Курсовая расматривает малое предпринимательство в Росии, его особенности, развитие, виды, характеристики, статестические данные по малому предпринимательству в Росии и всё что связанно с данным понятием.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 328.7 КБ |
Научное общество учащихся. МОУ СОШ № 98 Канавинского района
Реферат
Тема «Малое и Среднее предпринимательство в России:
состояние и проблемы »
Выполнил: Ученик 9 «Б» класса
Ж.А.
Проверил: Учитель экономики
Бармина Елена Вячеславовна
Нижний Новгород. 2010г
Введение
Данная тема очень актуальна, так как в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формирует условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ. Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов.
Малый бизнес, или малое предпринимательство (далее МП), представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению, они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия (далее МСП) являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно- технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МСП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. – 2 -
Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики,, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям. 23 сентября 2009 года на заседании форума «Опоры России» премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России :Новый Закон призван регулировать отношения, возникающие в сфере малого и среднего бизнеса, между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления - с другой.
Одно из важных нововведений Закона - это появление в нем, наряду с малым предпринимательством, понятия среднего предпринимательства в качестве субъекта государственной поддержки этого бизнеса, который имеет не менее важное значение для эффективного развития экономики страны. Да и само понятие "малый бизнес" значительно расширяется: его критерии приближаются к принятым положениям о нем в развитых странах. При этом среди малых предприятий Закон выделяет еще и микропредприятия, которым тоже будет оказана поддержка государства. В ст.4 комментируемого Закона четко и по-новому сформулированы положения о том, кто может быть субъектом малого и среднего предпринимательства, а также установлены критерии отнесения предприятий к среднему, малому и микромалому бизнесу, причем впервые введены понятия "среднее предпринимательство" и "микропредприятие".
- 3 -
Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования); (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства"
К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- 4 -
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
Хотя в качестве количественного критерия отнесения предприятия к субъектам МСП законодатель, помимо численности работников, использует не объем прибыли, а объем выручки, можно предположить, что рассмотренные изменения Налогового кодекса РФ, расширяющие возможности по применению УСН, позволят перейти к использованию упрощенного налогообложения большинству предприятий сферы МСП.
Согласно части 2 ст. 4 Закона предусмотрено, что предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в 5 лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. Однако это положение заработает лишь с 2010 года. Поэтому сейчас планируется принятие решения Правительства РФ по обороту и стоимости активов малого и среднего бизнеса, причем уже имеются рекомендации и аналитические проработки по этому вопросу Торгово-промышленной палаты РФ, которые соответствуют показателям стран Евросоюза, и наши предприятия малого и среднего бизнеса подпадают под них. Указанные выше категории (критерии), установленные конкретным
- 5 -
субъектом малого и среднего предпринимательства (сокращенно МСП),могут изменяться только в случаях, если предельные их значения для конкретного субъекта МСП выше или ниже предельных значений установленной численности или оборота (балансовой стоимости активов) в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
2. Плюсы и минусы малого и среднего предпринимательства
Преимущества малого бизнеса :
- сравнительно более низкие издержки управления, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда
- малые предприятия более гибкие и оперативные в принятие решений,
быстро адаптируются к изменяющимся условиям.
- более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования малого бизнеса.
- малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
- относительно более высокая оборачиваемость капитала на предприятии.
- требуют меньше капиталовложений, меньше сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и рыночного труда.
- имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха.
- Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный бизнес. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
- 6 -
Недостатки малого бизнеса :
- обладают более высоким уровнем риска, и следовательно высокой степенью неустойчивости на рынке.
- зависимость от крупных предприятий.
- слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
- малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов.
- не орблодают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
-малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности .
