1.5.Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности

Полежай Елена Александровна

Соответствие планируемого самообразования, повышения квалификации или переподготовки профилю профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Использование проектной технологии на уроках географии в рамках программы по реализации ФГОС ООО.

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
Л.Н. Толстой

В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности.

Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • Личностным (социальные компетенции);
  • Предметным (…..освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета виды деятельности ……применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях……);
  • Метапредметным (освоение УУД).

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность ОО (п.12 ….использование и совершенствование образовательных технологий);

Статья  48. Обязанности и ответственность педагогических  работников (п.1.4. Педагогические работники обязаны: - Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности…..);

Государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе изучения всех учебных предметов. На второй ступени обучения вводится также новая междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для всех без исключения школ.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии: 

  • Информационно – коммуникационная технология
  •  Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  •  Педагогика сотрудничества
  •  Групповые технологии
  • Традиционные технологии (классно-урочная).

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап.

Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:

  • формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
  • осваиваются основы исследовательской деятельности;
  • создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
  • предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
  • развивается способность к рефлексии.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

С 2015 года российские учителя работают по новым стандартам ООО. Учитель,

работающий по новым стандартам, должен, прежде всего, сам обладать проектной и исследовательской культурой, а также общей эрудицией. Новое в образовательной деятельности, зафиксированное в Фундаментальном ядре содержания общего образования, требует от учителя владения теми методами и технологиями, которые в наибольшей степени способствуют формированию ключевых проектных и исследовательских компетенций у учеников: исследовательское обучение, проектное обучение, методы организации самостоятельной работы и т.п.

В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».

 Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей.

В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий», — вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.

Федеральный государственный стандарт фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы начального общего образования. Вследствие этого перед нами стоит задача проектирования нового содержания повышения квалификации в контексте ФГОС.

1.Педагогические советы, семинары

2. Открытые уроки.

3.Участие в видеоконференциях, вебинарах.

4. Повышение квалификации (тьюторы).

5. Использование проектных технологий отражено в аттестации педагогических кадров. Показатели качества освоения учащимися образовательных программ по результатам мониторингов, проводимых организацией

2.5. Наличие проектов социальной направленности, реализованных с обучающимися под руководством учителя

Перечень проектов социальной направленности,

реализованных учителем с обучающимися,

заверенный руководителем ОО

(паспорта проектов, реализованных учителем).

Перечень исследовательских проектов,

 имеющих социально-значимые результаты

В заключение хочется добавить, что метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.



Предварительный просмотр:

Современная парадигма образования – переход от принципа

«образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»

Цель  профессионального  развития

  1. Изучать и использовать современные  технологии, методики  для  организации учебно-познавательной деятельности, поддержания, сохранения  здоровья, повышения качества обучения  на адаптивном уроке.
  2. Разрабатывать рабочие  программы по географии, тестовые задания,  уроки (конспекты), внеклассные мероприятия.
  3. Продолжить   работу  по теме  «Использование техники графического моделирования на уроках географии», определять ее влияние на результаты обучения, развития, здоровья учащихся, представлять  практический материал в форме творческого отчета.

Работа по теме самообразования.

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления

Где, когда, кем заслушивается

1. Накапливать практический материал  по теме «Использование проектной технологии на уроках географии в рамках программы по реализации ФГОС ООО»

2. Разрабатывать учебные занятия   с требованиями ФГОС ООО

3. Обучать умению самостоятельно добывать нужную информацию.

3.Передавать опыт работы по теме на МО учителей

2016- 2020 гг

Разработки уроков, методического материала

Заседание МО

Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Вопросы введения ФГОС

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования

литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Изучение основополагающего документа

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);
  • Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования:под ред.А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008;
  • Стандарты второго поколения (проект): Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков./Вестник образования .- 2009.-№ 1;
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312);
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);
  • Федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» декабря 2010 г. № 823  г. Москва  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования

В течение

2016-2017 учебного года

Круглый

стол в рамках  

заседания МО

учителей Участие в обсуждении.

Требования к результатам освоения  ФГОС ООО

Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М: Просвещение, 2009. (Стандарты второго

поколения)

Изучение базового документа, необходимого для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

В течение 2016-2017 учебного

года

Требования к результатам освоения  ФГОС   ООО

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Изучение изменённого содержания образования по предмету

В течение 2016-2017 учебного года

Формирование УУД

1. Методические рекомендации по формированию УУД средствами различных учебных предметов / З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова, Е.В. Погребняк, Т.В. Смолеусова, З.В. Бродовская

2. Система укрепления физического и духовного здоровья  обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения / И.В. Габер, З.В. Бродовская.

В течение 2017-2018 учебного года

Аннотация к прочитанному материалу

Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию

обновлённого  учебно-воспитательного процесса

        

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Корректировка и уточнение рабочих

программ по предмету.

