• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Танграмм

Опубликовано Потапова Галина Сергеевна вкл 10.11.2013 - 7:38
Автор: 
Тюрнёв Никита, 7 класс

Игра-головоломка Танграм – это оригинальный и нескучный «тренажёр» для развития логических способностей человека. 

Рассмотренаы версии и гипотезы создания игры Танграмм. Научился решать задачи-головоломки составленные из семи частей.

Рассмотрел сферу применения Танграма. Сам создал полочку для кабинета математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Исследовательская работе о игре головоломке "Танграм"2.74 МБ
Microsoft Office document icon Исследовательская работа к презентации "Танграм"300.5 КБ
Microsoft Office document icon описание к слайдам презентации "Танграм"41 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТАНГРАМ Подготовили : ученик 7 класса Тюрнёв Никита и учитель математики Потапова Галина Сергеевна

Слайд 2

Цель моего исследования : Узнать кто же такой «Танграм»?

Слайд 3

Задачи: Изучить историю появления «Танграма» Проследить сферу применения «Танграма». Научиться изображать силуэты животных, людей и других предметов средствами «танграма».

Слайд 4

История названия Танграм В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет название Чи-Чао-Тю (что означает «хитроумный узор из семи частей»).

Слайд 5

В книге «Китайский философский и математический танграм» (1817 г.) слово танграм — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка головоломка.

Слайд 6

Вопрос для исследования: Как придумали игру «Танграм»?

Слайд 7

Ход исследования Сбор информации, версий и гипотез возникновения игры Обработка информации Вывод

Слайд 8

Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то, возможно, не была бы придумана головоломка «Танграм».

Слайд 9

Легенда первая Более 4 тысяч лет назад у одного человека выпала из рук фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости .

Слайд 10

Легенда вторая Три мудреца придумали «Ши – Чао –Тю»

Слайд 11

Легенда третья «Семь книг Тана»

Слайд 12

вывод Если не принимать во внимание легенду о разбитой плитке на семь частей как основу зарождения игры «Танграм», то мы все равно в этом вопросе уходим корнями в Китай, где именно в этой стране мудрецами (согласно легендам) была придумана эта игра-головоломка.

Слайд 14

Игра проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей.

Слайд 15

У вас должны получится следующие фигуры:

Слайд 16

В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости. Элементы фигур должны примыкать один к другому

Слайд 17

Соберем домик

Слайд 18

Сфера применения Танграма

Слайд 19

Льюис Кэрролл Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.

Слайд 20

Эдгар Алан По Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Слайд 21

Известный писатель и дипломат Роберт ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма.

Слайд 22

Кофейный столик трансформер

Слайд 23

Настенные полки

Слайд 28

Изготовление мебели

Слайд 30

Плавающий город для Гаи ти

Слайд 31

Выводы о проделанной работе: Во время работы над проектом я: выяснил, что Танграм это игра-головоломка; рассмотрел ряд версий и гипотез возникновения игры; Познакомился с правилами игры; Понял, что игра-головоломка Танграм – это оригинальный и нескучный «тренажёр» для развития логических способностей человека. И сам решал задачи - головоломки составленные из семи частей; Рассмотрел сферу применения Танграма . И сам участвовал в изготовлении настенной полки для кабинета математики.

Слайд 32

Спасибо за внимание!!!

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Макарово

        

        Выполнил:

                         Тюрнёв Никита

        Учащийся 7 класса

        МОУ «СОШ с. Макарово»

        

        Руководитель

        Потапова Галина

                                                                                       Сергеевна

        Учитель математики

        МОУ «СОШ с. Макарово»

с. Макарово

 2011 год

Содержание

Тема исследования                                                    1

Содержание                                                                2        

        

Цели и задачи                                                             3                                                                                            

Вводная часть                                                            4

Исследовательская работа                                        5        

Выводы                                                                      11

Список используемой литературы                         12

Приложения                                                              13

Цель:

 

  • Изучить  историю развития игры Танграм;
  • Проследить  сферу применения «Танграма»

Задачи:         

  • Узнать кто же такой «Танграм»?
  • Как появился «Танграм»?
  • Как изобразить силуэты животных,  людей и других предметов средствами «танграма»?
  • Изучить сферу применения «Танграма»

Вводная часть

На одном из занятий кружка «Математик» нам рассказали об игре Танграм и показали, как можно из семи частей изображать силуэты фигур животных, людей и других предметов. Мне стало интересно, и я решил более углубленно познакомиться с этой игрой. Сначала захотел узнать, как появилась эта игра. Почему она так называется. Где используется, с какого возраста можно начинать играть, кто увлекался этой игрой. И рассмотреть сферу применения «танграма» в наши дни в современной жизни.

Мне показалась, что эта тема актуальна. Она развивает пространственное представление, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности. И понравилось то, что это оригинальный и нескучный «тренажёр» для развития логических способностей. Как знать, возможно, это один из  верных путей для развития извилин?

