Проектная деятельность

Работы выполнены обучающимися 6 класса "А" в 2012/2013 учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pushkin_znakomyy_i_nezakomyy.ppt2.77 МБ
Microsoft Office document icon pushkin_znakomyy_i_neznakomyy.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon deti_voyny.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по литературе «Пушкин знакомый и незнакомый » Подготовлен учащимися 6 «А» класса ГБОУ школы-интерната №19 Руководитель: Беляева М.Н.

Слайд 2

«Я лиру посвятил народу своему» А.С. Пушкин Годы детства А.С. Пушкина (1799-1811) Детство поэта прошло в Москве и подмосковном селе Захарове Сельцо Захарово… Так называлось это небольшое имение в сорока верстах от Москвы по Можайской дороге, когда его в 1804 году купила бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал. С тех пор, в течение шести лет семейство Пушкиных выезжало сюда из Москвы на лето, а один год провело здесь и зиму.

Слайд 3

Годы детства А.С. Пушкина (1799-1811) Няня поэта, Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок. «Мастерица ведь была. И откуда что брала! А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины», - вспоминал о ней Пушкин.

Слайд 4

Лицей (1811 - 1817) Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни привело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Дружба и поэзия связали на всю жизнь "святое братство", "союз поэтов" - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера; дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам. В 1815 году на экзамене Пушкин поразил знаменитого в то время Державина своим стихотворением "Воспоминание о Царском Селе". Все без исключения выпускники Лицея впоследствии с любовью вспоминали о шести годах, прожитых в Царском Селе. Первый "пушкинский" курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея.

Слайд 5

Наталья Николаевна Гончарова, жена поэта, так вспоминала о внешности Александра Сергеевича Пушкина: «Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. <…> Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»

Слайд 6

Пушкинская проза — огромный материк русской литературы, представленный различными жанрами: повестью, циклом повестей, историческим романом, романом в письмах, многочисленными замыслами. Обращаясь к Вяземскому с призывом образовать русскую прозу еще в начале двадцатых годов, Пушкин сформулировал свое понимание ее законов: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей — без них блестящие выражения ничему не служат». Проза А.С. Пушкина

Слайд 7

Повести Белкина Цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина. «Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Согласно датировке автора, повести закончены: «Гробовщик» — 9 сентября; «Станционный смотритель» — 14 сентября; «Барышня-крестьянка» — 20 сентября; «Выстрел» — 14 октября; «Метель» — 20 октября. Предисловие «От издателя» датируется предположительно второй половиной октября или 31 октября — началом ноября 1830 года.

Слайд 8

«Метель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году. Повесть написана последней в цикле; она была закончена 20 октября 1830 года. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел... Метель

Слайд 9

Дубровский При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года.

Слайд 10

Пиковая дама «Пиковая дама» — светская повесть Александра Сергеевича Пушкина с мистическими элементами, послужившая источником фабулы одноименной оперы П. И. Чайковского. Среди прозаических произведений Пушкина „Пиковая дама” стоит как высочайшее и загадочное произведение. «Игорный дом. Иллюстрация к «Пиковой даме» Пушкина»

Слайд 11

Капитанская дочка Одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, повесть А. С. Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева. В основе повести лежат записки пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринёва, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачёвщине», в которой семнадцатилетний офицер Пётр Гринёв по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие. Малышев Михаил Егорович. «Батюшка выстрелил из пистолета и шагнул за пылающий порог...» : Ил. к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 12

СКАЗКИ Мы обратимся к необычным и по-своему уникальным сказкам Александра Сергеевича Пушкина, проследим формирование этого жанра в его творчестве, проанализируем какие нововведения внес поэт в развитие литературной сказки.

Слайд 13

Сказка о попе и о работнике его Балде (1830) «Сказка о попе и о работнике его Балде» — сказка А. С. Пушкина. При жизни поэта не печаталась. Написана в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском . Пушкин читал эту сказку летом 1831 года Гоголю в Царском селе. Гоголь писал, что Пушкин читал ему «сказки русские народные — не то, что „Руслан и Людмила“, но совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». Впервые сказка была напечатана В. А. Жуковским в 1840 году.

