• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Графы

Опубликовано Рябочкина Светлана Владимировна вкл 07.04.2013 - 11:50
Рябочкина Светлана Владимировна
Автор: 
Крылов Павел

Исследовательская работа ученика 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grafy.doc529 КБ
Office presentation icon grafy.ppt603 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

        Муниципальное образовательное учреждение Пеновская средняя общеобразовательная школа имени Е.И. Чайкиной

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

                                     ПО МАТЕМАТИКЕ

                   Г Р А Ф Ы.

работу выполнил:

обучающийся 6А класса

МОУ Пеновская СОШ

имени Е.И. Чайкиной

       Крылов Павел.

Руководитель:

учитель математики МОУ Пеновская СОШ

       Рябочкина С.В

пос. Пено, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

   

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАФОВ………………………………..4

ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРАФЫ?..………………………………………….4

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ГРАФОВ………………………………………6

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ПЕРЕЛИВАНИЕ……………………………….7    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….11

                                     

                                             

                                               ВВЕДЕНИЕ.

    Ещё в начальной школе мы не раз встречались с задачами, в которых нужно     было рассматривать различные комбинации и сочетания. Например, используя цифры 3;5;8;2  составить всевозможные двузначные числа. Мы решали эту задачу с помощью перебора различных вариантов (35;38;32;82;58;и т.д.). А на занятиях математического кружка нам показали, как можно выполнить это задание с помощью графов.

           Первая строка – это первая цифра в числе, вторая строка – это вторая цифра в числе.

      33     35    38    32   53   55  58    52     83   85    88    82   23   25    28     22  

     Решая задачу с помощью графа мы не пропустим не одного числа, а решая её с    помощью перебора какие-нибудь числа можно пропустить.

     Также решая задачу с помощью графа легко определить, сколько таких двузначных чисел получиться.

     Когда у нас в школе проходила неделя математики, то во время соревнований между шестыми классами, была дана следующая задача:

Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1;2;3?

              Наша команда быстрее всех нашла правильный ответ, на этот вопрос,   используя графы.

             Мне понравилась тема графы, и я решил поподробнее её рассмотреть и исследовать.

                                                                                                                                 

История возникновения графов.

     По одной из версий впервые графы были изобретены в Англии и Германии одновременно в конце xv начале xvI века. В Англии они использовались для решений математических задач, а в Германии они использовались совсем по другому назначению, как мера оплаты. На фермы накладывались графы, но оплачивать их надо было не деньгами, а тем, что производили этих фермах.

  По другой версии графы возникли в России в XVlll веке. Использовались они только для решений математических задач. Крупнейший математик восемнадцатого века Леонард Эйлер стал заниматься графами.  Он первый с помощью графов  описывал решение головоломок и математических развлекательных задач. Широкое развитие теория графов получила с 50-х г. XX века в связи с развитием кибернетики и вычислительной техникой.

            

                            Так что же такое графы?

         Графы это геометрические фигуры, состоящие из точек, которые называют вершинами, и соединяющих их отрезков, которые называются рёбрами графа. При этом с помощью вершин изображают элементы некоторого множества (предметов, людей, числовых и буквенных кодов и т.п.), а с помощью рёбер определенные связи между этими предметами.

                       Для удобства иллюстрации условия задачи с помощью графа его   вершины-точки могут быть заменены кружками или прямоугольниками, а рёбра-отрезки - любыми линиями. Примеры различных графов приведены на рисунке.

     

Генеалогическое древо также является примером  графа.

           При взгляде на географическую карту сразу бросается в глаза сеть железных и автомобильных  дорог. Это типичный граф: кружки обозначают станции - вершины, а соединяющие их пути – рёбра.

                                               

                                        Пример применения графа.

               Граф   изображает схему дорог между селами М; А; Б; В; Г; Здесь каждые две вершины соединены между собой ребром. Такой граф называется полным. Числа на рисунке обозначают расстояния между селами по этим дорогам. Пусть в селе М находится почта и почтальон, который должен развести в остальные сёла письма. Существует много разных маршрутов. Как выбрать наикратчайший?

              Проще всего проанализировать все варианты. Сделать это можно только с помощью нового графа, на котором будут видны все возможные маршруты.                                

                 Вершина М вверху - начало маршрутов. Из неё можно начать путь четырьмя разными способами: в А, в Б, в В или в Г. После посещения одного из сёл остается три возможных продолжения маршрута, потом две, потом дорога в последнее село и снова в М.Всего 4*3*2*1=24 способа. Все они представлены на рисунке ниже.