3 . Меры по поддержанию и содействию развития малого и среднего бизнеса в России
В Законе четко определены формы государственной поддержки МСП:
Законом предусмотрено пять основных форм поддержки малого и среднего бизнеса. Это финансовая, имущественная, информационная и консультационная помощь, а также помощь в подготовке и повышении квалификации кадров. Кроме этого, предусматривается поддержка МСП в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, при осуществлении внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. В регионах могут оказываться и другие формы поддержки МСП за счет средств бюджетов субъектов РФ (ст. 16 Закона).
основные формы поддержки малого и среднего бизнеса.
Поддержка по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров
Консультационная поддержка
Информационная поддержка
Имущественная поддержка
Финансовая поддержка
Финансовая поддержка - это различные субсидии, например, на компенсацию процентов по банковским кредитам, на арендную плату, государственные инвестиции, а
также гарантии (поручительства), которые предоставляются за счет средств бюджета. Такие гарантии могут понадобиться предпринимателям, например, при получении кредита.
Правда, финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и
- 8 -
среднего бизнеса, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров (алкоголь, оружие), а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных (на другие формы поддержки эти субъекты имеют право).
Имущественная поддержка - это возможность для субъектов МСП получать в аренду государственное и муниципальное имущество, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, транспорт, инструменты, инвентарь на льготной или безвозмездной основе. Однако переданное на таких условиях имущество запрещается продавать, передавать в залог и вносить его в качестве уставного капитала организации.
Информационная поддержка осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления путем размещения на своих официальных сайтах и в СМИ информации о всех программах поддержки МСП, которые действуют в регионе, указывающей, где и как получить соответствующую помощь, какие нормативные акты для этого приняты, а также информации из области маркетинга, экономики, технологии производства и др.
Консультационная поддержка оказывается МСП в виде создания специализированных организаций, участвующих в реализации программы поддержки и осуществляющих консультационные услуги, например, по юридическим, бухгалтерским и другим вопросам. Как правило, консультации будут бесплатными. Если же нет, то документально подтвержденные затраты на оплату этих расходов можно будет компенсировать за счет специальных средств.
Поддержка по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров заключается в виде
создания органами власти и местного самоуправления условий для повышения профессиональных знаний специалистов, учебно-методологической, научно-методической помощи кадрам МСП.
Указанные формы поддержки развития МСП могут существовать на любом уровне (федеральном, региональном и местном). При этом предусмотрено делегирование таких возможностей с федерального на региональный и муниципальный уровни. С принятием Закона такие возможности стали реальными и, конечно, начнут широко реализовываться.
Правда, в оказании государственной поддержки конкретной предпринимательской структуре может быть отказано, если, например, ранее в отношении заявителя уже было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли или с момента признания субъекта
- 9 -
МСП, допустившего нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившего целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года. Вместе с тем, предусмотрено, что любой субъект МСП в заявительном порядке может обратиться с просьбой об оказании поддержки и участии в соответствующих программах, причем он должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению (ст. 14 Закона).
В целях развития МСП при соответствующих федеральных органах исполнительной власти создаются координационные или совещательные органы в области развития МСП, в которые включаются, наряду с представителями госорганов, представители некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП. Одной из целей таких органов будет привлечение граждан, общественных объединений и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся прав граждан на предпринимательскую деятельность, и выработка по данным вопросам рекомендаций.
Для поддержки субъектов МСП образуется система коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность или привлекающихся в
качестве поставщиков в целях размещения заказа на поставку товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд или реализации программ МСП на всех уровнях, обеспечивающая условия для создания субъектов
МСП и оказания им поддержки. Эта система организаций является инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В нее включаются также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, центры ремесел и поддержки субподряда, палаты, маркетинговые и учебные центры, консультационные центры и иные организации. В то же время государственные органы всех уровней, в том числе местного самоуправления, должны осуществлять свою деятельность, направленную на создание и обеспечение работы организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП в соответствии с программой развития МСП всех уровней. Наряду с указанной формой поддержки МСП субъекты РФ должны самостоятельно, за счет средств бюджета, оказывать помощь и в иных формах.
