Работы разных лет на разные темы
Вложение | Размер |
---|---|
broshennye_deti.doc | 41 КБ |
pamyati_pogibshih_v_beslane_posvyashchaetsya.doc | 29 КБ |
ya_i_moi_prava.doc | 24.5 КБ |
skazhem_igrovye_avtomaty.doc | 25.5 КБ |
russkiy_yazyk.doc | 27.5 КБ |
vspomnim_ih_segodnya_vseh_do_odnogo.doc | 363.5 КБ |
Брошенные дети.
Сегодня с экранов телевизоров, со страниц газет часто мы слышим термин «брошенные дети», «дети – сироты при живых родителях», «беспризорность», «бродяжничество». Наверное, в современном мире это стало настолько актуальным, что просто уже нельзя молчать!
После окончания Ве
ликой Отечественной Войны детей-сирот было намного меньше, чем в наши мирные дни. И что печально, детей, у которых родители умерли, намного меньше, чем социальных сирот, т.е. тех, от кого отказались или кого государство забрало от непутевых родителей. Вот и растут детские дома и приюты по всей стране, как грибы. Наш город не исключение.
Я лично знакома со многими ребятами из интерната №107, т.к. отдыхаю с ними в одном лагере на протяжении многих лет. Многим детям, как их называют детдомовцы «домашним», не нравятся дети из интерната. Они считают, что если у ребенка нет родителей, то он не может вырасти добрым, умным, честным и отзывчивым человеком, он может стать только вором, пьяницей, наркоманом и т.д., и скорей всего пойдет по стопам своих родителей. Но это совершенно не так. Есть только два различия между детьми домашними и детьми из интерната. Первое отличие заключается в том, что дети из детдома зарабатывают себе на жизнь с малого возраста. Ведь если они сами о себе не позаботятся, то останутся ни с чем. К сожалению, наше государство уделяет очень мало времени и денег детским домам. Второе отличие, а оно, как мне кажется, самое главное и в то же время самое печальное, в том, что дети из интерната лишены родительской ласки.
Многие ребята очень дружелюбны. Они любят общаться с детьми из благополучных семей, если только никто не начнет им напоминать о том, что они из интерната и у них нет того, что есть у многих других. Некоторые считают, что жить в детском доме не так уж и плохо. Ведь им дарят различные путевки в лагеря, приглашают на различные концерты, и даже иногда им удается попасть на отдых в другие города. Но ничего из перечисленного, в этом я уверенна, никогда не сможет заменить уют в доме, мамину ласку, любящую семью. Если спросить у любого из интерната, что бы он предпочел – бесплатные «блага» или родителей – он точно бы выбрал второе, но, конечно же, при небольшом условии, чтобы родители были именно родителями, а не теми, кто просто родил на этот свет и забыл об остальных своих обязанностях.
К несчастью, не все ребята, живущие в интернате, отличаются добротой и лаской, хотя злых хватает и в благополучных семьях. И, как мне кажется, не всегда в том, что происходит, виноват именно интернат. Есть в интернатах и те, кто в раннем возрасте начинают употреблять наркотики, алкоголь, сигареты и т.д. Многих из них затягивает воровская жизнь, возможно, это гены, а может желание обратить на себя внимание.
Но не всех притягивает улица, многие хотят учиться и в будущем создавать семью. Здесь также есть проблема, которая порой не разрешима. Многие учатся не по возрасту, в восьмых классах встречаются шестнадцатилетние ученики, девятилетнее образование некоторые получают в 18 лет. Просто многие учиться начали только тогда, когда попали в интернат, а это бывает и в 9, и в 10, и даже в 12 лет. Некоторые из них боятся учиться в обычных школах, т.к. они прекрасно понимают, что учатся по облегченной программе, да и не очень приятно чувствовать себя переростком среди одноклассников, и так насмешек со стороны «домашних» хватает. А уж чувство собственного достоинства у ребят из интерната развито очень сильно, и они готовы его защищать даже кулаками.
Я часто задумываюсь над вопросом, почему у нас в стране так много детей сирот. Я понимаю, если погибли или умерли родители, но и тут есть одно но – ведь есть еще родственники, неужели им легче отдать ребенка в детский дом, чем взять на себя ответственность. Но я совсем не понимаю тех, кто забывает о своей роли в жизни – продолжать свой род, воспитывать детей, любить их.
