80-я годовщина Великой Победы… Этому событию поэты посвящают стихи, художники пишут картины, государство награждает ветеранов,
к памятникам павшим приносят цветы. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, День Победы – остается неизменным
Важную роль в победе Советского Союза над врагом сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух, патриотизм, жажда мести за нарушенную мирную жизнь, за родных и близких. На победу вдохновляла и вера. Верили в Сталина, в Жукова, еще верили… в Бога.
История Церкви - это история духовной культуры и, если мы хотим жить в гуманистическом обществе, эту историю нельзя забывать. Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема. В общеобразовательных школах на нее обращают мало внимания..
Долгие десятилетия сведения о роли Православной Церкви в годы войны замалчивались, об этом нельзя было говорить. Но прошло время, изменилась страна, изменилась и история. Раскрываются все новые и новые ее страницы. И среди них особое место занимают материалы о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.
Становится известно множество фактов, связанных с жизнедеятельностью Русской Православной Церковью, ее отношениях с государством в этот период.
Я живу в православной семье: мы тоже ходим в церковь, верим в Бога, в его защиту, любовь и помощь. Эту работу я посвящаю Великой Победе нашего народа над фашизмом
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 660.89 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12 с кадетскими классами им. А.И. Сорокина»
XII детские и юношеские Рождественские чтения
Номинация
«Православная церковь в годы Великой Отечественной войны. Подвиг жизни церковных деятелей».
Название работы: «Живая связь Божественной любви…»
Автор работы: Тихомирова Полина, 13 лет
Руководитель: Колмакова Юлия Леонидовна,
учитель истории и обществознания
Арзамас, 2025
Содержание
Введение________________________________3-4
Актуальность, проблема, цели и задачи.
Глава 1. Вера солдат в Божью помощь _____5-7
Глава 2. Истинные служители Церкви _____7-12
Заключение______________________________13
Список используемой литературы_________14
Приложения_____________________________15-20
Введение
80-я годовщина Великой Победы… Этому событию поэты посвящают стихи, художники пишут картины, государство награждает ветеранов,
к памятникам павшим приносят цветы. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, День Победы – остается неизменным
Важную роль в победе Советского Союза над врагом сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух, патриотизм, жажда мести за нарушенную мирную жизнь, за родных и близких. На победу вдохновляла и вера. Верили в Сталина, в Жукова, еще верили… в Бога.
История Церкви - это история духовной культуры и, если мы хотим жить в гуманистическом обществе, эту историю нельзя забывать. Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема. В общеобразовательных школах на нее обращают мало внимания.
Я живу в православной семье: мы тоже ходим в церковь, верим в Бога, в его защиту, любовь и помощь. Эту работу я посвящаю Великой Победе нашего народа над фашизмом.
Актуальность.
Долгие десятилетия сведения о роли Православной Церкви в годы
войны замалчивались, об этом нельзя было говорить. Но прошло время, изменилась страна, изменилась и история. Раскрываются все новые и новые ее страницы. И среди них особое место занимают материалы о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.
Становится известно множество фактов, связанных с жизнедеятельностью Русской Православной Церковью, ее отношениях с государством в этот период.
Проблема.
Сейчас, в это неспокойное время военных конфликтов, время, когда материальные ценности становятся выше духовных, необходимо объединить
усилия государства и Церкви для возрождения традиций патриотизма, чтобы подрастающее поколение, опираясь, на веками накопленный опыт духовного наследия народа, могло с любовью и верой защитить свою Родину.
Цель:
Для этого мне необходимо было решить задачу:
Гипотеза:
Во время Великой Отечественной войны Церковь вела активную деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте. Это оказало неоценимую помощь в Победе над врагом. А был ли значительным вклад Церкви в Победу на самом деле?
