Монгуш Менги разработал проект теории иполнения фигурки животного из мягкого камня - агальматолита. Архар дикое животное, обитает в горной местности Тувы.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 76 КБ | |
| 570.49 КБ |
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
Выполнил: Монгуш Менги
Педагог: Салчак Аян
Владимирович
г. Ак – Довурак – 2007 г.
Пояснительная записка
Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд возвышается до творчества.
М. Горький
С детских лет я интересуюсь изделиями, выполненными из агальматолита – «Чонар-Даш» выполненными мастерами камнерезами. Также я прочитал биографию знаменитого мастера-камнереза Тойбухаа Хертек Коштайовича – он родился в Барун-Хемчикском кожууне в местечке, где проживали три народных мастера камнерезного искусства: Кужугет Дуктуг-оол, Салчак Диргээки, Кужугет Коккей.
За свою жизнь Тойбухаа работал с различными материалами форме кедра, ели, рога домашнего барана, козерога, конечно, вырезал из агальматолита, а также использовал медь, бронзу, железо, серебро. Мастер тонко моделировал свои фигурки, точно передавал характер зверя. Классическим произведением резьбы по камню является «Косуля с детенышем» (1963). Недаром это скульптура послужила образцом для создания въездного комплекса при подъезде к Кызылу со стороны Турана.
Работа Тойбухаа хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловска, Красноярска, Абакана и Кызыла, а также за границей: в Монголии, Польше, Германии, Канаде и Италии.
Дома я самостоятельно вырезал фигурки различных животных. Случайно зашел в здание Дома детского творчества, и узнал, что там проводится объединение «Резьба по камню» где преподавателем работает Салчак А.В., заинтересовавшись объединением, записался и начал посещать регулярно. Показал свои самостоятельные работы педагогу.
Первую работу в объединении выполнил в технике «Рельефа» вырезал из камня фигуру животного «Барашек». Следующую работу выполнил в технике объемной скульптуры, вырезал фигуру животного «Архар». Сейчас выполняю работу «Косуля» под влиянием работы Тойбухаа «Косуля с детенышем», сейчас работа на стадии завершения.
На данный конкурс принимаю участие с работой «Архар». Почему выбрана данная работа? Родился в год овцы, поэтому хотел вырезать как настольный сувенир.
22 марта 2007 года я принял участие в городском конкурсе «Город мастеров» в г. Ак-Довураке, где занял 1 место, тем самым завоевал право принять участие в республиканском конкурсе.
Технологическая карта резьбы фигуры «Архар»
№ | Последовательность выполнение работы | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Выбираем материал, агальматолит – для фигурки. Убираем лишнее. | Слесарная ножовка, долото. | |
2 | После того как выявили общую форму, начинаем вырезать более конкретно, задуманную фигуру. | Долото, напильник, большой резак. | |
3 | Наносим декоративные элементы. | Напильник, маленький, резак. | |
4 | Шлифуем готовую фигуру животного до соответствующего вида. | Шкурка №0, войлок. |
Монгуш Менги Александрович 9 «б» кл.
МОУ СОШ № 3
г.Ак-Довурак
Год рождения: 26.06.91г. село Кара-Хол Бай-Тайгинский кожуун
Победитель городского конкурса: «Город мастеров» -2007 год.
Педагог: Салчак Аян Владимирович
Педагог Дома детского творчества г. Ак-Довурак.
Стаж работы: 1 год
Достижения педагога: благодарность от комитета РТ по делам молодежи – 2001; участие в выставке союза художников РТ – 2002, произведением «Алгыш» из агальматолита; почетная грамота от национального музея им: Алдан Маадыр РТ филиал-музей Нади Рушевой 2002; благодарность от национального музея им: Алдан Маадыр РТ филиал-музей Нади Рушевой 2007;
Победитель кожууного конкурса «Сердце отдаю детям» - 2004, с. Кызыл-Мажалык; II-ое место в городском конкурсе «Сердце отдаю детям» - 2007, г. Ак-Довурак.;
Рекламный проспект
- Хотите ли Вы, стать обладателем уникальной вещи? Думаю что да! И эта Вещь перед Вами – агальматолит..
Единственный экземпляр – ручная работа
- Иметь дома такую Вещь – престижно!!! Он приносит удачу в дом.
- Это – талисман, принесет Вам счастье и покой, не проходите мимо – приобретите и не пожалеете!
Словарь терминов
Архар – животное, родственник домашних овец и коз.
Агальматолит – минерал, порода мягкого камня используемого для резьбы тувинскими мастерами.
Рельеф – один из видов скульптуры, располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие.
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем.
Долото – инструмент в виде кирки, только поменьше. Используется для откалывания лишних частей камня.
«Архар»
Изображение выполненной работы
Учащегося Монгуш Менги
г. Ак-Довурак 2007г.
Список литературы:
10. А.Е. Громов «Скульптор-Модельщик» Л. 1987
11. Г.А. Федотов «Когда оживает камень» М. 1999.
12. Р.В. Паранюшкин «Композиция» Ростов-на-Дону «Феникс» 2002.