Наверное, надо с ранних лет учить ребенка быть родителем. Мне кажется, что в нашей стране нужно вводить урок по воспитанию ребенка. Нужно, чтоб девчонки понимали, что ребенок это не так уж и просто и что за ним нужно ухаживать.
Я читала, что в Америке придумали куклу, повторяющую все действия ребенка, вот если бы Россия смогла приобрести таких кукол, то это пошло бы нам на пользу. После уроков, на которых пришлось бы в течение некоторого времени ухаживать за ребенком, девушка сможет решить для себя, нужен ли ей ребенок в будущем. Может быть, после того, как девушка поймет, что ребенок - это не для нее, она не будет рожать детей и отдавать их в интернат, и тогда количество детей-сирот станет меньше.
Не нужно лишать ребенка родительской ласки, особенно с малых лет.
Памяти детей-жертв терроризма.
Дети и терроризм два слова, которые не при каких условиях не могут стоять рядом, так как противоречат друг другу по своей сути. Дети – это счастье, радость, веселье, улыбки, да и вообще Жизнь. Терроризм – это горе, слезы, несчастье, Смерть.
Но по причинам, не понятным ни одному нормальному человеку, в наш век эти два понятия все чаще можно слышать рядом. Взрослые решают свои проблемы, а заложниками их споров становятся дети, уже родившиеся и те, кто еще не успел появиться на этот свет. Кто-нибудь задумывался, что, убивая одного человека, он уничтожает будущее страны: не будет продолжения жизни.
Роддом, метро, театр, школа – места, выбранные террористами для решения своих проблем. Все они связаны с детьми, но это же абсурд.
Праздник первого сентября, который ждут все: и ученики, и учителя, и родители. Ведь это не просто праздник, это День знаний, интересных и нужных. Но кто-то решил, что ребята должны узнать о том, что такое ужас и смерть, испытать на себе, кто такие террористы.
Захвачена школа, потянулись кошмарные часы, когда не знаешь, что тебя ждет, мучения и страх, сковывающий тело. И все это за что? За то, что утром собрались в школу? За то, что купили учителям цветы? За то, что были рады видеть друг друга? За то, что хотели жить?
Кто даст ответ на эти и другие вопросы, кто сможет объяснить мне и моим сверстникам, почему такое могло произойти. Как рука человека может подняться на ребенка? Дети – это будущее!
Взрослые! Задумайтесь, пока будут погибать дети, не будет счастья на планете земля.
Город Беслан… Первый день осени, все рано встают, Надевают костюмчики и в школу бегут. Здесь все, как и прежде: Дети в школу спешат, вокруг счастье, надежды. Дети дарят цветы, на их лицах веселье. Все учиться хотят, И все рады, что вместе. Только радость большая Подошла вдруг к концу: Праздник быстро закончился, Все как будто в аду. И за что непонятно Захватили детей, Издевались над ними, Не давали воды И взорвать обещали, будто это – враги! | Дети – это святое! Без детей жизнь как бред! Но не все понимают, Что без нас счастья нет. Как же взрослые могут прикрываться детьми, Делать детям плохое и не видеть вины. Мир наш очень красивый, Но он очень жесток, Ведь детей убивают, Не смотря ни на что! Как же дальше нам жить, Если нет надежды, Что наш мир будет чист. И не будет злодейства. Дети – это святое! Это знайте всегда! И тогда больше горя Не увидит Земля!. Марина Задонская |
Город Беслан…
Первый день осени, все рано встают,
Надевают костюмчики и в школу бегут.
Здесь все, как и прежде:
Дети в школу спешат, вокруг счастье, надежды.
Дети дарят цветы, на их лицах веселье.
Все учиться хотят,
И все рады, что вместе.
Только радость большая
Подошла вдруг к концу:
Праздник быстро закончился,
Все как будто в аду.
И за что непонятно
Захватили детей,
Издевались над ними,
Не давали воды
И взорвать обещали, будто это – враги!
Дети – это святое!
Без детей жизнь как бред!
Но не все понимают,
Что без нас счастья нет.
Как же взрослые могут прикрываться детьми,
Делать детям плохое и не видеть вины.
Мир наш очень красивый,
Но он очень жесток,
Ведь детей убивают,
Не смотря ни на что!
Как же дальше нам жить,
Если нету надежды,
Что наш мир будет чист.
