рекомендации для педагогов

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Левши и леворукие дети Меланченко Елизавета Александровна. Врач –невропатолог. Методист по коррекционной работе

Слайд 2

Различие Левши генетически детерминированы Рецессивным является ген, отвечающий за леворукость, доминантным - за праворукость Леворукие – стали такими под воздействием внешних факторов

Слайд 3

Эпидемиология 1- 30 процентов Выше среди школьников Больше в развитых странах

Слайд 4

Особенности развития некоторые функции соответствуют его биологическому возрасту, а какие-то запаздывают. Повышенная двигательная активность Неорганизованны и забывчивы Тяжело запоминают правила Художественно развиты

Слайд 5

Особенности обучения Тяжело учат правила Тяжело запоминают исключения заменяют буквы так, что порой не могут узнать написанное слово, когда учитель их просит "прочитай, что ты написал". (Замены графические)

Слайд 6

В письменной речи эти ученики заменяют слова, схожие по смыслу друг с другом Не могут выделить ударный слог Заменяют буквы по звонкости-глухости твердости-мягкости

Слайд 7

Чтение мало интонировано. Во время пересказа они могут быть многословны, поскольку им тяжело уловить и пересказать смысл прочитанного.

Слайд 8

С большим трудом осваивают состав числа Тяжело даются сравнения "больше – меньше", если речь идет об отвлеченных понятиях. могут поставить знак равенства между цифрами 13 и 31.

Слайд 9

Трудно работать по образцу – это ярко выражается на уроках труда и рисования. Нарушение масштаба. Хорошая цветопередача

Слайд 10

На уроках физкультуры им бывают недоступны движения, в которых сопряжены движения рук и ног. Порой они не могут освоить асинхронное движение правой и левой половины тела (примером может служить кроль – стиль плавания).

Слайд 11

Анкета Какой рукой пишешь? Какой рукой рисуешь? Какой рукой бросаешь мяч или камень? Какой рукой нанизываешь бисер или складываешь башню из кубиков? Какой рукой бьёшь молотком? Какой рукой режешь ножницами? Какой рукой причесываешься? Какой рукой стираешь ластиком написанное? Какая рука сверху при аплодировании? В какой руке держишь ложку? Какой рукой сдаешь карты в игре в лото? В какой руке держишь зубную щетку?

Слайд 12

Скрининг анкета Только правой +2 Чаще правой +1 Любой рукой 0 чаще левой-1 Только левой -2

Слайд 13

Оценка результата " +17" – "+24" балла - «выраженный правша», "+16" – "+9" - «слабый правша», "+8" – "-8" - «амбидекстр», " «9" – "-16" - «слабый левша», " «-17" – "-24" - «выраженный левша». \

Слайд 14

Методики работы Использование мелодий вместо обычного школьного звонка. В начальной школе - использование игрового обучающего элемента. Выделение четвертого лишнего.

Слайд 15

Игры в слова. Учитель на доске пишет букву, далее диктует разные слова. В тетрадях ученики должны записать только те слова, которые НЕ содержат эту букву. Найти различия на картинках. При этом можно использовать не только сюжеты, но слова и буквы.

Слайд 16

Найти на листе буквы, которые неправильно написаны На доске нарисована половинка предмета (яблоко, гриб, морковка, машина), ребенок должен угадать предмет и дорисовать вторую половину

Слайд 17

Особенности обучения письму На листе бумаги рисовать фломастером одновременно правой и левой рукой сходящиеся и расходящиеся круги, квадраты, восьмерки. Обе ладони лежат на столе, кисти плотно прижаты к столу. Нужно одновременно поднимать мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие пальцы.

Слайд 18

Обе кисти сжаты в кулаки. Совершать одновременно и в одинаковом теме круговые движения, сначала по-, затем против часовой стрелки. Одновременно гладить себя по животу левой рукой, а правой похлопывать по макушке. Затем руки меняются

Слайд 19

Карандаш или палочка зажаты между указательным и средним пальцами. Нужно разжимать и сжимать пальцы так, чтобы предмет не выскользнул из рук. Для тренировки сначала упражнение делают правой, затем левой рукой. Потом двумя одновременно.

Слайд 20

Крутить в правой и левой и руках парные китайские шарики. В промежутках обязательно двигательные задания на вертикали!

Слайд 21

В старших классах Химия и физика - начинать с опытов, и только потом переходить к теоретическому изложению материала. Сочинение или изложение начинать с создания плана Участие в проектах

Слайд 22

Ориентироваться на практическое значение задачи. Домашняя работа состоит из интегрированных заданий. Лучше «сходить в магазин», чем решить задачи по математике. В магазине ребенок сам должен читать названия продуктов, складывать и вычитать в пределах доступного объема чисел. Потом же в тетради написать список продуктов и рецепт приготовления блюда из них.

Слайд 23

Обязательны дополнительные занятия по танцам, музыке, рисованию. Очень важно подчеркивать успешность такого ребенка. Они больше склонны испытывать страх, легче гневаются, обижаются.

Слайд 24

В отношениях важно вербализировать переживания одноклассников. Эти дети очень ревностны к чужому успеху, легко обижаются и обижают других. Им важно говорить о том, что: «если я похвалила Петю, это вовсе не значит, что я ругаю тебя, сейчас это задание Петя сделал хорошо». Лучше избегать относительных оценок, говорить лишь про успех каждого ребенка. Дома можно делать уроки под музыку

Слайд 25

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативные ситуации на уроке педагоги-психологи ГОУ школы – интернат №19: Батуива И.Ю. Крылова Т.К. Кузнецова О.В.

