Толстого в Ясной Поляне.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ Л.Н.ТОЛСТОГО В МОСКВЕ
Домашнее задание Дочитать рассказ.С. 259 – выписать определения понятий идея, сюжет, рассказ.Найти в Толковом словаре значение слов жила, костыль.


Подписи к слайдам:

Сочинение – описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» П.П. Кончаловский Мне понравилась картина П.Кончаловского…Когда я смотрю на картину П.Кончаловского, я вспоминаю…Нельзя остаться равнодушным, увидев такой замечательный букет…


Предварительный просмотр:

Тема:Погсловицы и поговорки.

Цель: Развивать навыки устной речи. Привить интерес к урокам литературы.

Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.

На доске

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото

(А. С.Пушкин)

Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

(В. И.Даль)

В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

(А. М.Горький)

1.Организационный момент. 

2.Проверка дом.зад.

3.Игра «Закончи пословицу»

Учитель называет первую половину пословицы, а ученики – вторую.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто много говорит, тот мало делает.

Повторенье - мать ученья.

Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает.

Не спеши языком - торопись делом.

Сделал дело - гуляй смело.

Ученье-свет, а неученье - тьма.

Куй железо, пока горячо.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Делу – время, а потехе – час.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Не всё то золото, что блестит.

4. Выведение темы и целей урока.

Яркие, сочные пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно. Широко использовали и используют в своих произведениях пословицы и поговорки писатели и поэты (обратить внимание на книжную выставку.)Команды подготовили инсценировку рассказов Л. Толстого.

Найдите пословицы в тех произведениях, которые сейчас увидите и услышите. Объясните их смысл.

5. Работа по учебнику.

6.Игра «Восстанови пословицу»

Восстанови пословицу по словам, написанным на табличках.

Дело – безделье

Маленькое дело лучше большого безделья.

Дружба-служба

Дружба дружбой, а служба службой.

Лает – кусает

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Руки – скуки

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Труд – лень

Труд человека кормит, а лень портит.

Шило – мешок

Шила в мешке не утаишь.

Родина – постоять

Родина –мать, умей за неё постоять.

Труд- рыбка

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

7.Игра «Найди смыслового «близнеца»

Как вы знаете, многие народы имеют схожие по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице « Как волка не корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая « Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно она опять в лужу прыгнет». С нашей пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает» схожа немецкая «Какое дерево, такая и груша». В таблице даны слева немецкие пословицы, справа - русские. Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

Немецкие

Русские

Не ленись, ясли сами ко рту не подойдут.

Кто много начинает, очень мало осуществляет.

Ошибки других – хорошие учителя.

Совершённые поступки в советах не нуждаются.

С красноречивым языком не пропадёшь.

Лицо выдаёт негодяя.

Один всё равно, что никто.

Тухлое яйцо портит всю кашу.

Сначала подумай, потом начинай.

Сначала ноша, потом отдых.

В беде сотня друзей весит очень мало.

Свежая рыба – хорошая рыба.

Дожди образуют реки.

Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы.

Отсутствие ответа тоже ответ.

Любить и петь заставить нельзя.

Любовь к делу делает труд лёгким.

Глупые руки марают стол и стены.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Язык до Киева доведёт.

Один в поле не воин.

Овёс к лошади не ходит.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Дело мастера боится.

Кончил дело –гуляй смело.

С миру по нитке – голому рубаха.

Дуракам закон не писан.

После драки кулаками не машут.

Молчание –знак согласия.

На голове густо, да в голове пусто.

Истинные друзья познаются в беде.

Насильно мил не будешь.

На воре шапка горит.

Куй железо, пока горячо.

Ложка дёгтя в бочке мёду.

На ошибках учатся.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

(Ответы: Немецкие « Русские

1 3

2 18

3 17

4 9

5 1

6 14

7 2

8 16

9 4

10 6

11 12

12 15

13 7

14 11

15 10

16 13

17 5

18 8

8.Игра»Угадай-ка»

Придумайте вопросы к поговоркам и задайте команде - сопернице, ответы должны прозвучать поговоркой.

Например, в какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нём есть, а душевной атмосферой, которая царит в нём?(Красна изба не углами, а красна пирогами.)

Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает своё дело?( Дело мастера боится)

9.Игра « Библейская мудрость»

Источником возникновения пословиц и поговорок послужили и библейские афоризмы. Сравните:

« Кесарю кесарево, а Божие Богу» - Каждому своё.

Попробуйте определить пословицы, поговорки по библейским афоризмам.

« Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» ( Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться) 2. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, или дерево худое приносить плоды добрые» ( Яблочко от яблони недалеко падает) « А язык укоротить никто из людей не может, это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» ( Язык мой – враг мой) «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь?» (В чужом глазу сучок видит, а в своём бревна не замечает. « …Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (Что посеешь, то и пожнёшь) «…Худые сообщества развращают добрые нравы» ( С кем поведёшься, от того и наберёшься)

10.Аукцион пословиц, поговорок о Родине.

11.Подведение итогов. Дом. Зад.



Предварительный просмотр:

Тест по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1 вариант

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

а) в результате кораблекрушения                в) с помощью волшебника

б) по щучьему велению, моему хотению  г ) прилетели на ковре-самолёте

2.  На какой улице в Петербурге жили два генерала?