Слайд 14

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») — сказка в стихах А.С. Пушкина. Создана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия лубочных повествований. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Такие, например, как кот ученый, прототипом которого был кот Баюн.

Слайд 15

Сказка о рыбаке и рыбке (1833) Написана 14 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — т. е. остаться ни с чем. Считается, что сюжет сказки основан на померанской сказке «О рыбаке и его жене» из сборника братьев Гримм, с которой имеет очень близкие совпадения, а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха» (где вместо рыбки выступает волшебное дерево).

Слайд 16

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833) Написана осенью 1833 года в Болдино. Сюжет весьма схож с сюжетом сказки «Белоснежка» братьев Гримм. Сказка имеет близкие сюжеты. Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо семи богатырей в данной сказке появляются десять охотников.

Слайд 17

Сказка о золотом петушке (1834) «Сказка о золотом петушке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина; последнее из написанных великим русским поэтом произведений такого рода. Сказка была написана в 1834 году, а впервые напечатана в следующем году в журнале «Библиотека для чтения». Был выявлен первоисточник сюжета, который берёт начало в фольклоре коптов, сохранённом в арабском историческом сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан» (или «Мухтасар аль-аджаиб ва-ль-гараиб»), который был переведён по рукописи из собрания кардинала Мазарини, переписанной в 1584 году. Данная легенда переносит повествование во времена Древнего Египта.

Слайд 18

Билибин Иван Яковлевич

Слайд 19

Произведения Билибина 1899 — «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» 1899—1900, 1902 — «Василиса Прекрасная» 1899 — «Царевна-Лягушка» 1900 — «Перышко Финиста Ясна-Сокола» 1900—1901 — «Марья Моревна» 1901—1902 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1902 — «Белая уточка» 1903 — былина «Вольга» 1904—1905 — «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина 1906 — «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина 1908 — «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина 1911 — «Сказка о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» А. С. Рославлева 1919 — «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что…»

Слайд 20

Картины Билибина

Слайд 21

«Союзмультфильм», 1950 г. Режиссер: Михаил Цехановский. Автор сценария: Михаил Вольпин. Оператор: Михаил Друян. Художники: Д. Березовский, П. Репкин. Композитор: Юрий Левитин. Роли озвучивали: Борис Чирков, Анастасия Зуева, Мария Бабанова.

Слайд 22

«Союзмультфильм», 1984 г. Режиссеры: Иван Иванов-Вано, Лев Мильчин. Авторы сценария: Иван Иванов-Вано, Лев Мильчин. Композитор: Михаил Меерович.

Слайд 23

«Союзмультфильм», 1967 г. Режиссер: Александра Снежко-Блоцкая. Оператор: Е. Ризо. Композитор: В. Гевиксман. Роли озвучивали: А. Грибов, Л. Рюмина, Г. Вицин и др.

Слайд 24

Подрастая, девчонки, мальчишки. Дома, в школах, и в детских садах Открывают красивые книжки, Необычные сказки в стихах Заражаясь романтикой древней Не боятся преград на пути И торопятся к спящей царевне Поскорее на помощь прийти. Царь Додон будет вскоре убитым Золотым петушком за обман. И старуха с разбитым корытом, Потому что ей разум не дан. Смелым справиться просто с бедою Побеждают коварство не раз. А работник , что назван Балдою Поумней, может, многих из нас. Там русалки, колдуньи, зверюшки. И царевич выходит на бой. Здравствуй мир, под названием Пушкин - Необъятный, прекрасный, живой.



Предварительный просмотр:

                           Проект по литературе «Ай да Пушкин!»

ЯНА: Цель  проекта:   расширить  знания  учащихся  о  детстве  и  юности         А.С. Пушкина,   показать  влияние  народного  творчества   на  будущее  поэта, ввести  в  мир  пушкинской  сказки,  развивать  речь  и  воображение  учащихся.

Задачи  проекта:

-  расширение  знаний  по  творчеству  Пушкина

- развитие  мыслительной  деятельности

- воспитание  любви  к  литературе

Оборудование:  иллюстрации, мультимедиа, репродукции.

ЯНА: Сегодня  мы  представляем вашему вниманию проект  по творчеству  А.С. Пушкина, подготовленный учениками 6 «А» класса.