Слайд 2

Невербальные аспекты общения учителя и обучающихся Язык учителя – основное средство, позволяющее ему приобщить учеников к культурному наследию, научить их содержательно мыслить. Вместе с тем, общаясь учениками, учитель значительную часть информации о них и от них (от 50 до 90 %) получает не из слов ученика, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать.

Слайд 3

Невербальное поведение является одним из важнейших компонентов педагогического общения, но основная функция – информационная. Невербальные аспекты общения играют существенную роль в передаче информации, регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу в школе и самочувствие ученика и учителя. Если невербальные действия учителя не соответствуют произносимым им словам, то может возникнуть недоразумение.

Слайд 4

Характеристики коммуникативных способностей, вербального и невербального поведения учителя на уроке

Слайд 5

Речь Учитель говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие необычные примеры, факты, идеи, предлагает проблемные вопросы, основываясь на личном опыте учащихся, включает в свою речь элементы юмора.

Слайд 6

Голос С помощью голосовых интонаций и модуляций учитель проявляет искренность, оптимизм, доверие к ученику.

Слайд 7

Выразительные движения Учитель использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем учащимся и облегчения усвоения им учебного материала (так называемое помогающее поведение)

Слайд 8

Движения в пространстве класса В течение урока учитель передвигается по классу вправо и влево, вперед и назад, оказывается перед учениками, за их спинами. Стоит или сидит рядом с ними и т.д.

Слайд 9

Эмоции Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает учителю вовлекать всех учеников в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового.

Слайд 10

Средства воздействия Учитель использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные переработки информации учащихся.

Слайд 11

Наблюдательность Учитель постоянно «видит и слышит» каждого ученика, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии учеников.

Слайд 12

Форма поведения Учитель гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы ученики могли больше говорить на уроке сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться взглядами.

Слайд 13

Виды взаимодействия Учитель-класс: - учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников; - ученики работают самостоятельно, а учитель внимательно наблюдает за тем, когда, кому и какая нужна помощь; Учитель-ученик: - учитель объясняет что-либо одному ученику, спрашивает его, отвечает на его вопросы; - учитель просит одного ученика объяснить что-либо другому, организует работу учеников в парах или в группах.

Слайд 14

Паузы Учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения и усталости.

Слайд 15

Обсуждение учебных проблем в диалоге

Слайд 16

Традиционные модели коммуникативного общения Учитель – класс (например: «фронтальный опрос», ситуация «объяснение нового материала» и т.п.) Учитель – ученик (например: ответ у доски)

Слайд 17

Варианты двунаправленных реплик «Я хочу продолжить Сашину мысль…»; «У меня есть дополнение к Машиному ответу …»; «Я согласна с Олей в том, что …»; «Вика, ты правильно понимаешь, что…»

Слайд 18

Диалог по своей – классическая простоте и четкости речевого общения. Каждая реплика, как бы она ни была коротка и обрывиста, обладает специфической завершенностью и выражает позицию говорящего, в отношении которой можно занять ответную позицию.

Слайд 19

Важный фактор создания коммуникативной ситуации на уроке – это наличие в речи отсылок к высказываниям учеников следующими способами: «усилением» ответа ребенка, например: «Итак, Катя сказала…»; привлечением внимания к сказанному ребенком, например: «Кто понял Алешу? Как вы его поняли?»; побуждением к речевому действию, адресованному другому ученику, например: «А Егор с тобой не согласен. Почему, Егор?»; уточнением позиции ребенка: «Ты это имеешь в виду, Оля? Я правильно тебя поняла?» и т.п.

Слайд 20

Реакция учителя на ошибки ребенка – важный момент коммуникативной деятельности учителя. Он должен не только констатировать факт ошибки, но и стимулировать дальнейшую работу по ее исправлению. Здесь главное – соблюсти преобладание позитивной оценки действий обучающегося над негативной.

Слайд 21

В целях развития дискуссии педагог может: задавать обучающимся вопросы, предполагающие многовариантность ответов, что задает поле для обсуждения, например: «Как вы считаете? Как вы думаете?». Тогда ребенок может своим ответом повлиять на течение части урока; разрешать обучающимся задавать вопросы с места, например: «Почему Лиза изменила алгоритм?»; просить учеников формулировать свои коммуникативные намерения, например, таким образом: «Я хотела сказать…»; выслушивать и интерпретировать ответ ученика .

Слайд 22

При соблюдении перечисленных рекомендаций урок будет проходит в атмосфере диалога, открытости, импровизации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональный кодекс учителя Зам.директора по социальной защите и охране детства: Беляева М.Н. Педагог – психолог: Кузнецова О.В.

Слайд 3

Личность учителя Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания. Учитель соблюдает правила русского языка, культуры своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

Слайд 4

Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Слайд 5

Взаимоотношения учителя с учеником Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей. Учитель беспристрастен, одинаково доброжелателен и благосклонен ко всем своим ученикам. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.

Слайд 6

Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку. Учитель справедливо и объективно оценивает работу ученика, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

Слайд 7

Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Слайд 8

Взаимодействие учителя с педагогическим сообществом Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.

Слайд 9

Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.



Предварительный просмотр:

Рекомендации социального педагога родителям.

  1. Принцип равенства. Мир детей мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.

  1. Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой особую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение есть движение содержания мира детства в мир взрослости.

  1. Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.

  1. Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.

  1. Принцип соразвития.  Процесс развития мира детей идет параллельно развитию мира взрослых. Аномалией процесса развития является остановка самоактулизации, как ребенка, так и взрослого (Роджерс) 

 

  1.  Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.

  1. Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Ненависть может проявляться только в отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок.