а) на  Подьяческой                                            в) на  Литейной

б) на Фонтанке                                                  г) на  Невском

3. В чём мужик варил суп?

а) в котелке                                                         в) в кокосовой скорлупе

б) в пригоршне                                                   г) в чане

4. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

а) «Московскую правду»                                 в) «Московское обозрение»

б) «Московские ведомости»                          г) «Вестник Москвы»

5. Как генералы отыскали на острове мужика?

а) по следам, оставленным на песке          в) по запаху мякинного хлеба

б) по звукам балалайки                                  г) по его крикам

6. Кем этот мужик работал в Петербурге?

а) поваром                                                            в) маляром

 ) кузнецом                                                         г) извозчиком

7. Какой из двух генералов был поумнее?

а) тот, кто был учителем каллиграфии        в) тот, кто был учителем логики

б) тот, кто был учителем географии             г) тот, кто вообще не был учителем

8. Как генералы мужика при себе удерживали?

а) цепью приковали                                          в) смирительную рубашку одели

б) веревочкой привязали                                г) он остался сам

  • вариант

        1. В каком виде два генерала прибыли на остров?

а) в мундирах                                     в) в шубах и валенках

б) в ночных рубашках                       г) раздетые

2. Где  служили два генерала?

а) в казначействе                              в) в военном ведомстве  

б) в регистратуре                              г) в армии

3. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

а) пуговицу                                          в) тапочки

б) орден                                               г) платок

4. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

а) всё время спать                              в) найти мужика

б) научиться работать                       г) поймать зверя

5. Из чего мужик сделал силки для  птиц?

       а) из собственных волос                 в) из собственных лаптей

       б) из собственной рубахи              г) из лески

6. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

а ) высекли                                         в) откормили

б) напоили                                         г) отпустили поплавать

7. Как генералы вернулись домой?

а) заснули и проснулись дома      в) их спасли случайно

 б) так же, как попали на остров    г) мужик построил корабль

8. Чем генералы наградили мужика?

а) бутылкой пива                            в) плетьми  

б) медалью                                      г) рюмкой водки и пятаком

Тест по  сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

1.Чем в своей жизни был недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

а) маленькой пенсией

б)обилием мужиков

в) отсутствием жены

г) отсутствием детей

2.Где живет герой сказки о диком помещике?

а) в некотором царстве

б) в Орловской губернии

в ) в приволжских степях

г) за границей

3.Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

а) вперед

б) старайся

в) долой

г) даешь

4.Кого звал помещик в гости?

а) медведя

 б) губернатора

в) генералов-соседей

г) судью

5. Какой способ прогулки помещик считал «самым приличным и удобным»?

а) на четвереньках

б) в карете

в) верхом на лошади

г)  в телеге

6. Чем дикий помещик угощал своих гостей?

а) колбасой

б) пряниками

в) вареньем

г) ягодами и грибами

7. Почему осенью помещик даже голода не чувствовал?

а) надел тулуп

б) сидел на печи

в) оброс волосами

г) беспробудно пил

8. Что помещик, одичав, не успел приобрести?

а) когтей

б)  хвоста

в) звериной силы

г) шерсти

9. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужиков к помещику?

а) губернское начальство

б) сам помещик

в) соседи

г)царь



Подписи к слайдам:

«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас. Наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».Н.В. Гоголь
Орфоэпическая разминка
Третий лишний
вьюгамальчикшарик
Третий лишний
ВенгероворекаКавказ
Задачи
Познакомиться со способами – Учиться отличать множественное число существительных отОпределить роль существительных множественного числа в
образования форм множественного числа имёнсуществительных.
единственного.
речи.
Словарная работа
- участники войны, лица командного, руководящего состава. - специалисты с высшим техническим образованием.
Офицеры
Инженеры
Домашнее задание
Параграф 98, упражнение 551, повторить словарные слова.


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе.

Тема: Множественное число имён существительных.

Цель: Показать принцип, по которому образуются формы множественного числа существительных; учить разграничивать единственное и множественное число имён существительных; развивать мотивацию к познавательной деятельности; предупреждать речевые ошибки; формировать навыки работы в парах, группах.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД: научиться способам образования форм множественного числа существительных; учиться выбирать гласные в окончаниях существительных в форме множественного числа; понимать их роль в речи; анализировать и систематизировать учебный материал;

Коммуникативные УУД: уметь выражать свою точку зрения, аргументировать её и соотносить с другими точками зрения;

Регулятивные УУД: осуществлять оценку и самооценку.

Оборудование: Учебники: Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова (Часть 2), Литература. 5 класс. В.Я. Коровина (Часть 1), компьютер, интерактивная доска, колонки, медиапроектор, ватман, карточки для составления кластера.

Технологические приёмы и формы работы: проблемный диалог, работа в парах, работа в группах, составление кластера.

Ход занятия

I. Мотивационное начало урока.

Учитель входит в  темный класс с горящей свечой.

- Ребята, посмотрите на эту свечу. Я хочу, чтобы в каждом сердце горел такой же огонек доброты, как пламя у нашей свечи.  Пусть вместе с дымом этой свечи из ваших душ уйдет все самое плохое и останется только хорошее. Давайте дружно задуем свечу.

На экране эпиграф к уроку

«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

Н.В. Гоголь

- Как вы понимаете высказывание Н.В. Гоголя?