Исследовательская работа

Первый шаг моего исследования начался с вопроса: Кто такой «Танграм»?

Для этого я воспользовался поисковой системой www. Yandex.ru. И вот что я нашел.

В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет название Чи-Чао-Тю (что означает «хитроумный узор из семи частей»).

В Оксфордском словаре английского языка — название “Танграм” появляется с ссылкой на авторитетного Генри Э. Дьюдени, его версию принял составитель словаря Д. Мюррей. Он обнаружил, что слово “Танграм” впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г.

В учебнике И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой “Наглядная геометрия, 5-6”, на стр.38 мы читаем: «Название “Танграм” возникло в Европе, вероятнее всего, от слова “Тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “буква”)».

В книге “Китайский философский и математический транграм” (1817 г.) слово “Танграм” — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка - головоломка.

Вывод: «Танграм»- это игра, но непросто игра, а игра-головоломка. Она развивает пространственное воображение и логические способности.

Вторым шагом моего исследования захотелось узнать, кто придумал игру «Танграм»? За сбором информации обратился опять в поисковую систему сети Интернет. Узнал, что существует ряд гипотез и версий возникновения данной игры.

Гипотеза 1:

Наиболее распространенной и известной является та, что игра “Танграм” насчитывает около 4000 лет. Мнение о танграме, как о самой древней головоломке является весьма распространенным. Однако, это всеобщее заблуждение. Миф об этом создал С.Лойд. В 1903 году,  он выпустил книгу “Восьмая книга Тана”, в которой впервые опубликовал свою красивую версию о древнем происхождение игры. Это и по настоящее время один из величайших розыгрышей в мире головоломок.

Гипотеза 2:

Более 4 тысяч лет назад у одного человека выпала из рук фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости

Гипотеза 3:

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным  не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал  трёх мудрецов: один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

Гипотеза 4:

Семь книг Тана. Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. По мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения.

Я прочитал несколько легенд, версий, гипотез о возникновении игры и пришёл к выводу: Если не принимать во внимание легенду о разбитой плитке на семь частей как основу зарождения игры «Танграм», то мы все равно в этом вопросе уходим корнями в Китай, где именно в этой стране мудрецами (согласно легендам) была придумана эта игра-головоломка.

Хотя,  танграм часто считают изобретением глубокой древности, первое печатное упоминание о нём встречается в китайской книге, изданной в 1813 году и написанной, очевидно, в правление императора Цзяцина. 

Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу 19 столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляре. 

Слово «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии».

Я прочитал несколько легенд, версий, гипотез о возникновении игры и пришёл к выводу: Если не принимать во внимание легенду о разбитой плитке на семь частей как основу зарождения игры «Танграм», то мы все равно в этом вопросе уходим корнями в Китай, где именно в этой стране мудрецами (согласно легендам) была придумана эта игра-головоломка.

 (Приложение 1)

На первый взгляд игра очень проста. Все, что требуется – это сложить из разбросанных «деталек» какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется легкой. Не всякий взрослый сможет решить самые мудреные комбинации фигурок танграма.

С чего начать?

  • Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ты должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
  • Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Второй этап

  • Через несколько дней и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур. (Приложение 1)

Третий этап

 Более сложной и интересной является воссоздание фигур по образцамконтурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

 Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей… (Приложение 1)

Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.

Квадрат и треугольник, самые трудные фигуры в этой головоломке, потренировавшись, вы и с ними справитесь. (Приложение 1)

Танграм в литературных произведениях

1. Льюис Кэрролл

Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла (Чарльз Лютвидж Доджсон). Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”. Упоминание о любимой игре Наполеона, скорее всего не соответствует действительности, однако, и нет обратных доказательств, что, в свою очередь, позволяет существовать и такой красивой версии.

2. Эдгар А. По

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

   3. Известный писатель и дипломат Роберт ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма.

Работая над происхождение игры, натолкнулся ещё на одну версию ёё названия и подумал, что это будет не менее интересно, познавательно и увлекательно. Танграм, возможно, ведёт своё происхождение от яньцзиту— вида мебели, появившегося во времена империи Сун. Как мебель яньцзиту претерпела некоторые изменения за время правления династии Мин, а в дальнейшем превратилась в набор деревянных фигурок для игры. Сфера применения «Танграма» гораздо шире, чем просто игра. Такого рода подход, как известно, подталкивает к нетрадиционным мыслям и решениям. К тому же, одно — вовсе не исключает другого. Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтный дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй,  в качестве мебели. Есть и столы танграмы и трансформируемая мебель и знаменитые настенные полки фирмы Lago. Вся мебель, построенная по принципу танграма,  очень удобна и функциональна. Каждый раз она  может видоизменяться в зависимости от настроения и желания хозяина. Интересный вариант трансформируемых диванов дизайнера Julien Bernard. Эта модель была представлена на выставке в Милане в 2011 году. (Приложение 2)

Занимаясь этой исследовательской работой, у меня возникло желание попробовать сделать для интерьера кабинета математики полку из семи частей. Делали её все учащиеся нашей школы на уроках трудового обучения с учителем Галченко Юрием Ивановичем.                