13. А.С. Шипанов «Юным любителям кисти и резца» М. 1981.
14. В.О. Шпаковский «Для тех, кто любит мастерить» М. 2000.
15. А.С. Хвостов «Чеканка, инкрустация, резьба по дереву» М.1996.
Рецензия.
Монгуш Менги начал заниматься в кружке «Резьба по камню» совсем недавно. Всего один год. По сравнению с тем, что он вырезал дома самостоятельно и с тем уровнем на сегодня, явно виден прогресс. Первые его работы были на уровне новичка. Данный ученик проявил себя – послушным, усидчивым, доброжелательным и спокойным во время посещения кружка. У этого ученика, есть несомненно дар мастерства по камнерезному искусству. Первая самостоятельная работа по камню – «Собачка», хотя и является выполненной без правил, соблюдения пропорций анатомического строения, был выполнен очень смело, с выявлением характерных черт животного.
Первая его работа в кружке, был сделан в технике «рельеф». После выполнения этой работы, приступил к выполнению объемной скульптуры из агальматолита «Архар». Изделие выполнено на должном уровне, хотя автору нужно поработать над анатомическим строением. В дальнейшем педагогу нужно усилить работу по теории, в частности по анатомическим строениям животных.
Рецензию выполнил педагог кружка «Резьба по камню»
Салчак А.В. 22.03.07.
Рецензия.
Хертек Белек занимается в объединении «Резьба по камню» один год. По сравнению с тем, что он вырезал дома самостоятельно и с тем уровнем на сегодня, явно виден прогресс. Первые его работы были на уровне новичка. Данный ученик проявил себя – послушным, усидчивым, доброжелательным и спокойным во время посещения объединения. У этого ученика, есть, несомненно, дар мастерства по камнерезному искусству.
Первая его работа в объединении, был сделан в технике «рельеф». После выполнения этой работы, приступил к выполнению объемной скульптуры из агальматолита «Охота». Изделие выполнено на должном уровне, хотя автору нужно поработать над анатомическим строением. В дальнейшем педагогу нужно усилить работу по теории, в частности по анатомическим строениям животных.
Рецензию выполнил педагог кружка «Резьба по камню»
Салчак А.В. 22.03.07.
Пояснительная записка
С детских лет я интересуюсь изделиями, выполненными из агальматолита – «Чонар-Даш» выполненными мастерами камнерезами. Также я прочитал историю возникновения камнерезного искусства.
Одной из традиций в художественной истории Тувы стало аномалистическое направление. Они создали редкого совершенства искусство изображения животных, зверей. За особую манеру исполнения оно названо исследователями скифо-сибирским звериным стилем. Основные черты этого стиля характерны и для современного изобразительного искусства для тувинцев, особенно камнерезного, - это изображение определенного ряда животных, особые композиционные решения, в стилистике - сплав натурализма, стилизации и орнаментализма, поразительное равновесие деталей, доведенное до их единства.
Современный тувинский анимализм активно использует черты традиционного восприятия природных явлений – их психологизацию, одухотворение, преодолевая этим некоторые содержательную ограниченность анималистических образов. В таком исполнении произведения тувинских мастеров резьбы по камню становятся близкими и понятными не только зрителю Тувы, но и всюду за ее пределами.
Технологическая карта резьбы фигуры «Олень»
№ | Последовательность выполнение работы | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Выбираем материал, агальматолит – для фигурки. Убираем лишнее. | Слесарная ножовка, долото. | |
2 | После того как выявили общую форму, начинаем вырезать более конкретно, задуманную фигуру. | Долото, напильник, большой резак. | |
3 | Наносим декоративные элементы. | Напильник, маленький, резак. | |
4 | Шлифуем готовую фигуру животного до соответствующего вида. | Шкурка №0, войлок. |
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Ак-Довурака
Название работы: «Арзылан»
в номинации «Декоративно-прикладное искусство»
Выполнил:
Юшков Максим Евгеньевич
Педагог объединения
«Резьба по камню»
Салчак Аян Владимирович
Ак-Довурак 2011
Учащийся: Юшков Максим Евгеньевич
Год рождения: 1998 год
Обучается в МОУ ДОД «Дом детского творчества» г.Ак-Довурака Республики Тыва
Год обучения: второй год
Педагог: Салчак Аян Владимирович
Педагог Дома детского творчества г. Ак-Довурак.
Стаж работы: 4 год
Достижения педагога: благодарность от комитета РТ по делам молодежи – 2001; участие в выставке союза художников РТ – 2002, произведением «Алгыш» из агальматолита; почетная грамота от национального музея им: Алдан Маадыр РТ филиал-музей Нади Рушевой 2002; благодарность от национального музея им: Алдан Маадыр РТ филиал-музей Нади Рушевой 2007;
Победитель кожууного конкурса «Сердце отдаю детям» - 2004, с. Кызыл-Мажалык; II-ое место в городском конкурсе «Сердце отдаю детям» - 2007, г. Ак-Довурак.;