Каждый  год мы  возвращаемся  к  творчеству  Пушкина.  Мы  открываем  новую  страничку  его  жизни,   его  окружения, его времени.

Этапы работы над проектом.

Учащиеся   6  класса  были  поделены  на   проектные  группы,  каждая из которых выбрала  свою  тему  исследовательской  работы.  У  нас  получились  следующие  группы:

-  биографы

-  литературоведы

-  иллюстраторы

- мультипликаторы

Каждая  группа  представит  результаты  своего  труда.

  1. Биографы :

Изучая биографию А.С. Пушкина наша группа хотела подтвердить или опровергнуть известный фразеологический оборот «Все мы родом из детства» и определить насколько тип семейного воспитания и образования могли повлиять на дальнейшую судьбу маленького Пушкина.

Годы детства А.С. Пушкина

(1799-1811)

 Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в обедневшей дворянской семье (отец его был майор в отставке).

Детство поэта прошло в Москве и подмосковном селе Захарово.

Пушкин вспоминал, как в детстве носился он по полям и рощам и, уже тогда «воображал себя былинным героем, сшибал палкою верхушки растений».

В  семье (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

Маленький Саша рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. Пушкин-отец писал стихи и даже целые поэмы. Иногда  сам читал детям комедии Мольера по-французски.

Няня поэта, Арина Родионовна, была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.

Бабушка Марья Алексеевна, происходившая из древнего рода, любила вспоминать о былом, о деде своего мужа Арапе Петра Великого, Абраме Ганнибале, об обычаях и нравах дворян 18 столетия.

   В доме родителей Пушкина собирались просвещенные литераторы тогдашней Москвы:

   Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев,

  В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков.

Уже в семь лет Пушкин сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.

Дядя поэта, Василий Львович Пушкин  был довольно знаменитым поэтом. Именно он  приехал в Петербург со своим племянником для устройства его в Царскосельский Лицей.

Вывод: Таким образом,  мы пришли к выводу, что  в семье, где так любили литературу и поэзию существовали реальные предпосылки для развития и становления поэтического дарования будущего гения.  

Лицей (1811 - 1817)

ГРИША : Группа лицеистов  изучала пребывание Пушкина в стенах лицея и исследовала влияние этого пребывания на творчество поэта.  

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом.

Началась шестилетняя лицейская жизнь. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Мы видим, что преобладали гуманитарные науки.

В Лицее увлекались литературой, писали стихи и критические статьи, издавали рукописные сборники своих произведений.

В стенах Лицея Пушкин познакомился с лицеистами, имена которых теперь знает весь мир: Вяземский, Дельвиг, Кюхельбекер.

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто, постоянно , всегда. В одном из лучших своих лирических стихотворений, «19 октября» (1825 года), обращаясь к друзьям, он скажет то, что жило в его сердце:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

                           Он, как душа, неразделим и вечен –

                           Неколебим, свободен и беспечен,

                           Срастался он под сенью дружных муз.

                           Куда бы нас ни бросила судьбина,

                           И счастье куда б ни повело,

                           Все те же мы: нам целый мир судьбина;

                           Отечество нам Царское Село.

Все без исключения выпускники Лицея впоследствии с любовью вспоминали о шести годах, прожитых в Царском Селе. Именно первый "пушкинский" курс породил традицию ежегодных встреч в день открытия Лицея.

Наша группа сделала вывод, что дружба и поэзия связали на всю жизнь "святое братство", "союз поэтов",  дружба стала лейтмотивом стихов Пушкина, посвященных Лицею и лицеистам.

ЯНА:  В  _____    А.С. Пушкин познакомился с  Натальей   Николаевной  Гончаровой, которая стала женой поэта. Она так вспоминала о внешности Александра Сергеевича Пушкина: «Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно-серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. <…> Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»

Вся эта игривость, озорство нашли свое отражение и в творчестве поэта.

Творчество  Пушкина  многогранно,  он  создавал  как  лирические  стихи  о  природе,  дружбе,  судьбе  родины,   так  и    повести, и   весёлые  озорные  сказки.

2.        Литературоведы:

СОНЯ: 2.1. Проза.