Раскрывая формы и условия поддержки МСП, Закон в то же время прямо указывает, каким субъектам малого и среднего предпринимательства такая поддержка не может оказываться. Это кредитные и страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка
- 10 -
ценных бумаг, организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, а также осуществляющие предпринимательство в сфере игорного бизнеса. Перечисленные направления деятельности определены как прибыльные и не нуждающиеся в дополнительной поддержке.
Комментируемый Закон и его положения, как уже указывалось, начинают действовать с 1 января 2008 г., но есть множество организаций, которые в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства стали осуществлять свою деятельность еще до дня вступления в силу этого
Закона. Однако по своим критериям они не отвечают условиям отнесения их к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом. Указанным организациям новый Закон предусмотрел льготу - они сохраняют право на ранее оказанную поддержку, в соответствии с программами развития МСП, до 1 июля 2008 г.
И в заключение еще раз следует обратить внимание, что с принятием указанного Закона утратил силу ране действующий Закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
3.2.. Меры имущественно - инфраструктурной поддержки
Меры имущественно - инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым были приняты еще в I квартале текущего года, во II квартале 2009 г. были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:
За II квартал текущего года не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.
3.3. Меры по снижению административного давления
Во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным лагом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:
Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки МСБ были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время среди описанных выше мер отсутствуют меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства в России.
3.4. Меры налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса.
В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:
Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений.
4.Мнения предпринимателей о государственной поддержке малого бизнеса
Не удивительно, что сами предприниматели выражают к проводимой государством политике либо насмешливо-презрительное, либо негодующее отношение. Вот что поведали сами представители малого бизнеса о государственной поддержке в ходе опроса.
Кто оказывает помощи МСП
- 14 -
Как видно из табл. основные «помощники» малого бизнеса — их коммерческие партнеры (зачастую — материнские фирмы) и местные власти. Роль всех остальных государственных, общественных и иностранных институтов в поддержке малого предпринимательства незначительна. В отраслевом сопоставлении наиболее значительная доля утвердительных ответов (почти четверть!) — по группе сельскохозяйственных малых предприятий; довольно высоко оценили помощь федерального правительства также малые предприятия научного профиля.
Таблица . Кто оказывает Вам помощь и поддержку?
Примечание: в таблице указан процент от общего числа респондентов, причем 49 % опрошенных вообще не ответили на данный вопрос.
Что выяснилось в ходе опроса? Во-первых, реже всего поддержка оказывается тем, кто в ней больше всего нуждается — стартующим малым предприятиям, микрофирмам. Во-вторых, власти всех уровней отдают предпочтение бывшим государственным предприятиям (приватизированным и созданным в ходе реструктуризации), «не замечая» новый частный сектор. В-третьих, вызывает удивление, что поддержке «своих» целевых групп — инновационного бизнеса и стартующих малых предприятий — так мало внимания уделяют фонды и агентства. Поистине государственный подход проявляют международные организации, а также более крупный отечественный и зарубежный бизнес.
Из следующего опроса явствует, в каких направлениях оказывалась поддержка малому бизнесу. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что наиболее заметной является информационная поддержка, далее с небольшим отрывом следует финансовая помощь в различных формах, затем — помощь в сбыте, аренде и приобретении сырья и оборудования. Остальные виды и направления поддержки выражены значительно слабее.
- 15 -
Таблица . В какой области Вы ощущаете поддержку?
Финансовой (кредиты, залог, лизинг) | 15,8 |
Налоговой (льготы) | 7,6 |
Повышение квалификации персонала | 4,2 |
Информационной (маркетинг, реклама) | 16,7 |
Нахождении покупателей (сбыт) | 11,6 |
Нахождении зарубежных партнеров | 3,4 |
Аренде помещений | 11,6 |
Приобретении сырья, оборудования | 11,6 |
Правовых консультациях, защите | 8,2 |
Примечание: число не ответивших на этот вопрос превысило 52 % опрошенных.
