Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Глотова Галина Андреевна

Уважаемые коллеги. Эта статья базируется на многолетнем практическом опыте обучения и воспитания детей. Если вы хотите, чтобы ребенок шел в детский сад с удовольствием, на занятиях активно работал, удивлялся и радовался, а не пассивно сидел в ожидании конца занятия, начните использовать в своей работе элементы ТРИЗ. Это прежде всего дидактические игры и нетрадиционные техники по изодеятельности. И вы станетем свидетелем того, как ваши дети превращаются в творческие личности, которым по плечу решение любой проблемы и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Думать – значит вспоминать. Наши воспоминания о собственном детстве, к примеру, помогают подобрать ключик к пониманию детского мировосприятия. А это настоящий каскад фантазии, изобретательства, хорошего упрямства, всего того, что мы объединяем в выражение «мир детства». Нам нужно увидеть, раскрыть смысл детского озарения и поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям.

Согласитесь, не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, бабушка, у ребенка вдруг вырывается «Я сам». Можно долго рассуждать об истоках этого явления. Но гораздо важнее усмотреть здесь первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе. Первое стремление к творчеству, пожалуй, - самое ценное, что может проявиться в человеке.

В изобретательских «ТРИЗовских» играх элементы, придуманные детским воображением («наоборот», «хорошо – плохо», различные перевертыши, небылицы, используются для таких серьезных «взрослых» вещей, как разрешение противоречий, функциональный анализ, метод фокальных объектов. Сложно? Поверьте, только до первого знакомства с ТРИЗ. Далее этот процесс пойдет на уровне управления знакомой игрушкой. Дети все эти диалектические задачи решают легко и просто, даже не вникая до поры до времени в терминологию. Диалектика у них заложена с рождения. Дети в нее просто играют. И нам, воспитателям, остается играть вместе с ними. Ведь один из главных принципов ТРИЗ – совместное творчество, где педагог старается уступить дорогу детям, идет вместе с ними и учится логике мышления.

На протяжении последних пяти лет я пытаюсь внедрять ТРИЗ во все виды деятельности, которыми мы занимаемся с ребятами. Причем дети это не обычные, а дети с общим нарушением речи, и почти все заикаются. Это дети, которым постоянно приходится преодолевать стеснительность, зажатость и боязнь того, что их не поймут и даже засмеют. Начинала я использование элементов ТРИЗ в своей работе с внедрения во все виды изобразительной деятельности нетрадиционных технологий и методов рисования, изготовления аппликации и лепки. Ведь нестандартный подход к изобразительной деятельности в детском саду стирает стереотипы, определенные штампы. Кроме того, применение различных форм организации занятий способствует раскрепощению внутреннего состояния, позволяет свободно располагаться в удобных местах: за столом, за мольбертом, на полу. Старалась так настроить ребят, чтобы они не пугались и не боялись сделать не так или неправильно. Ребята привыкли, что на рисовании или аппликации мы не просто перерисовываем готовый образец или делаем аппликацию, а в буквальном смысле слова «творим» чудеса. Рисуем, используя кляксографию, монотипию, рисуем парафином, по мокрой и мятой бумаге пользуемся зубными щетками и ватными палочками, рисуем ладошкой. В работе с пластилином ребятам очень нравится делать пластилиновые коллажи по сказкам, которые мы потом оформляем для выставки. Используем часто для лепки соленое тесто, оно более пластичное и мягкое, тем более, что после высыхания поделки из него можно раскрашивать в любой цвет. Также используются различные бросовые материалы (пуговицы, нитки, губки и пр.) Я взяла за правило предупреждать ребят о предстоящей теме работы и мы совместно решаем – каким способом будем ее делать. Вот вам и «мозговой штурм» в действии. И хоть дети об этом не догадываются, они очень рады, что с ними советуются и считаются с их мнением. Часто бывает, что ребята приходят под впечатлением от просмотренной сказки или прочитанной дома книги и предлагают нарисовать или сделать иллюстрации к сказке. Наша работа так и называется «Мы делаем иллюстрации к сказке». Потом все рисунки или аппликации собираем вместе, и получается целая книга.

Чем свободнее и раскованнее будут дети на занятиях, тем больше успехов в творческом развитии можно добиться.

Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Хорошо помогают в работе игры: «Сделай наоборот», «Представь себя на его месте», «Что в чем», «Да и нет». Часто использую метод «маленьких человечков», с помощью которого знакомлю детей с разными веществами (жидким, твердым и газообразным). Такие игры с использованием «маленьких человечков» можно проводить не только в группе, но и как подвижные во время прогулок или во время физкультминуток и пауз. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти», в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос».Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. И забывают ребята о том, что в обыденной жизни они заикаются, что боятся проявить инициативу, в игре они легко преодолевают застенчивость. Они настолько увлекаются процессом творчества и придумывания нового, что продолжают фантазировать и на прогулке, и, даже придя домой. Родители тоже не остаются в стороне, они ознакомлены с основными играми и методами ТРИЗ, поэтому и дома могут играть с детьми, помогая детям раскрывать свои творческие таланты. Недавно мы провели конкурс на лучшую сказку, написанную дома совместно родителями и детьми. Каждая семья постаралась на славу. Одни оформили сказку своими рисунками, другие нашли подходящие картинки. И сказки были необычные, хоть герои остались прежние. Мы читали все эти сказки с ребятами, просматривали иллюстрации. И сколько было гордости в глазах детей от сознания того, что они стали вместе с родителями сказочниками и сказки их оценили по достоинству. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают.

Читаем с детьми сказки В. Богата «О маленьком львенке и умной черепахе», в которых нужно помочь львенку найти способы решения проблемы. Ребята придумывают такие варианты, что даже взрослый с большим жизненным опытом не придумает. Тут главное – не мешать активному творчеству, а поощрять, внимательно слушать, не исправлять.

