ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Проект комплексной программы мероприятий по ГБОУ щколе-интернату № 19.

Программа создана в 2012/2013 учебном году и утверждена на заседани Педагогического совета в июне 2013 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_-_dlya_internata_19.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ «Школа-интернат №19

 с углублённым изучением отдельных предметов (язык хинди)»

СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе                                                                        Директор

 Маркачева Н. К. _______________                        Мельник Т. Г.__________

«_______»_____________2012 г.                        «_______»_____________2012 г

Комплексная программа

мероприятий по профориентации

на базе ГБОУ Школы-интерната № 19

Руководитель Центра содействия Здоровью

Беляева М.Н.

Педагог-психолог

Янова К.Ф.

- Москва -

2012/2013 учебный год

Пояснительная записка. Актуальность профориентации диктуют современные требования социально-экономической  среды, которые требуют от выпускников школ готовности к осознанному профессиональному выбору и самостоятельному планированию и решению своих карьерных вопросов, успешной реализации профессиональных планов.  Особое место занимает профориентационная работа в школе. Профессиональная ориентация в общеобразовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности, в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, службой занятости, предприятиями, организациями и др.  Специфической особенностью школьной профориентации является то, что профориентация осуществляется систематически на протяжении всех лет обучения. Это предполагает преемственность, последовательность, дифференцированный подход в процессе управления профориентационным процессом школьников. В связи с современными требованиями предпрофильного и профильного образования обеспечение профессиональной ориентации осуществляется через организацию психологического сопровождения профориентации с учетом психологических личностных особенностей и возрастных закономерностей развития социальных представлений о жизни в обществе на следующих этапах обучения.

Цель: формирование социально-психологической компетентности в сфере социально-трудовой деятельности.

Ожидаемые эффекты профориентационной работы:

1)        полнота учета основных факторов профессионального самоопределения;

 2)        осознанность планирования перспектив своего развития:  согласованность целей и средств, непротиворечивость различных компонентов личного профессионального плана - ЛПП;

3)        уровень самостоятельности при планировании перспектив развития;

4)        уровень самостоятельности при реализации своих планов;

5)        относительная устойчивость ЛПП при принятии решения;

6)        реалистичность и гибкость ЛПП;

7)        перспективность ЛПП (ориентация на успех с учетом меняющихся внешних и внутренних факторов);

8)        этическая состоятельность ЛПП (разумное соответствие моральных, правовых и нравственных позиций);

9)        оптимизм выпускников по отношению к своему профессиональному будущему.

Оценка эффективности профконсультационной помощи: долгосрочные и оперативные показатели.

Оперативные показатели эффективности (Пряжников Н.С):

1.        Данные наблюдения (каждый параметр – по условной 5-балльной шкале):

1)        эмоциональная включенность (это могут быть даже негативные эмоции, когда психологу удалось вывести школьников из состояния полного равнодушия, но при этом желательно  даже такие эмоции контролировать и направлять их в конструктивное русло);

2)        деловая включенность;

3)        общая удовлетворенность от занятия или профконсультации.

2.        Методы организации «обратной связи»:

1)        в конце занятия попросить учащихся оценить это занятие по 10-балльной шкале – по параметрам: интересность, полезность и собственная активность, а потом кратко обосновать свои оценки

2)        в конце курса по профориентации попросить написать: что понравилось, что не понравилось и дать свои предложения по окончанию курса.

3.        Использование опросников по временной перспективе, опросников по схеме построения личной профессиональной перспективы – ЛПП когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту ЛПП) в начале и в конце курса.

Долгосрочные показатели эффективности (Климов Е.А.).: 1) реальный выбор; 2) успешность, реалистичность данного выбора; 3) «психофизиологическая цена” за успешность выбора; 4) удовлетворенность человеком совершенным выбором 5) оптимистичная временная перспектива …

Первый этап: подготовительный (3-4 классы).  Цель первого этапа: формирование информационной компетентности в сфере социально-трудовой деятельности.

На данном этапе важно расширение кругозора школьников о мире профессий, развитие у школьников познавательного интереса к профессиональной деятельности, формирование представлений о собственных интересах и возможностях, о компонентах морально-нравственного выбора.

Задачи первого этапа:

1.        Знакомить школьников с различными видами труда и профессиями.

2.        Проводить диагностические исследования, направленные на изучение познавательных и личностных особенностей; отношения к учебным предметам.