Советы социального педагога родителям.

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности в обществе.

  1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большой степени.

  1. Оценивайте уровень развития ребенка.

  1. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребёнком.

  1. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и является признаком одаренности.

  1. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него  собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:

- уверенность, базирующуюся на объективной самооценке.

- понимание достоинств и недостатков в себе самом и  

  окружающих.

- интеллектуальную любознательность и готовность к иследова-

 тельскому риску.

        - уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию,

 терпению, душевному мужеству.

       - привычку опираться на собственные силы и готовность нести

ответственность за свои поступки.

       - умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех

взрослых.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьная дезадаптация. Определение. Виды. Факторы. Врач-невропатолог Меланченко Елизавета Александровна ЦСТА и ПО «Гагаринский»

Слайд 2

Дез-, диз-? Дезадаптация – исчезновение, уничтожение какой - либо сформировавшейся функции, или же изначальная невозможность её формирования. Дизадаптация - искажение функции, более тонкие нарушения, нежели полное её отсутствие.

Слайд 3

Адаптация По определению психологического словаря (под редакцией Зинченко и Мещерякова, М., 1996 г.) социальная адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованием этого общества

Слайд 4

Сроки адаптации В норме первоклассник адаптируется к школьным условиям за 5 – 6 недель. То есть к середине первой четверти организм должен перестроиться без ущерба для физического и психического здоровья.

Слайд 5

Дезадаптация Школьная дезадаптация – невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.

Слайд 6

Почему ребенок не может адаптироваться в школе? Проявление патологических черт личности (психиатры) Нарушение взаимодействия со средой (педагоги, психологи) Патологическое воздействие среды на ребенка (родители)

Слайд 7

Факторы развития дезадаптации Индивидуальный фактор: Явные внешние отличия от сверстников. Уродства, серьезные двигательные проблемы, низкие, или наоборот, высокие умственные способности. Нерешенность логопедических проблем: смазанная речь, заикание. Бедный словарный запас. Соматический фактор: Наличие хронических заболеваний, частые инфекционные заболевания. Снижение слуха, зрения.

Слайд 8

Психические расстройства школьника. Заболевания, либо не выявленные до школы, либо протекающие в стертой форме. Снижение волевой активности, снижение мотивации к обучению и самостоятельному существованию во взрослом состоянии. Несформированность Высших Психических Функций. Нарушения памяти, внимания, расстройства восприятия,

Слайд 9

Что зависит от специалистов? Психолого-педагогический фактор: Школьный фактор. Отсутствие индивидуального подхода в обучении. Невозможность личного контакта между учеником и педагогом. Занижение оценок. Коррекционно-профилактический фактор: Слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей. Отсутствие или несвоевременность коррекционной работы в школе, нехватка специалистов.

Слайд 10

Влияние семьи Семейный фактор: Педагогическая запущенность. Тяжелый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребенка. Выпихивание в школу недолеченного ребенка, невыявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение слов и дел родителей. Политика двойных стандартов в отношениях

Слайд 11

Влияние среды Средовой фактор: Влияние сверстников, привлекательность ничегонеделания, безнаказанность асоциального поведения. Притягательность острых ощущений. Доступность наркотиков и легкого заработка. Социальный фактор: Утрата прежних идеалов в обществе. Пропаганда агрессии, увлеченность виртуальными заменителями. Реклама нездорового образа жизни.

Слайд 12

Виды адаптации по степени тяжести легкая степень адаптация затягивается до конца первой четверти. Средне-тяжелая до Нового года при тяжелой – до конца первого года обучения. Если дезадаптация проявилась в пятом классе или подростковом возрасте, то легкая форма укладывается по срокам в одну четверть, среднетяжелая – в шесть месяцев, тяжелая растягивается на весь учебный год.

Слайд 13

Факторы готовности к школе Учебная мотивация Ориентировка в пространстве Ведущая рука Интерес к сверстникам Держит дистанцию со взрослыми Зубы, длина руки. Засыпает за полчаса вечером. Болеет не чаще 3 раз в год, если посещает детское учреждение. И не больше 3 недель каждый раз.

Слайд 14

Дезадаптирующие факторы при переходе в среднюю школу Пробелы в учебе Нарастание объема Отсутствие ГПД, снижение контроля Появление новых учителей, формирование профильных классов Удаленность школы

Слайд 15

Дезадапитрующие факторы в старших классах Гормональный всплеск Влияние недиагносцированных заболеваний Незрелость центров, контролирующих эмоции Диссоциация возможностей и желаний Снижение родительского влияния

Слайд 16

Навыки семейного психолога, необходимые учителю Общаться с родителями очно. Приглашать на беседу не только маму, но и папу и других взрослых, регулярно общающихся с ребенком. Объяснять родителям, что состояние дезадаптации корригируется. Каждый раз спрашивать, что удается сделать, а что не получается, подчеркивая успехи и объясняя их зависимость от правильного выполнения рекомендаций. Спрашивать и интересоваться домашними успехами ребенка. Желательно перед беседой с родителями продумать или даже записать на бумаге успехи и проблемы ребенка, не допуская того, чтобы замечаний было больше, чем положительных оценок работы.