И не будет злодейства.
Дети – это святое!
Это знайте всегда!
И тогда больше горя
Не увидит Земля!.
Задонская Марина.
Я и мои права.
- Каждый человек и даже ребенок имеет свои права, - слышим мы каждый день с экранов телевизора и приемников радио.
- Да, имеет, но всегда ли эти права неприкосновенны? – порой хочется спросить мне, задавая этот вопрос самой себе и окружающим.
Я не буду сейчас говорить обо всех правах, коснусь только тех, которые для меня важны на данный момент жизни. Первое мое право – право на получение образования, хотелось бы добавить – достойного образования.
С одной стороны, это право у меня есть – мне повезло со школой и учителями, которые делают все возможное, чтобы вложить в меня определенный запас знаний, и это уже моя обязанность – их получить. Но ведь не каждому ребенку в этой жизни повезло – сколько их бродит по улицам, так и не сев за школьную парту. Кто в этом виноват? Они, их родители? Общество? Но разве в этом вопрос – право ребенка на получение образования нарушено, и это неоспоримый факт.
Я уже не говорю о доступности высшего образования, что бы ни говорили вокруг, очень часто решающим фактом является не ум и талант, а кошелек родителей, которые могут заплатить за своего ребенка кругленькую сумму.
Следующее мое немаловажное право – право на здоровье и медицинскую помощь. Но и здесь не всегда все так, кажется на первый взгляд. Счастлив тот, кто, по Божьей воле, родился абсолютно здоровым, а если нет. Об этой проблеме я говорю не понаслышке, не все у меня со здоровьем прекрасно. И вот когда мне пришлось вплотную столкнуться с больницами, я ужаснулась.
Я не понимаю, почему ребенок, больной ДЦП или лишенный каких-либо органов, должен каждый год доказывать, что он болен и должен получать от государства помощь. Почему в длинных коридорах врачебных комиссий эти дети простаивают часами, а затем, попав на прием, еще вынуждены отвечать на глупые вопросы. Неужели недостаточно того, что они уже испытали в свои годы. Побывав на такой комиссии один раз, я уже больше туда возвращаться не захотела. Может, на это и рассчитывают придумавшие такую процедуру?
А самое главное право мое и всего человечества – это право на жизнь, вот здесь я уже даже не буду добавлять слова – достойную – просто на жизнь. Но и здесь, кто-то по своей злой воле решил внести коррективы. Ведь не только по высшей воле покидают люди этот мир, но и по воле самих же людей. Разве не было права на жизнь у детей Беслана, жителей Буденовска, зрителей Норд-Оста? Было это право – но его отняли, лишив самого ценного – жизни.
Кто-то, прочитав эти строки, подумает, что я, наверное, обижена на весь белый свет, поэтому смотрю на все так мрачно. Но он будет не прав. Я молода, привлекательна, достаточно образованна, у меня прекрасная семья, отличные друзья и учителя. Я счастлива, но, иногда мне бывает очень обидно и больно за тех, кто несчастлив и обделен. Кто в этом виноват, я не знаю, но если мы говорим о правах, то нельзя забывать о тех, чьи права нарушаются. Конечно, это делается часто от нашего равнодушия и молчания. Мы видим плачущего ребенка, и проходим мимо - нас это не касается. Не правильно это, не должно быть так. Только тогда, когда мы будем помнить не только о своих правах, но и правах окружающих нас, в мире изменится отношение друг к другу. Но это, наверное, утопия!
Марина Задонская
Скажем «Нет!!!» игровым автоматам.
(обращение к депутатам Законодательного собрания.)
Здравствуйте, уважаемые депутаты! Обращается к вам ученица 11а класса средней школы №144 города Красноярска.
Я обращаюсь к вам не только от своего лица, но и от всего школьного коллектива, а также пресс-центра газеты «Школьный домовенок» школы №144 города Красноярска.
Мы хотим, чтобы вы помогли нам в решении большой и ужасной проблемы – проблемы игровых автоматов, встречающихся на каждом шагу.
У нас к вам одна единственная просьба: «Спасите нас от игровых залов и автоматов!». Возможно, у вас много других проблем, требующих вашего внимания, но нам кажется, что эта проблема на сегодняшний день самая актуальная и важная.