Как следует из табл. , приоритеты поддержки, по мнению самих предпринимателей, должны быть иными, нежели складывающиеся на практике. Высоко оценивается лишь финансовая и информационная поддержка (причем потребность в ней, по-видимому, несопоставима с масштабами реально предоставляемой финансовой помощи), а также аренда.
Таблица . Какая поддержка желательна?
Прямая финансовая помощь (целевой льготный кредит) | 22,4 ( 1) |
Налоговые льготы | 47,9 ( 2) |
Предоставление гарантий по кредитам коммерческих банков | 7,6 ( 3 ) |
Содействие в получении необходимого оборудования | 6,1 ( 4 ) |
Обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности | 17,0 ( 5 ) |
Привлечение к выполнению госзаказов | 17,8 ( 6 ) |
Облегчение доступа к неиспользуемым производственным площадям | 9,4 ( 7 ) |
Содействие в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями | 4,5 ( 8 ) |
Информационная поддержка | 9,2 ( 9 ) |
Упрощение налогообложения | 37,2 ( 10 ) |
Общее снижение налоговых ставок | 35,8 ( 11 ) |
Отмена (упрощение) лицензирования | 7,3 ( 12 ) |
Обучение ведению бизнеса, учета и т. д. | 3,3 ( 13 ) |
Защита прав собственности, улучшение работы суда | 7,1 ( 14 ) |
Ничего не надо, пусть хотя бы не мешают | 14,5 ( 15 ) |
Иное | 1,9 ( 16 ) |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Низкой является, по мнению предпринимателей, значимость тех форм поддержки, на которые делался упор в последних федеральных и региональных программах поддержки малого предпринимательства. Это доступ к неиспользуемым производственным площадям, содействие в получении необходимого оборудования и установлении кооперационных связей с крупными предприятиями. Довольно часто предприниматели отмечали, что самой эффективной формой помощи со стороны нынешнего российского государства была бы ситуация, когда власти хотя бы просто не мешали вести нормальную хозяйственную деятельность. Наиболее желательными, абсолютно доминирующими в ответах предпринимателей являются различные виды поддержки, связанные с облегчением налогообложения. По сути, малый бизнес настаивает, во-первых, на налоговых льготах, во-вторых, на упрощении действующего налогового законодательства, в-третьих, на снижении общего налогового бремени.
- 17 -
5. Малое предпринимательство в Нижнем Новгороде ( Приокский Район) за 2009год
В результате ежегодного сплошного обследования малых предприятий (далее - МП) в сектор муниципальной статистики Приокского района сведения о работе за 2009г. представили 1031 предприятие. Из них финансово-экономическую деятельность осуществляли 914 предприятия или 88,3% от числа всех, предоставивших отчетность.
2008г. 2009г
Согласно представленным отчетам преобладающей формой собственности является частная форма собственности, ее имеют 98,9% всех малых предприятий.
По видам экономической деятельности малые предприятия распределились следующим образом:
Вид деятельности | Количество предприятий |
Всего | 914 |
сельское хозяйство | 1 |
добыча полезных ископаемых | 1 |
обрабатывающие производства | 119 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 3 |
строительство | 117 |
оптовая и розничная торговля | 394 |
гостиницы и рестораны | 24 |
транспорт и связь | 44 |
финансовая деятельность | 10 |
операции с недвижимым имуществом | 180 |
образование | 2 |
здравоохранение | 9 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 10 |
Средняя численность работников малых предприятий в 2009 году составила 11 714 чел. (на 8,3% больше, чем в 2008 году), в т.ч. 10 455 работников списочного состава, 927 совместителей и 346 работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Доля работающих на малых предприятиях Приокского района составила 9,1% от общей численности работающих на малых предприятиях г.Н.Новгорода (наибольшая численность работников сосредоточена в Нижегородском районе - 26,9%, наименьшая - в Сормовском - 6,2%)
Среднесписочная численность на крупных, средних и малых предприятиях Приокского района 2009г.
