• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Абхазцы

Опубликовано Алова Олеся Владимировна вкл 01.11.2012 - 9:36
Алова Олеся Владимировна
Автор: 
Луконькин Виталий
Работа была создана в рамках проекта "Традиции и обычаи народов Оренбургской области. В данной презентации рассматриваются традиции, обычаи народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abhazcy.rar2.18 МБ

Подписи к слайдам:

Абхазы (абх. аҧсуа) — один из абхазо-адыгских народов, коренное население Абхазии, проживающее в Северо-западной части Кавказа. Крупные диаспоры имеются также в Турции, России, Сирии, Иордании — в странах Зап. Европы и в США.По переписи 1989 года, численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии), по переписи 2003 года — 94,6 тыс. человек (44 % населения), по переписи 2010 года — 122,1 тыс. человек (около 51 %). В начале XXI века их общая численность в мире оценивается в 185 тыс. человек (по данным абхазских ученых-демографов около 600 тыс.) Абхазы проживают в 52 странах мира.Говорят на абхазском языке, большинство живущих в Абхазии — также на русском языке.Наиболее распространённые религии — православие (с VI века) и ислам суннитского толка (с XV века).
Абхазия — одно из древнейших государств Кавказа, государственность которого насчитывает более 1900 лет. С I века н. э. на территории современной Абхазии (где были расположены Апсилия и Абазгия) распространяется христианство, а уже во второй половине VI в., при императоре Юстиниане абхазы принимают христианство.Территория нынешней Абхазии и Западной Грузии в древнейшие времена, по свидетельствам античных историков, была известна под названием Колхида, которую населяли многочисленные абхазские (саниги, абазги, апсилы и мисимяне), а также грузинские племена (лазы).Во второй половине VIII века абхазский базилевс Леон II воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар распространил свою власть на всю Колхиду. Поскольку Леон II и его предки были абхазскими эриставами, правитель вновь созданного царства принял титул абхазского царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на эриставства. Абхазское же царство с самого начала было строго централизованным государством. Его цари активно боролись за расширение своих владений и достигли определенных результатов. Находящиеся в Западной Грузии епархии подчинялись Константинопольскому патриарху. Благодаря большим усилиям абхазских царей на рубеже IX—X веков епископства расположенные на территории современной Западной Грузии подчинились мцхетскому католикосу.Впоследствии Абхазское царство было присоединено к Грузии. После распада Средневековой Грузии Абхазия снова стала независимым княжеством под властью династии Чачба (Шервашидзе).Далее, в XVII—XVIII веках в регионе появляются турки, укрепляясь в крепости Сухум-кале. Малонаселённая Абхазия того времени (из-за скудности почвы) всё же насчитывала гораздо большее абхазское население, нежели сейчас.В Абхазии положение особенно осложнилось после начала русско-турецкой войны (1806 г.) В 1808 году подстрекаемый турками, Аслан-бей убил отца — Келеш-бея (одна из версий, по другой, его убили по приказу мегрельской княжны Нины Дадиани, о чём свидетельствует в частности, В. И. Стражев (1879—1950) — не только поэт, литератор, но археолог и историк.) и объявил себя мтаваром Абхазии. Сафар-бей (Георгий) бежал в Мегрелию и попросил помощи у России. В 1810 году император России признал Сафар-бея (Георгия) мтаваром Абхазии и принял его в свое подданство. В том же 1810 году части российской армии заняли Сухуми. Абхазским мтаваром был объявлен Сафар-бея (Георгий) Шервашидзе. В фамильном роде Шервашидзе, так же, как и среди населения Абхазии, протурецкие и прорусские силы противостояли друг другу и после 1810 года. Во время Кавказской войны 1817-64 более половины абхазцев были переселены в Турцию и на Ближний Восток, где сохранились группы гумцев и цебельдинцев.После революции 1917 г. Абхазия стала одним из субъектов независимой и небольшевистской Горской Республики. Спустя короткий промежуток времени была занята войсками Демократической Республики Грузия. После установления Советской власти была создана отдельная Абхазская ССР в составе Закавказской СФСР, что было подтверждено в абхазской конституции 1925 года. Однако в 1931 году Абхазия была включена в состав Грузии на правах АССР, и продолжился интенсивный процесс заселения её территории грузинами, преимущественно из Восточной Грузии.Политика заселения Абхазии этническими грузинами, проводимая руководством Грузии, привела к тому, что по последней Всесоюзной переписи (1989 г.) абхазы на своей Родине стали меньшинством 17 % (93,3 тыс. чел.), а грузины составляли уже 45 % (243 тыс. чел.). После прекращения существования СССР грузинское руководство ликвидировало автономию, что привело к возникновению вооруженного конфликта, в результате которого Абхазию в массовом порядке покинули этнические грузины.