Пояснительная записка
Цель: Ознакомление учащихся с искусством резьбы по камню, традициями народного искусства.
Задачи:
- Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное;
- Научить теоретическим и практическим навыкам;
- Продолжить формирование определенных умений и навыков, полученных во время посещения кружка;
- Воспитать у детей чувство гордости и уважения к
Содержание: Художники и мастер - камнерез – как выразитель чувств и мыслей своего времени. Труд художника тяжелый, труд и физический, и интеллектуальный.
Актуальность: воспитание любви к своей малой Родине.
Каждый человек рождается в какой-либо стране. Там проходит его детство, складываются первые представления о родном крае. Хотя мы все такие разные, но нас объединяет то, что живем мы все в одной стране в одном государстве и называется оно Российская Федерация – а внутри Моя Малая Родина. Наша страна очень красива и велика.
Тувинцы имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков, и самобытную культуру. Изучение его пробуждает чувство патриотизма, толерантности, т.е. миролюбии терпимости к этническим, религиозным, признание возможности равноправия существовании «другого»… Искусство жить в мире разных людей.
Приобщение к культуре другого народа – это возможность лучше узнать свое, научить ценить его, любить, беречь, обогащать.
Решить ее – значит решить проблему межличностного и межнационального согласия.
С детских лет я интересуюсь изделиями, выполненными из агальматолита – «Чонар-Даш» выполненными мастерами камнерезами.
Современный тувинский анимализм активно использует черты традиционного восприятия природных явлений – их психологизацию, одухотворение, преодолевая этим некоторые содержательную ограниченность анималистических образов. В таком исполнении произведения тувинских мастеров резьбы по камню становятся близкими и понятными не только зрителю Тувы, но и всюду за ее пределами. И поэтому, используя традиционную резьбу, я выполнил объемную скульптуру «Арзылан». Ее можно использовать как, подарок и как украшение рабочего места.
Вывод: Усваивается культура и история своей страны через язык и ее символов постепенно формируются важнейшие качества личности: гражданская позиция, патриотизм, толерантность. Каждая страна имеет свои государственные символы, сувенирные изделия которых знают за пределами страны. Мы с вами как граждане России должны знать не только как выглядят современные символы, но и как они появились, их историю назначения сувенирных изделий, которые возникли на территории нашего государства.
Технологическая карта изделия
№ | Последовательность выполнение работы | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Выбираем материал, агальматолит – для фигурки. Убираем лишнее. | Слесарная ножовка, долото. | |
2 | После того как выявили общую форму, начинаем вырезать более конкретно, задуманную фигуру. | Долото, напильник, большой резак. | |
3 | Готовим изделие для декоративных работ | Напильник, маленький резак. | |
4 | Рисуем декоративные элементы. | Карандаш, эскизы . | |
Наносим декоративные элементы. | Маленький резак | ||
Шлифуем готовое изделие до соответствующего вида. | Шкурка №0, войлок |
Словарь терминов
Агальматолит – минерал, порода мягкого камня используемого для резьбы тувинскими мастерами.
Рельеф – один из видов скульптуры, располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие.
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем.
Долото – инструмент в виде кирки, только поменьше. Используется для откалывания лишних частей камня.
Резак - инструмент в виде ножика с меньшим лезвием. Используется для резания лишних частей камня.
Список литературы:
10. А.Е. Громов «Скульптор-Модельщик» Л. 1987
11. Г.А. Федотов «Когда оживает камень» М. 1999.
12. Р.В. Паранюшкин «Композиция» Ростов-на-Дону «Феникс» 2002.
13. В.О. Шпаковский «Для тех, кто любит мастерить» М. 2000.
Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
Экологическое обоснование
Камень натуральный материал. Добывается при использовании выкопанных мелких ям, где находится залежи агальматолита. Их добыча не наносит вреда здоровью человека и окружающей среде. Фигура состоит из монолитного камня, стоит на подставке.
Экономическое обоснование
№ | Наименование материалов | Цена за 1 м | Расход | Всего |
Цена за 1 кг | ||||
1 | Агальматолит | 450 рублей | 250 гр | 167.25 руб. |
Итого: 167.25 | ||||
Инструменты и оборудование
Для изготовления подтелки из камня понадобятся:
Материалы
Расчетная часть
№ | Название мерок | Мои мерки (см) | Мерки по таблице |
1 | Высота изделия | 9.5 | - |
2 | Ширина изделия | 9.5 | - |
3 | Толщина изделия | 3.4 | - |
Схема обдумывания
Дизайн – спецификация

Рисуем домики зимой

За еду птицы готовы собирать мусор

Любили тебя без особых причин...

Солдатская шинель

Рисуем тыкву