реднемесячная заработная плата работников малых предприятий Приокского района в 2009 году составила 10 541,9 руб. (на 39,8% больше, чем в 2008г.) Это на 289,9 рублей меньше среднемесячной заработной платы на малых предприятиях в среднем по городу.
Самая высокая среднемесячная заработная плата наблюдается по виду деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" 25 775,1 руб., самая низкая по виду деятельности "образование" - 2 509,1 рублей.
- 19 -
2004 2005 2006 2007 2008 2009
5.1. Общие экономические показатели деятельности малых предприятий за 2009 год
Оборот малых предприятий Приокского района в 2009 году составил 31 965,3 млн. рублей (11,0% оборота МП по городу), что на 28,6% больше, чем за 2008 год. Оборот малых предприятий на 12,7% превысил оборот крупных и средних предприятий района за 2009 год. При этом по некоторым видам деятельности оборот малых предприятий превысил оборот крупных и средних:
- по виду деятельности "строительство" - в 4,7 раза;
- по виду деятельности "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий" - в 8,7 раза.
- 20 -
В обороте малых предприятий отгрузка товаров собственного производства составляет 34,8%, а продажа товаров несобственного производства - 65,2%.
За 2009 год объем отгруженных товаров по чистым видам экономической деятельности по Приокскому району составил 11 130,9 млн.руб., вырос по сравнению с прошлым годом на 17,3%. Наибольший удельный вес в общем объеме отгрузки (29,1%)
приходится на "обрабатывающие производства", на втором месте - "строительство" (27,6%), на третьем - "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (20,5%).
Удельный вес района в общегородском объеме отгруженной продукции составил 10,2 % (основная доля этого объема в разрезе районов приходится на Нижегородский (27,0%) и Советский (21,1%) районы, минимальная доля у Сормовского района - (4,4 %)).
В 2009г. платные услуги населению оказывали 52 малых предприятия, ими оказано услуг на сумму 278,0 млн. руб, что составило 7,8% от общего объема платных услуг, оказанных МП по г.Н.Новгороду.
В 2008 году оборот общественного питания малых предприятий района составил 250,6 млн. рублей, что составляет 6,1% городского оборота. Наибольшая доля оборота приходится на Ленинский район - 41,6%, наименьшая на Канавинский - 2,6%.
Оборот оптовой торговли (включая НДС, акцизы и др.) малых предприятий за 2009 год составил 21 284,7 млн.руб., или 11% от оптового товарооборота малых предприятий по городу.
Торговлей занимались 323 предприятия различных отраслей экономики, но основной объем принадлежит 264 торговым организациям, доля которых в общем объеме оптового товарооборота составила 81,7%.
Малыми предприятиями в 2009 году через розничную торговую сеть продано товаров на сумму 2 773,4 млн. руб. Удельный вес Приокского района в розничном товарообороте малых предприятий по городу составил 12,2%. Основной объем розничной торговли приходится на Ленинский (22,7%) и Нижегородский (18,8%) районы.
5.2.Финансовая деятельность
По итогам работы в 2009 году МП получен положительный финансовый результат в сумме 998,7 млн.руб., что составило 7,8% общегородской прибыли. Он сложился следующим образом: 638 предприятий получили прибыль в размере 1207,3 млн.руб., 173 предприятия получили 208,6 млн.руб. убытка. По сравнению с 2008 годом сальдированная прибыль сократилась на 23,2%. Основная доля
сальдированной прибыли приходится на следующие виды деятельности:
- 21 -
"обрабатывающие производства" - 40,6% (20,8% в 2008г), "оптовая и розничная торговля" - 37,2 % (28,9% - 2008г) и "операции с недвижимым имуществом" - 12,1% (40,3% - 2008г).