Абхазский народ издревле подразделяется на ряд этно-территориальных групп, отличающихся особенностями языка, элементами культуры, а также локальным самосознанием.Абжуйцы — проживают между реками Кодор и Охурей. Составляют большую часть населения Очамчирского района. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;Члоуцы — до 1864 года составляли меньшинство в населения проживавшем ранее между реками Кодор и Охурeй. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;Джгердинцы — до 1864 года составляли меньшинство в населения проживавшем ранее между реками Кодор иОхурей. Встречаются и среди абхазской диаспоры в Турции;Аибга — до махаджирства населяли верховья ныне пограничной реки Псоу. В настоящее время живут в Турции;Ахчипсы — до 1864 года жили в верховьях реки Мзымта в районе современного курорта Красная Поляна. В настоящее время компактно расселены в 17 селениях на северо-западе Турции;Бзыпцы — проживают между Гагрой и рекой Шицкуара. Основное население Гудаутсткого района Абхазии. Многочисленны также среди абхазской диаспоры в Турции;Гумцы — коренное население Центральной Абхазии. До 1877 года проживали между реками Щиквара и Кодор. Почти полностью были выселены в Турцию, где живут и поныне. В Абхазии остались отдельные малочисленные группы;Псхувцы — до 1864 года проживали в верхнем течении реки Бзып (Бзыбь). В настоящее время живут в Турции;Садзы — в настоящее время проживают на территории Турции, а также в Аджарии. До махаджирства населяли Западную Абхазию, территорию между рекой Сочи и Гагрой;Самурзаканцы — коренное население исторического Самурзакана. В XIX—XX веках большая часть была омегрелена. Абхазы-самурзаканцы в настоящее время представляют немногочисленную группу, компактно проживающую в сёлах Агубедиа и частично Чхуартал Ткуарчалского района, а также в селе Река Очамчырского района.Цабальцы — до махаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию, где компактно расселены в 17 селениях;Дальцы — до махаджирства проживали в среднем и верхнем течении реки Кодор. Полностью выселены в Турцию;Цвыджи — компактно расселены в 3 сёлах в Турции. До 1864 года проживали на Кавказе, в среднем течении реки Мзымта и по её правому притоку Чвежипсе. Говорят на варианте садзского диалекта, однако садзами себя не считают;
Музыкальный фольклор близок к адыгскому и грузинскому. Характерны нартский эпос, исторические и героические песни, песни-плачи о героях; трудовые песни, связанные с земледельческим, скотоводческим и охотничьим бытом; обрядовые песни (в том числе вызывания дождя дзиуоуи ацунух; сопровождающие обряд «вылавливания» души утонувшего азар); врачевательные, в том числе исполнявшиеся у постели раненого; песни-обращения к владыке лемма Ажвейпшаа); бытовые песни и пляски.Преобладающая форма многоголосия — 2-голосие бурдонного типа; типично пение хором с солирующим голосом. Ладовая основа — диатоника.Специфическая особенность песен абхазов — большое количество асемантических слов и междометий.Музыкальные инструменты: смычковый апхьарца, щипковый ачамгур, арфовидный аюмаа (вышел из употребления), цитровидный хымаа, флейта ачарпан, труба абык, трещётка аинкьяга, барабан адаул.
Традиционная пища — крутая кукурузная каша (абыста), вареная фасоль, молоко и молочные продукты, в частности сыры, козлятина, говядина, баранина, мясо домашней птицы, овощи, фрукты, орехи, мед. Для абхазской кухни характерны острые подливы и соусы, приправа аджика. Алкогольные напитки — сухое вино и виноградная водка. 
Основные традиционные занятия абхазов — земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные — пчеловодство, охота. В ХХ в. освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых. Выращивают кукурузу и другие зерновые, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах — коз. Традиционные ремесла — изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, резьба по дереву, инкрустация, вышивка, ткачество. 
Типичные абхазские селения довольно протяженные и лишены четкой планировки, состоят из удаленных друг от друга усадеб хуторского типа. Старинные круглые плетеные дома с соломенной крышей теперь почти не встречаются. С XIX в. абхазы стали строить многокомнатные деревянные дома, приподнятые над землей на столбах, по фасаду тянулся балкон, украшенный резьбой. Сегодня дома строят из камня или кирпича, обычно двухэтажные с множеством комнат и верандой. 
Апсха ЛеонАли бей — султан Египта 1763—1773.Ардзинба, Владислав Григорьевич — председатель Верховного Совета Абхазской ССР (1990-1992), председатель Верховного Совета (1992-1994) и президент Республики Абхазия (1994-2005).Аршба, Отари Ионович (по отцу) — российский предприниматель.Багапш, Сергей Васильевич— премьер-министр (1997-1999) и президент Республики Абхазия (2005-2011).Габлия, Варлам Алексеевич— Герой Советского Союза.Гогуа, Алексей Ночевич — писатель-прозаик.Гулиа, Георгий Дмитриевич — русский советский писатель, Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1943), Заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1971).Гулиа, Дмитрий Иосифович — писатель, народный поэт Абхазии (1937); основоположник абхазской письменной литературы.Дараселия, Виталий Кухинович — советский футболист, полузащитник, заслуженный мастер спорта СССР.св. ЕвстафийИскандер, Фазиль Абдулович — советский и российский прозаик и поэт.Кокоскерия, Ясон Басятович— Герой Советского Союза.Лакербай, Михаил Александрович — писатель, драматург, театровед, заслуженный деятель искусств Абхазской АССР (1961).Лакоба, Нестор Аполлонович — Председатель Совета Народных Комиссаров ССР Абхазия (1922-1936), Председатель ЦИК Абхазской АССР (1930-1936).Орбай, Рауф — премьер-министр Турции (1922-1923).Папаскири, Иван Георгиевич — абхазский советский писатель, заслуженный работник культуры Грузинской ССР (1968).Харейддин Паша — премьер-министр Туниса, автор тунисской конституции 1861 г.Шинкуба, Баграт Васильевич — писатель и поэт, Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР (1958-1979).
Поделиться:

Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")

Знакомые следы

Сорняки

В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?

Ребята и утята