Слайд 17

Диагностика Признаки истощения на уроке Ребенок крутится, вертится за партой. Не может удержать позу. Ложится головой на парту, сутулится, "стекает" по стулу. Зевота. Появление смаргиваний, облизываний губ, других навязчивостей. Перекладывание пишущего в другую руку. Многократное посещение туалета. Многократно роняет пишущие предметы. Не может повторить только что заданный вопрос. Допускает нехарактерные ошибки как в письменной речи, так и в устной. Ухудшение почерка к концу урока

Слайд 18

Признаки истощения на перемене Вегетативные реакции: бледность кожи, ярко-розовые щеки, синева над верхней губой. Уединение , нежелание общаться с одноклассниками. Агрессия по отношению к ровесникам. Бег по помещению, невозможность переключения на спокойный вид деятельности. Ходьба на цыпочках

Слайд 19

Признаки напряженности адаптации в виде невротизации Ребенок боится отвечать выученный урок. Лучше отвечает с места, чем у доски. Лучше отвечает учителю наедине, нежели перед всем классом. Плаксив или агрессивен, если ему делают замечания. Заикается, причем ТОЛЬКО на уроке. Двигательное беспокойство при ответах (теребит одежду, потирает руки, встряхивает кистями), часто смаргивает, облизывает губы во время устных ответов. Часто болеет

Слайд 20

Невротические проявления Высокая зависимость от поведения учителя. При устных ответах внимание отвлечено на поведение учителя, а не на то, что и как ответить. Считывает мимику. "Залипание" на мелких деталях, трудности вычленения главной задачи. Плохо копируют по образцу. Смотрят на то, как выполняет задание сосед по парте. При однократно плохо выполненном задании начинают плакать и отказывают заниматься вообще.

Слайд 21

Коррекция Прогулки Кружки – движение каждый день! Творческие объединения 2 раза в неделю Игра Совместное проведение досуга

Слайд 22

www.psykonvoy.ru Улица Фотиевой д14к2 телефон 8-499 137-63-12. elizabetm@yandex.ru

Слайд 23

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативные ситуации на уроке педагоги-психологи ГОУ школы – интернат №19: Батуива И.Ю. Крылова Т.К. Кузнецова О.В.

Слайд 2

Невербальные аспекты общения учителя и обучающихся Язык учителя – основное средство, позволяющее ему приобщить учеников к культурному наследию, научить их содержательно мыслить. Вместе с тем, общаясь учениками, учитель значительную часть информации о них и от них (от 50 до 90 %) получает не из слов ученика, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать.

Слайд 3

Невербальное поведение является одним из важнейших компонентов педагогического общения, но основная функция – информационная. Невербальные аспекты общения играют существенную роль в передаче информации, регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу в школе и самочувствие ученика и учителя. Если невербальные действия учителя не соответствуют произносимым им словам, то может возникнуть недоразумение.

Слайд 4

Характеристики коммуникативных способностей, вербального и невербального поведения учителя на уроке

Слайд 5

Речь Учитель говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие необычные примеры, факты, идеи, предлагает проблемные вопросы, основываясь на личном опыте учащихся, включает в свою речь элементы юмора.

Слайд 6

Голос С помощью голосовых интонаций и модуляций учитель проявляет искренность, оптимизм, доверие к ученику.

Слайд 7

Выразительные движения Учитель использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем учащимся и облегчения усвоения им учебного материала (так называемое помогающее поведение)

Слайд 8

Движения в пространстве класса В течение урока учитель передвигается по классу вправо и влево, вперед и назад, оказывается перед учениками, за их спинами. Стоит или сидит рядом с ними и т.д.

Слайд 9

Эмоции Проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает учителю вовлекать всех учеников в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового.

Слайд 10

Средства воздействия Учитель использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные переработки информации учащихся.

Слайд 11

Наблюдательность Учитель постоянно «видит и слышит» каждого ученика, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии учеников.

Слайд 12

Форма поведения Учитель гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы ученики могли больше говорить на уроке сами, высказывать свои мысли, идеи, обмениваться взглядами.

Слайд 13

Виды взаимодействия Учитель-класс: - учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников; - ученики работают самостоятельно, а учитель внимательно наблюдает за тем, когда, кому и какая нужна помощь; Учитель-ученик: - учитель объясняет что-либо одному ученику, спрашивает его, отвечает на его вопросы; - учитель просит одного ученика объяснить что-либо другому, организует работу учеников в парах или в группах.

Слайд 14

Паузы Учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения и усталости.

Слайд 15

Обсуждение учебных проблем в диалоге

Слайд 16

Традиционные модели коммуникативного общения Учитель – класс (например: «фронтальный опрос», ситуация «объяснение нового материала» и т.п.) Учитель – ученик (например: ответ у доски)

Слайд 17

Варианты двунаправленных реплик «Я хочу продолжить Сашину мысль…»; «У меня есть дополнение к Машиному ответу …»; «Я согласна с Олей в том, что …»; «Вика, ты правильно понимаешь, что…»

Слайд 18

Диалог по своей – классическая простоте и четкости речевого общения. Каждая реплика, как бы она ни была коротка и обрывиста, обладает специфической завершенностью и выражает позицию говорящего, в отношении которой можно занять ответную позицию.

Слайд 19

Важный фактор создания коммуникативной ситуации на уроке – это наличие в речи отсылок к высказываниям учеников следующими способами: «усилением» ответа ребенка, например: «Итак, Катя сказала…»; привлечением внимания к сказанному ребенком, например: «Кто понял Алешу? Как вы его поняли?»; побуждением к речевому действию, адресованному другому ученику, например: «А Егор с тобой не согласен. Почему, Егор?»; уточнением позиции ребенка: «Ты это имеешь в виду, Оля? Я правильно тебя поняла?» и т.п.

Слайд 20

Реакция учителя на ошибки ребенка – важный момент коммуникативной деятельности учителя. Он должен не только констатировать факт ошибки, но и стимулировать дальнейшую работу по ее исправлению. Здесь главное – соблюсти преобладание позитивной оценки действий обучающегося над негативной.