- В словах Н.В. Гоголя хочется особо подчеркнуть четыре слова – наслажденье, погрузиться, чудные законы, потому что, только научившись «погружаться» в язык, вы придёте к пониманию законов, правил, системы его. Когда вы научитесь чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут, тогда придёт и желание «изловить» законы его, то есть через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей вы придёте к грамотной устной и письменной речи. Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы смогли убедиться в том, что «погрузиться» во всю неизмеримость языка есть «наслаждение», что с «русским языком можно творить чудеса».

II. Актуализация знаний

         - Ребята, на каком языке вы впервые сказали слово «мама»?

- Что вы знали тогда о языке?

- А что возникает раньше: умение говорить на родном языке или знания о том, как он устроен?

- Для чего нужно изучать язык, если мы и так умеем говорить на нём?

- Так зачем же нам изучать родной язык?

- Ребята, этому мы и учимся на уроках русского языка, и будем учиться сегодня. Но, сначала, чтобы хватило сил для работы, нужно размяться. А)Проведём орфоэпическую разминку.

Учитель включает аудиозапись, ученики на слух определяют ошибку в произношении.

Работа хором: произносим верный орфоэпический вариант.

1. Свёкла, крапива, щавель.

2. Торты, звонит, начала.

3. Хочу поработать с каталогом. Какие красивые жалюзи! Будет суп со свёклой.

Б) Лингвистическая разминка.

- Определите понятие по его значению.

Эта часть речи живёт в стране Морфология, даёт название различным предметам и явлениям. Предметы бывают двух видов. (имя существительное).

- Что вы уже знаете об имени существительном?

- Я сейчас вас проверю. Буду говорить высказывание, если не согласны, хлопните в ладоши.

* Имя существительное относится к мужскому, женскому и среднему роду, изменяется по родам, падежам и числам. (изменяется только по падежам и числам).

* В предложении существительные чаще всего бывают сказуемыми, дополнениями или обстоятельствами. (подлежащими, дополнениями или обстоятельствами).

* Найдите лишнее существительное.

Вьюга, мальчик, шарик.

Венгерово, река, Кавказ.

III. Освоение нового материала.

 А) Постановка проблемы.

- Как вы считаете, всё ли вы знаете о русском языке?

А вот есть такая девочка, Клава Ошибкина, которая считала, что всё знает об имени существительном. Она выполнила домашнее задание и хотела получить пятёрку. Да вот незадача, учитель не смог поставить ей «пять». Хотите знать «почему»?

  Она написала на доске следующее:

В мире есть много необычных памятник. В нашем селе тоже есть два памятник.

- Каких знаний не хватает Клаве?

- Объяснение написания слова памятник в данных предложениях.

- В чем отличие этих существительных?

-  Как их необходимо написать? 

Б) Формулирование  темы и цели  урока учащимися.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- На какие вопросы нам нужно будет найти ответы?

- Какую группу существительных мы сегодня рассмотрим?

Правильно, мы сегодня рассмотрим существительные множественного числа.

Запись темы на доске: Множественное число имён существительных.

Сформулируйте цели нашего урока.

НА доске:

Познакомиться  со способами ….  ……. …. ……

Учиться отличать множественное число существительные от ….

Определить роль существительных множественного числа в  ……….  

Развивать навыки … ….  

В) Лингвистический эксперимент.

- Сформулируйте задание к записи. (Определите род существительных и образуйте от них множественное число)

Род - ?                                                Мн. ч.

Книга ---

Учитель ---

Словарь ---

Окно ----

- Какие окончания имеют существительные женского, мужского и среднего рода?

- Проверим по учебнику, правильно ли мы определили окончание существительных множественного числа? (с.73)

Обобщим полученные сведения и составим кластер.

Динамическая пауза

 Комплекс упражнений «На море"(под музыку «Шум моря») для глаз

а) «Горизонт»

Чертим пальчиком пальца правой руки линию горизонта (на море) слева-направо, глаза сопровождают, голова прямо.

б) «Лодочка»

Чертим лодочку (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

в) «Радуга»

Чертим радугу (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

г) «Яркое солнышко»

Зажмуриться - «Солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать.

IV.  Активизация и закрепление изученного материала.

  1. Работа по цепочке у доски.

с. 73 упр.549. Дополнительное задание: определите склонение имён существительных мн. числа.

  1. Работа по учебнику литературы.

- А теперь экскурс в историческое прошлое нашей страны.

- Давайте обратимся к литературным произведениям, которые вы уже изучили в 5 классе. Вспомните, откуда этот отрывок? (Слушание аудиозаписи  «Бородино» М.Ю. Лермонтова).

- Учебник литературы с. 151

Задание: выпишите из первой и второй частей имена существительные множественного числа (самостоятельная работа).

3) Словарно-орфографическая работа.

- Какие события описывает это стихотворение? (война 1812 года)

- Как называется эта война? (Отечественная)

- А какая ещё Отечественная война была в нашей стране? (Великая Отечественная 1941-1945 гг). Беседа о 70-летии победы.

- Ребята, а как называют участников войны, лиц командного, руководящего состава? (офицеры) ( на слайде).

- Следующее словарное слово отгадайте по его лексическому значению.

Специалисты с высшим техническим образованием (инженеры).