В своей работе я использовала такие методы исследования:
Сбор информации о роли церкви в годы войны:
.
Глава 1. Вера солдат в Божью помощь.
Сегодня мне хотелось бы рассказать о мужестве священников в годы Великой Отечественной войны.
«Мрачная и дикая стихия угрожает стране, Родине, и она созывает нас: все в ряды, все на защиту родной земли, её святынь, её независимости от
порабощения». Эти слова произнёс 26 июня 1941 года, уроженец г. Арзамаса,
патриарший митрополит Сергий на молебне о победе русского воинства в
кафедральном Богоявленском соборе в Москве. Его молитва была обращена
к Богу, а призыв – ко всем верующим и неверующим. И, с этого дня, во всех
храмах страны почти до самого конца войны начали совершаться подобные
молебствования. В нашем музее патриаршества, единственного в России,
патриарху отведено особое место: перед посетителями открывается малоизвестная страница истории о деятельности Русской Православной
церкви во время Великой отечественной войны (Приложение 1)
Руководство страны не сразу оценило патриотический настрой Московского Патриархата. И это не удивительно. С начала революции 1917 года Православная Церковь в Советской России считалась чужеродным элементом и пережила немало тяжелейших моментов в своей истории.
В гражданскую войну множество священнослужителей было расстреляно без суда и следствия, храмы разорены и разграблены. (Приложение 2)
К началу Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь как организация была близка к уничтожению. Из высшего духовенства на свободе осталось четыре человека. К 1939 году были закрыты почти все монастыри, а действующих храмов сохранилось всего около 100. Перед войной из-за повсеместного закрытия церквей служить священникам было практически негде.
Нижегородская епархия, третья в России по количеству приходов, в 1930-е годы почти прекратила свое существование.
Из 1126 церковных зданий 892 использовались под клубы, школы и детские сады, 228 просто разрушались и растаскивались. В Горьковской области в это время было арестовано 26 человек, имевших отношение к «культу», из них23 православных.
По сравнению с 1306 священнослужителями, арестованными в 1937 году, эта цифра уже не кажется большой. С октября 1941 года закрытие церквей прекращается, редкие случаи связаны теперь только с ветхостью зданий.
Последнюю в Горьком действующую церковь в поселке Высоково, закрытую буквально накануне войны, 8 мая 1941 года, открыли уже 10 августа. Через восемь месяцев, 25 марта 1942 года, в одном из районов области была открыта вторая церковь. А 14 апреля 1943 года по ходатайству инициативной группы верующих исполком горьковского горсовета предоставил «для молитвенных нужд» Печерскую и Карповскую церкви.
Наконец, в документах в августе 1942-го упоминается новый правящий архиерей Горьковской епархии— архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). После этого церкви в Горьковской области вновь стали открываться. Так было и во времена Александра Невского, громившего псов-рыцарей, и во времена Дмитрия Донского, получившего благословение от игумена земли Русской Сергия Радонежского перед Куликовской битвой.
Не оставила Церковь своего народа и теперь, благословляя на предстоящий подвиг. Московский Сергий призвал всех встать на защиту Отечества. Владыка прозорливо подчеркнул, что «фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали», постигнет та же участь, что и других захватчиков, когда-то вторгавшихся в нашу страну.
Сотням священнослужителей, находящихся в тюрьмах и ссылках, было разрешено пойти на фронт. Большинство из них и так всеми силами туда стремились.
Глава 2. Истинные служители Церкви
Великий хирург и епископ В.Ф. Войно-Ясенецкий, причисленный позже к лику святых и известный как святитель Лука, послал письмо в Кремль, попросив дать ему возможность оперировать раненых. «А как окончится война, вернусь в ссылку»,- коротко завершил он свое прошение. И всю войну оперировал, спас сотни бойцов и написал труд, которым и поныне пользуются хирурги всего мира, - «Очерки гнойной хирургии». Получив за него Сталинскую премию, отдал почти всю её детям - сиротам.
(Приложение 3)