Слайд 21

В целях развития дискуссии педагог может: задавать обучающимся вопросы, предполагающие многовариантность ответов, что задает поле для обсуждения, например: «Как вы считаете? Как вы думаете?». Тогда ребенок может своим ответом повлиять на течение части урока; разрешать обучающимся задавать вопросы с места, например: «Почему Лиза изменила алгоритм?»; просить учеников формулировать свои коммуникативные намерения, например, таким образом: «Я хотела сказать…»; выслушивать и интерпретировать ответ ученика .

Слайд 22

При соблюдении перечисленных рекомендаций урок будет проходит в атмосфере диалога, открытости, импровизации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ Меланченко Елизавета Александровна врач-невропатолог, методист по коррекционной работе

Слайд 2

часто болеющим считается ребенок, который переносит ОРВИ 4 и больше раз в год. Длительно (10 – 14 дней) болеющие тоже могут быть отнесены к этой группе.

Слайд 3

Количество болеющих составляет больше половины всех детей, которые пошли в первый класс. Ко второму классу количество часто болеющих ОРВИ детей падает, но не за счет появления здоровых детей, а из-за того, что острые заболевания переходят в хронические фазы

Слайд 4

Ко второму классу количество часто болеющих ОРВИ детей падает, но не за счет появления здоровых детей, а из-за того, что острые заболевания переходят в хронические

Слайд 5

Физиологические причины . По данным Научного Центра Информационной медицины из 100% часто болеющих детей, функциональные расстройства центральной нервной системы выявляются у 65,8%, гипоталамуса - у 68,4%, щитовидной железы - у 65,8%, шейного отдела позвоночника - у 71%, бронхо-легочной системы - 65%, почек - 65%, желудочно-кишечного тракта - 55,3%, сердечно-сосудистой системы - 65%. Явления аллергии были отмечены у 65,8%.

Слайд 6

Изменения в Центральной Нервной системе Повышение биоэлектрической активности подкорковых структур. Этот показатель говорит о том, что произвольная деятельность ученикам этой группы дается с большим трудом.

Слайд 7

Повышение тонуса мышц, что свидетельствует о напряженности человека, тревоге

Слайд 8

Увеличение притока крови к мозгу при интеллектуальной нагрузке, при этом снижается кровоотток, повышается внутричерепное давление

Слайд 9

Вегетативные расстройства Симпатотоники- во время криза краснеет лицо, шея, уши, повышается артериальное давление, возникают приступы беспокойства, бывает повышение температуры

Слайд 10

Ваготоники-время криза ребенок бледнеет, может упасть в обморок, у него слабый пульс, низкое давление.

Слайд 11

Межприступный период Симпатотоники красные, потные, возбужденные. Парасимпатотоники сонливые, бледные, легко мерзнущие

Слайд 12

Сердечно-сосудистая система общее снижению работоспособности колебания настроения сниженное желанию учиться. дети очень зависимы от погоды и бывает, что в ветреные и дождливые дни просто спят за партой

Слайд 13

Типы школьников, подверженные частым заболеваниям Депрессивный тип. Ребенок часто жалуется на плохое самочувствие, живет с гримасой боли и страха на лице, удерживает на себе внимание семьи, «благодаря» бесконечным болезням.

Слайд 14

Невротический тип. Эти дети гиперактивны, часто получают травмы, могут иметь к первому классу не одно сотрясение мозга, совершают массу непроизвольных движений

Слайд 15

Астенический тип. Дети, страдающие расстройствами вегетативной нервной системы. Дети страдают повышенной утомляемостью, при малейших неприятностях падают в обморок, зависимы от погоды: ветер, дождь, снег или жара вызывают у них мучительные головные боли. Из них вырастают девушки, изнуряющие себя бесконечными диетами в погоне за совершенной фигурой.

Слайд 16

Личностные особенности школьника . Высокий уровень тревожности, гиперответственность, высокая или низкая самооценка, стремление быть первым и неумение преодолевать неудачи, низкая учебная мотивация, несформированность коммуникативных навыков, неумение распознавать и выразить свои чувства и др.

Слайд 17

Внутрисемейная ситуация и воспитательные воздействия родителей Многократно попадающие в больницы в полных семьях проживали лишь 38,46% детей, из них 13,5% - воспитывались неродными родителями (12% – отчимом, 1,5% – мачехой)

Слайд 18

продолжительность рабочего дня у 43,7% родителей составляла более 8-10 часов, а 29,2% родителей вынуждены были совмещать работу в нескольких местах. Все они имели неблагоприятные жилищно-бытовые условия, обусловленные недостаточной жилой площадью (62,2%), проживанием в ветхом жилом фонде (20%), на частных квартирах и в общежитии (16%). Напряжение внутрисемейных отношений усиливалось наличием вредных привычек у родителей (72%). Патологические стили воспитания были установлены у 97,8% обследованных пациентов. Своевременно не обращались за медицинской помощью в случае заболевания ребенка каждая третья семья

Слайд 19

Причины возникновения частых заболеваний Стрессовая ситуация в школе и дома. Несоблюдение режима дня Неадекватно подобранные дополнительные занятия. Неоправданные ожидания родителей, невыполнение рекомендаций специалистов. Неправильное питание Дети уже находились в группе часто болеющих еще до школы.