- Запишите словарные слова в словарик, проговорите орфоэпически верно и составьте с ними предложения (в парах, по вариантам).

4) Лингвистическая лаборатория.

С. 74 упр. 552 (коллективная работа с иллюстрациями). На интерактивной доске.

Вывод: на верхних частях  картинок изображены листы, зубы, корни, на нижних - листья, зубья, коренья; в единственном числе формы этих существительных совпадают: лист, зуб, корень.

- Составление и запись словосочетаний с этими существительными.

V. Обобщение.

- Работа с интерактивной доской.

- Сформулируйте задание к записи.

Дети по очереди выходят к доске, распределяя слова на существительные множественного числа и единственного числа.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

- Достигли ли мы той цели, что ставили в начале урока?

- Что вам было трудно?

- Что вас удивило?

- Что я понял о себе?

- Когда я училась в университете, нашему профессору по морфологии во время лекции пришла довольно бойкая записка от студента: «Зачем мы изучаем и засоряем свою голову всевозможными науками?»

Профессор долго молчал и, наконец, строго поглядев на студента сказал: «В жизни нам приходится решать три великих вопроса: Справедливо это или несправедливо? Истинно это или ложно? Красиво или безобразно? Образование поможет нам решить эти вопросы».

Ребята, я согласна с профессором. Я – за любознательность, за богатство человеческой души и добрые поступки. А вы? Я думаю, что да!

VII. Домашнее задание.

 Параграф 98, упр. 551, словарные слова.



Предварительный просмотр:

Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому …………….. лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной ……………. Дороге, по …………….., обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под ……………… тумана, - полились сперва алые, потом …………….., золотые потоки молодого, горячего ……..  .

Всё зашевелилось, ………………, запело, ………………., заговорило. Всюду ……………. Алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ………………, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки ……….., и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший …………. .

Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому …………….. лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной ……………. Дороге, по …………….., обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под ……………… тумана, - полились сперва алые, потом …………….., золотые потоки молодого, горячего ……..  .

Всё зашевелилось, ………………, запело, ………………., заговорило. Всюду ……………. Алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ………………, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки ……….., и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший …………. .

Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому …………….. лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной ……………. Дороге, по …………….., обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под ……………… тумана, - полились сперва алые, потом …………….., золотые потоки молодого, горячего ……..  .

Всё зашевелилось, ………………, запело, ………………., заговорило. Всюду ……………. Алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ………………, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки ……….., и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший …………. .

Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому …………….. лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной ……………. Дороге, по …………….., обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под ……………… тумана, - полились сперва алые, потом …………….., золотые потоки молодого, горячего ……..  .

Всё зашевелилось, ………………, запело, ………………., заговорило. Всюду ……………. Алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ………………, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки ……….., и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший …………. .



Предварительный просмотр:

Какая ночь! На всём какая …….!
Благодарю, родной ………….. край!
Из царства льдов, из царства ……. и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все ………… до единой
Тепло и ……... в душу смотрят вновь,
И в воздухе за …………. соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист ………………
Застенчиво манит и ………….. взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ……., не мог меня томить!
Опять к тебе иду с ………… песней,
Невольной - и последней, может быть.

Какая ночь! На всём какая …….!
Благодарю, родной ………….. край!
Из царства льдов, из царства ……. и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все ………… до единой
Тепло и ……... в душу смотрят вновь,
И в воздухе за …………. соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист ………………
Застенчиво манит и ………….. взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ……., не мог меня томить!
Опять к тебе иду с ………… песней,
Невольной - и последней, может быть.

Какая ночь! На всём какая …….!
Благодарю, родной ………….. край!
Из царства льдов, из царства ……. и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все ………… до единой
Тепло и ……... в душу смотрят вновь,
И в воздухе за …………. соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист ………………
Застенчиво манит и ………….. взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ……., не мог меня томить!
Опять к тебе иду с ………… песней,
Невольной - и последней, может быть.

Какая ночь! На всём какая …….!
Благодарю, родной ………….. край!
Из царства льдов, из царства ……. и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все ………… до единой
Тепло и ……... в душу смотрят вновь,
И в воздухе за …………. соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист ………………
Застенчиво манит и ………….. взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ……., не мог меня томить!
Опять к тебе иду с ………… песней,
Невольной - и последней, может быть.



Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные гласные.

Раз..скать товарища, без..скуственная красота, небез..звестная личность, сверх..нтересный рассказ, с..грать в хоккей, легко об..грать, меж..нститутские соревнования, организовать контр..гру, пред..дущий параграф, без..мянный палец, под..тожить дискуссию.

Вставьте пропущенные гласные.

Раз..скать товарища, без..скуственная красота, небез..звестная личность, сверх..нтересный рассказ, с..грать в хоккей, легко об..грать, меж..нститутские соревнования, организовать контр..гру, пред..дущий параграф, без..мянный палец, под..тожить дискуссию.

Вставьте пропущенные гласные.

Раз..скать товарища, без..скуственная красота, небез..звестная личность, сверх..нтересный рассказ, с..грать в хоккей, легко об..грать, меж..нститутские соревнования, организовать контр..гру, пред..дущий параграф, без..мянный палец, под..тожить дискуссию.

Вставьте пропущенные гласные.