Пушкинская проза — огромный материк русской литературы, представленный различными жанрами: повестью, циклом повестей, историческим романом, романом в письмах, многочисленными замыслами. Пушкин обратился к Вяземскому  с призывом образовать русскую прозу еще в начале двадцатых годов.

Работая над проектом, мы ставили целью исследовать общие черты и закономерность «пушкинской» прозы.

Я исследовала произведения автора, с которыми учащиеся знакомятся, изучая творчество Пушкина в стенах школы.

Повести Белкина

Цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина.

«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года.

Дубровский

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге  «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который был вытеснен соседом из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить . То есть реальная история послужи ла источником сюжета романа.

Пиковая дама

«Пиковая дама» — светская повесть Александра Сергеевича Пушкина с мистическими элементами, послужившая источником фабулы одноименной оперы П. И. Чайковского.

Среди прозаических произведений Пушкина „Пиковая дама” стоит как высочайшее и загадочное произведение. 

Капитанская дочка

Одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, повесть А. С. Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева.

Таким образом, при знакомстве с текстом прозаических произведений Пушкина мы обнаруживаем, что Пушкин сам сформулировал свое понимание ее законов: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Говорил он. Она требует мыслей и знаний — без них блестящие выражения ничему не служат».

Действительно  мыслей и действительно знаний истории  – потому что почти все произведения основаны на реальных событиях и имеют исторические корни.

НАТАША (САША): 2.2. Сказки.

Мы обратимся к необычным и по-своему уникальным сказкам Александра Сергеевича Пушкина, проследим формирование этого жанра в его творчестве, проанализируем какие нововведения внес поэт в развитие литературной сказки.

    Жених (1825)

«Жених» — произведение А. С. Пушкина, созданное 30 июля 1825 года. Опубликовано в «Московском вестнике», 1827 г. По мнениям литературоведов, источником для создания «Жениха» послужила сказка братьев Гримм «Жених-разбойник». Однако А. С. Пушкин переделал сказку на русский лад, придал ей характерный русский народный стиль, изменил некоторые детали.

    Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)

«Сказка о попе и о работнике его Балде» — сказка А. С. Пушкина. При жизни поэта не печаталась. Написана в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском.

Сказка начинается, по классической русской традиции, словами:

    Жил-был поп,

    Толоконный лоб.

Заканчивается сказка моралью:

    А Балда приговаривал с укоризной:

    «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Впервые сказка была напечатана В. А. Жуковским в 1840 году.

    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») — сказка в стихах А.С. Пушкина. Создана в 1831 году, впервые издана в 1832 году.

 «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Автор не следовал в точности ни одному из них, свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Такие, например, как кот ученый, прототипом которого был кот Баюн.

   

Сказка о рыбаке и рыбке (1833)

Написана 14 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» —  т. е. остаться ни с чем.

Считается, что сюжет сказки основан на  сказке «О рыбаке и его жене» из сборника братьев Гримм, с которой имеет очень близкие совпадения, а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха» (где вместо рыбки выступает волшебное дерево).

В конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой. Говорит старику старуха: «Не хочу быть вольною царицей, а хочу быть римскою папой».

    Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)

Написана осенью 1833 года в Болдино. Сюжет весьма схож с сюжетом сказки «Белоснежка» братьев Гримм. Сказка имеет близкие сюжеты.

    Сказка о золотом петушке (1834)

«Сказка о золотом петушке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина; последнее из написанных великим русским поэтом произведений такого рода.

Был выявлен первоисточник сюжета, который берёт начало в фольклоре коптов, сохранённом в арабском историческом сборнике «Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан» (или «Мухтасар аль-аджаиб ва-ль-гараиб»), который был переведён по рукописи из собрания кардинала Мазарини, переписанной в 1584 году. Данная легенда переносит повествование во времена Древнего Египта.

Выводы. Наша группа, исследуя творчество Пушкина,  пришла к выводу, что поэт черпал свое вдохновение в народном творчестве, что отразилось на заимствовании сюжета и художественной обработке литературного текста.

ТОЛЯ (ПАША): 3.    Иллюстраторы:

К сказкам А.С. Пушкина существует множество иллюстраций, выполненных известными русскими живописцами (Билибином, Врубелем, современным художником Травниковым и другими). Мы рассмотрим иллюстрации Ива́на Я́ковлевича Били́бина.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам.