 3.        Формировать положительную мотивацию и ценностно-смысловые ориентации воспитанников к профессиональному выбору.

4.        Планировать и анализировать, организовать и контролировать  профориентационную работу.

Основные направления деятельности первого этапа:

1.        Информационно-просветительское: ознакомление школьников с миром профессий при помощи различных интерактивных активных методов (экскурсии, тематические встречи, в том числе родителями и выпускниками школы, учебных фильмов и видеофильмов).

2.        Профдиагностическое: проведение диагностических исследований, направленные на изучение познавательных и личностных особенностей; отношения к учебным предметам.

3.        Профконсультативное:  индивидуальные и групповые консультации щкольников и их родителей.

4.        Развивающее направление решает задачу формирования информационной компетентности в социально-трудовой сфере и реализуется с помощью интерактивных методов обучения: профориентационые  игры и тренинги.

5.        Аналитическое и методическое направление осуществляется в результате анализа профориентационной работы со школьниками,  изучения опыта в различных образовательных учреждениях, посещения обучающих семинаров, курсов и конференций.  

Формы и методы. Достижению целей и задач первого этапа способствует вовлечение младших школьников в специально организованную деятельность, ориентированную на знакомство с миром профессий: посещение экскурсий, выставок, проведение тематических встреч с интересными людьми, родителями, организация и участие в конкурсах, фестивалях, оформление  календаря профессий.

Второй этап-развивающий (5-7 классы)

Цель первого этапа: формирование информационной компетентности в сфере социально-трудовой деятельности.

На данном этапе важно расширение кругозора школьников о мире профессий, развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного интереса к профессиональной деятельности, формирование представлений о собственных интересах и возможностях, о компонентах морально-нравственного выбора. Немаловажно включение учащихся в деятельность развивающего характера, ориентированную на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, сервисе, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре в целом.

Задачи первого этапа: 

  1. Знакомить школьников с различными видами труда и профессиями.
  2. Проводить диагностические исследования, направленные на изучение познавательных и личностных особенностей; карты интересов, ценностных ориентаций школьников.
  3. Консультировать при возникновении запроса у школьников и их родителей, связанных с выбором профессии.
  4. Формировать положительную мотивацию и ценностно-смысловые ориентации воспитанников к профессиональному выбору.
  5. Планировать и анализировать, организовать и контролировать  профориентационную работу.

Основные направления деятельности первого этапа: 

  1. Информационно-просветительское: ознакомление школьников с миром профессий при помощи различных интерактивных активных методов (экскурсии, тематические встречи и мастер-классы с профессионалами, в том числе родителями и выпускниками школы, изучение профессиограмм, использование электронных информационно-поисковых систем, учебных фильмов и видеофильмов).
  2. Профдиагностическое: Познание себя при помощи психологических тестов и через активные методы самопознания.
  3. Профконсультативное:  индивидуальные и групповые консультации щкольников и их родителей.
  4. Развивающее направление решает задачу формирования информационной компетентности в социально-трудовой сфере и реализуется с помощью интерактивных методов обучения: профориентационые  игры и тренинги, дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы.
  5. Аналитическое и методическое направление осуществляется в результате анализа профориентационной работы со школьниками,  изучения опыта в различных образовательных учреждениях, посещения обучающих семинаров, курсов и конференций.  

Формы и методы. Достижению целей и задач первого этапа способствует вовлечение младших подростков в специально организованную деятельность, ориентированную на знакомство с миром профессий: посещение экскурсий, выставок, проведение тематических встреч с интересными людьми, родителями, организация мастер-классов, организация и участие в конкурсах, фестивалях, оформление  календаря профессий.

Направления деятельности         Мероприятия        Целевая группа (класс)        Сроки        Ответственные

Информационно-просветительское         Экскурсии:

        

3 этап. Формирующий первичную готовность школьника к выбору профессии и/или готовности к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. (8- 9 классы).

Цель второго этапа: формирование социальной компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе развитие положительной мотивации на профессиональную самореализацию, морально-нравственных критериев осознанного выбора профессий.

На данном этапе важно формирование ключевой компетентности в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки саморегуляции и самоорганизации), а также  формирование первичной готовности учащихся к адекватному выбору будущей профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах; уточнение образовательного запроса в связи с первичным выбором профессиональной деятельности в будущем, формирование адекватного принятия решения о выборе дальнейшего профиля обучения в рамках старшей школы или получения профессионального образования в образовательных учреждениях НПО и СПО.