Выводы

Во время работы над проектом я:

  • расширил знания об игре «Танграм»;
  • изучил историю создания игры;
  • рассмотрел ряд версий и гипотез возникновения игры;
  • Познакомился с правилами игры;
  • Понял, что игра-головоломка Танграм – это оригинальный и нескучный «тренажёр» для развития логических способностей человека. И сам решал задачи - головоломки составленные из семи частей;
  • Рассмотрел сферу применения  Танграма . И сам участвовал в изготовлении настенной полки для кабинета математики.


Используемая литература

  • Математика. Занятия математического кружка. 5-6 кл /О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  • Депман И. Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
  • http://www.yandex.ru/.Материалы из ВикиКГПИ

Приложение 1

Приложение 2

,

        

        


Предварительный просмотр:

(Слайд1) Тема моей исследовательской работы «Кто же такой Танграм?»

    (Слайд 2) Цель моего исследования:

            проследить историю развития игры Танграм;

  • Узнать как  изобразить силуэты животных, людей или каких-либо узнаваемых предметов средствами «Танграм».
  • проследить сферу применения «Танграма»;

(Слайд 3)  Задачи моего исследования

  • Узнать кто же такой «Танграм»?
  • Как появился «Танграм»?
  • Как изобразить силуэты животных,  людей и других предметов средствами «танграма»?
  • Изучить сферу применения «Танграма»

(Слайд 4) В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет название Чи-Чао-Тю (что означает «хитроумный узор из семи частей»).

(Слайд 5) В книге «Китайский философский и математический танграм» (1817 г.) слово танграм — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка головоломка. Вывод: «Танграм»- это игра, но непросто игра, а игра-головоломка. Она развивает пространственное воображение и логические способности.

 

(Слайд 6) Вторым шагом моего исследования захотелось узнать, кто придумал игру «Танграм»? За сбором информации обратился в поисковую систему сети Интернет. Узнал, что существует ряд гипотез и версий возникновения данной игры.

Слайд 8

(Слайд 9) Более 4 тысяч лет назад у одного человека выпала из рук фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

(Слайд 10) Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным  не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал  трёх мудрецов: один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

(Слайд 11) Семь книг Тана. Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. По мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения.

(Слайд 12) Вывод: Если не принимать во внимание легенду о разбитой плитке на семь частей как основу зарождения игры «Танграм», то мы все равно в этом вопросе уходим корнями в Китай, где именно в этой стране мудрецами (согласно легендам) была придумана эта игра-головоломка.

(Слайд 13) Игра проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.  

(Слайд 14) Правила игры: В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.  При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

(Слайд15) Соберем домик

Следующим этапом моей работы было изучение сферы применения Танграма. Танграм литературный

(Слайд 17) 1. Льюис Кэрролл

Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла (Чарльз Лютвидж Доджсон). Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”. Упоминание о любимой игре Наполеона, скорее всего не соответствует действительности, однако, и нет обратных доказательств, что, в свою очередь, позволяет существовать и такой красивой версии.

(Слайд 18) Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

(Слайд 19) . Известный писатель и дипломат Роберт ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг Танграма.

(Слайд 20) Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтный дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй,  в качестве мебели. Есть и столы танграмы

(Слайд 20-24 и знаменитые настенные полки фирмы Lago. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек.  Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской.

(Слайд 25) и трансформируемая мебель. Вся мебель построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменяться в зависимости от настроения и желания хозяина.

(Слайд 26) Интересный вариант трансформируемых диванов Julien Bernard. Эта модель была представлена на выставке в Милане в 2009 году.

(Слайд 28) Занимаясь этой исследовательской работой, у меня возникло желание попробовать сделать для интерьера кабинета математики полку из семи частей. Делали её все учащиеся нашей школы на уроках трудового обучения с учителем Галченко Юрием Ивановичем.                

(Слайд 29) Во время работы над проектом я:

  • расширил знания об игре «Танграм»;
  • изучил историю создания игры;
  • рассмотрел ряд версий и гипотез возникновения игры;
  • Познакомился с правилами игры;
  • Понял, что игра-головоломка Танграм – это оригинальный и нескучный «тренажёр» для развития логических способностей человека. И сам решал задачи - головоломки составленные из семи частей;
  • Рассмотрел сферу применения  Танграма. И сам участвовал в изготовлении настенной полки для кабинета математики.


Поделиться:

Сочини стихи, Машина

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Две лягушки

Золотой циркуль

Северное сияние