 

«Сказку о царе Салтане» И. Билибин иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И все-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезенных из Греции, Турции, Ирана, Италии.

А вот рисунок, где царь принимает корабельщиков. На переднем плане царь восседает на троне, а перед ним склонились в поклоне гости. Мы можем их всех разглядеть. Заключительная сцена пира: перед нами царские палаты, в центре стоит стол, покрытый вышитой скатертью. За столом сидит вся царская семья.

Огромный успех имели иллюстрации Билибина к пушкинским сказкам. Русский музей Александра III купил иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея.

СТАС: 4.    Мультипликаторы:

Сказки Пушкина нашли свое отражение и в мультипликационном творчестве: сказочные персонажи не оставили равнодушными художников-мультипликаторов, которые в живых и ярких образах передали атмосферу сказок поэта.

Рассмотрим, какие же мультфильмы были созданы по сказкам Пушкина.

Золотая рыбка. «Союзмультфильм», 1950 г. Режиссер: Михаил Цехановский. Автор сценария: Михаил Вольпин. Оператор: Михаил Друян. Художники: Д. Березовский, П. Репкин. Композитор: Юрий Левитин. Роли озвучивали: Борис Чирков, Анастасия Зуева, Мария Бабанова.  

Сказка о царе Салтане. «Союзмультфильм», 1984 г. Режиссеры: Иван Иванов-Вано, Лев Мильчин. Авторы сценария: Иван Иванов-Вано, Лев Мильчин. Композитор: Михаил Меерович.

Золотой петушок. «Союзмультфильм», 1967 г. Режиссер: Александра Снежко-Блоцкая. Оператор: Е. Ризо. Композитор: В. Гевиксман. Роли озвучивали: А. Грибов, Л. Рюмина, Г. Вицин и др.

Заключение.

Вот  и  заканчивается  наш  проект  по  творчеству  Пушкина.

Работая над проектом мы с уверенностью можем сказать, что цели поставленные в ходе работы были достигнуты. Мы расширили  знания    о  детстве  и  юности         А.С. Пушкина,   показали влияние семейного воспитания   и  народного  творчества   на  будущее  поэта, насладились пушкинской прозой, обогатив себя , при этом, реальными историческими знаниями  и побывали в мире  пушкинской  сказки,  где

Заражаясь  романтикой  древней

Не  боялись  преград  на  пути

Торопились мы  к  спящей  царевне

Поскорее  на  помощь  прийти.

Царь  Додон  будет  вскоре  убитым

Золотым  петушком  за  обман.

И  старуха  с  разбитым  корытом,

Потому  что  ей  разум  не  дан.

Смелым  справиться  просто  с  бедою

Побеждают  коварство  не  раз.

А  работник ,  что  назван  Балдою

Поумней,  может, многих  из  нас.

Там  русалки,  колдуньи,  зверюшки.

И  царевич  выходит  на  бой.

Здравствуй  мир, под  названием  Пушкин -

Необъятный,  прекрасный,  живой.



Предварительный просмотр:

Анализ открытого интегрированного урока

«Дети войны»

Руководитель: Беляева М.Н.

Актуальность данного урока заключается, прежде всего,  в праздновании 68-летия Великой победы советских войск над фашистской Германией.
Форма урока – литературно-музыкальная композиция «Дети войны» с видеопрезентацией. В ходе подготовки к мероприятию важнейшими задачами стало сохранение памяти о великих подвигах предков, воспитание патриотических чувств учащихся, становление их мировоззрения.  Такая работа развивает индивидуальные, творческие способности и инициативу у учеников, создаёт условия для формирования интеллектуальных и практических умений, даёт возможность ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал. К сожалению, программа по предметам история и литература не позволяет в полной мере реализовать задачи военно-патриотического воспитания в условиях классно-урочной системы, и потому работа вне уроков особенно важна.

 Цели интегрированного урока:

  • Воспитать у детей, подростков и молодежи уважительное отношение и гордость к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;
  • Сформировать представление о подвигах юных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
  • Развить интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку;
  • Увековечить память о своих родственниках, внесших вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны;
  • Развить исследовательские, творческие и организаторские способности школьников.