Задачи второго этапа:

  1. Предоставить старшеклассникам углубленную информацию о мире актуальных и перспективных профессий, необходимом уровне образования, о востребованности профессии на рынке труда.
  2. Проводить профдиагностические исследования, касающихся склонностей, способностей, интересов, профессиональной направленности и индивидуально-типологических особенностей.
  3. Оказывать консультативную  помощь при возникновении трудностей у школьников, связанных с выбором профессии.
  4. Проводить групповые мероприятия, связанные с формированием первичной готовности учащихся к адекватному выбору будущей профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
  5. Планировать и анализировать, организовать и контролировать  профориентационную работу.

Основные направления деятельности этапа:

1.        Информационно-просветительское: углубленное знакомство с содержанием разных профессий, знакомство с содержанием профессионального труда, с условиями материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, возможностях квалификационного и должностного роста, предоставление информации о необходимых и препятствующих качествах для успешного выполнения различного рода работ, которые данная профессия предъявляет к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки, предоставление информации о необходимом уровне образования, об учебных заведений НПО, СПО, ВПО, предоставление информации о спросе на рынке труда, трудоустройства в соответствии с социально-экономическими условиями данного района, города, страны.

2.        Диагностическое: выявление склонностей, способностей, интересов и профессиональной направленности учащихся; диагностика индивидуально-типологических особенностей с целью определения соответствия с той или иной профессией; определение степени готовности и осознанности к выбору профессии.  

3.        Профконсультативное:  индивидуальные и групповые консультации щкольников и их родителей.

4.        Развивающее направление решает задачу формирования первичной готовности учащихся к адекватному выбору будущей профессии и реализуется с помощью интерактивных методов обучения: профориентационые игры и тренинги, дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы.

5.        Аналитическое и методическое направление осуществляется в результате анализа профориентационной работы со школьниками,  изучения опыта в различных образовательных учреждениях, посещения обучающих семинаров, курсов и конференций.  

Формы и методы.  Достижению целей и задач второго этапа способствует вовлечение учащихся в специально организованную деятельность, ориентированную на актуализацию самоопределения подростков в своем будущем: организация реальных и виртуальных экскурсий, выставок, проведение  тематических встреч и мастер-классов, организация профессиональных проб, изучение и составление профессиограмм, поиск профессии по профессиограммам в соответствии с психологическими критериями, изучение квалификационных справочников, презентации и посещение открытых дверей в учебных заведений НПО и СПО, учебные курсы, практикумы, тренинги, комплексная диагностика и самодиагностика, организация и участие в конкурсах. Возможны презентации «профориентационного маршрута». Школьники также знакомятся с возможностями предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных школах, межшкольных учебных комбинатах и учреждениях дополнительного образования.

4 этап. Формирующий осознанный выбор профессии.

Цель третьего этапа: формирование социальной компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе формирование осознанного выбора будущей профессии. (10-11 класс).

Задачи третьего этапа:

1.        Познакомить старшеклассников с требованиями каждой профессии (профессионально важными качествами) к личности профессионала.

2.        Сформировать готовность к выбору путем развития профессионально-важных качеств (ПВК).

Основные направления деятельности этапа:

  1. Информационно-просветительская деятельность: предоставление информации о рынке труда; организация и проведение экскурсий в ВУЗы, на предприятия; знакомство с квалифицированными специалистами для получения информации о возможностях профессиональной траектории; участие в организации выставок и форумов профессий;
  2. Диагностико-консультационная деятельность: диагностика профессионально важных качеств учащихся, индивидуальные и групповые консультации щкольников и их родителей, психолого-эмоциональную поддержка и оказание помощи в принятии решения.
  3. Развивающее направление реализуется через формирование у старшеклассников устойчивой системы мотивов, интересов, способностей, развития адекватной самооценки, самосознания, потребности самовыражения и самоутверждения в будущей профессиональной деятельности, проектирование образовательной и профессиональной траектории.
  4. Аналитическое и методическое направление осуществляется в результате анализа профориентационной работы со школьниками,  изучения опыта в различных образовательных учреждениях, посещения обучающих семинаров, курсов и конференций.  

Формы и методы. Достижению целей и задач третьего этапа способствует вовлечение учащихся в специально организованную деятельность, ориентированную на уточнение самоопределения в профессии: интерактивные и моделирующие игры, конкурсы, организация элективных  курсов по профориентации, круглых столов, семинаров - практикумов, тренингов профессионального самоопределения; презентации «образовательной карты города», посещение открытых дверей в учебных заведений ВПО. Составление индивидуальных планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления.