               Расставим вдоль  рёбер графа  цифры, обозначающие расстояния между селами, а в конце каждого маршрута напишем сумму этих расстояний по маршруту. Из полученных 24-х чисел наименьшими являются два числа  по 28 км., соответствующие маршруты М-В-Б-А-Г-М и М-Г-А-Б-В-М.

Заметим, что это один и тот же путь только пройден по-разному.

                                           Решение задачи на переливание.

   

                   При посещении математического кружка, мне очень понравились задачи на «переливания».  Например, нам нужно решить следующую задачу: Сосуд ёмкостью  8 литров наполнен водой, имеется ещё два пустых сосуда ёмкостью 5 и 3 литра. Как с помощью этих сосудов отметить ровно один литр воды?

Эту задачу можно решать несколькими способами.

1.С помощью рассуждений.

  1. Перельём воду из 8 литрового  сосуда в 3-х литровый.
  2. Затем из 3-х литрового перельём в 5-ти литровый сосуд.
  3. Из 8-ми литрового сосуда, в котором осталось 5 литров воды, снова перельём   воду в 3-х литровый.
  4. Из 3-х литрового сосуда добавим в 5-ти литровый сосуд, в котором уже есть 3 литра воды, ещё 2 литра.
  5. Таким образом в 3-х литровом сосуде осталось 1 литр воды.

2. С помощью схематического рисунка.

     

  1. С помощью таблицы.

8 л.

8

5

5

2

2

3 л.

-

3

-

3

1

5 л.

-

-

3

3

5

               

Я решил рассмотреть решение этой задачи с помощью графа.

 

            Вершины графа-это три числа, которые показывают, в каких сосудах сколько литров воды находится.

           Первое число – количество воды в 8-ми  литровом сосуде, второе  число – в 5-ти  литровом, третье  число – в 3-х литровом.

               По решению видно, что задача решается двумя способами, но самый     короткий в четыре шага.

                                                 

Заключение.

                 

                    Интересные задачи, весёлые головоломки всё это графы. Хороший способ провести время и занять друзей. Изучая тему графы я не тратил время зря, а наоборот с пользой.

                    При решении задач с помощью графов, мы имеем возможность предусмотреть все возможные варианты  решения задачи и выбрать наиболее рациональный.  


                            Список литературы.

  1. Григорьева Г.И.  Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152с.          
  2. Энциклопедический словарь юного математика   / Сост. Савин А.П. – М. : Педагогика, 1985. – 352с.
  3. Ткачёва М. В., Фёдорова Н.Е.      Элементы статистики и вероятность: учебное пособие для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений   3 – е изд. – М.: Просвещение 2006. - 112с.
  4. Шарыгин И. Ф., Шевкин А.В.    Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5 – 6 кл. общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996. – 80 с.          

    8

   

    5

   

   3

    2

3

5

8

2

3

5

8

2

3

5

8

2

2

5

8

3

А

В

С

Д

А

А

В

Е

Д

С

      Иван

 Борис

  Татьяна

  Иван

   Ольга

Сергей

Галина

М

А

Б

В

Г

7

7

6

9

5

11

13

6

10

4

м

А

Б

В

Г

В

Г

А

В

Г

А

Б

Г

А

Б

В

В

Г

Б

Г

Б

В

В

Г

А

Г

А

В

Б

Г

А

Г

А

Б

Б

В

А

В

А

Б

Г

В

Г

Б

В

Б

Г

В

Г

А

В

А

Г

Г

А

Б

А

В

Б

В

А

Б

А

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

М

Б

Б

30        42        44         50       37     37    41     37     36     37      45    50     41  45   28   37    37       42     28      36     41    44        41      30  

7                                  10                       6                               4

  7         11        5                         7            6         13                           11        6        9                             5        13             9

  6      13             6       9       13    9         11     5        11    9         5     9       7      5      7    13     5       13       7     11       7       6             11      6    

 9        9           13        13      6        6       9      9        5       5      11    11   13      13  5       5       7        7         6     6         11     11    7           7

 4         6         4            10     6        10       4       6        4    7        6      7      4      10    4     7    10         7      6         10     6        7        10         7  

        8; 0; 0;

   

   3; 5; 0

  5; 0; 3

   3; 2; 3

 6; 2; 0

  6; 0; 2

  1; 5; 2

  0; 5; 3

  5; 3; 0

   2; 3; 3

   2; 5; 1

        8; 0; 0;

   

   3; 5; 0

  5; 0; 3

   3; 2; 3

 6; 2; 0

  6; 0; 2

  1; 5; 2

  0; 5; 3

  5; 3; 0

   2; 3; 3

   2; 5; 1


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Поделиться:

Хитрость Дидоны

Н. Гумилёв. Жираф

Одна беседа. Лев Кассиль

Мост из бумаги для Киры и Вики

Солдатская шинель