В помощь учащимся

Слепцова Виктория Николаевна

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

ПЛАН

1. Место, занимаемое героем в произведении

2. Общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма

4. Речь героя

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияния на окружающих

6. Понимание героем цели жизни, его основные интересы

7. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам

8. Отношение других лиц к герою

9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения



Предварительный просмотр:

ОТЗЫВ НА ПРОЧИТАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ПЛАН

  1. Автор, название произведения, период произведения.
  2. Жанр произведения (жанровые особенности).
  3. Сюжет произведения.
  4. Какие эпизоды вам более всего запомнились и почему?
  5. Кто является главным героем произведения, основные особенности образа.
  6. Кто ещё из героев вам запомнился и почему?
  7. Чем заканчивается произведение, особенности финала.
  8. Какие мысли и чувства вызывает у вас это произведение. Вывод.



Предварительный просмотр:

ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО

бАнт - бАнты

лИфт – лИфты

завИдный - завИдно

красИвый – красИвее

бОрт - бортА

дирЕктор - директорА

инспЕктор - инспекторА

Ордер - ордерА

профЕссор - профессорА

тЕнор - тенорА

фЕльдшер - фельдшерА

бухгАлтер - бухгАлтеры

вОзраст - вОзрасты

диспЕтчер -диспЕтчеры

договОр - договОры

инженЕр - инженЕры

констрУктор - констрУкторы

порт - пОрты

прожЕктор - прожЕкторы

редАктор - редАкторы

тОкарь – тОкари

тОрт - тОрты

шофЕр - шофЕры



Предварительный просмотр:

ПИШИ ПРАВИЛЬНО

Арматура, атмосфера

багряный, бассейн, бахрома, биография,  бирюзовый,  богатырь, бордовый, великолепный, ветеран

гараж, генерал

девяносто,  двести 

заглавие 

изжелта-красный, иллюстрация, искусный, искусство, иссиня-черный

карниз, квартира, конвейер

лейтенант

маляр, миллион, миллиард

одиннадцать, орнамент

педаль, перила, подражать, поражение,  поскользнуться, презирать, прекратить, преобразовать, преодолеть,  препятствие,  привыкать, пригласить, пригодиться, приготовить, прийти, приказать, приключение, прилежный, причина, присмотреться, приспособить,  присутствовать,  приятный, профессия

ракета, реформа, ровесник,  румяный

салат, салфетка, свиной, солдат, состязание

талант,  телеграмма,  терраса,  типография,  торопиться, трибуна, триста, троллейбус

фасоль

центнер

четыреста

штукатур

экземпляр, экономить, экскаватор

юный

январский.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

1. Избегай многословия.

  1. Говори просто, понятно, доступно.
  2. Будь всегда правдив.
  3. Всегда знай, зачем говоришь (цель).
  4. Избегай речевого однообразия.
  5. Умей находить общий язык с любым человеком.
  6. Следуй высоким образцам, но ищи свой вариант речевого поведения.
  7. Помни, что вежливость – основа успеха в любой сфере жизни человека.
  8. Умей не только говорить, но и слушать.


Предварительный просмотр:

Что читать летом будущим восьмиклассникам!!!

Читая в первый раз хорошую книгу,

мы испытываем то же чувство,

как при приобретении нового друга.

Вновь прочитать уже читанную книгу

— значит вновь увидеть старого друга.

Вольтер

  • Программное чтение:
  • Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
  •  А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Выстрел», «Гробовщик»
  • Н.В. Гоголь. «Ревизор», «Шинель».
  • А.П. Чехов. «Человек в футляре». «О любви»
  • .И.С. Тургенев «Ася»
  • М. Зощенко. «История болезни».
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэма «Мцыри».
  • А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
  • Л. Толстой »После бала», «Отрочество»
  • Платонов «Возвращение»
  • Астафьев «Фотография на которой меня нет»
  • У. Шекспир «Ромео и Джулетта»
  • Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
  • Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
  • В. Скотт «Айвенго»