В оккупированном Киеве отец Александр проповедовал борьбу с фашизмом, выражал надежду на победу СССР. К нему начинают приходить евреи, чтобы креститься и тем самым спастись от расправы. Отец Александр крестит и выдаёт свидетельства на церковных бланках. И всё же наступает день, когда немцы требуют, чтобы все евреи собрались на площади, захватив с собой тёплые и ценные вещи…
К священнику прибегает один из окрещённых им, отец троих детей, и просит прийти на площадь и засвидетельствовать лично, что семья крещена. Отец Александр идёт, разговаривает с фашистами на хорошем немецком и производит на них приятное впечатление. Они отпускают всю семью новокрещенного… Но отец Александр не может покинуть волнующуюся толпу людей, многие из которых плачут. Он остаётся с ними на всю ночь… Наутро немцы его выгоняют, и он идёт в храм и призывает паству встать на защиту Родины, верить в победу Православного священника отделили от толпы евреев, коммунистов, партизан и других, приведённых к Бабьему Яру для расстрела. Батюшку раздели, прикрутили колючей проволокой к кресту и подожгли. Горящий крест с человеком толкнули в яму… Так закончился день 6 ноября 1941 года для отца Александра Вишнякова.
Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты и завершил войну в звании майора.
(Приложение 4)
Представители Церкви сполна разделяли со своим народом все тяготы и ужасы войны. Так, будущий Патриарх, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), который оставался в городе на Неве весь страшный период блокады, проповедовал, ободрял, утешал верующих, причащал и служил зачастую один, без диакона. (Приложение 4)
Владыка неоднократно обращался к пастве с патриотическими воззваниями, первым из которых стало его обращение 26 июня 1941 года. В нем он призвал ленинградцев выступить с оружием на защиту своей страны, подчеркнув, что «Церковь благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества». После прорыва блокады города глава Ленинградской епархии вместе с группой православных священнослужителей был отмечен боевой наградой – медалью «За оборону Ленинграда».
Более 50 священников получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1943 году правительство СССР всерьез обратилось лицом к Церкви. 8 сентября в столице был созван Архиерейский Собор, избравший митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. На Соборе присутствовало 19 архиереев, некоторые из них прибыли в Москву прямо из лагерей и ссылок.
Среди участников Собора был и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин), его избрали постоянным членом Священного Синода. Основной работой горьковского уполномоченного в 1943–1947 годах была подготовка к открытию церквей. Известно, что в 1944 году было открыто тринадцать церквей, в 1945— еще шесть, в 1946— девять, в 1947— три. К 1957 году в Горьковской области действовала уже 51 церковь. Такое их количество сохранялось до 1989 года.
Если до 1942 года духовенство находилось либо за штатом, либо в лагерях (с 1939 по 1941 годы служило только двое священников: приехавший из другой области Ф. В. Архангельский и престарелый П. А. Исаков), то к 1944 году в 35 церквах Горьковской епархии служило уже 38 священников. Православные горьковчане оказывали фронту неоценимую помощь. Только одна Высоковская церковь, единственная действующая в довоенном Горьком, внесла на военные нужды 6 миллионов рублей. Число ее прихожан превышало 5 тысяч человек.
В церкви села Выездное протоиерей Александр Архангельский и архиепископ Сергий провели 24 августа 1942 года собрание, на котором обсуждался вопрос об увеличении отчислений из церковной кассы в Фонд обороны страны. Во всех открытых впоследствии церквях области этот вопрос также не сходил с повестки дня. Верующие, наконец, почувствовали себя признанными членами государства.
Всего с июня 1941 года по июль 1944-го Горьковская епархия собрала в Фонд обороны СССР 9234200 рублей.
Любовь к Родине и ее защита от врагов всегда была заветом всех православных христиан. Поэтому верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, и на поддержку раненых бойцов. Они несли не только деньги и облигации, но и драгоценные металлы, обувь, полотенца, полотно, заготавливалось и сдавалось немало валяной и кожаной обуви, шинелей, носков, перчаток, белья.
Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию 40 Т-34 танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский». В музее патриаршества хранится документ: «Прошу передать верующим города Горького, собравшим 250 тысяч рублей на строительство самолетов «Александр Невский, мой привет и благодарность Красной армии. Подпись: «Иосиф Сталин»
Война объединила все народы, верующие и в Сталина, и в Бога. Они шли в бой, не думая о смерти. В интернете, в разделе «Православные чудеса XX века», я прочитала статью «Чудеса на дорогах войны», которая называется «Явление Божией матери на Курской дуге».
Из воспоминаний неизвестного солдата:
"… в тот день бой был особенно жестоким. Вся ничейная полоса покрылась телами убитых - и наших, и немцев. Бой стих только к вечеру. Вдруг вижу, что Божков высунул голову над бруствером. - Иван, - кричу, - ты что делаешь? Снайпера дожидаешься? Божков опустился в окоп - сам не свой. И говорит мне тихо: «Петя, там женщина плачет...» - Тебе показалось, откуда тут женщине взяться? И вдруг мы все услышали, что где-то и вправду словно плачет женщина. Божков надел на голову каску и вылез на бруствер.
- Там туман клубится, - говорит он нам, - а в тумане по ничейной полосе в нашу сторону идет женщина... Наклоняется над убитыми и словно плачет или читает Молитву. Господи! Она похожа на Богородицу... А Женщина вдруг перестала плакать, повернулась в сторону наших окопов и поклонилась. - Богородица в нашу сторону поклонилась! Победа за нами! - громко сказал Божков.
И мы ринулись в бой…»
И это была не только победа русского оружия, но и веры в Бога, которая поднимала солдат из окопов, с верой в душе они смело шли в бой, надеясь на то, что Бог их сохранит.
Помогала ли вера в Бога выжить и победить в этой страшной войне?!
Делать выводы каждому из нас. Лучше прочтите стих неизвестного солдата, найденный в кармане гимнастерки убитого солдата…вечная ему слава и память!»
Послушай, Бог…
Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
Заключение.
Память о погибших солдатах мы храним в своих сердцах, а выживших солдат все уважают, приглашают на праздники, благодарят за Победу и не забывают об их подвигах.
Для полного раскрытия нашей темы я провела опрос обучающихся и педагогов нашей школ. Всего опрошено 39 человек. (Приложение 6)
Вывод:
Все опрошенные знают, какую роль сыграла Церковь в годы войны. Большая часть опрошенных считают, что это роль – духовная. Я считаю, что это правильно!
Но и материальная помощь, а также просветительская и пропагандистская работа сыграли не малую роль.
Таким образом, с помощью изучения различных источников, социологического опроса я доказала, что роль Церкви в годы войны -огромная.
Практическое значение работы:
Я считаю, что мою работу частично можно использовать во внеклассной и внеурочной деятельности, на классных часах. Ведь в учебниках про Православную Церковь написано немного, Работа может быть полезна учителям истории, а также всем тем, кто интересуется историей православия.
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе - Бог!
Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»
Литература.
1.Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.,Аванта+,1996г.
2.100 великих пророков и вероучителей. Автор: Рыжов К.В., Рыжова Е.В. Жанр: Эзотерика, предсказания. Издательство: Вече , 2002г.
3. Арзамас в годы Великой Отечественной войны
Интернет - ресурсы:
http://www.hram-evenkya.ru/novosti/chudesa-na-dorogah-voynyi-nepridumannyie-rasskazyi
http://krotov.info/history/20/1940/arueva_01.htm
Приложение 1

Патриарх Сергий Страгородский
Приложение 2

Храм в честь усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района
Приложение 3

Великий хирург и епископ В.Ф. Войно-Ясенецкий,
Приложение 4

Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх

Священнослужители Русской Православной Церкви, награжденные медалью «За оборону Ленинграда». 15.10.1943. Первый справа – будущий патриарх, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий
Приложение 5

Танковая колонна «Дмитрий Донской» и эскадрилья «Александр Невский»
Приложение 6
Опрос:



Соленая снежинка

Спасибо тебе, дедушка!

На берегу Байкала

Городецкая роспись

Извержение вулкана