Работа на научно-практическую конференцию. Работа заняла 1 место в районе и 1 место в области.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 129.5 КБ |
![]() | 241 КБ |
МОУ СОШ № 1.
Выполнил: Харитонов Александр
4 «Б» класс
Руководитель: Харитонова Елена Леонидовна
Г. Исилькуль 2010 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические основы памяти.………………………………………… .4
1.1. Что такое память?.................................................................4
1.2. Процессы памяти ………………………………………….4
1.3. Виды памяти ………………………………………………4
1.4. Условия, влияющие на запоминание…………………….5
1.5. Продуктивность памяти………………………………… 5
Глава 2. Диагностическое исследование..……………………………………………6
2.1. Первичное определение объёма памяти……………………6
2.2. Знакомство с мнемоническими приёмами…………………6
2.3. Повторное определение объёма памяти……………………7
Заключение………………………………………………………………………………9
Библиография……………………………………………………………………………10
Введение.
По словам И.М.Сеченова: «Основную роль в процессе обучения человека играет память». Многие крупные учёные И.П.Павлов. Л.С. Выготский и др. отводили памяти ведущую роль в развитии личности и считали её базой психики.
Память очень многообразна. У разных людей преобладают различные виды памяти:
Художник – зрительная память
Музыкант - слуховая
Спортсмен –двигательная
Политик – словесно-логическая.
История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью.
Персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат (около 30 000 человек).
Академик С.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть. Все эти примеры
показывают большие возможности памяти.
Как утверждает академик Н.П.Дубинин , мозг состоит из 14 миллиардов нервных клеток. Каждая из них обладает 5 000 связей с другими. Всё это создаёт безграничные возможности. Можно сказать, что любой человек в течение своей жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые ему предоставляет его мозг.
Одну миллиардную долю возможностей использует и гений, и обычный ум. Можно предположить, что отличие состоит в качестве. Считается, что талант – это умение попасть в точку, которую все видят, но попасть не могут, а гений – это умение попасть в ту точку, которую видит только он.
Крупнейший современный математик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что человеческий мозг может вместить около 10 (10 в двадцатой степени) единиц информации. Это означает: каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке.
Можно заключить: никто не знает границ своей памяти, но увеличить её объём может каждый путём её тренировки и применения приёмов улучшения запоминания.
Цель: изучить изменение объёма памяти с помощью специальных приёмов.
Задачи: Изучить теоретические основы памяти.
Измерить объём памяти учеников 4 класса (5 человек).
Познакомить с мнемоническими приёмами.
Измерить объём памяти. Сравнить результаты , сделать выводы.
Объект исследования: учащиеся 4 классов (5 человек).
Предмет исследования: память учащихся.
Метод исследования: диагностика познавательных процессов.
Гипотеза: никто не знает границ своей памяти, но увеличить её объём может каждый путём её тренировки и применения приёмов улучшения запоминания.
Глава 1. Теоретические основы памяти.
1.1. Что такое память?
Память – это способность головного мозга
- воспринимать окружающую действительность
- сохранять её в клетках мозга
- воспроизводить её по мере необходимости.
1.2. Процессы памяти.
Память
Запоминание сохранение воспроизведение забывание
Память существует только при условии существования всех трёх частей вместе.
1.По характеру психической активности.
- двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
- эмоциональная память – память на чувства.
2.По виду и форме информации.
- образная память – память на зрительные картины и образы.
- словесно-логическая - запоминание, сохранение и воспроизведение логической информации, представленной в словесной форме.
информации.
- зрительная - слуховая
- осязательная - обонятельная - вкусовая
- непроизвольная – когда отсутствует специальная цель что-то запомнить
- произвольная – когда ставится цель запомнить
- кратковременная – способность к сохранению информации после однократного восприятия.
- долговременная – длительное сохранение материала после многократного повторения.
- оперативная – процессы, обслуживающие действия, операции.
1.4. Условия, влияющие на запоминание.
На процесс запоминания и сохранения информации влияют:
1.5. Продуктивность памяти.
- это её объём, способность запомнить как можно больше материала.
Главное из качеств, определяющих продуктивность памяти – умение быстро извлекать из запаса знаний именно то, что необходимо.