  • Внепрограммное чтение
  • Песнь о Роланде/памятник французской средневековой литературы/
  • Э.Л. Войнич.  «Овод»
  • Рей Бредбери. Ветер. Ревун. И грянул гром. Здравствуй и прощай. Они были смуглые и золотоглазые
  • Э. По. «Золотой жук»
  • М. Горький. В людях. Сказки об Италии.  Челкаш. Коновалов
  • А. Аверченко. «О шпаргалке»
  • В.Г. Короленко. Чудная. Мгновение.
  • Е. Носов «Красное вино победы»
  • К. Паустовский «Телеграмма»
  • Каверин «Два капитана»
  • Ч. Айтматов «Белый пароход», «Ранние журавли», «Первый учитель»
  • С.-Экзюпери «Планета людей»
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка»
  • Ч. Диккенс «Пойман с поличным»

Дорогие мои!!! После летних каникул жду ваши отзывы о прочитанных книгах!!!



Предварительный просмотр:

СПИСОК ЧТЕНИЯ ДЛЯ 10 КЛАССА
А.Н.Островский «
Гроза», "Бесприданница»
И.А.Гончаров «
Обломов»

Н.А. Островский «Гроза», пьесы
И.С.Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник»
И.С.Тургенев 
«Записки охотника», «Отцы и дети»

Н.Г.Чернышевский Роман "Что делать?"
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки, 
«Господа Головлевы»
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»,  
«Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Война и мир»
А.П.Чехов «Рассказы», «Вишневый сад»

Литература для внеклассного чтения

Васильев Б. «В списках не значился», «А зори здесь тихие»

Шаламов В. «Колымские рассказы»

Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»

В.Кондратьев «Сашка»
А. Лиханов «Никто»
А.Адамович «Каратели»

Зарубежная литература

Э.-М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», «Три товарища»

Д. Селинджер «Над пропастью во ржи», рассказы

Д.Лондон «Мартин Иден»

У.Голдинг «Повелитель мух»

Стоун «Жажда жизни»

Уальд О. «Портрет Дориана Грея»

СПИСОК ЧТЕНИЯ ДЛЯ 10 КЛАССА
А.Н.Островский «
Гроза», "Бесприданница»
И.А.Гончаров «
Обломов»

Н.А. Островский «Гроза», пьесы
И.С.Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник»
И.С.Тургенев 
«Записки охотника», «Отцы и дети»

Н.Г.Чернышевский Роман "Что делать?"
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки, 
«Господа Головлевы»
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»,  
«Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Война и мир»
А.П.Чехов «Рассказы», «Вишневый сад»

Литература для внеклассного чтения

Васильев Б. «В списках не значился», «А зори здесь тихие»

Шаламов В. «Колымские рассказы»

Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»

В.Кондратьев «Сашка»
А. Лиханов «Никто»
А.Адамович «Каратели»

Зарубежная литература

Э.-М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», «Три товарища»

Д. Селинджер «Над пропастью во ржи», рассказы

Д.Лондон «Мартин Иден»

У.Голдинг «Повелитель мух»

Стоун «Жажда жизни»

Уальд О. «Портрет Дориана Грея»

СПИСОК ЧТЕНИЯ ДЛЯ 10 КЛАССА
А.Н.Островский «
Гроза», "Бесприданница»
И.А.Гончаров «
Обломов»

Н.А. Островский «Гроза», пьесы
И.С.Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник»
И.С.Тургенев 
«Записки охотника», «Отцы и дети»

Н.Г.Чернышевский Роман "Что делать?"
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки, 
«Господа Головлевы»
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»,  
«Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Война и мир»
А.П.Чехов «Рассказы», «Вишневый сад»

Литература для внеклассного чтения

Васильев Б. «В списках не значился», «А зори здесь тихие»

Шаламов В. «Колымские рассказы»

Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»

В.Кондратьев «Сашка»
А. Лиханов «Никто»
А.Адамович «Каратели»

Зарубежная литература

Э.-М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», «Три товарища»

Д. Селинджер «Над пропастью во ржи», рассказы

Д.Лондон «Мартин Иден»

У.Голдинг «Повелитель мух»