«Игрушки» засасывают человека в свой иллюзорный игровой мир, даря какую-то призрачную надежду на выигрыш, а на самом деле заставляя оставлять в своих стенах огромные суммы денег.
Люди, попадающие в этот мир, очень редко его покидают, тем более победителями. Человек начинает меняться на глазах: становится раздражительным, злым, агрессивным. Он вечно в плохом настроении и недоволен жизнью, а чему радоваться, если автомат «съел» последние копейки.
Я говорю об этом не понаслышке, некоторые мои друзья, которым нет еще и 18 лет, до сих пор находятся в «лапах» игровых залов и проигрывают там невероятно большие суммы денег. И не говорите мне, что детей до 18 лет в игровые залы не пускают – неправда это! Пускают и паспорт не спрашивают, а уж о «столбиках» и говорить нечего – кто хочет, тот и играет, хоть 10 лет, хоть 40. Можете посмотреть на «Столбик» возле рынка «Простоквашино» в микрорайоне Солнечный. Кто там только не играет: и дети, и старики, и бедные, и некогда богатые.
Мои знакомые ребята не слушают уговоров, обманывают родителей, залазят в долги, не имея при этом собственной зарплаты. Их не покидает надежда отыграться, но этого не происходит, и они все глубже засасываются в болото лжи и недоверия к миру. Родители в панике, дома ссоры, но это приводит еще к худшему – ребята пытаются реже приходить домой, и нет никакого выхода – ведь со стен игровых залов призывно улыбаются тысячи и миллионы.
Страшно не только это! В игровом мире находятся не только «глупые» дети, но и взрослые – РОДИТЕЛИ! Всю зарплату оставляют они в игровых залах, не задумываясь о том, что дома их ждут дети и пустой холодильник.
Надеясь отыграться, человек начинает искать, где взять денег, отсюда кражи, разбои, грабежи. С увеличением количества автоматов, как мне кажется, растет преступность. Воруют не только у чужих, но и у своих, вынося все из дома, не задумываясь о последствиях.
Страх, ужас, ссоры, развал семей, самоубийства, преступления – это все следствие игромании. Вы можете сказать, что их никто не заставляет играть – но как пройти мимо, если тебе обещают горы счастья, радости и достатка. Так уж устроен человек – верит он всем обещаниям, пусть даже это «Сыр в мышеловке».
Можно еще долго и много приводить доводов против игрового бума, я не нахожу ни одного довода «За». Пополнение бюджета города за счет слез детей, семейного горя – это, как мне кажется, великий грех. Ни одна прибыль не может быть ценнее детского счастья и благополучия.
Я очень надеюсь, что мое письмо найдет отклик в ваших душах, и вы примете все возможные и даже невозможные меры, чтобы спасти нас от этого проклятия.
Пусть город Красноярск станет первым городом, решившим, что жить без игровых залов и автоматов намного лучше, чем с призрачной идеей легкого обогащения.
Я верю в вас, ведь вы тоже отцы и матери, и счастье и спокойствие детей вам небезразлично.
С уважением Марина Задонская, ученица 11а класса школы №144.
Русский язык – ключ к жизненному и профессиональному успеху.
Русский язык – два слова, которые, на первый взгляд, не обозначают ничего яркого и значимого. Но ведь это не так.
Посмотрим на слово «русский» - видим в нем корень «рус», и сразу вспоминаем однокоренные слова: Русь, Россия, Рось, Великороссы. И мы понимаем, что русский язык – это не просто язык, а язык великой страны, великого народа, и поэтому это великий язык. На мой взгляд, самый яркий, богатый и красивый язык.
Поколение за поколением приходило на нашу Землю, оставляя на ней значимый след, воплотившийся в слове, в этой бессмертной и неисчерпаемой сокровищнице народного языка. Чувства человека, его мысли и мечтания, история народа и страны воплотились в языке, поэтому, как мне кажется, незнание языка влечет за собой незнание жизни.
Возможно, кто-то не согласится со мной, говоря, что знание языка не так важно. Но ведь именно при помощи слова, языка мы передаем другим людям свои мысли и знания, чувства и истину, выражаем надежды и делимся бедами.
Да, конечно, русский язык, несмотря на всю легкость и ясность слов, очень сложен в изучении. Наверное, нет ни одного языка, в котором столько правил, а еще больше, на мой взгляд, исключений.