Интегрированный урок литературы и истории «Дети войны» развивает:

  • интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • навыки и умения работы с ИКТ;
  • устную речь учащихся;
  • умение работать в коллективе;
  • умение с пониманием и внимательностью относиться к товарищам;
  • тактику в восприятии материала;
  • ответственность за выполнение задания.

Структура урока: предполагает знакомство школьников с пионерами - героями Великой Отечественной войны, с малоизвестными фактами участия наших земляков в военных событиях. Учащиеся через стихотворения, письма, фотохронику и песни воссоздают картину войны, тем самым являясь активными действующими лицами урока.

Использование мультимедийных технологий позволяет оптимально усвоить материал школьниками, повышает их эмоциональное восприятие, интерес к происходящему и развивает все виды мышления у детей

Участники: дети – активные участники данного урока. Они и исполнители, и ведущие, и авторы презентаций. Несомненно, эффективность таких уроков превосходит все ожидания.

Ход урока:

Презентация-фильм «Дети войны» с музыкальным фоном

Пусть всех живых

Не покидает память

О каждой малой

И большой войне!

(участники композиции находятся на сцене)

 Григорий Никаноров

Я не могу,

Не в силах

Спать спокойно

С тех пор, как мне

Привиделись во сне

Погибшие

На всех без счета

Войнах –

На каждой малой

И большой войне.

Наталья Жирнова

Куда ни глянешь –

Дети, дети, дети,

Все человечество

За них в ответе.

Никита Шелестов

Но по ночам

На всех материках

Ворочаются бомбы

В тайниках.

Их столько накопилось

На планете –

Хадижа Тайдаева

Земля под ними

Стала провисать…

Куда их только

Думают бросать?!

Куда ни бросишь –

Дети, дети, дети!

        

Из заявления советского правительства (звучит фоном, дети стоят на сцене)

Фоном – Священная война

Станислав Снопков

22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство.

Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет.

Петр Балуч

Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!

А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.

Рашана Тайдаева

Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

Ева Тараканова

Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться.

Темник Софья

Галина Беднова

Кто-то родом из детства... Я — из войны,

 Из блокадного бедствия, из его глубины.

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо. Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома.

Поднялась из обломков, как — не знаю сама.

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

Святослав Торбенко

  Сколько их – исковерканных войной детских судеб?

Как внезапно ворвалась война  в их детство и юность…

Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!  

Анастасия Кузнецова

Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть».  

Элеонора Титова

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Павел Колесов

1941-1942. Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений.  Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит «новый немецкий порядок».

 

Даниил Сураев

А. Твардовский

Дом у дороги

(глава из поэмы)

Родился мальчик в дни войны,

Да не в отцовском доме,—

Под шум чужой морской волны

В бараке на соломе.

Еще он в мире не успел

Наделать шуму даже,

Он вскрикнуть только что посмел —

И был уже под стражей.

Уже в числе всех прочих он

Был там, на всякий случай,

Стеной-забором огражден

И проволокой колючей.

И часовые у ворот

Стояли постоянно,

И счетверенный пулемет

На вышке деревянной.

Михаил Ершов

5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди - них учитель, Януш Корчак.

По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку.

Максим Ершов

Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».

Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!».

Анатолий Зотов

Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти.

Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться.

Анастасия Кузнецова

А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо, они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

Александра Губернская

Муса Джалиль

Варварство

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Николай Клименко

По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.

Павел Колесов

 За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

 

Фоном звучит Вокализ Рахманинова

Виктор Котьков

Леонид Голиков, 14 лет - Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.

Яна Козырь

Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, зверски замучена фашистами.

Антон Панферов

Валентин Котик — 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.

Тигран Саакян

Лара Михеенко — 12 лет, расстреляна фашистами.

Элеонора Титова

Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Фаниль Хамзин

Нина Сагайдак — 14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.

Анастасия Кузнецова

Володя Дубинин - 15 лет, выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.

Петр Балуч

Василий Коробко — 16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.

Элеонора Титова

Если бы они были живы, сколько доброго и светлого они могли бы совершить за свою жизнь!

Станислав Снопков

Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства.

