11Б класс
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 50 КБ |
МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «Одаренные дети» - 2013
Номинация «ЮНЫЕ БОГОСЛОВЫ» №1
Эссе
на тему:
«Ничто в природе не исчезает бесследно,
кроме окружающей нас среды»
(Леонид Сухоруков)
Выполнил: ученик 11Б класса
МОУ «Лицей №31» г. о. Саранск
Ерёмин Владислав
Руководитель: Кузнецова Л. Н.
г. о. Саранск 2013
Как яблоко на блюде…, У нас Земля одна. Не торопитесь, люди, Всё выскрести до дна. М. Дудин
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко
Земля! Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Она уникальна и неповторима в своем роде, другой такой нет. Когда Ю. Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая!», а потом говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков».
И за всю историю человечества у людей не было более верного союзника, защитника и друга, чем Земля. Веками она кормила человека, давала ему всё необходимое. Наши предки называли её вечной, святой, родной, кормилицей. Природа, окружающая среда – неотъемлемая часть нашей Земли и нашей жизни. Она влияет на наше настроение и здоровье. Она вдохновляет, радует, а иногда подаёт нам знаки, оставляет свой отпечаток и на характере народа, который её обжил. Широта Волги, суровость Кавказских гор, густая зелень Прибалтики, бескрайность украинских степей и мягкие холмы Молдовы – всё это можно обнаружить и в строе речи, и в поведении, и в миропонимании людей, живущих в этих краях.
Как же получилось, что Земля из защитника превратилась в жертву? Ведь она сейчас стонет – по – другому и не скажешь… Я думаю, всё это потому, что в современном мире человек живёт по варварским представлениям, что природа создана для человека и он её хозяин, что она может использоваться неограниченно. При этом мы забываем о том, что сами являемся частью природы, и её разрушение ведёт к разрушению нашей собственной жизни. Бешеный ритм современной жизни гонит нас вперёд, а окружающая среда становится материалом для осуществления разнообразных целей людей. Природа сейчас мыслится нами как идеальный раб, который обязан беспрекословно подчиняться своему господину. Строя города, фабрики и заводы на месте лесов, лугов, парков, мы разучились жалеть людей, зверей, природу. Всё это приводит к уничтожению окружающей среды, природных ресурсов, загрязнению атмосферы. В результате – озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект, который грозит таянием ледников и изменением мирового климата; по рекам течёт бензин, и из чистых голубых водоёмов они превращаются в чёрные грязные ленты. В океан попадает нефть при авариях, перегрузке, промывке частей судна. Сильно загрязнены Средиземное, Северное и Балтийское моря. Сколько ещё больных точек у нас! Арал и Волга, Чернобыль и Уфа, Байкал… В озеро Байкал, самое крупное хранилище пресной воды, сбрасывает ядовитые стоки целлюлозно – бумажный комбинат. В результате гибнет рыба и донная фауна, становится непригодной для питья пресная вода. А ведь вода – неразлучный спутник человека с рождения и до смерти. Вода – колыбель жизни. Это минерал, который входит в состав всего живого. Сам человек на 50% состоит из воды. В окружающую среду выделяются токсические отходы производства – всё это отравляет воздух. Человек выступает как сила, которая может изменить природу: он орошает землю или, наоборот, осушает её, строит водоканалы и плотины. Изменение природы в таком масштабе и приводит к экологическим проблемам. Изменяются веками складывавшиеся ландшафты, истощаются почвы, мелеют озёра.
Сами мы становимся жертвами своих же действий. В мире всё быстрее растёт число детей, рождённых неполноценными в первую очередь из – за использования в сельском хозяйстве созданных человеком ядовитых веществ. Моя мама помнит, что в далёкие 70 – 80 – ые годы во многих сёлах Мордовии с колорадским жуком боролись с помощью так называемого «дуста», от которого люди потом страдали серьёзными хроническими заболеваниями. Воздействие человека на окружающую среду приняло уже настолько угрожающие масштабы, что Земля протестует против насилия и наказывает нас, живущих на ней, сильными землетрясениями, извержениями вулканов, ядерными взрывами, всё и всех уничтожающими дождями…
Думаю, страшное лето две тысячи десятого года, постоянные природные катаклизмы во всем мире, радиационная авария в Японии заставят людей немного задуматься о том, что будет с планетой, где мы живем, через двадцать или пятьдесят лет… Смогут ли наши дети и внуки пойти в лес за грибами и ягодами, смогут ли солнечным днем искупаться в реке? Все эти вопросы волнуют не только тех людей, которые объединяются в экологические партии, но и журналистов, писателей и, конечно же, Русскую Православную Церковь. Все они понимают, что наша Земля, наша природа, наша окружающая среда - это наш дом, наш храм, за который мы все в ответе.