Стоун «Жажда жизни»

Уальд О. «Портрет Дориана Грея»

СПИСОК ЧТЕНИЯ ДЛЯ 10 КЛАССА
А.Н.Островский «
Гроза», "Бесприданница»
И.А.Гончаров «
Обломов»

Н.А. Островский «Гроза», пьесы
И.С.Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник»
И.С.Тургенев 
«Записки охотника», «Отцы и дети»

Н.Г.Чернышевский Роман "Что делать?"
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки, 
«Господа Головлевы»
Ф.М.Достоевский «Бедные люди»,  
«Преступление и наказание»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Война и мир»
А.П.Чехов «Рассказы», «Вишневый сад»

Литература для внеклассного чтения

Васильев Б. «В списках не значился», «А зори здесь тихие»

Шаламов В. «Колымские рассказы»

Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»

В.Кондратьев «Сашка»
А. Лиханов «Никто»
А.Адамович «Каратели»

Зарубежная литература

Э.-М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», «Три товарища»

Д. Селинджер «Над пропастью во ржи», рассказы

Д.Лондон «Мартин Иден»

У.Голдинг «Повелитель мух»

Стоун «Жажда жизни»

Уальд О. «Портрет Дориана Грея»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды синтаксических ошибок (10) 1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью 9. Ошибка в употреблении имени числительного 10. Ошибка в построении сложного предложения

Слайд 2

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Несогласованное приложение – имя собственное, то есть название, заключенное в кавычки («Война и мир», «Преступление и наказание», «Алёнка» и т.д.) При определяемом слове несогласованное определение не склоняется, при его отсутствии – склоняется. Пример: В романе «Преступление и наказание» используется прием двойничества. В «Преступлении и наказании» используется прием двойничества. Ошибка: при определяемом слове приложение в косвенном падеже. Пример: В романе «Преступлении и наказании» используется прием двойничества.

Слайд 3

2 . Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1. Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Благодаря, Согласно, Вопреки, Наперекор, Подобно,Наперерез, Навстречу (Дательный падеж: Кому? Чему?) Например, Благодаря своим знаниям мы достигли успеха.

Слайд 4

2. Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Ввиду, Вследствие, В случае, При условии, При помощи (Род. падеж Кого? Чего?) Например , Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств.

Слайд 5

3. Некоторые сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), который требует к существительным вопросов ПРЕДЛОЖНОГО падежа По приезде (по приезду ошибка) По окончании (по окончанию ошибка) По завершении (по завершению ошибка) По прибытии (по прибытию ошибка) По возвращении (по возвращению ошибка) По истечении (по истечению ошибка)

Слайд 6

Алгоритм выполнения 1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к которому относится этот предлог. 2. Если падеж не соответствует, то это предложение с ошибкой. 3. Если ошибок с производными предлогами нет, то находим сочетание с ПО, определяем падеж,смотрим на окончание, если в окончании – ю(-у), то это предложение с ошибкой.

Слайд 7

3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое. Пример: Гуляя в парке, я потерял перчатки. 2. В предложениях без подлежащего быть очень осторожными! Нельзя употреблять: в безличном, если сказуемое не выражено инфинитивом, имеет формы личных местоимений в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.) Изучая арифметику, мне стало интересно. 3. Разрешается использовать деепричастный оборот, если предложение определенно-личное: Изучая арифметику, проявите (вы) внимательность. Изучая арифметику, стараемся быть внимательными.

Слайд 8

Алгоритм выполнения 1. определяем деепричастие (суффиксы –а, -я, -в,-вши-, отвечают на вопросы что делая? Что сделав?) 2. Как правило, в начале предложения, перед подлежащим или сказуемым. 3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет действия или разные. 4. Если разные предметы выполняют действия или предложение безличное с личными местоимениями в косвенных падежах, то это предложение с ошибкой.

Слайд 9

4. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1. Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание) Пример ошибки: Мы видим ребят, гулявшими в парке. Правильно: Мы видим ребят (каких?), гулявших в парке.