Слайд 20

Вторичные проблемы часто болеющего ребенка Снижение мотивации обучения. Часто болеющий ребенок привыкает к достаточно свободному распорядку дня. Низкий уровень интеллектуального развития может быть из-за пропуска занятий. Моторный дефицит. Снижена как крупная, так и мелкая моторика. Крупная снижается за счет малоподвижного образа жизни. Мелкая моторика снижается за счет того, что ребенок мало делает каких-либо заданий, которые способствуют ее развитию

Слайд 21

Помощь часто болеющим детям Помощь детям Помощь родителям Рекомендации педагогам

Слайд 22

Помощь детям Обучение школьным правилам. Подчеркивать необходимость их выполнения. Для ребенка очень важна предсказуемость ситуации. Поддержание дома школьного режима дня, ежедневные занятия по школьной программе, можно даже с опережением, чтобы на уроке в незнакомой обстановке ребенок уже повторял то, что разобрал дома с родителями.

Слайд 23

Во время болезни не запускать уроки Важно акцентировать внимание на успехах и тех усилиях, которые ребенок приложил для успешного выполнения школьной программы Игры с детьми. Истории про слабых (из настоящего и вымышленного), сказкотерапия, тренинги в классе.

Слайд 24

Помощь родителям Принятие проблем ребенка. Нужно понять, что школьная дезаптация связана не только с частыми пропусками занятий. Частые заболевания – проявление школьной дезадаптации

Слайд 25

Играть и общаться с ребенком как можно больше Закаливание Дети с вегетативными нарушениями много потеют, стопы и ладони у них часто бывают влажными. Необходимо объяснять родителям важность одежды из натуральных тканей, особенно нательного белья, носков и колгот

Слайд 26

Дети должны спать столько, сколько хочется Питание. Повышенное содержание белков (на 10% больше возрастной нормы)

Слайд 27

Помощь педагогам Просветительская ПМП(к) Тренинги по ролевым играм Сотрудничество со специалистами смежных специальностей

Слайд 28

Формы работы с детьми Надомное Индивидуальный график посещения школы Экстернат

Слайд 29

Вспомогательные методики Истории про детей Методики расслабления Игры с воздушным шариком

Слайд 30

Литература Дорис Бернетт Жила была девочка, похожая на тебя 2006 «Класс». В. Эксклайн "Игровая терапия" Апрель пресс Эксмо-пресс 2000

Слайд 31

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Современная школа – это своеобразная «компания», по отношению к которой стали применимы многие экономические термины. Под корпоративной этикой понимается определенный негласный кодекс поведения, следование которому позволяет педагогическим работникам идентифицировать себя с профессией учителя. Следовательно, корпоративная этика учителя подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.

Слайд 3

Учитель в отношении с самим собой У педагога обязательно должна быть своя, «внешкольная», личная жизнь. Многосторонние увлечения нужны нам прежде всего в силу специфики профессии – учитель должен быть интересен детям. Поскольку учитель все время на виду – у детей, родителей и коллег, то он вынужден «быть счастливым», оптимистом. Учитель не может себе позволить плохого настроения. Неудачников не любят. Учитель на собственном примере ежедневно показывает ученикам, что по-настоящему состояться как личность можно, только если ты образован, честен, порядочен.

Слайд 4

Внешний вид учителя оценивают и дети, и коллеги, и родители. Кстати, требуя соблюдения официально-делового стиля от учащихся. Мы аргументируем это требование тем, что школа – это офисное помещение. Но оно является не только для учеников, но и для учителей. И дети, и взрослые ценят естественность. Не будем казаться умнее и лучше, чем мы есть. Однако и самоунижение ни к чему (у нас все получится!), надо знать себе цену. Это позволит сохранить достоинство. Учитель без гражданской позиции – не учитель. Принципиальность и требовательность по отношению прежде всего к самому себе – это то, что дает нам право именоваться Гражданином.

Слайд 5

Отношение учителя с коллегами Важный компонент творческой атмосферы – ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно». Если каждый учитель поймет, что ответственность равносильна авторитету, то он сможет по степени полезности, осуществляемой деятельности определить свое место в коллективе.

Слайд 6

Отношения учителя с учеником Позиция учителя на уроке бывает двух типов: на пьедестале и без. Есть разные пьедесталы, на которые взбирается человек, чтобы спрятать от учеников свою личность. Американский психолог Вирджиния Сатир предложила следующую типологию стилей ведения урока:

Слайд 7

учитель-начальник. Его пьедестал власть. От учеников он требует прежде всего послушания, подчеркивает свою силу, все на свете знает. Точка зрения учителя – единственно правильная. учитель-компьютер. Его пьедестал – компетентность. Такой учитель требует от учеников знаний. Информации, фактов, считает, что в обучении и воспитании главное – компетентность, а самый компетентный, конечно, он сам.

Слайд 8

учитель-мученик. Его пьедестал – бесконфликтность. Он хочет служить другим. Больше всего боится конфликтов, испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. учитель-приятель. Его пьедестал – популярность. От учеников он ждет хорошего к себе отношения. «Главное – чтобы меня любили дети», - говорит он. Результат – отсутствие у учеников чувства ответственности.

Слайд 9

Идеальный педагог – учитель без пьедестала, занимающий партнерскую позицию. Он знает, что не может быть даже самого гуманного основания для утверждения своей незыблемой правоты за счет другого. Учитель-партнер – это вдохновитель, а не авторитарный руководитель. Это учитель, который любит не только преподаваемый предмет или себя в этом предмете, а прежде всего – своих учеников. Ставя отметки, учитель оценивает знания учеников, а не личностные качества. Потому недопустимы личностные комментарии к отметке, как недопустимо ставить оценку или не пускать на урок за то, что не принес тетрадь.