Человек и Земля, человек и окружающая среда – одна из наиболее древних и вечных тем в литературе. Писатели вновь и вновь обращаются к этой глобальной проблеме. Страшная картина бедствий предстаёт перед читателем со страниц романа Чингиза Айтматова «Плаха». Кажется, что «всё летит в тартарары, низвергается в огненную пропасть». Когда я читал роман, меня не покидало чувство страха за будущее нашей Земли, за природу, которую так бесчеловечно и, самое главное, бездушно уничтожают люди. Волки Акбара и Ташчайнар случайно попадают в облаву. Сама эта дикая картина расстрела беззащитных сайгаков, гудки автомашин, крики и вопли людей, гул вертолётов над головой – всё это приводит в ужас и сливается в единый пронизанный болью стон измученной природы, которая не в силах больше терпеть насилие.
Главные же герои повести В. Астафьева «Царь – рыба», Игнатьич и Гога Герцев, - браконьеры, хищники, потребители, совершившие преступление против природы. Они заслуживают, несомненно, жестокой кары.
Человек – часть природы. Мир начинается с человека. С каждого. С тебя, с него, с меня! Убивая природу, он в первую очередь обрекает себя на гибель. Рушатся связи человека не только с природой, но и себе подобными. Горько восклицает герой романа Б. Васильева: «Сиротиночки мы: с землёй – матушкой в ссоре, с речкой – сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему, и освежиться нечем». «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить», - в этих словах Ф. Жолио – Кюри заключена глубокая нравственно – философская проблема, содержанием которой является взаимоотношение человека и окружающей среды. «Жить согласно природе, а не вопреки ей!» – этот девиз был известен ещё в глубокой древности. И с древних времён известно, что всё уничтоженное человеком не воскреснет, не появится вновь. Например, дерево, как бы ни мощны и крепки были его корни, выкорчевать можно за минуты, но нужны десятилетия, чтобы оно начало плодоносить. Безусловно, Л. Сухоруков прав, говоря, что «окружающая нас среда» исчезает бесследно.
Недалеко и до экологической катастрофы.
Православная церковь обеспокоена экологическими проблемами, искажением облика Земли в планетарных масштабах. По выражению святителя Иоанна Златоуста, человек есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство — «воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды», как замечает тот же святой, Бог «разделил между всеми поровну, как будто между братьями». «Владычествование» над природой и «обладание» землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом.
Церковная история знает множество примеров, когда любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание «братьям нашим меньшим» самым благотворным образом сказывались на живых существах.
В современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, и поэтому окружающая среда при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь «средой обитания».
По мнению церковнослужителей, духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, потому что неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человечеству не помогают и колоссальные технические возможности — при безразличии к смыслу, тайне, чуду жизни они не приносят настоящей пользы, а подчас причиняют вред. По мысли преподобного Максима Исповедника, «человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом». «Рай в самом себе», несомненно, несут служители церкви и их паства. И очень отрадно, что православные монастыри и приходы включают в жизнь общины заботу о природе и окружающей среде, поддерживают волонтёрские акции по уборке мусора на общественных территориях, очистке водоемов, озеленении улиц, площадей, парков, скверов и лесопарковых зон. В монастырях и сельских приходах Мордовии сейчас развивается экологически безопасное сельское производство, которое является примером для окружающих хозяйств. Например, на территории сельского прихода моего духовного наставника отца Евгения, в селе Пятины Ромодановского района, уже налажено производство по выращиванию домашней птицы.
Важно отметить, что Православная Церковь в моей Республике призывает охранять и беречь святые источники в Пайгарме, Макаровке, Старом Синдрове, Николаевке Большеберезниковского района, Богоявленский святой источник в лесопарковой зоне между Юго – Западом и Светотехстроем Саранска и другие святые места.
Я считаю, что, учитывая важность вопросов сохранения окружающей среды, необходимо рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах и конференциях, развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и окружающего мира, потому что человек – единственное на Земле разумное существо. А разум должен выражаться в бережном, любовном отношении к природе. Это забота о животворящих силах, обо всём сущем на Земле: о крохотном детёныше природы, о душевном состоянии друга, о плотине на речке, дающей жизнь рыбам и душевный настрой людям, о благе человека и о том, чтобы всегда доставляла детям трепетный восторг радужная стрекоза, случайно севшая на ладонь.
Я родился в великой стране и горжусь её богатствами: бездонными морями, голубыми озёрами, высокими горами и зелёными лесами. Я – сын моей Родины, и я клянусь беречь её, любить больше всех, кому не безразлична судьба окружающей среды! Я всегда буду помнить, что я в ответе перед теми, кто жил на этой земле, а ещё больше – перед теми, кто будет жить после меня!
Карандаши в пакете
Привередница
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Северное сияние
Композитор Алексей Рыбников