Материал должен постоянно систематизироваться, чтобы его можно было сохранить.
Суворов говорил: «Память есть кладовая ума, и поэтому надо всё укладывать куда следует».
Глава 2. Диагностическое исследование.
2.1. Первичное определение объёма памяти.
Запоминание пар слов:
карандаш – небо дым – дыра на «5» - 16-12
краска – корень ноги – чернила на «4» - 11-8
молоко – дерево рыба – пожар на «3» - 7-5
музей – ночь час – собака на «2» - 4-1.
стол – ливень цветок - лампа
очки – мех кот - санки
заяц – мыло булка - орёл
чайник – закат кнопка - воздух
2. Исследование памяти.
Ученики слушают пары слов и запоминают их попарно. Проверка запоминания: исследователь называет первое слово из пары, а исследуемый называет второе. Считается количество правильно названных пар.
№ п\п | Шифр исследуемых | Количество запомненных знаков | Уровень ( оценка) |
1 | ХА | 7 | «3» |
2 | ММ | 4 | «2» |
3 | КА | 3 | «2» |
4 | СН | 6 | «3» |
5 | ФК | 4 | «2» |
Оценивание результатов проводится по шкале (см. выше).
Результаты представлены в виде диаграммы.
2.2. Знакомство с мнемоническими приёмами.
Поиски приёмов рационального запоминания фактов начались ещё в прошлом веке. Так возникло понятие о мнемотехнике как руководстве по заучиванию материала с использованием специальных приёмов.
1. Запоминание по начальным буквам слов.
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
2. При запоминании цифр надо определить смысловую и эмоциональную зависимость цифр или связать их своим смыслом.
3. Приём ассоциации - образы.
Пары несвязанных между собой слов представить в виде образов картинок, где оба образа в одной картинке. Причём чем более нелепой, смешной окажется картинка, тем лучше вы её запомните. Провести тренировку использования приёмов на других цифрах и словах.
2.3. Повторное определение объёма памяти .
Проводится повторное диагностическое исследование, но уже с другими парами слов.
Запоминание пар слов:
Жук – кресло Спичка - овца на «5» - 16-12
Гребень – земля Шляпа - пчела на «4» - 11-8
Компас – клей Пила - яичница на «3» - 7-5
Колокольчик – стрела Стол - луч на «2» - 4-1.
Синица – нога Лист - окно
Мухомор – диван Кольцо - заяц
Лейка – трамвай Дом - вода
Ботинки – самовар Дождь – кровать.
№ п\п | Шифр исследуемых | Количество запомненных знаков | Уровень |
1 | ХА | 13 | «5» |
2 | ММ | 8 | «4» |
3 | КА | 7 | «3» |
4 | СН | 10 | «4» |
5 | ФК | 9 | «4» |
Результаты представлены в виде диаграммы.
2.4. Сравнение результатов и вывод.
Чтобы сравнить полученные результаты занесём их в одну таблицу.
№ п\п | Шифр исследуемых | Количество запомненных знаков и уровень | |||
Первичное | Повторное | ||||
количество | уровень | количество | уровень | ||
1 | ХА | 7 | «3» | 13 | «5» |
2 | ММ | 4 | «2» | 8 | «4» |
3 | КА | 3 | «2» | 7 | «3» |
4 | СН | 6 | «3» | 10 | «4» |
5 | ФК | 4 | «2» | 9 | «4» |
На диаграмме отчётливо видно, что количество запомненных слов с применением мнемотехники значительно выше.
Сравнивая продуктивность запоминания можно сделать вывод:
Заключение.
Поставленная в работе цель достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что мнемотехника увеличивает продуктивность памяти, подтверждена.
Предложения.
1. В процессе обучения использовать приёмы улучшения памяти (при подготовке уроков и на уроках).
2. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания.
Поэтому если информацию необходимо запомнить надолго мы рекомендуем:
- Использовать мнемотехнику.
- Повторять запоминаемое с интервалом через 15-20 минут (2-3 р).
- Затем с интервалом 8-9 часов (2-3 раза), и через 24 часа 2 раза.
Библиография.
Шум и человек
Три коробки с орехами
Где спят снеговики?
Сочини стихи, Машина
Белый лист
Комментарии
Память.
В работе затронута очень