Бывает, сидишь на уроке, знакомишься с орфографическим правилом и с ужасом узнаешь, что кроме истин есть еще и исключения, которые очень трудно объяснить. Я, например, так и не могу понять, почему слова «стеклянный, оловянный, деревянный» пишутся с удвоенной Н, а слово «серебряный» - с одной. Нет никакой логики – они все обозначают то, из чего сделан предмет, так почему же такая разница в написании.
Но с другой стороны, все эти исключения «заставляют» мыслить, искать объяснения, изучать словари, вспоминать этимологию слов, а вместе с тем и историю.
Мне интересно, если так можно выразиться, «докапываться» до сути, искать потаенный смысл в каждом слове. Пусть, порой, мои действия и объяснения не совсем верны с научной точки зрения, но мне так легче понять значение слова, а значит правильно его написать.
Такие «действия» я проделала со словом «преодолеть», являющимся словарным. Приставка пре- имеет значение – пере, корень -дол- от древнерусского слова «доля» (судьба), а значит преодолеть – это перешагнуть через судьбу, изменить в ней что-то, преодолеть.
Кто-то спросит: «Для чего все эти сложности – запомни и все». Но ведь это так интересно, как приятно на душе, когда ты смог сам что-то понять и постичь. Мне кажется, что с каждым таким шагом, я становлюсь на одну, ступеньку, пусть небольшую, выше.
Вы спросите, а зачем мне все это, ведь так много людей, считающих, что умение грамотно писать и говорить – это не очень важно. Нередко приходится слышать на уроке в ответ на замечание или исправление недочетов учителем слова: «Да какая разница класть или ложить, суть ведь не меняется». Так хочется ответить, что никому не нравится, когда неправильно произносят его фамилию или имя, так почему же с языком мы можем позволить себе эти вольности. Но я еще как-то могу объяснить поведение моих одноклассников, но как горько слышать неправильную речь с экранов телевизоров или репродукторов радио. Невольно начинаешь задумываться, а правильно ли я сама говорю, ведь только что известный диктор сказал по-другому.
Дмитрий Лихачев писал: « Учиться говорить и писать нужно все время». И я с ним полностью согласна, ведь по тому, как мы говорим, пишем, общаемся друг с другом, можно судить о культуре, внутреннем мире каждого из нас. Не зря говорят: «Встречают по одежке – провожают по уму». Сначала человек может заинтересовать тебя своими внешними данными, но, только пообщавшись с ним, начинаешь понимать и оценивать его действия и поступки. Приятно говорить с тем, кто излагает свои мысли четко и ясно, а не вставляет после каждого слова «сорные слова». Правда, если честно, я сама этим грешу – никак не могу избавиться от слова «как бы», хотя прекрасно понимаю, что оно вносит в мои высказывания двусмысленность: точно или как бы.
Наш язык очень богат, наверное, ни в одном другом языке мира нет столько ярких высказываний, синонимов, фразеологизмов. Иностранцу трудно понять, чем слово «смотреть» отличается от слова «видеть», но любой русский человек сможет объяснить, что можно смотреть и ничего не видеть, а можно не смотреть и видеть все кругом. И таких примеров огромное множество. А синонимы – это же такой ценный дар: используй их, и в твоей речи не будет повторений, а значит, твои высказывания будут интересней и привлекательней.
Можно еще много писать о необходимости знания языка, об умении правильно говорить, но каждый человек должен помнить одно – не знать свой родной язык, на мой взгляд, стыдно. И как бы не доказывали некоторые скептики неверность этих мыслей, но путь к успеху в жизни, профессии, даже любви заключается в знании языка.
Задонская Марина
Вспомним их сегодня всех до одного,
Вымостивших страшную дорогу.
Скоро среди нас уже не будет никого,
Кто вместе с ними слышал первую тревогу.
Война…. Какое страшное слово, потрясающее до глубины души всех, кто слышит или видит его. Недаром еще А. Твардовский писал:
Война—жесточе нету слова,
Война—печальней нету слова,
Войне—святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
Вот уже прошло шестьдесят лет после окончания самой ужасной войны во всем мире, уже выросли дети, родившиеся после нее, у них родились свои дети, и война постепенно уходит в прошлое. Но вновь и вновь мы вспоминаем о ней, ведь такое забыть невозможно. Разве можно забыть суровые и вроде бы сухие цифры: от Бреста до Берлина - две тысячи шестьсот километров, четыре года, тысяча четыреста восемнадцать дней, тридцать четыре тысячи часов и более двадцати миллионов погибших. Цифры сухи, но очень печальны. Если только вдуматься – каждый восьмой, ушедший на фронт, не вернулся домой.