Слайд 10

Отношение учителя с родителями обучающегося Родитель ребенка – уже не ваш ученик (даже если когда-то он им был), не ваш враг, вы совместно воспитываете ребенка, потому и отношения должны быть партнерскими. Какими бы ни были родители, они, как и вы, хотят видеть своего ребенка умным, успешным и счастливым. Выстраивая отношения с родителями обучающихся, придерживайтесь следующей тактике:

Слайд 11

активнее привлекайте родителей к воспитательной работе, но не позволяйте им мешать вам; на родительских собраниях ведите речь только об общем деле, не стоит говорить родителям в присутствии других людей о недостатках их ребенка, публичного позора они вам не простят; не стесняйтесь просить родителей о помощи в воспитании их детей: отправлять на экскурсию с классом, купить билеты для коллективного похода в театр – это и есть совместное воспитание. И если родители этого не понимают, им надо тактично, но настойчиво объяснять.

Слайд 12

Любой аспект вашей деятельности влияет на репутацию и престиж ОУ в целом, даже если вы этого не осознаете. На репутацию работает даже то, что не входит в круг ваших должностных обязанностей. Если видите непорядок в школе, вмешайтесь: неравнодушие – обязательная черта профессии учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с современными требованиями ФГОС Материал подготовили педагог-психолог ГОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ № 19 Абдрахманова К.Ф. , Социальный педагог Беляева М.Н.

Слайд 2

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО)? ФГОС устанавливаются в РФ в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего образования (НОО) - ООП НОО образовательными учреждениями (ОУ), имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом от 6 октября 2009 г. N 373 о введении в действие ФГОС НОО, текстом Стандарта, а также последующими изменениями можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/ . Материалы по ФГОС НОО также размещены на сайте http://standart.edu.ru/ .

Слайд 3

Какие требования выдвигает ФГОС НОО ? Стандарт выдвигает три группы требований : Требования к результатам освоения ООП НОО; Требования к структуре ООП НОО; Требования к условиям реализации ООП НОО. Требования к результатам, структуре и условиям освоения ООП НОО учитывают: - возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, - самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Слайд 4

Особенности работы педагога с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются обычно с 6-7 до 9—10 лет. В этом возрасте происходят коренные изменения социальной ситуации развития ребенка. В этом возрасте ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Развитие личности младшего ребенка зависит от его успехов, оценки ребенка взрослыми. В то же время безусловный авторитет родителя, а потом и учителя постепенно утрачивается и к концу младшего возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Слайд 5

Основной мотив деятельности В младшем возрасте происходит рост стремления детей к достижениям, поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Основная задача учителя – сформировать этот мотив достижения успеха через создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Если ребенок получает позитивную оценку в глазах окружающих, прежде всего, авторитетного взрослого в присутствии сверстников, то у человека формируется базовая, глубинная убежденность в собственной компетентности. В таком случае знаменитая формула трехлетнего человека “Я сам” трансформируется - “Я могу это сам”, “Я справлюсь”. Это, если хотите, во многом психология «Победителя». Люди, обладающие такой внутренней убежденностью, сталкиваясь со сложной задачей, думают не о том, насколько она сложна, а над тем, как ее решить. И обычно достигают успеха. Неудача же для них - повод не опускать руки, а получить новые знания, изыскать дополнительные ресурсы и возможности. Хотя чаще, к сожалению, уже к концу обучения в младшей школе встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.

Слайд 6

Похвала учителя – залог формирования мотивации успеха и формирования «внутренней позиции школьника» Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку, если : хвалят ребенка искренне; высказывают одобрение не только на словах, но невербальными средствами: интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями; хвалят за конкретные действия, усилия, инициативу; не сравнивают при этом ребенка с другими людьми.

Слайд 7

Ведущий вид деятельности Основным ведущим характером деятельности в младшем возрасте становится учебная деятельность . Основные достижения этого возраста обусловлены этим видом деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет к концу младшего возраста - ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший ребенок активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. К 9-10 годам на эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в деятельности и отношения с взрослыми. Игровые виды и коммуникативные виды деятельности в учебе. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках этой деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших детей и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Слайд 8

Психологические новообразования в познавательной сфере у детей младшего школьного возраста

Слайд 9

Мышление В этом возрасте мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического мышления , происходящее в ходе усвоения знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: восприятия, внимания, памяти. Все процессы приобретают черты произвольности, опосредованности . Как говорится: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим». В мышлении ребенка можно выделить следующие особенности. Во-первых, для детей характерен анимизм (одушевление неживой природы, небесных тел, мифических существ). Во-вторых, синкретизм (нечувствительность к противоречиям, связывание всего со всем, неумение отделить причину и следствие). В-третьих, эгоцентризм (неумение посмотреть на себя со стороны). В-четвертых, феноменальность (склонность опираться не на знание об истинных отношениях вещей, а на их кажущиеся отношения).

Слайд 10

Анимизм мышления Особенность мышления детей - одухотворять природу, приписывать неодушевленным вещам способность мыслить, чувствовать, делать - Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus - душа). Причина детского анимизма в том уникальном видении мира, которое складывается у ребенка к началу дошкольного возраста. Младший ребенок с момента своего рождения слышал направленную к нему речь взрослого, насыщенную анимистическими конструкциями: "Кукла хочет кушать", "Мишка пошел спать" и т. д. Помимо этого, он слышит такие выражения, как "Дождь идет", "Солнце взошло". Метафорический контекст нашей речи скрыт от ребенка - отсюда анимизм мышления у младших. Игра и сказка - это особый способ освоения мира, позволяющий дошкольнику и младшему школьнику в специфической форме усвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток информации, который обрушивается на него. Таким образом, в особом, одушевленном мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний.