Раз..скать товарища, без..скуственная красота, небез..звестная личность, сверх..нтересный рассказ, с..грать в хоккей, легко об..грать, меж..нститутские соревнования, организовать контр..гру, пред..дущий параграф, без..мянный палец, под..тожить дискуссию.

Вставьте пропущенные гласные.

Раз..скать товарища, без..скуственная красота, небез..звестная личность, сверх..нтересный рассказ, с..грать в хоккей, легко об..грать, меж..нститутские соревнования, организовать контр..гру, пред..дущий параграф, без..мянный палец, под..тожить дискуссию.

Вставьте пропущенные гласные.

Раз..скать товарища, без..скуственная красота, небез..звестная личность, сверх..нтересный рассказ, с..грать в хоккей, легко об..грать, меж..нститутские соревнования, организовать контр..гру, пред..дущий параграф, без..мянный палец, под..тожить дискуссию.

Вставьте пропущенные гласные.

Раз..скать товарища, без..скуственная красота, небез..звестная личность, сверх..нтересный рассказ, с..грать в хоккей, легко об..грать, меж..нститутские соревнования, организовать контр..гру, пред..дущий параграф, без..мянный палец, под..тожить дискуссию.

Вставьте пропущенные гласные.

Раз..скать товарища, без..скуственная красота, небез..звестная личность, сверх..нтересный рассказ, с..грать в хоккей, легко об..грать, меж..нститутские соревнования, организовать контр..гру, пред..дущий параграф, без..мянный палец, под..тожить дискуссию.

Вставьте пропущенные гласные.

Раз..скать товарища, без..скуственная красота, небез..звестная личность, сверх..нтересный рассказ, с..грать в хоккей, легко об..грать, меж..нститутские соревнования, организовать контр..гру, пред..дущий параграф, без..мянный палец, под..тожить дискуссию.



Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка подр..сла, подг..ревшее молоко, зам..рать от восторга, разр..слась акация, зап..рать на ключ, сложное предл..жение, краткое прил..гательное, подр..стковый возр..ст, осторожное предпол..жение, заст..лить постель, интересное р..стение, слегка прик..снуться.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка подр..сла, подг..ревшее молоко, зам..рать от восторга, разр..слась акация, зап..рать на ключ, сложное предл..жение, краткое прил..гательное, подр..стковый возр..ст, осторожное предпол..жение, заст..лить постель, интересное р..стение, слегка прик..снуться.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка подр..сла, подг..ревшее молоко, зам..рать от восторга, разр..слась акация, зап..рать на ключ, сложное предл..жение, краткое прил..гательное, подр..стковый возр..ст, осторожное предпол..жение, заст..лить постель, интересное р..стение, слегка прик..снуться.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка подр..сла, подг..ревшее молоко, зам..рать от восторга, разр..слась акация, зап..рать на ключ, сложное предл..жение, краткое прил..гательное, подр..стковый возр..ст, осторожное предпол..жение, заст..лить постель, интересное р..стение, слегка прик..снуться.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка подр..сла, подг..ревшее молоко, зам..рать от восторга, разр..слась акация, зап..рать на ключ, сложное предл..жение, краткое прил..гательное, подр..стковый возр..ст, осторожное предпол..жение, заст..лить постель, интересное р..стение, слегка прик..снуться.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка подр..сла, подг..ревшее молоко, зам..рать от восторга, разр..слась акация, зап..рать на ключ, сложное предл..жение, краткое прил..гательное, подр..стковый возр..ст, осторожное предпол..жение, заст..лить постель, интересное р..стение, слегка прик..снуться.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка подр..сла, подг..ревшее молоко, зам..рать от восторга, разр..слась акация, зап..рать на ключ, сложное предл..жение, краткое прил..гательное, подр..стковый возр..ст, осторожное предпол..жение, заст..лить постель, интересное р..стение, слегка прик..снуться.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка подр..сла, подг..ревшее молоко, зам..рать от восторга, разр..слась акация, зап..рать на ключ, сложное предл..жение, краткое прил..гательное, подр..стковый возр..ст, осторожное предпол..жение, заст..лить постель, интересное р..стение, слегка прик..снуться.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка подр..сла, подг..ревшее молоко, зам..рать от восторга, разр..слась акация, зап..рать на ключ, сложное предл..жение, краткое прил..гательное, подр..стковый возр..ст, осторожное предпол..жение, заст..лить постель, интересное р..стение, слегка прик..снуться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: Опасаясь беспорядков в среде русского дворянства, А) дуэли были запрещены Петром 1. Б) Петр 1 запретил дуэли. В) вышел указ Петра 1 о запрещении дуэлей. Г) по указу Петра 1 запретили дуэли.

Слайд 2

2) Укажите верную основу предложения: Вся другая информация для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. А) информация для обработки Б) информация должна быть преобразована В) информация должна Г) информация преобразована

Слайд 3

3. Проверьте постановку запятой в предложении, поставьте её, если это необходимо, и объясните свой выбор. Для голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания и его реализация в художественном образе.

Слайд 4

4. Укажите, где в данном предложении должны стоять запятые: Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и (4) завершившаяся (5) работами Исаака Ньютона (6) обозначила новый этап развития науки. А) 2,3 В) 1,6 Б) 1,3,4,5 Г) 1,3,6

Слайд 5

5. Укажите предложение, где нужно поставить одну запятую: А) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного эпитета. Б) Лес шумел не только убаюкивающее и певуче но и печально. В) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города. Г) Почти каждый из французских скульпторов работал и в историческом и в портретном и в пейзажном жанрах.