Страшные цифры, страшные события, и за каждым из них судьба человека, судьба простого русского человека – защитника своей Родины, который сумел остановить громаду вражеских войск, не дал ей поработить свою страну, свой дом, свою семью.
Кто же они, защитники, не давшие врагу возможности осуществить задуманное ими зло? Кто они, те, без которых не было бы нашего настоящего и будущего, не было бы строительства городов, освоения космоса – ничего бы не было?
Может, это великие богатыри, былинные и сказочные, которые могли одним ударом загнать врага в землю по шею, или исполины, которым подвластно все? Нет, это простые русские люди, мальчишки и мужчины, в трудную минуту взвалившие на себя заботу о защите Родины. Это вчерашние школьники, сменившую выпускную одежду на пропахшие порохом шинели, это рабочие и колхозники, не державшие ранее в своих руках оружие, но быстро этому научившиеся. Это врачи, сменившие стерильные операционные на пропахшие гарью и порохом госпитали.
Я считаю себя счастливым человеком, хотя бы потому, что родилась не в годы Великой Отечественной войны, а намного позже. Но это не значит, что я не знаю или не хочу знать о том, что происходило в те страшные и суровые годы.
Моя бабушка и дедушка родились на Украине в годы Великой Отечественной войны. Дедушка Володя в самом начале, в 1941 году, а бабушка Поля в 1943 году в партизанском отряде. Все дело в том, что, когда фашисты захватили село Городница, в котором жили мои прадедушка и прабабушка, многие покинули его и в лесу, окружавшем деревню, сформировали партизанский отряд. Среди них была и прабабушка Дуня, готовившая партизанам еду. Партизаны, как могли, приближали Победу, взрывая мосты, пуская под откосы поезда. После рождения дочери бабушка Дуня была вынуждена вернуться в деревню, но и здесь, чем могла, помогала партизанам. Однажды в один из осенних дней, копаясь на огороде, она увидела бойца из отряда, обратившегося к ней с просьбой о помощи, так как за ним гнались фашисты. Бабушка ничего другого придумать не могла, кроме как спрятать его на огороде, прикрыв картофельной ботвой. Только она спрятала его, появились немцы, требующие выдачи партизана, но бабушка говорила, что никого не видела. Глянув на кучу ботвы, под которой был спрятан боец, баба Дуня с ужасом заметила торчавшую наружу ногу. Какие мысли пронеслись в ее голове за эти доли секунд, наверное, не знает никто, но она схватила трехмесячную дочку и положила ее на ботву. Что интересно, поведение бабушки немцев не удивило, а плач ребенка разозлил, и они, посовещавшись, ушли. Получается, что еще в младенчестве моя бабушка Поля спасла три жизни: свою, прабабушки и партизана.
Бабушка часто вспоминала о зверствах, творимых фашистами. Когда она рассказывала о них, ее голос дрожал, а в глазах стояли слезы. Особенно меня поразил рассказ о 15летней девушке-партизанке, которой на спине и груди варвары-фашисты вырезали пятиконечную звезду. И это происходило на глазах всего села (уж очень немцы любили публичные казни), но самое страшное, что там были ее родители и смотрели, как издеваются над их кровинушкой.
А сколько молодых парней и девчонок было угнано на работу в Германию, сказать сейчас трудно. Родители, как могли, прятали своих детей, но это не всегда удавалось. Так в Германию была угнана бабушкина тетя, связь с которой была потеряна на долгие годы.
Немцы, покидая деревни, уничтожали все, сжигая дома и постройки, не жалели ни старого, ни малого. Наша деревня, разделенная речкой на две части, тоже пострадала. Немцы сожгли дома, находящиеся за рекой, так как они располагались далеко от леса, уж очень боялись фашисты отпора со стороны партизан.
Дедушка помнил немного больше, чем бабушка, все же ему было 5 лет, когда закончилась война. Мне кажется, он выбрал профессию офицера именно для того, чтобы защищать нашу Родину от любых врагов. Тридцать лет отдал он военной службе, повторяя вслед за героем своего любимого фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать!»