Июнь 2016-2017 учебного года;

Июнь 2017-2018 учебного года;

Июнь 2018-2019 учебного года;

Июнь 2019-2020 учебного года;

Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих

программ по географии

Приказ директора школы

Составление (выбор) комплексных

проверочных работ

В течение учебного года

Методические рекомендации по содержанию и проведению

комплексных проверочных работ

Заседание МО в течение учебного года

Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио достижений учащихся)

В течение 2018-2019 и 2019-2020 учебного года

Портфолио достижений обучающихся

Заседание ШМО

Выявление и отбор способов и средств формировании УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и пр.)

В течение учебного

года

Методические разработки

Анализ «Методической копилки

педагогического опыта»

на заседаниях ШМО учителей

Разработка сценариев уроков (мероприятий) в соответствии с требованием ФГОС

В течение учебного

года

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Тема, задачи

Сроки

Форма представления опыта

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Выступление на заседании МО учителей

 ««Использование проектной технологии на уроках географии в рамках программы по реализации ФГОС ООО»

февраль 2017 года

Доклад

ШМО учителей

Открытый урок

 2017 г – 2020 г

МО учителей

Выступление на заседании ГМО учителей

Сообщение

ШМО учителей географии

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня

В течение года

Участие

МО учителей

Статья по теме ««Использование проектной технологии на уроках географии в рамках программы по реализации ФГОС ООО»

Статья в журнал

Участие в системе школьной, районной методической работы

Школьное мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ

Заседание МО учителей

В течение учебного года

Методическая взаимопомощь,

представление опыта работы

Дни науки

Ежегодно

Подготовка обучающихся, педагогическое сопровождение участников конференции

Участие учеников в конференции

Предметные недели

Ежегодно

Организационно-педагогические

мероприятия в рамках плана предметной недели

Подборка информационных ресурсов Интернета

В течение учебного года

Создание методической копилки учителя

Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Темы курсов

Место прохождения курсов

Сроки

Форма отчёта о результатах подготовки (курсовые работы, рефераты, открытые уроки и др.)

Менеджмент в образовании

Московский открытый институт

Апрель, 2017

Получение документа государственного образца

Дистанционные курсы

Ежегодно

Получение документа государственного образца

Работа по подготовке других учителей школы к введению ФГОС

Формы работы с учителями

Темы мероприятий

Сроки

Количество учителей

Консультации

Оказание профессиональной помощи коллегам по вопросам педагогической деятельности

В течение года

1-2

Открытые занятия

Представление опыта конструирования занятия в соответствии с требованием ФГОС

2020г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 имени Г.Ф. Пономарёва г. Сургут ПОРТФОЛИО учителя географии Полежай Елены Александровны Сургут 2013 -2014

Слайд 2

Введение (Пояснительная записка) 1. Фамилия, имя, отчество Полежай Елена Александровна 2. Год, число и месяц рождения 1975,30.09 3.Занимаемая должность: учитель математики, 21.08.2012 г. 4. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания: 1995г., Тюкалинский учебно-педагогический комплекс, учитель начальных классов с правом преподавания математики в неполной средней школе; 2004 г., Омский государственный педагогический университет, учитель географии. 5. Курсы «Вопросы методики обучения математике в основной школе», БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», 2007 г., удостоверение № 10893, «Школа цифрового века» 2011/12 гг., сертификат DIG-T-71640; «Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС» № 862400130600, 2013г; «Организация творческой и исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике. Метод проектов» № 2020, 2014 г. 6. Стаж педагогической работы (работы по специальности) 9 лет 7. Общий трудовой стаж 18 лет.

Слайд 3

Диплом № 772738

Слайд 4

Диплом № 877

Слайд 6

Раздел II. Научно-методическая деятельность. Результаты моей работы, на протяжении пяти лет при 100% успеваемости качество обучения по математике составляет 59% - 70%. В практике работы эффективно применяю современные педагогические технологии: технологию развития критического мышления, проблемного и информационного обучения, проектную деятельность, которые способствуют формированию у обучающихся прочных знаний. Опыт моей работы был представлен на заседаниях городского методического объединения учителей математики, «Школы педагогического поиска», в рамках Дня открытых дверей, конкурсе «Учитель года - 2007» (г. Тюкалинск Омской области). Разработанные мною уроки представлены на страницах официального сайта МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 2 г. Сургута. Целенаправленно работаю над становлением коммуникативной компетентности обучающихся: составила и апробировала программы факультативных курсов «Наглядная геометрия» 7 класс, «Готовимся к экзамену вместе» 9 класс. Ученики моего класса ежегодно являются активными участниками международного конкурса: «Кенгуру» (15 человек, 2008 -2011 гг., 20 обучающихся. 2013 – 2014 гг.). Принимала участие в конкурсе профессионального педагогического мастерства «Самый классный классный - 2010» г. Сургут . Создаю условия для развития информационно-поисковых умений: обучающиеся под моим руководством разработали ряд проектов и успешно защитили их: «Растём вместе» (проект эмблемы и кодекса толерантности образовательного учреждения).