Список литературы по профориентации:

  1. . Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации// Вопросы психологии, 1988, №1, с. 77-82.
  2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.- Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.
  3. Гутник И.Ю. Организация диагностики в профильном обучении. – СПб.: КАРО, 2005. – 128 с.
  4. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.
  5. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» (под ред. С.Н.Чистяковой). – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
  6. Карабанова О.А. Возрастная психология. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
  7. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М.: Знание, сер. “Педаг. и психол.”, 1983,  №2.- 95 с.
  8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.
  9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  10.         Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
  11. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. В 2 ч. Ч.2. Выбор профессии. – М.: Просвещение, 1987. – 64 с.
  12. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (отв. ред. А.Ф.Кудряшов).- Петрозаводск: “Петроком”, 1992.- 318 с.
  13. Махаева О.А, Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 52 с.
  14. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
  15. Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции// Вопросы психологии, 1977, №5, С.158-163.
  16. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материала этнопедагогики народа Саха). – М.: Academia, 2000. – 176 с.
  17. Общая психодиагностика (под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина).- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 204 с.
  18. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 128 с.
  19. Прощицкая Е.Н. Джон  Голланд  о выборе профессии// Школа и производство, 1993, №4, С.20-22.
  20. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – 191 с.
  21. Пряжников Н.С. Деловая  игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении// Вопросы психологии, 1987, №4, С.92-99.
  22. Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации/Под ред. Е.А. Климова.- Пермь: Пермский гос. педаг. ин-т, 1989. – 70 с.
  23. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации. задачи, карточные методики. – М.: МГУ, 1991. – 87 с.
  24. Пряжников Н.С. Эколого-экономическая карточная игра “Бизнес-Мусор”. Методические рекомендации. - М.: Институт молодежи, 1992. - 45 с.
  25. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики. – М.: Ассоциация «Профцентр», 1993. – 328 с.
  26. Пряжников Н.С.Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999. – 108 с.
  27. Пряжников Н.С. Психология элитарности. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 512 с.
  28. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: Изд-во “Институт практич. психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002. – 400 с.
  29. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
  30. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Академия, 2005. – 496 с.
  31. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
  32. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество// Вопросы психологии, 1992, №1, С.98-105.
  33. Самоопределение учащейся молодежи в профильном обучении: становление и развитие проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (28-30 мая 2007 года)/ Под общ. Ред. С.Н.Чистяковой. – М.: МЭСИ, 2007. – 296 с.
  34. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Пособие для учителя /С.Н.Чистякова. П.С.Лернер, Н.Ф.Родичев и др. (Под ред. С.Н.Чистяковой). – М.: 2005. - 160 с.
  35. , 1987.- 368 с.
  36. Сергеев И.С. Руководителю образования о введении профильного обучения. – М.: АРКТИ, 2006. – 136 с.
  37. Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников// Вопросы психологии, 1990, №5, с. 150-157.
  38. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 108 с.
  39. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.
  40. Чистякова С.Н.. Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. – Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса. – М.: Академия, 2004. – 96 с.

Программа «Увлекательная страна профессий»

         Цели программы:

  • создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.
  • осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире;
  • совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с миром профессий;
  • Познакомить учащихся с основными требованиями профессий к человеку;
  • Познакомить учащихся с основными орудиями труда;
  • Подвести итог занятий.

Форма и методы работы:

  1. Форма работы – групповая.
  2. Методы работы – в программе используются мини-лекции о профессии, рисуночные методики, беседы с учащимися, психологические игры.

Предполагаемые результаты:

  • Создание у детей конкретно- наглядных представлений о мире профессий.
  • Формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.
  • Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности.
  • Развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.


Тематический план занятий

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

Введение в мир профессий.

1 час

2

Повар

1 час

3

Врач

1 час

4

Парикмахер

1 час

5

Водитель

1 час

6

Полицейский

1 час

7

Журналист

1 час

8

Архитектор

1 час

9

Строитель

1 час

10

Следователь

1 час

11

Поэт и писатель

1 час

12

Ветеринар

1 час

13

Спасатель

1 час

14

Ученый

1 час

15

Садовник

1 час

16

Летчик

1 час

17

Юрист

1 час

18

Завершения путешествия в страну профессий

1 час

Итого

18 часов