Слайд 6

Проанализируйте предложения Что посеешь, то и пожнёшь. Береги платье снову. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Слайд 7

Обобщённо-личные предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистическая разминка

Слайд 2

1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? г..ревший, задр..жать, т..инственный обог..щаться, прик..сновение, б..гровый обозн..чать, прил..жение, обл..котившись подос..лать (соломы), гиган..ский, де..сад.

Слайд 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Перебравшись через топь (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса. 1) 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4

Слайд 4

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У? лопоч..щий малыш, музыканты услыш..т скач..щих всадников, канаты удерж..т щебеч..щих птиц, грибники ищ..т тревож..щие новости, клокоч..т родники

Слайд 5

4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё? А. парч..вый, Б. сгущ..нка, В. медвеж..нок, Г. ноч..вка 1) Б, Г 2) А, В 3) Б, В 4) А, Б, Г

Слайд 6

Укажите односоставные предложения. Ты хочешь знать, что видел я на воле? И вот дорогою прямой Пустился, робкий и немой. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Там положить вели меня.

Слайд 7

Определённо-личные предложения.

Слайд 8

Пассажирская платформа на железнодорожной станции. Перрон


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Записал народ в свою книгу книг, Справедливость во всём любя: - Глупый больше требует от других, Мудрый - от самого себя. Н. Рыленков

Слайд 2

Художник использует цвета: синий, зелёный, красный – и много других цветов.

Слайд 3

Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-красный. Скоро он стал еле заметен.

Слайд 4

Я очень люблю своего щенка. Я хожу с ним гулять. Я играю с ним. Я кормлю его. Я купаю его.

Слайд 5

Твой стих, как божий дух, носился над толпой. И стыдно было даже думать об этом, но всё-таки и эти стихи, как стихи о парусе, утёсе и дубовом листке, тоже были про меня.



Предварительный просмотр:

1. Сравнительная степень имён прилагательных образуется путём:

А)путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффикса –айш-;

Б) путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов –е-, -ее-, -ей-, -ше-;

В) путём прибавления к основе начальной формы прилагательных слова более.

2. Образуйте от имён прилагательных простую форму сравнительной степени.

Хороший, добрый, громкий, интересный, приветливый, симпатичный, высокий, яркий, плохой, спокойный.

1. Сравнительная степень имён прилагательных образуется путём:

А)путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффикса –айш-;

Б) путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов –е-, -ее-, -ей-, -ше-;

В) путём прибавления к основе начальной формы прилагательных слова более.

2. Образуйте от имён прилагательных составную форму сравнительной степени.

Хороший, добрый, громкий, интересный, приветливый, симпатичный, высокий, яркий, плохой, спокойный.

1. Сравнительная степень имён прилагательных образуется путём:

А)путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффикса –айш-;

Б) путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов –е-, -ее-, -ей-, -ше-;

В) путём прибавления к основе начальной формы прилагательных слова более.

2. Образуйте от имён прилагательных простую форму сравнительной степени.

Хороший, добрый, громкий, интересный, приветливый, симпатичный, высокий, яркий, плохой, спокойный.

1. Сравнительная степень имён прилагательных образуется путём:

А)путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффикса –айш-;

Б) путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов –е-, -ее-, -ей-, -ше-;

В) путём прибавления к основе начальной формы прилагательных слова более.

2. Образуйте от имён прилагательных составную форму сравнительной степени.

Хороший, добрый, громкий, интересный, приветливый, симпатичный, высокий, яркий, плохой, спокойный.



Предварительный просмотр:

  1. Запишите примеры к каждому разряду местоимений.

Личные:

Отрицательные:

Возвратные:

Вопросительно-относительные:

Неопределённые:

Притяжательные:

Указательные:

Определительные:

  1. Ответьте знаками (+ или - ) на вопросы.
  1. Местоимение «я» не склоняется.
  2. Местоимение «ты» изменяется по числам.
  3. У личных местоимений третьего лица есть род только в единственном числе.
  4. Местоимения третьего лица изменяются по числам.
  5. Местоимение «мы» изменяется по числам и родам.
  6. Местоимение «вы» изменяется только по числам.
  7. Местоимения «я» и «ты» имеют формы множественного числа.
  8. У личных местоимений три лица.
  9. Местоимения «я» и «ты» не изменяются по родам.

  1. Запишите примеры к каждому разряду местоимений.

Личные:

Отрицательные:

Возвратные:

Вопросительно-относительные:

Неопределённые:

Притяжательные:

Указательные:

Определительные:

  1. Ответьте знаками (+ или - ) на вопросы.
  1. Местоимение «я» не склоняется.

2.Местоимение «ты» изменяется по числам.

  1. У личных местоимений третьего лица есть род только в единственном числе.
  2. Местоимения третьего лица изменяются по числам.
  3. Местоимение «мы» изменяется по числам и родам.
  4. Местоимение «вы» изменяется только по числам.
  5. Местоимения «я» и «ты» имеют формы множественного числа.
  6. У личных местоимений три лица.
  7. Местоимения «я» и «ты» не изменяются по родам.