Слушая детские воспоминания о войне моей бабушки, я поняла, что все происходящее в те годы было настолько ужасным, что невозможно выразить словами, но забывать об этом нельзя, несмотря на то, сколько лет уже прошло с окончания той Великой войны.
К сожалению, очевидцев ее с каждым годом становится все меньше и меньше, но мы должны помнить о них, о тех, кто погиб и остался жив. Ведь, благодаря им, сейчас у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее. Даже трудно предположить, что стало бы с Россией, если бы война была проиграна.
Но война – это не только взрывы, бои и смерть. А разве в тылу было легче? Великий подвиг в годы войны совершали и труженики тыла, которые самоотверженным трудом выиграли небывалую битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание могучего оружия. Поэтому я считаю, что труженики тыла заслужили той же чести и памяти, что и фронтовики.
Со мной в одном доме живет ветеран тыла Галина Яновна Токмачева. Это очень интересный и добрый человек, от которого я также узнала много фактов о жизни в годы Великой Отечественной Войны.
Галина Яновна родилась в городе Красноярске на Затоне 24 февраля 1925 года. Свое детство провела очень весело и беззаботно в дружной многодетной семье (кроме нее было еще две сестры и три брата). Но страшное известие о начале войны перевернуло всю жизнь семьи: все три брата ушли на фронт, а веселье сменилось страхом и ожиданием.
15 ноября 1941 года 16-тилетней девушкой Галина Яновна начала работать на заводе имени Побежимова (секретный 477), работа была очень трудной и ответственной—клепальщица на обшивке самолетов. Работать приходилось и днем, и ночью, так как с завода не выпускали — фронту нужны самолеты. Так что если находилась минутка, чтобы поспать хотя бы сидя, то это уже хорошо. Рядом с Галиной Яновной работали и двенадцатилетние дети, и взрослые люди, но в основном это были женщины, так как мужчины ушли на фронт.
С питанием было не очень хорошо: хлеб по карточкам, примерно 650 грамм на человека в день, если карточку потерял или украли, то целый месяц будешь без хлеба. Также кормили на завтрак, обед и ужин, так что, по словам Галины Яновны, с голоду умереть не давали.
Очень часто, несмотря на то, что в Красноярске не было боев, ревели сирены, сообщающие о военной тревоге. Где ты находился в это время, там и должен был оставаться. Конечно, было страшно, но, наверное, человек ко всему привыкает.
На заводе было радио, поэтому все были в курсе военных событий, и ждали, и верили в Победу. Каждое сообщение об освобожденном городе, любом населенном пункте вызывало гордость и радость.
Усталость, голод—постоянные спутники в эти годы, но молодость берет свое. Даже в такие тяжелые годы войны девушки ходили на танцы. Только представьте себе: все девчонки в теплых фуфайках и в валенках бегут в клуб, а там, скидывая с себя верхнюю одежду и обувая принесенные с собой брезентовые тапочки, превращались в принцесс в ситцевых платьицах. Танцевали, конечно же, девушка с девушкой, если в клубе появлялся кавалер, то он был нарасхват. А какие были танцы: танго, вальс, фокстрот, и все это под духовой оркестр. Нам, молодым, сейчас трудно себе такое представить, но, сколько радости было в глазах бабушки Гали, когда она об этом рассказывала, я не могу передать.
Так и проходили день за днем: завод, работа, а если выдавалась свободная минутка, то клуб и танцы. Переживания за братьев, ушедших на фронт, сменялось радостью, когда получали весточку от них. Старший брат, воевавший на Черном море, пропал без вести, так и не знает Галина Яновна, что с ним случилось. Средний брат Костя пришел невредим, а самый младший Александр потерял на войне ногу. Александр вернулся с фронта 8 мая. В этот день Галина Яновна с подругами и сестрами вечером возвращались с танцев и не обратили внимания на военного, стоявшего возле их дома. Но тут, услышав свое имя, она поняла, кто перед ними. Радости не было предела: его обнимали и сестры, и чужие люди, все были счастливы. Зайдя домой, стали ждать прихода мамы, но прежде спрятали брата за печь. Когда мама пришла, она никак не могла понять, откуда на столе столько продуктов: колбаса, печенье, чай. И тут она увидела своего сына и упала в обморок, счастье и радость переполняли ее. Привели ее в чувство, обливая холодной водой, так как других средств не было. До 6 утра все родственники и соседи праздновали возвращение Александра домой.