Слайд 11

Синкретизм мышления Синкретизм - подмена объективных причинно-следственных связей субъективными, существующими в восприятии. Ж. Пиаже в своих опытах задавал детям вопросы относительно причинных зависимостей в окружающем мире: "Почему солнце не падает? Почему луна не падает?" В своих ответах дети указывали различные свойства предмета: величину, расположение, функции и т. п, связанные в восприятии в одно целое: "Солнце не падает, потому что большое. Луна не падает, потому что звезды. Солнце не падает, потому что светит. Ветер - потому что деревья качаются«. Пример синкретизма в рассказе ребенка шести лет: "Идет Красная Шапочка по лесу, навстречу ей лисичка: "Чего ты плачешь, Красная Шапочка?" А та отвечает. "Как же мне не плакать?! Меня волк съел!""

Слайд 12

Эгоцентризм и феноменальность мышления Эгоцентризм заключается в неумении ребенка посмотреть на объект с позиции другого. Ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения (не видит себя со стороны), замкнут на своей точке зрения. Феноменальность детского мышления проявляется в том, что дети опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Так, ребенку кажется, что молока в высоком и узком стакане много, а если его перелить в низкий, но широкий стакан, то станет меньше. У него нет понятия сохранения количества вещества, то есть понимания того, что количество молока остается одинаковым, несмотря на изменение формы сосуда. В процессе своего взросления и по мере овладения счетом, развития умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между объектами внешнего мира ребенок начинает понимать, что определенная трансформация не изменяет основных качеств предметов.

Слайд 13

Восприятие Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего возраста, при соответствующем развитии, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии. Возрастные стадии восприятия: 6-9 лет - описание картины; после 9 лет - интерпретация увиденного.

Слайд 14

Внимание. Появляются произвольные формы внимания . Увеличивается объем внимания , повышается его устойчивость , развиваются навыки переключения и распределения. В младшем школьном возрасте внимание становится онцентрированным и устойчивым тогда, когда подаваемая взрослым деятельность отличается: наглядностью , яркостью , вызывает у ребенка позитивное эмоциональное отношение .

Слайд 15

Индивидуальные особенности внимания Разные дети внимательны по-разному: Одни дети имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно выполняют одно задание, но быстро перейти к следующему им трудно. Другие легко переключаются в процессе своей деятельности, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом. Встречаются также невнимательные дети, которые концентрируют внимание не на деятельности, а на чем-то другом — на своих мыслях и т.д. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных.

Слайд 16

Память Младший возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, связанных с работой мыслительных операций, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной! Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов мнемической и мыслительной деятельности — воспроизведении материала, например, в пересказе. Краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, главное отделить от деталей, а именно этого дети не умеют. 13 мнемических приемов ( способов) организации запоминаемого материала с помощью операций мышления: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

Слайд 17

Эмоционально-волевая сфера Для 6-8 летних отношения детей друг к другу регламентируются: успешностью в деятельности, выполнением требований взрослых и их оценкой. Нет ничего опаснее для становления нравственных и волевых сил ребенка, чем безразличие взрослого к деятельности ребенка. Болезненная реакция нервной системы на несправедливость и безразличие взрослого у одних детей приобретает характер взвинченности, у других – это мания несправедливых обид и преследований, у третьих – озлобленность, у четвертых – напускная беззаботность, у пятых – безучастность, крайняя угнетенность, у шестых – страх перед наказанием, у седьмых – кривляние и паясничанье, у восьмых – ожесточенность, принимающая иногда патологические проявления (очень редко, но это нельзя игнорировать). Следует особо подчеркнуть, что отсутствие оценки в условиях одновременного оценивания других детей является самым худшим видом оценки. Такая ситуация дезориентирует ребенка, заставляет его строить собственную неадекватную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его возможности, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций поведения взрослого и сверстников. Интонация, жест, мимика взрослого приобретают особое смысловое значение для детей.

Слайд 18

Индивидуальные особенности темперамента Темпера́мент ( лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера ; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Слайд 19

Характеристика темперамента по Гипократу «Темперамент» (от лат. temperans , «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ( др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ . Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов ): Преобладание жёлтой жёлчи ( др.-греч. χολή, холе , «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») — холериком . Преобладание лимфы ( др.-греч. φλέγμα, флегма , «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «земля») — флегматиком . Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис , сангуа , «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником . Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе , «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «вода») — меланхоликом .

Слайд 20

Тип ВНД по Павлову И.П. Типа ВНД, на основе комплекса свойств нервных процессов (процессов возбуждения и торможения – силы, подвижности и уравновешенности ): Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу. Сильный уравновешенный , но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

Слайд 21

Основные черты темперамента В структуре биологически заданного темперамента выделяют основные 9 черт: активность - двигательная характеристика поведения, включающая подвижность во время купания, игр, еды, одевания; ритмичность - регулярность проявления основных физиологических функций: пассивность - активность, сон - бодрствование, прием пищи - дефекация и т. д.; интенсивность - энергетический уровень реакций; настроение - качество настроения; приближение - избегание (уход) - первая реакция ребенка на новое (на пищу, игрушки, людей, процедуры, помещения); адаптабельность - адаптация - то, насколько легко ребенок способен изменить первоначальную реакцию на более соответствующую ситуации; порог чувствительности , уязвимость - уровень внешних стимулов, необходимый для изменения реакций ребенка; внимание, настойчивость, выносливость, концентрация внимания - время, за которое ребенок в состоянии выполнять определенные действия, несмотря на препятствия и отвлекающие факторы; отвлекаемость - способность внешнего раздражителя влиять на поведение ребенка, прерывать или изменять его действия.

Слайд 22

Спасибо за внимание! Желаем успеха!