Предварительный просмотр:

Урок – путешествие по русскому языку в 6 классе

Тема: Относительные местоимения.

Цель: 1) Познакомить учащихся с понятием относительные местоимения.

2) Учить детей отличать относительные местоимения от вопросительных.

3) Определить роль относительных местоимений в сложном преждложении.

4) Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

5) Воспитывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Ход занятия

I Организационный момент

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

               Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

Итак, давайте пожелаем друг другу добра. Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу!

Девиз урока: «Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать!»

II. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний.

1) Сегодня нам предстоит отправиться в Морфологическую галактику. Полёт нам поможет осуществить межпланетный корабль «Прономина» (лат. – местоимение). Для успешного выполнения всех заданий в этом путешествии, вы поделены на три экипажа.

Итак, мы летим на ближайшую соседку именных планет – планету Местоимений, которая вращается по заместительной орбите.

- Приготовиться к полёту! Три, два, один, пуск! Летим. (звучит косимческая музыка «полёт»)

- Почему орбита называется заместительной? (Ответы учащихся)

Жители планеты Местоимений тесно контактируют с планетами именной группы.

- Какие это планеты? (Ответы учащихся)

Верно, планеты Существительных, Прилагандия, Числяндия. Так вот, местоимения научились вслед за существительными указывать на предмет, вслед за прилагательными указывать на признаки, вслед за числительными – на количество и порядок предметов. Местоимения, одни из которых способны заменить в тексте существительные, другие – прилагательные, третьи – числительные, считают необходимым тщательно изучать свои особенности, поэтому они запустили 9 спутников – лабораторий.

- Какие это спутники? Почему их именно 9? (Ответы учащихся)

2) С некоторых спутников вам отправлены задания. Ваша задача: выполнить задание и ответить на вопрос, с каких спутников – лабораторий отправлены задания.

1 экипаж: «Говорите по-русски» Найдите грамматические ошибки и предложите правильные варианты, определите разряд местоимений.

* Мы пошли к им в гости. (Мы пошли к ним в гости).

* Больной попросил медсестру налить себе воды. (Больной попросил медсестру налить ему воды).

2 экипаж: Вставьте местоимение по смыслу, определите падеж и разряд.

Знать … цену; рвать на … волосы; читать про … .

3 экипаж: Прослушайте отрывок из песенки, какое слово в нём повторяется? К какой части речи оно относится? Определите его разряд.

- Итак, из каких лабораторий были отправлены задания. Ну что ж, вы хорошо справились, и мы продолжаем наш полёт.

- А у меня вопрос. Как вы думаете, может местоимение кто быть другого разряда? На этот вопрос мы сегодня найдём ответ.

III 1) Мобилизующий этап, создание проблемной ситуации.

О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие! Спутники сбились с курса, все местоимения в панике! Поможем им, ребята!

И нам поступает первая радиограмма с неизвестного спутника. Ребята, помогите нас распутать.

- Заполните четвёртую строчку, исключив из каждой лишнее слово.

1. Я, вы, что.

2. Он, себя, сколько.

3. Оно, какой, они.

4. … … … (что, сколько, какой)

- Что это за группа местоимений?

- А как вы думаете, могут вопросительные местоимения относиться к другому разряду местоимений?

2) Проведём лингвистический эксперимент.

- Найдите в предложениях вопросительные местоимения.

* Кто читал эту книгу?

* Какие книги тебя интересуют?

- Какие это предложения по цели высказывания? (вопросительные)

- Составьте повествовательные предложения, используя вопросительные местоимения. Затрудняетесь?

*На доске: Мы знаем, кто читал эту книгу.

Найдите грамматическую основу. Какое это предложение? (СП)

- В русском языке все сложные предложения делятся на две группы: союзные и бессоюзные. Какое предложение мы записали? Сложное, сложноподчинённое, так как от главного члена можно задать вопрос.

-Мы знаем ЧТО? Кто читал.

КТО – союзное слово, синтаксическая роль – подлежащее, выражено местоимением. И это местоимение – относительное.

Ребята,  сформулируйте тему нашего заниятия. Запишите в тетради.

- Правильно, сегодня мы познакомимся с понятием относительные местоимения.

- Как вы думаете, что будет целью такого знакомства? Сформулируйте:

НА доске:

Познакомиться  с понятием ….  …….

Учиться отличать относительные местоимения от ….

Определить роль относительных местоимений в  ……….    ……….

3) – Итак, получается, что у вопросительных местоимений есть родственники на другом спутнике, на каком? (относительный спутник)

- Что у них общего? Чем они различаются (вопросительное и относительное местоимение) (В значении; вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, относительные местоимения для связи простых предложений в составе сложного).

Жители вопросительного и относительного спутников подготовили для Вас, ребята, викторину под названием “Узнаете ли Вы нас?”. Сформулируйте задания к этой викторине. (определить разряд местоимений, включенных в предложения):

  1. Кто из Вас не мечтал о далёких галактиках? (кто – вопрос., вас – личн.)
  2. Пожалуй, нет ребят, кто бы не мечтал побывать на других планетах.(кто – относит.)
  3. Планета, которую мы увидели, - настоящее чудо.(которую – относит., мы – личное)
  4. О каких открытиях Вы мечтаете? (каких – вопросит., вы – личное)
  5. Что Вы хотели бы увидеть на других планетах? (что – вопросит., вы – личное)
  6. Непременно сбудется то, что ты загадал? (что – относит., ты – личное)
  7. Чьим именем дорожишь? (чьим – вопросит.)