Михаил Ершов

8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада города на Неве. А разве не герои – дети, выжившие в ленинградской блокаде?

Антон Панферов

Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Яна Козырь

Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые дни. Это было невероятно трудно из-за бомбёжек, морозов и голода. Во время налётов ученики перебирались в бомбоубежища.

Софья Темник

 Особенно тяжёлой была ситуация с продовольствием. В городе начался голод. Самой страшной была осень 1941 года, когда нормы выдачи хлеба были самыми низкими. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки.

Тысячи детей умирали от голода

Ева Тараканова

Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

В. Астафьев

Я учился писать…

Гриша Никаноров

Я учился писать...

Мимо школы — колонны, колонны

Колыхались рекой

И впадали в невидимый фронт...

Виктор Котьков

Я учился писать

Не спеша, с нажимом, с наклоном.

И скрипело стальное

Защитного цвета перо,

Даниил Сураев

Я учился писать...

Лихорадочно били зенитки,

У войны отвоевывая

Островки тишины,

Святослав Торбенко

И таскал я в карманах

Тяжелые рваные слитки,

Как горячие метеориты войны.

Я учился писать...

Максим Ершов

Где-то плавились танки,

Где-то люди кричали,

Умирая в огне и в дыму...

Я учился писать

Антон Парфенов

Изложения о Каштанке,

Я учился страдать

Над судьбою Герасима и Муму.

Я учился писать,

Никита Шелестов

И хрустящие хлебные карточки

От себя отрывала

По клеточке

Мать,

Чтоб меня не тошнило,

Чтоб меня не шатало за партою.

Я учился писать!..

Юрий Воронов

Из писем на Большую Землю

Наталья Жирнова

 Вагоны у пустых вокзалов стынут,

 И паровозы мёртвые молчат, -

 Ведь семафоры рук своих не вскинут

 На всех путях, ведущих в Ленинград.

Хадижа Тайдаева

 Луна скользит по небу одиноко,

 Как по щеке холодная слеза.

 И тёмные дома стоят без стёкол,

 Как люди, потерявшие глаза.

Яна Козырь

 Но в то, что умер город наш, - не верьте!

 Нас не согнут отчаянье и страх.

 Мы знаем от людей, сражённых смертью,

 Что означает: «Смертью смерть поправ».

Элеонора Титова

 Мы знаем: клятвы говорить непросто.

 И если в Ленинград ворвётся враг,

 Мы разорвём последнюю из простынь

 Лишь на бинты, но не на белый флаг!

Александра Губернская

Р. Рождественский

Реквием

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

Григорий Никаноров

Наша страна мирно живет уже 68 лет. И хотелось бы сказать, уже выросло не одно поколение, не знающее, что такое война. Однако каждый день мы слышим о новом конфликте между народами, о новой детской беде. И поэтому о событиях тех страшных лет мы не имеем права забывать. Такое не должно повторяться.

Петр    Я недавно смотрел старый фильм о войне

Владислав   И не знаю, кого мне спросить,

Максим    Почему нашим людям в нашей стране

Михаил Столько горя пришлось пережить.

 Анатолий  Почему сыновья не вернулись домой,

 Николай Столько жен потеряли мужей?

  Яна Отчего красны девицы ранней весной  

  Павел Шли гулять без любимых парней?

Виктор Дети детство узнали в руинах домов,

Анастасия Эту память вовек не убить,

Антон Лебеда – их еда, и землянка  - их кров.

Тигран А мечта – до Победы дожить.

 Станислав Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

 Даниил  Чтобы не было войн и смертей,

 Рашана  Чтобы мамам страны не пришлось хоронить  

 Хадижа  Вечно юных своих сыновей.

Ева Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Софья Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

 Элеонора Сколько юных тогда не вернулось назад,

 Святослав Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Фаниль Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

 Григорий Ты послушай святую минуту молчанья.

Никита Шелестов

В память обо всех детях, погибших в 20 веке и в 21, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное время мы объявляем минуту молчания.

 (Звучит метроном).

Результаты урока:

  • расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны;
  • привлечение внимания учащихся, родителей к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне;
  • создание мультимедийной продукции, методической разработки мероприятия по патриотическому воспитанию школьников для пополнения информационно-методической, справочной базы школы;