Кроме сказок В. Богата, по ТРИЗ написано много интересных книг и сказок, которые я стараюсь использовать и читать детям. Это такие книги, как А, А Гин «Задачи - сказки от кота Потряскина», М. Н. Шустерман «Новые приключения Колобка», а также очень полезная и удобная в работе книга с краткими конспектами занятий для детей, рассчитанными на два года Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Не обязательно использовать их дословно и подробно, можно взять лишь элементы, и занятие из обыкновенного уже превращается в интересное и, самое главное, побуждающее ребят мыслить и придумывать решение проблем самостоятельно, а не ждать подсказок взрослого, как это обычно бывает.

Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

Как и почему люди становятся гениями – неизвестно. Но почти все гении, по крайней мере, обладают двумя общими качествами: они постоянно стремятся к достижению какой-либо цели и с самого детства чувствуют себя уверенно и спокойно. Причина их замечательного развития связана с тем, что их поощряли в раннем детстве и способствовали развитию способностей. Так давайте же и мы будем развивать своих детей, чтобы они выросли творческими личностями.


 

Комментарии

Платонова Валентина Григорьевна

Очень интересна и актуальна Ваша работа Галина Андреевна! Я очень рада, что есть такие люди-энтузиасты, которые хотят внедрить в работу интересный и полезный для детей материал. Я тоже занималась внедрением ТРИЗ в деятельность воспитателей с детьми,но как старший воспитатель. Вначале было трудно, а затем эта работа набрала скорость и получила одобрение со стороны педагогов ДОУ. До сих пор учитель-логопед вспоминает как шло внедрение ТРИЗ в образовательную деятельность.

Авдеева Ксения Васильевна

Мне очень понравилась Ваша статья. Я тоже применяю эту технологию в сенсорной комнате с застенчивыми детьми и с детьми с низкой самооценкой. Дети не хотят уходить с таких занятий.

Куликова Наталья Эриковна

Уважаемая Галина Анатольевна.Благодаря таким людям ,как вы наша работа становится более интересной и увлекательной. Спасибо большое за ваш опыт, который несомненно пригодится очень многим педагогами мне в том числе.Очень интересная технология ,которая всегда даёт результат.Я в своей работе использую только элементы: составление загадок, мозговой штурм...

Вокуева Оксана Юрьевна

Очень понравилась Ваша статья, желаю вам творческих успехов

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересная статья.

Заплатина Светлана Михайловна

Ваша статья интересная.Спасибо за труд!

Ефимова Елена Евгеньевна

Очень интересная статья

Корнева Ирина Владимировна

Очень интересная и нужная статья. Сама работаю, используя в работе элементы ТРИЗ.

Дегтярева Галина Андреевна

Как и многие коллеги тоже давно использую приемы ТРИЗ.Спасибо за интересный опыт.

Здравствуйте, Галина Андреевна. Очень интересную статью Вы опубликовали. В ней содержатся практические советы по работе с ТРИЗ, которые крайне необходимы нам, педагогам. Я обязательно воспользуюсь ими в своей работе. Большое спасибо за актуальный материал.

Кудинова Галина Владимировна

Удачи вам в вашей работе!

Фенина Светлана Анатольевна

спасибо за статью. мы в своём ДОУ тоже используем элементы ТРИЗ технологии. работа интересная и, считаю, нужная. дети раскрепощаются, воображают, творят...

Гайдук Наталья Ивановна

Галина Андреевна! Ваша статья очень актуальна. Я работаю с детьми с нарушениями речи, психики. Это особенные дети и поход к ним нужен особенный. Мы активно используем в работе элементы этой технологии и видим неплохие результаты. Вы творческий, увлеченный человек! Я желаю вам новых идей и успехов!

Гурьева Наталья Александровна

Спасибо, Галина, за прекрасную статью! Удачи и успехов Вам!

Елена Гаврилова

Галина Андреевна,я сама занималась ТРИЗ в творческой группе и считаю, детям необходимо обучение по данной технологии. Решение проблемных ситуаций, развивается воображение, умение решать и выходить из предложенных ситуаций наиболее простым способом при наименьших затратах.

Федорцова Наталья Аркадьевна

Спасибо за полезную информацию. Попробую использовать данную технолологию в своей работе.

Бордунова Вера Николаевна

Спасибо. Материал интересно подобран!

Россова Маргарита Валериевна

Спасибо за статью! Всё понятно и интересно!

Сподобаева Ирина Михайловна

Спасибо за статью, интересно и полезно.

Малиновская Екатерина Владимировна

Спасибо за статью. Очень интересный и полезный материал.

Спасибо за хороший и качественный материал

Сторожева Галина Меркурьевна

Актуальная статья. Важна в работе с детьми в детском саду. Возьму на заметку.

Мальцева Оксана Валерьевна

О ТРИЗ слышала много в начале своей педагогической деятельности. Но стала заниматься этим вопросом лишь несколько лет назад. Очень интересная тема.

Мухановская Елена Васильевна

Спасибо, Галина Андреевна, за замечательную статью!В детском саду уже более 20 лет использую в работе элементы ТРИЗ, веду кружок изо деятельности по нетрадиционной технике рисования, во всех видах деятельности стараюсь, чтобы дети мыслили творчески, нестандартно, искали свои пути решения в любой ситуации. Результаты знаний детей очень хорошие. Я за ТРИЗ!!!

Бандурко Маргарита Леонидовна

Очень интересная и познавательная статья. Актуально. Спасибо.

Кузнецова Вера Ивановна

спасибо,за интересный материал.

Мурзинцева Анастасия Владимировна

Очень интересно, спасибо вам большое за ваш труд.