В это же время по старому черному бумажному радио объявили о капитуляции фашистских войск. Что тут началось, не описать словами, наверное, нам, не пережившим это, трудно себе представить. Галина Яновна с подругами и сестрами пошли на завод. Радость и счастье были на лицах людей, заводские ворота открыты, играл духовой оркестр: закончились самые трудные дни.
После окончания войны Галина Яновна начала работать продавцом в магазине, где ей доверили очень ответственный пост — продавать хлеб.
Со своим мужем она познакомилась очень интересно: придя домой с работы, увидела незнакомого фронтовика, приехавшего в гости к брату. Его грудь была в медалях. Но он ее первоначально не заинтересовал. Она собиралась на танцы, завивая волосы раскаленным на печке гвоздем. Но мужчина-то сразу обратил внимание на молодую девчонку. И вскоре состоялась свадьба.
В 1954 году Галина Яновна вместе с мужем ухала в Норильск, где прожила 33 года. Муж Николай работал сварщиком, здесь же родился сын. Но судьба преподносит Галине Яновне новые испытания: в 1975 году умирает муж, 1989 году при исполнении служебного задания погибает сын, работавший в милиции.
В 1977 году Галина Яновна была награждена медалью «Ветеран труда» за добросовестный труд. Вообще у Галины Яновны много государственных наград и грамот– всех не перечесть.
Была в ее жизни и новая любовь, и вновь потеря мужа. С Александром Ивановичем Токмачевым, тоже участником Великой Отечественной войны, Галина Яновна встретилась в 1976 году и счастливо прожила 21 год. Кстати, Александр Иванович был неоднократным гостем нашей школы, с удовольствием рассказывал ребятам о боевых событиях и своих фронтовых товарищах.
Девять лет Галина Яновна одна. Но неизменная заводила дворовых старушек, активная участница событий, происходящих в нашем микрорайоне. В этом году 24 февраля ей исполнилось 80 лет, о чем никогда не скажешь, глядя на ее задор, увлеченность и радость жизни. Нам, молодому поколению, надо поучиться у нее стремлению к жизни.
Оставшиеся в живых ветераны не просят у нас богатств, им просто не хватает нашего внимания, в котором они очень нуждаются. Так, например, Галина Яновна была очень рада, что я выслушала ее, ей так хотелось обо всем рассказать, поделиться своими воспоминаниями. Этого же ждут от нас другие бабушки и дедушки, не требуя ничего от нас взамен. А мы со своей стороны можем по-разному проявлять заботу о них: уступить место в транспорте, лишний раз сказать «Здравствуйте», спросить об их здоровье, просто выслушать то, о чем они хотят рассказать. Мне кажется, что они, несмотря на то, что часто ворчат на молодое поколение, безмерно счастливы, получая от нас хоть капельку внимания.
Очень жаль, что мы по большому счету вспоминаем о них только перед знаменательными датами. Сражу же на экранах телевизоров, на страницах газет, на радио появляются передачи о ветеранах, но ведь у нас такое количество великолепных фильмов о героях той войны, о подвиге нашего народа. И пусть иногда нам эти картины кажутся наивными, как же, мы живем в век таких спецэффектов, но в них столько веры и чистоты, надежды и правды, что не в каждом современном фильме найдешь. У нас в семье все любят смотреть военные передачи и картины. На глазах у мамы слезы, когда она видит свои любимые «В бой идут одни старики», «Аты-баты шли солдаты», «В огне брода нет», «Офицеры», «Судьба» и т.д., можно перечислять очень долго. Да и современные сериалы заслуживают внимания, ведь из них мы можем тоже узнавать о тех страшных для нашей страны годах. Да и в школьную программу, мне кажется, надо вернуть те произведения о войне, которые изучались раньше: «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Сын полка» В. Катаева, стихи К. Симонова, О. Бергольц и много других, о них я знаю из рассказов мамы.
Все это вместе, я думаю, поможет молодому поколению понять участников войны, заставит задуматься о том, что каждый из нас может сделать, чтобы война никогда больше не повторилась, а те, которые идут сейчас были прекращены раз и навсегда.
Тупое - острое
Аэродинамика и воздушный шарик
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Городецкая роспись
Если хочется пить...