В районном разрезе лучший сальдированный финансовый результат в Нижегородском районе - 4408,9 млн. рублей прибыли. Наименьшая сумма сальдированной прибыли в Сормовском районе -319,7 млн. руб.
6. Возможные сценарии развития российского малого бизнеса в обозримой перспективе
По всей видимости, в развитии российского малого бизнеса на ближайшую перспективу возможны три основных сценария — оптимистический, пессимистический и реалистический. Оптимистический сценарий предполагает, что российское государство, наконец, переходит от обещаний к практическим делам — реальному снижению и упрощению налогообложения малого бизнеса, решительной борьбе с коррупцией (мы имеем в виду не столько репрессии против отдельных чиновников, сколько ликвидацию многочисленных пробелов в законодательстве и всевластия ведомственных инструкций, зачастую полностью извращающих благие намерения законодателей) укреплению правового режима частной собственности, включая собственность на землю. Кроме того, должна прекратиться искусственная поддержка «лежачих» крупных предприятий, и их реструктуризация должна проводиться таким образом, чтобы доступ к их активам и площадям для малого бизнеса был более прямым и легким. Для этого необходимы, помимо политической воли и соответствующих приоритетов в экономической политике, определенные внешние предпосылки — сохранение в среднесрочной перспективе относительно высоких цен на основные экспортные товары России (нефть и газ),
- 22 -
перераспределение налоговых поступлений от экспорта на стимулирование несырьевых отраслей и инноваций, минимально благоприятный режим реструктуризации внешних долгов страны. При этих условиях сектор малого предпринимательства начнет стремительно развиваться; допускаем, что темпы его развития приблизятся к тем, что наблюдались в начале 1990-х годов, когда численность малых предприятий от года к году примерно удваивалась. Пытаясь оценить возможные масштабы развития малого бизнеса при максимально благоприятном варианте социально-экономической ситуации в России, мы исходим из следующих гипотез. Во-первых, социологические исследования, проводившиеся в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют, что доля потенциальных предпринимателей обычно составляет в обществе около 4—6 % взрослого населения. Аналогичные исследования, проводившиеся в последние годы в России, в целом подтверждают, что таков же порядок этой оценки и в российском обществе. Таким образом, при реализации оптимистического сценария практически все потенциальные предприниматели могли бы осуществить свои предпринимательские наклонности (причем подавляющее большинство из них, разумеется, именно в малом бизнесе), что довело бы число действующих малых предприятий до 2,8—3 млн, а численность занятых в малом бизнесе только на постоянной основе — до 18—24 млн человек. Во-вторых, реструктуризация крупных предприятий и санация финансовой системы страны неизбежно приведет к значительному высвобождению рабочей силы. Следовательно, не может не возрасти и численность самозанятых, а также малых предпринимателей «поневоле». Пессимистический вариант предполагает, что продолжается политика косметического реформирования российской экономики и социальной сферы. При этом лозунги «поддержки малого предпринимательства» на деле оборачиваются дальнейшим усилением налогового пресса, вследствие чего малый бизнес все стремительнее переносит свою активность в теневую экономику. Государство реагирует на это усилением репрессий (оборотной стороной чего становится дальнейший расцвет коррупции на низовом уровне), ужесточением регистрационно-лицензионных процедур. В результате малое предпринимательство, конечно, не погибнет вовсе — хотя бы в силу того, что крупные предприятия не в состоянии поглотить все рабочие руки, — но в лучшем случае продолжит стагнировать примерно на нынешнем уровне, когда число малых предприятий во всей России примерно сопоставимо с численностью малых предприятий в одной Варшаве. Реалистический сценарий — примерно посередине. Государство упрощает налогообложение, но не может его заметно снизить (в силу отсутствия политической воли или неблагоприятных внешнеэкономических и макроэкономических условий). Совершенствование законодательства ведется медленно, вяло, чиновничество успевает отреагировать на каждое улучшение закона изощренными подзаконными актами, что в значительной
- 23 -
