3.4. Дополнительное образование.

Полежай Елена Александровна

Программа школьного музея.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Азербайджанский ковер Семейная реликвия семьи Аббасовых .

Слайд 2

Азербайджанский ковер

Слайд 3

Выставка

Слайд 4

Аббасова Айдан и Рустамов Тогрул

Слайд 5

Наша семейная реликвия



Предварительный просмотр:

        Аббасова  Айдан Амил кызы  учащаяся  5 б класса  МБОУ СОШ № 22 имени  Г.Ф. Пономарева представляет семейную реликвию «Азербайджанский ковер».

        Семейная ценность семьи Аббасовых, которая передается из поколения в поколение   азербайджанский ковер ручной работы с традиционным азербайджанским орнаментом.

         Раньше он служил украшением дома, а сейчас это свято хранимая и почитаемая вещь, связанная с историческими событиями прошлого семьи.

         



Предварительный просмотр:

Азербайджанский ковер

Аббасова Айдан:  Здравствуйте!

Байназарова Азалия: Добрый вечер! Айдан  где ты взяла этот ковер?

Айдан: Азалия – это наша семейная реликвия азербайджанский ковер. Моей маме этот ковер бабушка передала, а бабушке прабабушка. Вот так и передается из поколения в поколение по материнской линии.

Азалия: Какой красивый!

Айдан: С древних времен азербайджанский ковер, вобрал  в себя все разнообразие кавказской природы, он является своеобразным хранителем и источником информации это как «Зашифрованная книга».  Как говорила  моя бабушка,  каждый символ играет свою роль, и если кто  сможете его расшифровать, он готов беседовать с вами и раскрыть свои тайны.

«Орел» — олицетворение мощи и достоинства.

«Цветок» — это элемент любви, дружбы, мира.

«Звезда» считается символом ума, удачи и счастливой жизни.

 «Древо жизни» — воплощает в себе воду, развитие семьи, рода, племени.

А ты знаешь, что в Баку был открыт единственный в мире Музей Ковра.

Азалия: Я все понял!  Интересно как его изготовили?

Айдан: Для того чтобы изготовить такой ковер надо: вертикальный ткацкий станок, челнок,  гребень, ковровая колотушка, нож и многое другое. А самое главное надо знать, как правильно вязать узлы. Ведь ковер состоит из 500 000 узелков на м².

Азалия: Ого, как много!!!

Айдан: Я приготовила шерстяные ниточки. Уважаемые гости завяжите ниточки друг у друга на запястьях и пожелайте добра, здоровья и благополучия друг другу. (Завязывают ниточки)

Айдан:  Я мечтаю, что и мои дети, когда будут засыпать пред этим ковром, будут вспоминать рассказы бабушки и также как и я путешествовать по  бескрайним просторам азербайджанского ковра, и никогда не прервётся связь поколений в нашей семье.

Читает  стихотворения   «Азербайджан».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://school22.admsurgut.ru 

Для обучающихся                                        Школьный музей                                                                                                                                                



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева

Название программы

Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения)

Направленность программы

Историко-краеведческий

ФИО педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Полежай Елена Александровна

Год разработки

2016 г.

Цель

Создание условий для развития школьного  и музейного движения в МБОУ СОШ № 22 имени Г.Ф. Пономарева.

Задачи

- использование культурных ценностей края для развития учащихся и укрепление семейных традиций;

- развитие гражданской позиции через социально-значимую деятельность, инициируемую музеем;          

- содействие в организации и реализации учебно-воспитательного процесса;        

- пропаганда культурных ценностей: памятников истории, культуры, природы края;        

- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, взаимодействие с ветеранскими и общественными объединениями;          

- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.      

Ожидаемые результаты освоения программы

1)  оптимизация деятельности музеев в русле основного направления программы;

2)  совершенствование содержания деятельности музеев;

3)  рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4)  укрепление материальной базы музеев.

Срок реализации программы

2  года

Количество часов в неделю / год

2 часа/ 2016 – 2017  учебный год

2 часа/ 2017 – 2018  учебный год

Возраст обучающихся

12 – 15 лет

Формы занятий

- практическая работа на местности;        

- учебные экскурсии вне  музея;        

- уроки в музее;        

- встречи, читательские конференции;

- экскурсии в музее;        

- встречи, сборы, собрания;

- экскурсии, встречи в музее.

Методическое обеспечение

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
  6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
  7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
  8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальное помещение, ИКТ и др.)

Кабинет № 18, телевизор «SAMSUNG» , интерактивное оборудование, экспонаты в школьном музее «Крылья над Сибирью».

Пояснительная записка

программы  детского объединения

Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения)

на 2016 – 2017 учебный год

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского  «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

         Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Для достижения цели программы Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения) решаются следующие задачи:

  • создание единого экспозиционно-выставочного пространства в условиях школьной среды;
  • углубленное изучение и использование во всех формах работы современных информационных технологий;
  • организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах разного уровня;
  • выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;
  • укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».

Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Информационная справка об особенностях реализации программы  

детского объединения

Крылья над Сибирью (основы школьного музееведения)

в 2016 – 2017 учебном году

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

2 года

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст обучающихся

12 – 15 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

15

Количество часов в неделю

1

Общее количество часов в год

76

При завершении первого года учащиеся должны:

Знать:

  • основные понятия музееведения
  • классификацию школьных музеев и их структуру
  • правовое поле школьного музея
  •  формы работы школьного музея
  • историю школьного музея «Крылья над Сибирью»
  • основы формирования музейной коммуникации, экспозиционно-выставочной работы
  • тенденции современного Экспо дизайна
  • основные этапы подготовки экскурсии
  • методику проведения экскурсионно-массовой работы

Уметь:

  • работать с источниками времени
  • составлять вопросы для бесед, вести их записи
  • проводить интервью
  • выступать перед учащимися с сообщениями
  • составлять акты приема экспонатов
  • работать с инвентарной книгой
  •  проводить учет музейных предметов
  • подготовить вместе с педагогом экспозиции и выставки, материал для тематических мероприятий
  •  подготовить и провести экскурсию по выбранному экскурсионному маршруту
  • в процессе экскурсии устанавливать тесный контакт с посетителями, эмоционально доносить  до посетителя свой рассказ
  • подготовить и провести тематические мероприятия различной направленности  
  • вести под руководством педагога поисково-исследовательскую работу
  • выступать на научно-практических конференциях разного уровня
  • разрабатывать и реализовывать совместно с педагогом музейные проекты, культурно –массовые мероприятия

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:        

- практическая работа на местности;        

- учебные экскурсии;        

- экскурсии в музее;

- уроки в музее

- самостоятельное изучение                                                                        

Воспитательная работа:

 - кружки, экскурсии, походы;

- туристические поездки;

- встречи, читательские конференции;

- экскурсии, встречи в музее;

- сборы, собрания.

Способы определение результативности реализации программы

  • Мониторинг индивидуальных достижений учащихся
  • Создание контрольных тематических текстов, музейных экспозиций
  • Проведение тематических мероприятий различной направленности
  • Подготовка и  проведение экскурсии по школьному музею
  • Разработка сценариев тематических встреч с использованием элементов интервьюирования,  их организация и проведение
  • Участие в научно-практических конференциях различного уровня
  • Разработка и реализация проектов музейной направленности с разными группами школьного сообщества.