Слайд 10

2. Ошибка в разрыве причастного оборота. Пример ошибки: Мы видим играющих детей с машинками. Правильно: Мы видим играющих с машинками детей. 3. Ошибка в неверном употреблении залога причастия (страдательное или действительное) Пример ошибки: Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может) Правильно: Мы видим впереди быстро построенное здание.

Слайд 11

5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Связь между подлежащим и сказуемым может быть нарушена в числе и роде. 1. Конструкции типа Те, кто …, … Все, кто …, … Тот, кто …, … Кто, как не …, …

Слайд 14

Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе, кенгуру – м.р. Б) названия продуктов, растений: кольраби, брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р. В) географические названия: Баку, Сочи – м.р., Миссисипи, Миссури – ж.р. Пример правильный: На дереве сидел шимпанзе. Пример ошибки: Пони катала в парке детей.

Слайд 15

Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО - Московский государственный институтмеждународных отношений (м.р.) Правильно: МГИМО сообщил о результатах. МГУ – Московский государственный университет (м.р.) Правильно:МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания. МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.) Правильно: МЧС направило отряд спасателей в неблагоприятный район. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.) Правильно: ГИБДД сообщила о статистике аварий на дорогах. МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.) Правильно: МИД предупредило консульство соседних стран.

Слайд 16

Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом) Пример ошибки: Аудитория долго и громко смеялись. Если есть уточняющие члены предложения при подлежащем. Пример ошибки: Вся семья, а особенно младшие дети, ждали (верно: ждала) наступления Нового года. Сочетания числительного и существительного. Пример ошибки: К нам подошли (верно: подошел) сорок один человек. Выступило (верно: выступили) на концерте двадцать три актера. Уже прошли (верно: прошло) сто лет со дня рождения поэта. Большинство предметов стояли ( верно: стояло, т.к. неодуш.) на полу. Большинство учеников сдало (верно: сдали, т.к. одуш.) сочинения на проверку.

Слайд 17

6. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1. В простом предложении сказуемые должны быть одного вида одного времени. Пример ошибки: Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет. Правильно: Петр Иванович приехал на работу и зашел в кабинет. Пример ошибки: Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание. 2. В сложном предложении. Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг. В жизни случается разное, но и были чудеса.

Слайд 18

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 1. Употребление составных союзов при однородных членах НЕ ТОЛЬКО …, НО И …; КАК …, ТАК И …; НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО … А) верное продолжение союза Пример ошибки: Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии. Б) первая часть союза перед первым однородным членом Пример ошибки: Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии.

Слайд 19

2. Два глагола в одном времени (одного вида), или глагольные формы, или отглагольные существительные (чаще 2 глагола) с общим дополнением, к которому должен задаваться один и тот же вопрос. Ошибка – разные вопросы. Пример: Юра изучает и увлекается физикой. Правильно: Юра любит и изучает физику.

Слайд 20

3. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения. Пример ошибки: Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Пример ошибки: Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают. 4. Однородные члены предложения выражены одной частью речи. Ошибка, если выражены разными: Катя стройна и очень красивая. 5. Однородными могут быть слова из одной логической группы. Пример ошибки: У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели. 6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Пример ошибки: Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.

Слайд 21

8. Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек. 1.В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо. Пример ошибки: Петр сказал, что я задержусь дома. Правильно: Петр сказал, что он задержится дома. 2. Использование кавычек: Петр сказал, что «я задержусь дома». 3. Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ. Пример: Анна спросила, пойдут ли они в кино. Ошибка: Анна спросила, что пойдут они в кино.

Слайд 22

9. Ошибка в употреблении имени числительного 1. Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста. Ошибка – лишние буквы в окончании: В полуторах километрах от нас находилась деревня. 2. Числительные ОБА, ОБЕ Неверное склонение. Пример ошибки: С обоими подругами мы зашли в кафе. 3. Собирательные числительные Неверное употребление. Пример ошибки: Трое книг лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до берега.

Слайд 23

10. Ошибка в построении сложного предложения 1. В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы, например: Как только начался урок, но мы все сразу встали. 2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли) Пример ошибки: Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет. 3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. 4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Пример ошибки: Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.