мере нейтрализует положительный эффект законотворчества. Фирму становится легче зарегистрировать, но предпринимателю по-прежнему трудно получить лицензию на ведение определенного вида деятельности. Борьба за Земельный кодекс заканчивается очередной ничьей — частная собственность на землю продекларирована, но механизм ее реализации законодательно не установлен; в результате практически невозможны ни ипотека, ни различные варианты залогового обеспечения кредитов. Государственная политика в отношении малого бизнеса начинает проводиться более решительно и целеустремленно, но носит скорее развращающий характер (малому бизнесу помогают, во-первых, в определенных «приоритетных» сферах, исходя из «социальной значимости» определенных видов товаров и услуг, во-вторых, механизмом такой помощи становятся льготные кредиты, выдаваемые напрямую государственными или полугосударственными специализированными кредитными учреждениями за счет бюджетных средств, как это уже отчасти было в 1993—1995 гг.). При таких условиях возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5—2 раза по сравнению с нынешним скромным уровнем, т.е. до 1,5—2 млн малых предприятий и 12—15 млн постоянно занятых, доля же его в ВВП может возрасти до 18—20
Заключение
И так, развитие малого и среднего предпринимательства - это серьезная социально-экономическая задача, которой должно уделяться постоянное внимание со стороны государства. Принятие Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства" - важный шаг на пути ее решения Новый Закон является рамочным, т.е. требуется, в развитие его положений, принятие новых законов и других подзаконных нормативных правовых актов. Например, в Законе предусмотрены формы государственной поддержки предпринимательства, в том числе введение специальных налоговых режимов, методов ведения бухгалтерского учета и т.д. Все это необходимо конкретизировать дополнительными законами. На рассмотрении Госдумы РФ уже находится законопроект "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества". Этот законопроект дает малым предприятиям долгожданное право выкупать арендуемые помещения на льготных условиях, минуя открытые торги.
Подготовлен законопроект, содержащий в себе нормы прямого действия и вносящей изменения в законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" с точки зрения делегирования
- 24 -
полномочий субъектам РФ и органам местного самоуправления по поддержке МСП и, в частности, создания специальных фондов для этих целей. Также подготавливаются законопроекты об изменениях и дополнениях Налогового кодекса РФ.
Сейчас подготовлено около десяти подобных законопроектов. И конечно, их скорое принятие поможет заработать Закону в полную силу.
Государственное регулирование — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых и средних предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя — от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным, необходимо сдерживание неизбежных тенденций к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из элемента государственной политики в чиновничью «кормушку». К сожалению, в российской действительности положительные моменты государственного регулирования — в силу слабости как самого государства, так и гражданского общества — выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малых предприятий. Таким образом, развитие малого предпринимательства - важная политическая проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом.
Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства. Поэтому в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что МСП начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно МСП было единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
- 25 -
Используемая литература
1.Бережная О. Малому бизнесу помогут, но мало // Российская Федерация сегодня. 2009. № 7.
2.Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia. Ростов-на-Дону, 2009.
3. «Директор» - иформационно – аналитический журнал, 2009г.,№1 -2, стр.45 – 49
4. Дж. Хасс «Тенденции развития рыночных отношений и предпринимательства в России»//Сборник «Предпринимательство: экономика, управление, государственное регулирование», 2008г.
5. Ойкен В. Основные прнципы экономической политики / Пер. с нем. под общ. ред. Л.И. Цедилина и К. Херрманн-Пиллата. М.: Прогресс, 2008.
6. Сборник «Предпринимательство: экономика, управление, государственное регулирование», 2007 // Журавлёв Ю.Н., Мельников Ю.И.
7. Сборник «Предпринимательства: экономика, государственное регулирование», 2008г.// Л.С. Бляхман “Предпринимательство и пути его развития в России»
8. Интернет
- 26 -

Красочные картины Джастина Геффри

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Круговорот воды в пакете