IV 1) Словарно-орфографическая работа.

Наш полёт продолжается. Мы побывали на разных спутниках планеты Местоимений. А сейчас мы находимся на межпланетной станции “Логос – Словариус” в речевом модуле. Учёные этой станции хотят удивить вас своими открытиями. Они образовали новые слова. Ваша задача, попробовать отгадать эти слова по их лексическому значению.

Инструмент – лат. Instrumentum – орудие: 1)орудие для работы (слесарный, хирургический); 2) музыкальные … (пианино, рояль).

Коллекция – лат. Collection – собирание: систематизированное собрание однородных предметоа, представляющих научный, художественный, исторический интерес.

- А теперь, посмотрите на запись и сформулируйте задание. (Дописать часть предложения, которая начинается с относительного мечтоимения)

* Я воспользуюсь инструментом из коллекции, которая …………………… .

2) Синтаксический разбор предложения.

3) А мы летим дальше, и на пути станция «Учебниково». Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?

Работа по учебнику: с.174 у.142 ( по цепочке у доски)

3) –Ну что ж, наш полёт подходит к концу, но чтобы вернуться домой, капитан Космического корабля «Прономина» подготовил вашим экипажам самостоятельные задания.

 - Внимание морфологический ящик. Самостоятельная работа.

Списать предложения, найти относительные местоимения, определить их синтаксическую роль.

1 экипаж: Все хотят знать, кого тренеры пошлют на соревнования.

Мы не понимали, что происходит в его душе.

Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною.

2 экипаж: Я понёс мою песенку к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца.

Мы хорошо знаем, кто победил в сочинской олимпиаде.

Петя стал наблюдать, что будет дальше.

3 экипаж: Лиса подошла к дереву, на котором сидел тетерев.

Все хорошо знают, кто будет участвовать в школьной олимпиаде.

Мы знаем, чья кандидатура одобрена на собрании.

В конце задания поставьте восклицательный знак на полях, для того, чтобы я знала как вас проверять.

«Красный» - проверьте, пожалуйста, всё и исправьте ошибки.

«Зелёный» - отметьте, пожалуйста, ошибки, я сам исправлю.

«Синий» - укажите, пожалуйста, количество ошибок, я сам их исправлю.

«Чёрный» - не относитесь, пожалуйста, серньёзно к моей работе, я делал всё в спешке.

-Вот мы и вернулись домой, на Землю. Сдайте свои тетради.

V Подведение итогов.

1) - Какие местоимения являются относительными?

-Как отличить относительные местоимения от вопросительных?

- Какую роль выполняют относительные местоимения в сложном предложении?

-Поднимите руки те, кто считает, что мы справились с целью урока.

2)- Пароль на выход: экипажу придумать предложение с относительным местоимением.

VI Домашнее задание

Сделать паспорт относительных местоимений.

Выставление отметок.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Виды и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы

Виды рефлексии:

  1. По цели.

Здесь оценивается настроение, эмоциональное восприятие учебного материала («интересно - скучно», «понравилось – не понравилось», «было весело – было грустно»).

  1. По содержанию.

А) Устная – обучающийся должен уметь связно высказать свои мысли и описать эмоции;

Б) Письменная – применительно на завершающем этапе изучения большой темы или раздела;

В) Символическая – выставление оценки обучающимся с помощью символов (жестов, карточек).

3. По форме деятельности.

А) Индивидуальная;

Б) Групповая;

В) Коллективная.

Для каждого типа урока определена своя цель рефлексии:

  1. Урок открытия нового знания – самооценка обучающимся результатов своей учебной деятельности;
  2. Урок отработки умений и рефлексии - осознание метода преодоления затруднений, самооценка результатов совей коррекционной деятельности.
  3. Урок общеметодологической направленности – соотнесение самооценки результатов своей деятельности с оценкой учителя;
  4. Урок развивающего контроля – самооценка результатов деятельности (контрольно-коррекционной), осознание метода преодоления затруднений и механизма деятельности.

Приёмы рефлексии на рефлексивно-оценочном этапе урока:

  1. Дополните фразу:

«На уроке я должен был понять ……………

научиться ………..

смочь …………….

сделать ………….. »

  1. Дополните фразу: «Сегодня я узнал…»; «Мне было трудно…»; «Мне было легко…»; «Теперь я знаю, что…»; «Я попробую…»; «Было интересно…»; «Теперь я могу…».
  2. Закончите фразу: «Я понял…»; «Я знаю…»; «Я могу…».
  3. Напишите мини-сочинение на тему:

- Значение урока для меня;

- Что мне дал этот урок;

- Мой вклад в урок;

- Моё участие на уроке.

5. «Оцени свои знания сам!».

У обучающихся на партах лежат карточки с изображениями героев мультфильма «Смурфики». Герои мультфильма соответствуют определённой отметке. Обучающиеся дают самооценку результатам своей деятельности за урок с помощью этих карточек, которые они показывают учителю и всему классу. Изображения персонажей и соответствующие им оценки также выведены на слайд.

Важно: соответствие отметки и героя мультфильма обучающиеся определили сами.